Поведал авва Елисей, ученик аввы Исайи: "В юности
приключилась со мной болезнь, от которой я находился при смерти. Отец,
прилагая особенное старание о моем излечении, ежедневно приглашал ко
мне врачей. Врачи, потрудившись много, ни в чем не преуспели и,
наконец, сказали отцу: "Юноша умрет прежде истечения трех дней.” Отец
мой, услышав это, был поражен скорбью. Обливаясь слезами, он поспешил в
церковь святого евангелиста Марка и нашел там, как после рассказывал,
престарелого монаха. Увидев отца печальным, монах спросил: "Что с
тобой, господин Прокопий? О чем скорбишь?” Отец отвечал: "Тот, Кто
открыл тебе мое имя, откроет и причину моей печали.” Старец сказал:
"Пойдем в твой дом.” Старец, придя в наш дом, посмотрел меня и сказал
отцу: "Приведи свою супругу.” Мать моя была христолюбива и
монахолюбива, отец же ненавидел монахов. Старец сказал ему: "Бог ищет
от тебя исполнения трех заповедей, и если соблюдешь их, то Он дарует
жизнь твоему сыну.” Отец мой сказал: "Свидетельствую святым
евангелистом Марком исполнить то, что ты мне заповедуешь.” Старец
сказал: "Вот уже пятнадцать лет, как ты прелюбодействуешь и
блудодействуешь, оскверняя ложе своей жены, за это Бог посек
преждевременной смертью пятерых твоих детей. Во-вторых, этого юношу не
сочетай браком, но предоставь ему возможность вступить в монашество.
В-третьих, с арианами и феодосиянами не будь более в общении.” Отец мой
сказал ему: "Сохраню слова твои во все дни моей жизни.” Старец
помолился, и я выздоровел на третий день. После этого я прожил у отца
три года. По их истечении отец обручил меня с племянницей жены
начальника. Когда отец приготовлял все нужное к браку, лютый бес
привязался к обрученной со мной отроковице и начал немилосердно мучить
ее. Ее родители и мой отец в продолжение семнадцати месяцев водили ее
везде и всюду по церквам, подавая милостыню, даже обращались к волхвам
и чародеям, но нисколько не преуспели: девица пришла в худшее
состояние. С общего согласия и совета они привели ее к отцу Макарию. (Имеется
в виду не Макарий Великий, основатель скита, живший в IV веке, а другой
— настоятель скита, живший в V-VI столетиях. Под руководством этого
Макария в скиту подвизалась в мужском одеянии под именем Дорофея
преподобная Аполлинария, оставившая Константинополь при императоре
Феодосии Младшем, Ч.-М., январь, 5 дня. Вероятно, этот Макарий
беседовал о дерзости с аввой Агафоном, современником Пимена Великого.)
Туда пошел и я, и мой отец. Старец, взяв елей и сотворив молитву над
ним, повелел матери девицы омыть ее и потом помазать елеем с головы до
ног. Когда она была помазана, то бес начал взывать: "Горе, горе!” Выйдя
из отроковицы, он напал на меня и в семь крат сильнее мучил меня. Так я
провел тридцать дней, жестоко мучимый бесом. И вот приходит тот старец,
который прежде разговаривал с моим отцом и исцелил меня от болезни.
Отец, увидев его, убежал от него. Старец, взяв меня, привел в свою
келию. Проведя всю ночь в молитве и коленопреклонениях, он отогнал беса
от меня, потом остриг волосы на моей голове, облек меня в монашеский
образ и вручил авве Исайи. Авва Исайя имел и другого ученика, по имени
Петр. Прожил я у аввы девять месяцев.
Отец мой, услышав о случившемся, послал ко мне
четырех слуг с восемью верблюдами, груженными всякого рода съестными
припасами, послал и письмо. Взяв письмо и прочитав его, я заплакал.
