Индийский царь Авенир до принятия крещения был злым
гонителем христиан. Однажды он издал повеление, чтобы все жившие в его
царстве монахи в продолжение трех дней непременно оставили страну и
искали себе убежище, где хотели. Тем же, которые не исполнят его
повеления, угрожал смертью. Вскоре после этого во время поездки на
охоту Авениру довелось встретиться с двумя иноками. Увидя их, царь
пришел в сильное раздражение и с гневом сказал им: "Что же? Разве вы не
знаете, что в три дня вы все должны были оставить мою страну?” —
"Знаем, — отвечали иноки, — и вышли из твоей страны. А то, что ныне
проходим здесь, так это для того, чтобы доставить пищу оставшимся
братиям.” — "Да какая же им пища нужна, — вскричал царь, — когда они
осуждены на смерть? Разве вы не знаете, что все приговоренные к смерти
находятся в ужасе и печали и не требуют пищи?” — "Нет, царь, не все
осужденные на смерть находятся в страхе и печали, — отвечали иноки, —
ужасаются смерти только те из них, которые ничего хорошего не ожидают
для себя в Будущей Жизни и к земным благам настолько привязаны, что с
величайшим трудом расстаются с ними. Мы же, оставив этот мир и все, что
в нем, проходя ради Христа узкий и прискорбный путь, смерти не боимся,
потому что любовь имеем лишь к небесному и смерть вожделенна для нас,
как скорейшее прохождение к Жизни лучшей и Вечной.” — "Но, однако, —
сказал царь, — вы вышли из моей страны, значит, на самом деле боитесь
смерти.” — "Нет, царь, не из-за страха смерти мы вышли из твоей страны,
— отвечали иноки, — а из-за жалости к тебе, чтобы не подвергнуть тебя
за умерщвление нас большему осуждению. А уж если нашей смерти
непременно желаешь, то опять повторяем тебе, что она для нас не
страшна.” Слыша это, Авенир еще больше разгневался и тотчас повелел
предать иноков злой смерти — сжечь. Так, заключает сказание, "смерть
приняв, Христовы угодники огнем и мученический подвиг и венцы
получили.” (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 214).
|