"Были, — говорит в одной из своих притч преподобный Варлаам, — у одного
человека три друга. Первых двух он особенно любил и до самой смерти
готов был жертвовать для них всем. К третьему же относился с
небрежением и питал мало расположения. Но вот случилось, что к этому
человеку являются от царя воины и с угрозами велят ему скорее прибыть к
царю, чтобы отчитаться в долге в десять тысяч талантов серебра. Не имея
ничего, чем бы он мог расплатиться, пошел он искать помощи у своих
друзей. Приходит к первому, рассказывает о своей беде и просит помочь.
Но друг, которого он так любил, говорит: "Я тебе не друг и не знаю, кто
ты, у меня теперь без тебя много друзей, и я иду с ними веселиться. А
когда этих не будет, другие появятся. На вот тебе, пожалуй, два рубища,
оденься в них, а больше от меня ничего не жди.” Тогда человек пошел к
другому своему другу, которого тоже очень любил, и сказал: "Вспомни,
как я дорожил твоей дружбой и какой ты от меня сподоблялся чести.
Теперь я нахожусь в скорби и в великой беде, помоги мне.” Тот отвечал:
"Сегодня я занят, да и сам пребываю в горе. Пожалуй, провожу тебя
немного до царя, но больше ничего от меня не жди.” Так человек с
пустыми руками вернулся от своих самых близких друзей. Пошел к третьему
другу, которым он до сих пор почти что пренебрегал. Вошел к нему с
унылым и пристыженным лицом и сказал: "Не смею и уст раскрыть, чтобы
говорить с тобой, потому что никакого добра я тебе не сделал и никакого
почтения никогда не оказал, но пришло и ко мне
...
Читать дальше »
Просмотров:
828
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
02.04.2010
|
|
Один брат, отказавшись от мира и раздав свое имение нищим, оставил
немного средств для собственного употребления и пришел к авве Антонию.
Старец, узнав о том, сказал ему: "Если ты хочешь быть монахом, то пойди
в такое-то село, купи мяса, обложи им свое нагое тело и так приди
сюда.” Когда брат это сделал, то собаки и птицы истерзали его тело.
Когда он вернулся к старцу, тот спросил, исполнен ли его совет? Брат
показал ему свое израненное тело. Святой Антоний сказал: "Так нападают
демоны и терзают тех, кто, отрекшись мира, хочет иметь деньги!”
(Достопамятные сказания. С. 8).
Просмотров:
778
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
02.04.2010
|
|
Соловецкий игумен Иринарх, глубоко уважая Елеазара, нередко и сам
посещал его для духовной беседы и приглашал через слугу к себе в
монастырь. Однажды является этот слуга с лошадью, заложенной в сани.
Подъехав к окну келии, он передал от игумена поклон и приглашение
приехать в монастырь. Елеазар начал собираться в путь и раньше
обыкновенного совершил утреннее молитвенное правило. Заметив, что
посланный часто уходит из келии во время службы, он спросил его: "Зачем
так часто отлучаешься из келии?” — "Лошадь посматриваю, не смирно
стоит,” — был ответ. По окончании молитвы Елеазар хотел перед отъездом
вкусить пищи и угостить приезжего, но лишь только произнес: "И не введи
нас во искушение, но избави нас от лукавого,” — мнимый слуга мгновенно
исчез. С ужасом подвижник взглянул в окно, но на дворе не было даже и
следов приезжего. Тогда он понял, что это было искушение от диавола, и
возблагодарил Господа Бога, не допустившего посмеяться над ним врагу.
(Соловецкий патерик. С. 89).
Просмотров:
784
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
02.04.2010
|
|
Авва Макарий жил в глубокой пустыне. Он жил в ней один, отшельником, а
несколько ниже была другая пустыня, в которой жило много братий.
Однажды старец смотрит на дорогу и видит: идет сатана в человеческом
образе и проходит мимо него. Шел он в длинной льняной одежде, которая
была вся в дырах. И в этих дырах висели сосуды. Великий старец спросил
его: "Куда идешь?” Сатана отвечал: "Иду навестить братию.” — "Для чего
же у тебя эти сосуды?” — спросил опять старец. Он отвечал: "Несу пищу
для братии.” Старец спросил: "И все это с пищей?” — "Да, — отвечал
сатана, — если кому одно не понравится, дам другое, если не это, так
получит третье. Какое-нибудь, конечно, же понравится.” Сказав это, он
пошел. Старец продолжал смотреть на дорогу до тех пор, пока он не
вернулся. Как только старец увидел его, произнес: "Здравствуй!” — "Как
же мне здравствовать?!” — отвечал сатана. "Почему же?” — спросил его
старец. "Потому что все обошлись со мной сурово, никто не принял меня.”
Старец спросил его: "И так не оказалось у тебя там ни одного друга?” —
"Нет, только один монах у меня там приятель, он слушается меня и, когда
увидит, кружится, как ветер.” Старец спросил его: "Как зовут этого
брата?” — "Феопемпт,” — ответил сатана и ушел. Авва Макарий встал и
пошел в ту самую пустыню, что располагалась несколько ниже. Братия,
узнав об этом, взяли пальмовые ветви и вышли ему навстречу. Между тем
каждый из них готовился, думая, что старец остановится у него. Но он
спросил, кого из них зовут Феопемптом? Когда
...
