Десять отличий истинного Бога от ложных богов
Десять отличий истинного Бога от ложных богов
Деян. 17:22-34
Часть первая
Деян. 17:22-26
Вступление
Оказавшись в Афинах, апостол Павел столкнулся с различными заблуждениями жителей этого города:
· немыслимым идолопоклонством (стих 16),
· законничествомпосетителей местной синагоги (стих 17(а))
· и пустыми идеями философов о возникновении вселенной и цели жизни человека.
Дискутируя с представителями различных философских школ, Павел был приглашен в Ареопаг для разъяснения своего учения. Ареопагом называли холм бога войны Ареса, где заседал совет приблизительно из тридцати человек, следящий за состоянием образования и религии в городе. В функции этого совета входила проверка новых учителей, появившихся в Афинах.
Что же Павел сможет сказать интеллектуальной элите языческого мира? Как будет представлять спасающую весть?С чего начнет и чем закончит свое выступление? Об этом прочитаем в 17-й главе книги Деяния стихи 22-34.
«И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жерт
...
Читать дальше »
Категория:
Полезное
|
Просмотров:
485
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
15.02.2019
|
|
"Кресту твоему поклоняемся Владыко..."
Ветхий Завет называют "детоводителем" - он ведет нас ко Христу. И каждый символ, каждое событие Ветхого Завета имеет свое многогранное значение и подчинено общей канве, премудрому замыслу Творца.
Прообразы Креста Христова
Медный змий. За ропот на Бога и Моисея во время странствий по пустыне избранный народ постигло очередное наказание: в лагере появилось огромное количество ядовитых змей; от их укусов умерло много людей. Израильтяне раскаялись и просили Моисея помолиться о них Богу. Господь повелел Моисею отлить медного змея и прикрепить его на знамя посреди лагеря. И кто из ужаленных смотрел с верою на медного змея, тот оставался живым (Чис. 21.4–9). Этот медный змей в Ветхом Завете был прообразом Христа Спасителя: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3.14, 15). Христос распял с Собою на кресте все наши грехи, и мы теперь, взирая с верою на Него, исцеляемся от своих грехов и спасаемся от вечной смерти.
Помимо медного змея, в Ветхом Завете встречаются и другие прообразы Креста Христова:
Благословение Иаковом своих сыновей и внуков (Быт. 48.13–15): перед смертью Иаков, благословляя детей Иосифа Ефрема и Манассию, слож
...
Читать дальше »
Категория:
Полезное
|
Просмотров:
427
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
21.03.2018
|
|
Эти восемь страстей, хотя имеют разное происхождение и разные действия, однако шесть первых (чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние) соединены между собой особым неким сродством, по коему излишество предыдущей дает начало последующей. Ибо от излишества чревоугодия обязательно происходит блудная похоть, от блуда сребролюбие, от сребролюбия гнев, от гнева печаль, от печали уныние. Поэтому против них надо сражаться тем же порядком, переходя в борьбе с ними от предыдущих к последующим: чтобы победить уныние, сначала надо подавить печаль; чтобы прогнать печаль, прежде нужно подавить гнев; чтобы погасить гнев, нужно попрать сребролюбие; чтобы исторгнуть сребролюбие, надо укротить блудную похоть; чтобы подавить блудную похоть, надо обуздать страсть чревоугодия. И остальные две страсти (тщеславие и гордость) таким же способом соединяются между собой; усиление первой из них дает начало другой, от чрезмерного тщеславия рождается страсть гордости; таким же порядком и победа над ними приобретается; чтобы истребить гордость, надобно подавить тщеславие. Но с теми шестью страстями они не соединяются родовым образом; ибо не от них рождаются, а, напротив, по истреблении их. В эти две страсти мы впадаем особенно после победы над прочими страстями. Впрочем, хотя эти восемь страстей в таком между собой находятся отношении, как теперь показано, однако же, при более подробном рассмотрении они разделяются на четыре союза: блудн
...
Читать дальше »
Категория:
Полезное
|
Просмотров:
401
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
06.03.2018
|
|
Феофан Затворник об этом пишет. Вы не замечали, что у них с Игнатием (Брянчаниновым) разное представление о непрестанной молитве? В целом оба знают про Иисусову молитву, разумеется, и оба ею пользуются. Но для Игнатия (Брянчанинова) это именно непрестанная молитва, то есть непрестанное повторение той полной молитвы, как она есть. Именно это он называет молитвой или псалмопением; это именно произнесение молитвы.
Феофан Затворник не так пишет. Для него сама мысль о Боге, размышление о Боге, сознание того, что Бог тебя видит и ты находишься в присутствии Бога, тоже является молитвой. И он, рассуждая именно на основании шестой главы Книги Второзаконие, говорит о том, что главный смысл молитвы в чем? Память Божья, помнить о Боге всегда. И смысл именно в этой памяти. Если я только молюсь, то я ведь только молюсь. А когда я делаю что-то? Ну ладно, если это рутинный труд, скажем – вспашка. А если я сижу за книгами? Я же не могу читать книгу и молиться. Я читаю книгу, но это уже не молитва (по мысли этих людей именно вот этой традиции).