Отец Исайя, увидев письмо, отнял его и разорвал. Когда же я
вознегодовал на него, старец начал меня укорять в присутствии слуг
моего отца. С этого часа объял меня бес ненависти, я не мог ни видеть
старца, ни слышать его голоса, я смотрел на него как на скомороха,
слова его казались мне стрелами, обоюдоострым мечом. Стоя с ним на
молитве и бдениях, я проклинал его. От великой ненависти и омерзения,
которые питал к нему, я несколько раз вставал ночью, чтоб убить его, но
останавливался, опасаясь жившего с ним его ученика Петра. Старец не
переставал наставлять меня, иногда увещая, иногда и угрожая. Когда я
шел причащаться Святых Тайн, то он мне запрещал и отгонял с укоризнами.
Также отлучал меня и от трапезы, говоря: "Не дам тебе пищи, пока не
скажешь: "Согрешил я, прости меня.” Но я делал все наперекор: крал и ел
тайно. Когда старец стоял на молитве, я сидел; когда он упражнялся в
бдениях, я спал; когда он плакал, я смеялся. Настолько я был послушлив
бесу! Бес начал мне показывать неподобные мечтания на старца в
сновидениях. Я, несчастный, верил этим мечтаниям, а потом начал часто
наяву видеть то, что прежде представлялось мне во сне. Таким образом,
вкралась в меня доверенность к скверным и нечистым помыслам на старца,
истекавшим из моего сердца и смущавшим меня, и я стал соглашаться с
ними. Бесы внутренне смущали меня помыслами, а извне являвшимися мне
привидениями возбуждали во мне ярость, гнев и огорчение. Бес гордости,
или, лучше сказать, погибели, сделался моим учителем. Чему он научал
меня тайно и сокровенно, то начал я произносить перед всеми. Я говорил
в горести: "Кто этот льстец и лицемер низкого происхождения? Я, будучи
происхождением из такого-то города и такого-то рода, сын благородных,
богатых родителей, имеющих столько разного скота, сделался учеником,
или, в сущности, рабом! Предстою ему, как слуга, подаю воду на руки,
приготовляю трапезу, ношу воду, собираю дрова, работаю, как раб! Он бы
должен для меня работать и повиноваться мне, а не я ему! Сколько
неприятностей, огорчений, скорби и печали, укоризн и бед я потерпел от
него! Сколько он принуждал меня алкать, жаждать, бдеть и лежать на
голой земле! Сколько он меня уничижал! Сколько сделал мне зла!” Когда
бес внушал мне это, я все более и более предавался гневу, почитая себя
обиженным, много пострадавшим.
Помысл говорил мне: "Уйди от проклятого и пребывай
наедине в келии, подобно всем отцам, он — не монах и не христианин.” От
таких помышлений я начал снова видеть сны о старце, будто он играет с
женщиной и скачет перед кумирами. Вверившись снам, я утвердился в
мысли, что старец — враг Божий и друг бесам. Вдали от скита на
расстоянии девяти стадий было эллинское капище, посреди которого стоял
мраморный кумир. Старец имел обычай каждую субботу выходить из скита и,
сидя в капище, предаваться плачу; были там и гробы язычников. И
показывалось мне во сне не один раз, что старец приносит жертву и
поклоняется идолам, а я почитал сны эти истинными. Однажды в час, когда
старец обыкновенно уходил в капище, опередив его, я вышел из келии и
спрятался внутри капища в кустарнике. Вижу, идет старец, впереди него
женщина. Женщина вошла, вижу, она молится и поклоняется идолу. Когда
она окончила молитву, вижу, старец пришел, поклоняется идолу, целует
жену и впадает с ней в любодеяние. Потом старец возвратился в скит, а
жена — на луг. Это видел я семь раз ясно и, твердо уверившись в этом,
начал садиться возле келии и говорить братиям, приходившим к старцу
пользы ради: "Братия! Этот отец — блудник и идолослужитель. Вы
прельщаетесь, приходя к нему!” Так я говорил инокам, приходившим к
старцу, в течение четырех месяцев. Но сколько я ни старался возбранить
им приход к старцу, они, руководимые благодатью Божией, продолжали
ходить к нему. Видя это, я, несчастный, сокрушался и, воздевая руки к
небу, восклицал: "Господи, даруй мне терпение!” Я, несчастный и
страстный, думал, что терплю за правду, и, как делающий добродетель,
говорил, воздыхая: "Слава Тебе, Боже! От какой чести в какое пришел я
бесчестье и чем сделался!” И плакал.