Читать дальше »
Просмотров:
842
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
02.04.2010
|
|
Авва Маркелл рассказал братии следующее. Однажды, когда встал он ночью
на молитву, вдруг услышал трубный звук и шум, как будто от воинской
брани. Старец пришел в смятение и недоумевал: откуда этот трубный звук
и какая брань может быть в пустыне? Когда он так размышлял, вдруг
предстал перед ним бес и закричал: "Что задумался? Подлинно, здесь
происходит брань, но если не хочешь, чтобы мы с тобой воевали, то
ступай и спи, и не будем нападать. С ленивыми мы не воюем, а имеем дело
лишь с постниками и с бдящими в молитвах. Лишь с ними у нас брань.”
(Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 496).
Просмотров:
838
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
02.04.2010
|
|
Сын одной матери, молодой человек, вел жизнь рассеянную. Скорбящая мать
открыла свою скорбь преподобному Макарию Овручскому и просила его
помочь. Преподобный взялся врачевать больного душой сына. Он то
призывал его к себе, то бывал в доме матери, уговаривая сына прийти в
себя. Рассеянный сын, долго не внимавший ничему, как-то раз спросил:
"Зачем принуждают долго молиться?” Преподобный отвечал: "Долгие молитвы
совершают иноки по обету, и это к тебе не относится. Но вот что
относится к тебе: оставаться без молитвы — то же, что осудить душу на
голодную смерть. Читай одну молитву "Отче наш” и в ней найдешь все: и
свет богопознания, и уроки жизни, и утешение, и силу для духа. Прочесть
эту молитву со вниманием, думаю, нетрудно.” Рассеянный сын послушался,
И что же вышло? Прочтя раз молитву, он захотел прочесть ее в другой и в
третий раз. Затем молитва до того полюбилась ему, что он стал читать ее
часто и, читая, учился добру, стал трудиться, жить со вниманием к себе,
переменился во всем и был утехой матери до гроба. (Прот. А. Хойнацкий.
Волыно-Почаевский патерик. С. 216).
Просмотров:
797
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
02.04.2010
|
|
Жил некогда в Царьграде один человек, весьма славный, и богатый, и
милостивый к бедным. Но был у него один порок: он всю свою жизнь провел
в грехе прелюбодеяния и в старости без покаяния в этом грехе скончался.
После его смерти у Патриарха Германа с его епископами о душе умершего
произошел спор. Одни говорили, что умерший спасен, ибо написано, что
"избавление мужу есть богатство,” а другие, напротив, говорили, что
умерший погиб, потому что сказано: в чем застану, в том и сужу.
После этого Патриарх повелел всем монастырям и затворникам молиться об
умершем Богу, чтобы Он открыл его загробную участь. И Господь открыл
одному затворнику, где пребывает та душа. Затворник этот призвал
Патриарха и при всем народе сказал ему: "В эту ночь во время молитвы я
увидел некое место, с правой стороны которого был рай, исполненный
неизреченных благ, а с левой — огненное озеро, из которого пламень
восходил до облаков. Между раем и страшным пламенем стоял привязанный
умерший муж и, взирая на рай, громко стонал и горько рыдал. И подошел к
нему светоносный Ангел и сказал: "Что напрасно стонешь? Вот ради твоей
милости ты от муки избавлен, а за то, что не оставил своего беззакония
до смерти, лишен ты блаженного рая.” Слыша это, Патриарх и бывшие с
ним, одержимые страхом, сказали: — Правду говорит Апостол: " Бегайте блуда”
(1 Кор. 6:18). И что теперь скажут говорившие: "Если мы и блуд творим,
но зато милостыней своей будем избавлены от наказания”? Вот и умершему
нужно было и милостыню тв
...
Читать дальше »
Просмотров:
829
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
02.04.2010
|
|
В некоем городе жил один юноша, который сотворил много зла, и ремеслом
его было то, что он обкрадывал мертвецов, Но вот однажды благодать
Божия коснулась его сердца, ужаснулся он своих злых дел, вспомнил Божий
суд и решился в покаянии и смирении провести остаток жизни. Придя к
пещерам, где лежали обворованные им мертвецы, он сначала горько плакал,
не смея даже произнести имени Божия, а потом и совсем затворился в
одной из пещер. Но тут и началась ужасная для него бесовская брань.
Прошла неделя его жития в гробищах, и бесовские полчища явились и
возопили: "Где же этот скверный и нечистый, который, пресытившись
грехом, теперь хочет показать себя целомудренным и благочестивым?
