Авва Иоанн, по прозванию Молива, рассказал нам о старце Стефане. Он
очень ослаб и заболел. Тогда врачи заставили его есть мясное. У
блаженного старца был в миру брат, человек благочестивой, богоугодной
жизни. Однажды брат-мирянин пришел к брату-пресвитеру и, застав его за
вкушением мясной пищи, смутился, что после великих подвигов воздержания
под конец жизни брат разрешил себе мясную пищу. И вот внезапно в
состоянии духовного восторга он увидел перед собой незнакомца,
говорившего ему: "Зачем ты соблазняешься тем, что старец вкушает мясо?
Или ты не знаешь, что он делает это по необходимости и послушания ради?
Воистину тебе не следовало соблазняться. Хочешь ли видеть, какой славы
достоин твой брат? Обратись назад и смотри.” Повернувшись, он увидел
своего брата пригвожденным ко кресту, как Христос. "Вот какой славы
сподобился брат твой! Воздай же славу Тому, Кто прославляет истинно
любящих Его!” (Луг духовный. С. 79).
Просмотров:
735
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
21.04.2010
|
|
Об авве Пахомии говорили, что однажды труп мертвого
несли по дороге. Встретив погребальную процессию, авва Пахомии увидел
двух Ангелов, сопровождающих мертвого сзади одра, и, размышляя о них,
просил Бога, чтобы Он открыл ему касательно их. Пришли два Ангела к
нему, и спросил он их: "Зачем вы, будучи Ангелами, сопровождаете
мертвого?” И сказали ему Ангелы: "Один из нас — Ангел среды, другой —
пятка. И поскольку до тех пор, пока не умер он, душа его не переставала
поститься в среду и пяток, то мы сопровождаем этот труп. Так как даже
до смерти своей сохранял он пост, то и мы прославляем его, добре
подвизавшегося для Господа.” (Древний патерик. 1874. С. 406. № 26).
Просмотров:
877
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
21.04.2010
|
|
Однажды татары взяли в плен двух родных братьев-бояр. Один из них
постился в понедельник, не вкушая в этот день скоромной пищи. Когда же
агаряне начали принуждать братьев есть их кушанья, они не покорились и
остались голодными в течение целого дня. На другой день непривыкший
поститься не выдержал и начал есть агарянские яства. Брат, соблюдавший
пост по понедельникам, не покорился и продолжал оставаться голодным.
Агаряне начали бить его и принуждать к повиновению. Пребывая три дня
без пищи, перенося побои, брат не покорялся. Видя его крепость и
терпение, агаряне связали его и бросили под телегу. Страдалец, перенося
муки, молился. В полночь пришел к нему светоносный муж и говорит:
"Встань.” Он же отвечал: "Как же мне встать? Я связан крепко.”
Пришедший второй раз говорит ему: "Вставай, не бойся.” Страдалец
попытался встать, и тотчас развязались его веревки. И сказал ему
светоносный муж: "Не бойся и следуй за мной,” — и повел его через орду,
проведя мимо бесчинствующих татар. Выведя его из стана, чудный муж
повелел беглецу взобраться на дерево и сказал: "Ничего не бойся, только
молчи.” Брат спросил своего избавителя: "Кто ты, господин?” Светоносец
ответил: "Я — Ангел понедельника.” После этого он стал невидим. Брат же
был в великой радости и трепете. Когда агаряне обнаружили исчезновение
одного из братьев-пленников, то стали истязать и бить второго брата и
предали его злой смерти. Они сожгли его на огне, как палят свиней.
Когда рассвело, вся орда двинулась на поиски бежавшего, н
...
Читать дальше »
Просмотров:
884
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
21.04.2010
|
|
Один из отцов видел четыре чина на Небе: первый чин состоял из больных,
благодарящих Бога; второй — из занимающихся странноприимством и
тщательным служением ближним; третий — из жительствующих в пустыне,
лишенных человеческого общества; четвертый — из тех, которые повинуются
духовным отцам и находятся в послушании у них ради Бога. Чин проходящих
послушание украшался золотой цепью и венцом и имел большую славу,
нежели три первых чина. Он спросил того, кто показывал ему все это:
"Почему этот чин, меньший других, имеет большую славу, нежели другие?”