Старец, видя меня в таком положении, говорил: "Чадо
доброе! Очисти свое сердце, смири свои помышления, возлюби смирение
Христово, гнушайся гордости и внимай себе.” Когда он говорил это, я
гневался, огорчался и смущался. Слова его казались мне разожженными
стрелами, снедающим меня смрадом. Помысл внутренне не переставал
смущать меня, говоря: "Уйди из келии старца, а если можно и из скита.
Смотря на этого старца, не сможешь спастись.” Я говорил сам себе: "За
что терплю такие страдания? В мире я не впал ни в блуд, ни в
прелюбодеяние, ни в воровство, ни в убийство.” Помысл, или, правильнее,
бес, говорил мне: "Ты страдаешь по справедливости: ты оскорбил отца,
мать, сродников и друзей, оставил святых отцов, пришел иночествовать к
этому обманщику, порочной нравственности, немилосердному и дерзкому.”
Бес внушал мне это и находил меня готовым к принятию скверных и злых
помыслов. Будучи погребен во тьме, я думал, что хожу в свете, будучи
сатаной, почитал себя монахом и, вместо того чтобы осуждать и хулить
себя, осуждал раба Божия. Когда я находился в такой буре от смущения
помыслов, отец мой известил меня письмом, что мать моя умирает. Приди,
писал он, повидаться с ней, прежде чем она умрет. Прочитав письмо, я
сказал отцу Петру: "Я ухожу, мне необходимо повидаться с матерью.” Брат
пошел и сказал об этом старцу. Старец, придя ко мне, начал говорить:
"Чадо доброе! Пребывай здесь с терпением, ради Бога, оставя пристрастие
к отцу и матери: мы имеем в Боге Отца и Мать, Промысл Его устроит и
нам, и родителям твоим полезное. Если же ты не послушаешь меня и
пойдешь, то родителям не принесешь никакой пользы, а себе повредишь.
Впоследствии будешь раскаиваться в своем поступке, но будет поздно.
Впрочем, отступление твое накажет тебя.”
Услышав это от старца и по бесовскому действию
воспламенившись гневом, я отвечал ему: "Обманщик, идолослужитель,
блудник и прелюбодей! Хочешь сделать меня подобным себе идолослужителем
и блудником!” Старец отвечал на это: "Благодать Божия в устах твоих,
чадо!” Я продолжал кричать: "Обманщик! Идолослужитель!” Так что многие
из отцов стеклись на мой голос, и все старцы меня укоряли и проклинали.
