Главная » 2010 » Апрель » 24 » Инок, самовольно поселившийся в пещере, впал в бесовское обольщение, предсказывал силой вражьей; но, по настоянию игумена, был возвращен в м
22:28
Инок, самовольно поселившийся в пещере, впал в бесовское обольщение, предсказывал силой вражьей; но, по настоянию игумена, был возвращен в м
Один молодой инок, немного пожив в монастыре,
стал проситься у игумена на житье в пустыне. Сколько опытный старец ни
уговаривал его, чтобы не спешил приводить в исполнение свое намерение, инок
оставался непреклонен, и старец уступил. Ушел инок в пустыню и, найдя пещеру,
поселился в ней. Начал упражняться в богомыслии, молитве, посте. Чего бы,
кажется, лучше такой жизни? Но диавол не дремал. Сначала он стал смущать его
злыми помыслами, а когда это не помогло совратить инока с пути, начал
действовать иначе. Преобразившись в светлого ангела, он явился неопытному
подвижнику и сказал: "Знай, что ради твоей чистоты и доброй жизни послал меня
Господь служить тебе.” — "Да что же я сделал такого, чтобы служили мне ангелы?”
— воскликнул изумленный монах. Бес отвечал: "Все, что ты сделал доселе, велико
и высоко пред Богом. Ты оставил мир и сделался монахом, ты постоянно утруждаешь
себя молитвами и постом, ты даже в пустыню ушел. Как же ангелам не служить
тебе?” Задели за живое монаха эти бесовские слова, и стал он думать: "А что,
ведь и в самом деле, должно быть, я велик и высок пред Богом!” Диавол же между
тем продолжал свое дело и все являлся ему, а, чтобы скорее погубить его, к
прежним козням присоединил новую. Некий человек, которого обокрали, задумал
спросить о краже упомянутого инока. В это время диавол, явившись последнему,
сказал: "Человеку, который придет к тебе, укажи, что украденное лежит в
таком-то месте.” Обокраденный действительно пришел, и монах, указав, где
краденое, возвратил его. За эту услугу тот человек прославил его по всей
стране, как пророка, и вот стало стекаться к монаху множество народу, и всем он
предсказывал, и слава его повсюду распространялась. Наконец, диавол окончательно
задумал погубить его. Явившись ему снова, он сказал: "Знай, отче, что ради
ангелоподобного и непорочного твоего жития скоро явятся к тебе другие ангелы и
с телом возьмут тебя на небеса, и там будешь вечно царствовать со всеми
святыми.” Услыхав это, инок смутился и, через приносившего пищу брата, попросил
к себе на совет игумена. Тот не замедлил прийти. "Ах! — увидев его, воскликнул
прельщенный, — чем я заплачу тебе, отче, за все, что ты сделал для меня?” — "Да
что ж я сделал для тебя?” — спросил игумен. "Да как же, — отвечал монах, —
через тебя я сподобился принять ангельский образ, ради тебя получил пророческий
дар, ради тебя вижу ангелов и завтра через них имею быть вознесенным на
небеса!” Из себя вышел старец, выслушав бредни и, строго укорив его, в
заключение сказал: "Не выйду от тебя до тех пор, пока сам своими глазами не
увижу того, что готовится тебе.” И, затворившись, остался с иноком в вертепе.
Наступил час исполнения диавольского обещания, и инок, увидев бесов,
воскликнул: "Вот, отче, пришли!” Тогда игумен, схватив его, сказал: "Господи
Иисусе Христе, Сыне Божий, помоги ему, прельстившемуся рабу, и не предай его
нечистым бесам в обладание!” Бесы окружили прельщенного и старались вырвать его
из рук старца, но последний запретил им, и они, не имея возможности взять того,
кто был почти совсем уже в их руках, схватили его мантию и скрылись. Когда
через некоторое время похищенная мантия слетела сверху и упала на землю, старец
сказал иноку: "Видишь ли, безумный, что сделали бесы с твоей мантией? Ведь
точно так же они хотели поступить и с тобой, и ты бы предал им окаянную свою
душу.” Затем он снова взял его в монастырь, заставил служить в пекарне и
поварне и участвовать в прочих монастырских службах и этим, смирив его помыслы,
спас инока. (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 363).