Он отвечал: "Потому что занимающиеся странноприимством делают это по
собственной воле. Подобным образом вступившие в отшельническую жизнь в
пустыне по собственной воле оставили общество человеческое. Но чин,
предавший себя послушанию, находится в совершенной зависимости от Бога
и от духовных отцов, почему и имеет большую славу. Благое дело —
послушание, проходимое ради Бога! Наследуйте, хотя бы отчасти, о чада,
эту добродетель! Послушание — спасение для всех верующих. Послушание —
родительница всех добродетелей. Послушание — дверь в Царство Небесное.
Послушание отверзает небеса и возвышает человеков от земли. Послушание
сожительствует Ангелам. Послушание — пища всех святых: воспитанные им,
как молоком, они при посредстве его достигли совершенства.” (Еп.
Игнатий. Отечник. С. 512. № 128).
Просмотров:
860
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
21.04.2010
|
|
Один из жителей Антиохии пришел к некоему затворнику и умолял принять
его, сделать иноком. Затворник отвечал: "Если хочешь, чтобы я принял
тебя, пойди сначала продай имение, раздай нищим и тогда уже приходи
сюда.” Проситель исполнил предложение и возвратился к затворнику. Тогда
затворник дал ему новую заповедь — пребывать в молчании. Он и это
обещал исполнить и, действительно, не говорил пять лет. Дивиться начал
старец терпению и послушанию инока и вздумал испытать его. "Нет, —
сказал, — мне в тебе нужды, и потому ступай от меня в монастырь в
Египет.” А между тем думал, начнет он говорить или нет. Инок пошел и
по-прежнему не сказал ни слова. Удивляться, наконец, начал и игумен,
принявший его, и, желая испытать, нарушит ли он свое молчание, поручил
ему отправиться с известным делом в один из монастырей, находившийся за
рекой. И тоже думал, вероятно, скажет: "Не могу перейти реку.” Опять ни
слова не сказал инок и отправился в путь. Подойдя к реке и видя, что
нет возможности перейти ее, он молча молитвенно преклонил колени и, о
чудо! К нему подплыл крокодил и перенес на другую сторону. Исполнив
поручение игумена, он снова подошел к реке, и также крокодил переправил
его обратно. Соблюдая заповедь, инок все пребывал в молчании. (Прот. В.
Гурьев. Пролог. С. 138).
Просмотров:
661
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
21.04.2010
|
|
Однажды посетили авву Антония братия, великие и совершенные мужи.
Случилось прийти вместе с ними и Павлу. Зашла беседа о предметах
глубоких и таинственных. Много говорили о пророках и Спасителе нашем.
Павел в простоте сердца спросил: "Кто жил на земле прежде, Христос или
пророки?” Блаженный Антоний, смутившись немного от детской простоты
такого вопроса, с ласковым движением, привычным при обращении с
простецами, приказал ему молчать и идти домой. Тот, исполняя все слова
Антония, как заповеди Божии, возвратился к себе в келию и совсем
перестал говорить, как бы получив на то повеление. Узнал об этом
Антоний и недоумевал, почему ему вздумалось хранить молчание, когда он
ему того не заповедал. Повелев ему говорить, спросил: "Скажи мне,
почему ты хранишь молчание?” — "Ты, отче, — отвечал Павел, — сказал
мне, чтобы я шел домой и молчал.” Антоний был изумлен. Попросту
сказанное слово было так свято соблюдено. "Ну, — воскликнул он, — всех
нас пристыдил. Мы не слушаем того, что нам говорят с Неба, а он
исполняет всякое слово, случайно сорвавшееся с языка.” Желая научить
его полному послушанию, святой Антоний обыкновенно запрещал ему
спрашивать о цели и причине того, чем испытывалось его послушание.
Однажды он приказал ему в течение всего дня черпать воду из колодца и
выливать на землю. В другой раз — расплетать и снова сплетать корзины
или распарывать одежду и снова шить и снова распарывать и многое другое
в таком же роде. И научился Павел беспрекословно исполнять все, что бы
ему ни п
...
Читать дальше »
Просмотров:
718
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
21.04.2010
|
|
Два родных брата вступили в монастырь. Один из них был великий
подвижник, другой имел великое послушание. Когда авва приказывал ему:
сделай это, — он делал, сделай другое, — он и это делал. По причине
такого послушания его хвалили братия монастыря. Подвижник заразился
завистью к нему. "Подвергну искушению, — говорил он сам с собой, —
брата моего, имеет ли он истинное послушание.” Придя к авве, он сказал
ему: "Отпусти брата со мной, мне нужно сходить в одно место.” Авва
согласился. Путешествуя вместе, они пришли к реке, в которой было
множество крокодилов. Подвижник, желая искусить брата, сказал:
"Спустись в реку и переправься через нее.” Он спустился, пришли
крокодилы и начали лизать его тело, а ему не сделали никакого вреда.