Я, наущаемый бесом, схватил свою одежду, разодрал ее во гневе сверху
донизу и, бросив в лицо старцу, вышел нагим из келии. У одного из
старцев украл праздничную одежду и отправился в Александрию. Я нашел
мать свою уже умершей, а отца больным. По истечении трех дней скончался
и отец. В то время как я заботился об оставшемся богатом наследстве и
раскаивался в том, что принял монашество. Настал вечер. Я лег в постель
и, помышляя о ските и отце Исайи, со стенанием говорил: "Слава Тебе,
Христе Боже мой! Ты избавил меня от обманщика, лживого старца.” Едва я
произнес эти слова, как услышал голос, подобный грому. Голос
проговорил: "Пагуба и всегубительство дому Прокопиеву!” Тотчас поднялся
ветер и дом загорелся с четырех углов. Я вскочил в смущении и едва
успел со всеми, кто был в доме, выбежать из него: огонь со всех сторон
охватил его. Сбежались жители Александрии, но не могли оказать никакой
помощи: пламя пожрало и сами камни. Я стоял посрамленный и стыдился,
помышляя о случившемся. От великой печали и уныния пошел в церковь
святого Мины и повергся на церковный помост. Опять бес, приняв подобие
мученика, сказал мне: "Знай, что виной всего случившегося с тобой —
отец Исайя.” Придя в себя, я сказал: "Точно! Этот обманщик — чародей,
он послал бесов попалить мой дом.” Утром, встав, пошел я к Патриарху и
сказал: "Владыко! Отомсти за меня идолослужителю, отцу Исайи. Он своим
волхованием сжег мой дом и все, что было в нем.” Патриарх сказал мне: "Да онемеют уста лживые, которые против праведника говорят злое”
(Пс. 30:19). Когда Патриарх произнес эти слова, я увидел мурина,
который стал бить меня огненным жезлом и облек меня в железную броню. Я
упал к ногам Патриарха, неиствуя. Тогда Патриарх простер ко мне руку и
узы языка моего разрешились. Но семь месяцев провел я, мучимый лютым
велиаром и представляя собой для всех зрелище, достойное сожаления.
Нужно было связывать меня железными цепями: я бил себя и всех
окружающих, ел человеческие извержения. Христолюбивые люди, сожалея обо
мне, одевали меня, потому что я скитался нагой, раздирал свою плоть и
одежду, муча себя и толкая встречающихся. От недостатка в пище, от
грязи и нечистоты, в которых я валялся, тело мое покрылось струпьями,
подобно чешуе. Христолюбцы города Александрии, встретив некоторых
скитских отцов, привели их ко мне. Но отцы не узнавали меня. Тогда
христолюбцы сказали: "Это Прокопиев сын, принявший монашество у аввы
Исайи.” Отцы сказали: "Окажите любовь, доставьте его в скит.”
Христолюбцы приискали проводника с верблюдом, дали ему золотую монету
и, связав мне руки и ноги, отправили в скит. Скитские отцы собрались в
Великую церковь, совершили всенощное бдение, молились обо мне и,
помазав все тело мое елеем, отогнали от меня беса. Однако раны и
струпья продолжали мучить меня. Тогда я, недостойный и грешный,
рассказал им подробно обо всем случившемся со мной, поведал о моем
бедствии и умолял, чтоб явили мне милость, умолили старца принять меня
на покаяние и не допустить ко мне нового искушения от беса. Старцы
пошли и привели отца Петра, ученика аввы Исайи, жившего со мной. Он,
увидев меня лежащим и тело мое, сгнившее от ран и струпьев (отцы, желая
преклонить старца к милости и сожалению, сняли с меня одежду, в которой
я был, и нагого положили на рогоже), повергся на меня, и не было конца
его слезам. Я лежал в трепете, не смея и взглянуть на него. Затем отец
Петр вместе с другими отцами привел отца Исайю. Когда я увидел старца,
идущего ко мне, то воззвал: "Раб Божий, помилуй меня, прельщенного
бесом! Не оставь меня в совершенную радость и веселие душегубительному
врагу! Довольно я наказан, мучен был по справедливости!” Старец,
проплакав довольно долго, сказал мне: "Чадо! Познал ли, что падение
бывает наказанием для гордых?” Я сказал: "Познал, отец мой! Познал из
того, что случилось со мной, и научился из того, чему подвергся! Я
уверовал, что Господь правосудно воздает каждому по его делам.” Старец,
знаменовав меня крестным знамением, сказал: "Бог, Создатель всякой
твари, да простит мимошедшее и да исправит будущее.” Положили меня на
одр и отнесли в келию. Через несколько дней я исцелился благодатью
Христовой и молитвами старца. Исполнились на мне слова пророка: челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе (Пс. 31:9); и еще: много скорбей нечестивому (Пс. 31:10. Еп. Игнатий. Отечник. С. 154. № 100).
|