Неужели думаешь быть помилованным, содеяв столько зол? Выходи скорее
отсюда и приступай к своим прежним делам. Блудницы и скупщики краденого
уже ждут тебя. Что же не идешь, чтобы удовлетворить свои скверные
желания? Смотри, если не пойдешь, то мы возьмем свое. И к чему так
морить себя? И ты, окаянный, думаешь избежать муки? Не наш ли ты? И
потому не всем ли нам повинен? Посмеешь ли что-либо на все это ответить
нам?” Так вопили бесы. Но юноша при всей своей горячей вере в
беспредельное милосердие Божие к кающимся грешникам укреплялся Божиими
помощью и силой и бесам ничего не отвечал. Долго-долго бесы продолжали
мучить его своими воплями, но видели, что это мало помогает, и для
того, чтобы опять взять юношу в свои руки, по попущению Божию начали
наносить зло и его телу. Бесы много раз так сильно били его, чт
...
Читать дальше »
Просмотров:
750
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
02.04.2010
|
|
Увидев девицу, двадцать пять лет пребывавшую в безмолвии, авва Серапион
сказал ей: "Что ты сидишь здесь?” — "Я не сижу, — отвечала она ему, — а
иду.” — "Куда же ты идешь?” — спросил ее Серапион. "К Богу моему,” —
отвечала девица. Говорит ей раб Божий: "Жива ты или умерла?” Она
говорит ему: "Верую Богу моему, что умерла для мира, ибо кто живет по
плоти, тот не пойдет к Богу.” Услышав это, блаженный Серапион сказал
ей: "Чтобы уверить меня в том, что ты умерла для мира, сделай то, что я
делаю.” Она отвечала ему: "Приказывай только возможное, и я сделаю.” Он
отвечал деве, что для мертвого, подобного ей, все возможно, кроме
нечестья, и потом сказал ей: "Сойди вниз и пройдись.” — "Я не выхожу
двадцать пять лет, — отвечала она ему, — как же теперь пойду?” — "Вот,
— сказал Серапион, — не говорила ли ты: я умерла для этого мира?
Очевидно, потому, что и мир для тебя не существует. А если так, то
мертвый ничего не чувствует, и для тебя должно быть все равно — выйти
или не выходить.” Девица, услышав это, пошла. Когда она вышла и дошла
до церкви, блаженный сказал ей: "Если хочешь уверить меня в том, что ты
умерла и уже не живешь для людей, чтоб угождать им, сделай то, что я
могу сделать, и тогда убедишь меня, что ты действительно умерла для
этого мира.” — "Что же, — спросила девица, — должна я сделать?” —
"Сними с себя платье, как я, — сказал он, — положи на плечи и иди по
городу, а я без стыда пойду впереди тебя.” — "Но если, — отвечала она,
— я сделаю это, то многих соблазню таким бесст
...
Читать дальше »
Просмотров:
867
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
02.04.2010
|
|
Борьба с гневом ставилась великими подвижниками благочестия, в
частности преподобным Серафимом Саровским, в большую заслугу
борющемуся. Однажды пустынножитель Марк спросил преподобного Серафима:
"Кто в нашей обители выше всех предстоит перед лицом Божиим?” Старец,
недолго думая, сказал: "Повар из бывших солдат на кухне.” И объяснил
при этом свои слова так: "Характер у повара от природы огненный. Он
готов в запальчивости убить человека, но его непрестанная борьба внутри
души привлекает к нему великое благоволение Божие. За такую борьбу ему
подается свыше благодатная сила Святого Духа, ибо непреложно Божие
слово, которое говорит: "Побеждающему (себя) дам место сесть с Собой и
облеку в белые одежды.” И, наоборот, если человек не борется с собой,
то доходит до ужасного ожесточения, которое влечет душу к верной гибели
и отчаянию. (Троицкие листки с луга духовного. С. 81).
Просмотров:
1543
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
02.04.2010
|
|
Некто Исаак-монах рассказывал следующий случай из своей жизни.
"Однажды, — говорил он, — я поссорился с братом и стал гневаться на
него. Между тем, сидя как-то за своим рукоделием, я вспомнил о своей
ссоре, раскаялся и, движимый страхом ответственности перед Богом,
думал: "Что мне делать?” В это время вошел ко мне какой-то юноша и, не
сотворив, как следовало, крестного знамения, сказал: "Ты согрешил и
тревожишься, доверься мне и будешь спокоен.” Я же, поняв, что это
диавол, отвечал: "Уйди, ибо ты не от Бога.” Он же говорит: "Жаль мне
тебя: дело свое ты губишь, а все-таки ты мой.” — "Нет, — говорю, — не
твой я, диавол, а Божий.” Он сказал: "Гнев держащих и зло помнящих Бог
передал нам. Ты же три недели гневаешься на своего брата.” Я отвечал:
"Лжешь.” А он: "Ты зло имеешь на него, а держащих злопамятство ожидает
геенский огонь, и я к таким людям приставлен, и ты — мой.” Услышав это,
я тотчас же пошел к брату, поклонился ему и примирился с ним. Что же?
Возвратившись домой, я увидел, что диавол, не потерпев моего
примирения, из злобы, сжег мое рукоделие и рогожу, которую я
обыкновенно подстилал, когда молился.
Просмотров:
806
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
02.04.2010
|
| |