Подвижник, увидя это, сказал брату: "Выйди из воды, пойдем дальше.”
Продолжая путь, они увидели мертвое тело, лежавшее на дороге. Подвижник
сказал брату: "Если б мы имели с собой что-нибудь из старого платья, то
покрыли бы им мертвеца.” Младший брат отвечал: "Помолимся, может быть,
Бог воскресит его.” Когда они встали на молитву, мертвец воскрес, а
подвижник начал хвалиться: "Мое подвижничество было причиной
воскрешения мертвеца.” Бог открыл авве монастыря, как подвижник искушал
брата крокодилами и как воскрес мертвец. Когда они возвратились в
монастырь, авва сказал подвижнику: "Зачем ты поступил так со своим
братом? Знай, что послушание его было причиной воскресения мертвеца.”
(Еп. Игнатий. Отечник. С. 465. № 57).
Просмотров:
896
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
21.04.2010
|
|
Брат, будучи возмущаем демонами хулы, пошел к авве Пимену с намерением
открыть свой помысел. Но вернулся, ничего не сказав старцу. Еще раз,
видя, что этот дух сильно возмущает его, пошел к старцу, но, стыдясь
открыться ему, вернулся опять, так ничего и не сказав. И так поступал
он несколько раз. Старец узнал, что брат мучается помыслами, но
стыдится открыть их. Таким образом, когда брат по обыкновению опять
пришел к нему и ничего не открыл, авва Пимен спрашивает: "Что с тобой,
брат? Ты уходишь, ничего не сказав мне.” Брат ответил: "Что я могу
сказать тебе, отец!” Старец говорит ему: "Я чувствую, что тебя борют
помыслы, но ты не хочешь открыться мне, опасаясь, чтобы я не пересказал
кому. Поверь мне, брат, как эта стена не может говорить, так и я никому
не открываю чужого помысла.” Ободрившись этим, брат сказал старцу:
"Отче, я нахожусь в опасности погибнуть от духа хулы, ибо он старается
убедить меня, что нет Бога, чего не допускают и не думают даже
язычники.” Старец говорит ему: "Не возмущайся этим помыслом, ибо
плотские брани, хотя приключаются часто от нашего нерадения, но есть
наваждение самого змия. Потому, когда приходит к тебе этот помысел,
встань и молись и, оградив себя крестным знамением, говори про себя как
бы самому врагу: "Анафема тебе и наваждению твоему, твоя хула да будет
на тебе, сатана. Сам я верую, что есть Бог, промышляющий о всем, а этот
помыл не от меня происходит, но от тебя, зложелателя.” И я верую, —
заключил старец, — что Бог избавит тебя от такой ско
...
Читать дальше »
Просмотров:
717
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
21.04.2010
|
|
В Фиваиде некий старец безмолвствовал в вертепе, У него был
ученик-подвижник. Старец имел обычай по вечерам поучать ученика и
делать ему душеполезные наставления. После наставления он молился и
отпускал ученика спать. Случилось, что посетили их благочестивые
миряне, которым было известно великое воздержание старца. Получив от
него утешение, они ушли. По их отшествии вечером старец опять сел по
обычаю и занялся поучением и наставлением брата. Во время беседы напал
на него сон, а брат стоял, ожидая, чтоб старец проснулся и сотворил над
ним молитву. Старец не просыпался. Ученик, сидя долго, был побеждаем
помышлениями потихоньку уйти и лечь спать, но он понудил себя,
воспротивился помышлению и остался. После этого сон начал склонять его,
но он не ушел. До семи раз повторилось с ним такое колебание, но он с
твердостью устоял. По прошествии полуночи старец проснулся и, увидев
ученика сидящим близ себя, сказал: "Отчего ты до сих пор не ушел?”
Ученик отвечал: "Оттого, отец, что ты не отпустил меня.” — "Почему ты
не разбудил меня?” — "Я не осмелился толкнуть тебя, чтобы не
беспокоить.” Они встали и начали отправлять утреню. По окончании утрени
старец отпустил ученика. Оставшись один, старец пришел в исступление. И
вот некто показывает ему прославленное место, в нем трон и над троном
семь венцов. Старец спросил того, кто показывал: "Кому все это
принадлежит?” Тот отвечал: "Ученику твоему даровал Бог и место это, и
трон за его жительство. Эти же семь венцов он заслужил в эту ночь.”
Услы
...
Читать дальше »
Просмотров:
692
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
21.04.2010
|
|
Поведал авва Евстафии: "Живя в миру, я никогда не вкушал пищи прежде
захождения солнца. Когда я сидел в лавке, книга не выходила из моих
рук: рабы мои продавали и принимали товар, а я непрестанно упражнялся в
чтении. По средам и пятницам я раздавал милостыню нищим. Когда
начинался звон, я спешил в церковь, и никто прежде меня не приходил в
нее. Когда я выходил из церкви, то приглашал с собой убогих в мой дом,
и они разделяли со мной трапезу. Когда я стоял в церкви на всенощном
бдении, ни разу не вздремнул, — и признавал я себя великим подвижником.
Все прославляли и почитали меня. Умер сын мой, вельможи города пришли
ко мне, чтоб утешить меня, но я не мог утешиться. От великой скорби я
впал в болезнь и был близок к смерти. По прошествии семи месяцев едва
поправился. Провел я в своем доме после этого еще четыре года,
подвизался по силе и не прикасался к своей жене — жил с ней, как с
духовной сестрой. Когда случалось мне видеть монаха из Скита, я
приглашал его в дом вкусить со мной хлеба. У этих монахов я
расспрашивал о чудесах, совершаемых святыми старцами, и мало-помалу
пришло ко мне желание монашества. Жену свою я ввел в женский монастырь,
а сам пошел в Скит к авве Иоанну, с которым был знаком. Он постриг меня
в монашество. Имел блаженный, кроме меня, еще двух учеников. Все, видя
меня особенно усердным к церкви, отдавали мне почтение. Провел я в
Ските около пяти месяцев, и начал очень беспокоить меня блудный бес,
принося воспоминание не только о моей жене, но и о рабынях, кот
...
Читать дальше »
Просмотров:
777
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
21.04.2010
|
|
Однажды пришли к блаженной Феодоре семь сестер и
спросили ее о неподобных и скверных помыслах. Блаженная прослезилась и
сказала: "Не слышите ли, что говорит Господь: "у вас же и волосы на голове все сочтены”
(Матф. 10:30). Волосы суть помыслы, а глава их — ум. Всякий помысл,
сопровождаемый услаждением и согласием, подлежит суду, и Бог вожделение
жены вменяет в блуд, гнев — в убийство, ненависть — в человекоубийство.
Итак, не говорите, добрые мои сестры, что помыслы не вредят нам, когда
одно согласие с ними судится как дело.” Слыша это, монахини прославили
Бога, даровавшего такую благодать и такое рассуждение блаженной Феодоре
и, изъявив ей свое благодарение, удалились с великой пользой.
(Митерикон. С. 81. №125).
Просмотров:
752
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
21.04.2010
|
|
Один брат спрашивал авву Пимена о борьбе с
восстающими помыслами. Старец отвечал ему: "Это дело подобно тому, как
если бы у человека в левой руке был огонь, а в правой — чаша с водой.
Если запылает огонь, то он берет из чаши воду и гасит огонь, Огонь —
это внушения врага, а вода — усердная молитва перед Богом.”
(Достопамятные сказания. С. 218. № 146).
Просмотров:
790
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
21.04.2010
|
|
Брат сказал авве Пимену: "Мне очень докучают
помыслы, и я бедствую от них.” Старец вывел его из келии на воздух и
сказал ему: "Распростри полы своей одежды и удержи ветры.” Брат
отвечал: "Я не могу этого сделать.” И сказал ему старец: "Если не
можешь сделать этого, то не можешь возбранить и помышлениям, чтоб они
не приходили, но твое дело — противиться им.” (Еп. Игнатий. Отечник. С.
345. № 97).
Просмотров:
775
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
21.04.2010
|
|
Однажды российскому князю Андрею Боголюбскому надлежало идти на войну
против болгар. Как князь, благоверный не именем только, но и делом, он
всегда соблюдал правило, чтобы перед его воинством носимы были икона
Спасителя и Честный Крест и чтобы войско устремлялось на врага, излив
прежде теплые молитвы перед этой иконой и облобызав Крест. Такая вера
князя не была тщетной. Враги Отечества, сколько ни усиливались, не
могли устоять перед лицом православного воинства. Гордость и сила их
были сокрушены до того, что едва ли не все города их достались
победителю. Что знаменитая победа была плодом не одного мужества
сражавшихся, а паче действием помощи свыше, непреложным для всех
доказательством послужил необыкновенный свет небесный, который во время
самой упорной сечи исходил от иконы Спасителя и Честного Креста и видим
был всеми. (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 806).
Просмотров:
703
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
21.04.2010
|
|
Один христолюбец заказал блаженному Алипию написать местную икону.
Через несколько дней Алипий разболелся, а икона еще не была написана.
Боголюбец стал докучать ему, и блаженный сказал: "Сын мой! Не приходи
ко мне, не докучай мне, но положись в своей печали на Господа, и Он
сделает, как Ему угодно. Икона твоя в свой праздник станет на своем
месте.” Порадовался этот человек, что икона напишется до праздника,
поверил он слову блаженного и в радости отошел в свой дом. Накануне же
Успения пришел он опять, чтобы взять икону. Видя же, что она не
написана, а блаженный Алипий сильно болен, он стал досаждать ему,
говоря: "Почему ты не дал мне знать о своей немощи? Я заказал бы икону
другому, чтобы праздник был светел и честен. А теперь, удержав икону,
ты посрамил меня.” Блаженный же кротко отвечал ему: "Сын мой! Разве я
по лености сделал это! Да неужели же Богу невозможно написать словом
икону Своей Матери? Я, как открыл мне Господь, отхожу из этого света, и
Бог всяческих утешит тебя.” И с печалью отошел от него христолюбец в
дом свой. После же его ухода явился светлый юноша и, взяв краски, начал
писать икону. Алипий подумал, что владелец ее разгневался на него и
прислал другого писца. Сначала пришедший был как человек, но скорость
дела показала в нем бесплотного. То он выкладывал икону золотом, то
растирал на камне краски и ими писал. В три часа кончил он икону и
сказал: "Отче! Не нужно ли еще что-нибудь сделать и не ошибся ли я в
чем?” Преподобный же сказал: "Ты хорошо сделал. Бог п
...
Читать дальше »
Просмотров:
918
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
21.04.2010
|
|
Инок Киево-Печерского монастыря по имени Никон был взят половцами в
плен и держался в оковах. Три года каждый день с бранью вязали его,
бросали на огонь, резали ножами, заковывали руки и ноги, ставили под
палящее солнце, томили голодом и жаждой, так что он иногда день, иногда
два и три оставался без всякой пищи. Зимой же его выбрасывали на снег и
на мороз. И за все это он "благодарил Бога и молился Ему. Все это
делали окаянные половцы, чтобы он дал за себя хороший выкуп. Он же
сказал им: "Христос даром избавит меня от рук ваших, я уже получил
извещение об этом: являлся мне брат мой, Евстратий, которого вы продали
жидам на распятие. Осудятся они со сказавшими: ”... распни, распни Его” (Лк. 23:21); ”... кровь Его на нас и на детях наших”
(Мф. 27:25). Вы же, окаянные, вечно будете мучиться с Иудой, как
предатели, нечестивые беззаконники. И вот что сказал святой Евстратий:
"На третий день ты будешь в монастыре, ради молитв святых Антония и
Феодосия и других черноризцев, спасшихся с ними.” Половчанин подумал,
что блаженный хочет бежать, и обрезал ему икры, чтобы он не мог скоро
ходить. И крепко стерегли его. В третий же день все с оружием в руках
окружили его. Вдруг, в шестом часу, он сделался невидим, и всем был
слышен голос: "Хвалите Господа с небес!” Так преподобный перенесен был
невидимо в Печерскую церковь Пресвятой Богородицы в то время, когда
начали петь причастен. И стеклась к нему вся братия, и все спрашивали
его: "Как пришел ты сюда?” Он сперва хотел утаить п
...
Читать дальше »
Просмотров:
861
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
21.04.2010
|
|
Авва Маркелл говорил: "Поверьте мне, чада, ничто так
не возмущает, не беспокоит, не раздражает, не уязвляет, не уничтожает,
не оскорбляет и не вооружает против нас демонов и самого виновника зла
— сатану, как постоянное упражнение в псалмопении. Все Священное
Писание полезно и чтение его немало причиняет неприятности демону, но
ничто не сокрушает его в той мере, как Псалтирь. Упражняясь в
псалмопении, мы, с одной стороны, возносим молитву Богу, с другой —
проклинаем диавола. (Луг духовный. С. 182).
Просмотров:
751
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
21.04.2010
|
| |