А он говорит: почему? Если я читаю книгу и, скажем, на каком-то месте у меня полились слезы умиления и я ощущаю себя униженным, обнаженным, гадким, грязным или восхищаюсь творением Божиим или милостью Божией, это ведь тоже, по существу, молитва, хотя никаких молитвенных действий нет. Смысл в том, чтобы привязать память человека, ум человека к Богу. Потому что человек согрешает тогда, когда забывает о Боге. Чтобы не забывать о Б
...
Читать дальше »
Категория:
Полезное
|
Просмотров:
861
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
01.03.2018
|
|
Категория:
Полезное
|
Просмотров:
442
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
19.02.2018
|
|
Та же идеология мирского аскетизма и то же любование механизмом, характерные для научных кругов, проглядывают и в создании ордена иезуитов.
В начале ХУ1 в. Игнатий Лойола для того, чтобы сделать пластичных как воск и твердых как железо бойцов контрреформации, создал специальные "духовные упражнения". Их предназначение состояло в освобождении будущего иезуита от естественных привязанностей к миру: ни сердце, ни рука члена "Общества Иисуса" не должны содрогнуться, когда он по заданию свыше преступает "мирские обычаи". Сто лет спустя социальная жизнь Европы могла успешно конкурировать со специальными "духовными упражнениями" Лойолы по эффективности разрушения связей человека с "ветхой" жизнью. Ученику Лойолы предписывалось в полном уединении с максимальной яркостью вызывать представления о смерти (представь себе ад). Участнику же 30-летней войны в Германии можно было увидеть ад воочию. Распад мира традиционных ценностей одних уводил в релятивизм и оккультизм, в других пробуждал энергию поиска, очищения, познания, осмысления716.
Руководство иезуитов, полностью отнимая у рядового члена ордена его волю, наполняют освободившееся "чистое", "пустое пространство" "высокими" волевыми импульсами, проистекающими не изнутри, из нравственных глубин члена ордена, а заданными ему извне. Он тем самым превращается в механизм в точном смысле этого слова: вещь, артефакт, который используется, подобн
...
Читать дальше »
Категория:
Полезное
|
Просмотров:
520
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
15.07.2017
|
|
Если в Предании человеку вручается новый опыт, причем такой, который ищет воплотить себя в самых разных областях его человеческой жизни - то, значит, Предание не может пребыть чуждым всему многообразию культуры, творимой его людьми. Предание не заключено в храмовых стенах. Человек един. Если все в его жизни и творчестве должно подлежать высшему нравственному суду, если во всей своей полноте он желает Спасения - значит, не может быть такой области жизни, которая в сознании верующего человека (или верующей культуры) была бы отделена от Евангелия.
Как новый опыт Богочеловечества, несомый Преданием, преображает искусство, мы видели в предыдущей главе. Теперь попробуем на примере истории науки обосновать справедливость утверждения Льва Карсавина: "Нет в человеческой культуре ничего, что бы в существе своем не было церковным, хотя все и не вполне церковно"651. Теперь посмотрим, как та же закваска взошла в мире светской мудрости. Посмотрим, как Предание выпестовало рождение новоевропейской науки.
На школьной скамье нам говорят, что современную науку породило накопление эмпирических данных и отдание предпочтения опыту перед абстрактными метафизическими теориями. На деле все обстояло наоборот. Сумма фактов, которыми располагали европейские ученые на пороге Нового времени, принципиально не отличалась от набора познаний античных или индийских, арабских или китайских естествоведов. Значит, не накопление фактов само по себе совершило прорыв к пр
...
Читать дальше »
Категория:
Полезное
|
Просмотров:
632
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
15.07.2017
|
|
47. Вдумываясь в нашей, резко иной научной обстановке, чем та, в которой работал Гёте, может быть для его понимания полезно прочесть запись Эккермана о его разговоре с Гёте, которую он сделал 113 лет тому назад — 20 февраля 1831 г.: «Человеку свойственно, — сказал Гёте, — рассматривать себя, как цель творения, а все прочие вещи лишь в отношении к самому себе и лишь постольку, поскольку они ему полезны или вредны… Если таковы мысли человека вообще, то таковы они и в каждом частном случае; он, не обинуясь переносит этот обычный взгляд и в жизнь, и в науку, и, рассматривая отдельные части органического существа, тотчас же ставит вопрос об их назначении и пользе… До поры до времени этим можно пробавляться даже в науке; однако очень скоро наталкиваешься на явления, для понимания которых такой примитивный взгляд недостаточен, и при отсутствии более высокой точки зрения запутываешься в противоречиях»[63]. На частном примере рогов быка Гёте это развивает. Это теологическое толкование природы в науке отошло в прошлое, но в эпоху Гёте оно было живо и сильно характеризовало первую половину XIX столетия, длилось даже вплоть до победы дарвинизма. По существу оно лежало в основе работы Ньютона, давшего ему более глубокое обоснование в своей естественной философии. Ньютон, глубоко верующий теист, считал, что в своем матема
...
Читать дальше »
Категория:
Полезное
|
Просмотров:
547
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
15.07.2017
|
|
Вышло хорошее распоряжение патриархии: во всех храмах и на всех службах петь тропарь св. Николаю во дни пребывания его мощей в Москве.
Вот только не знаю - это чисто внутримосковское распоряжение, или по всем епархиям?
***
Блиц-опрос окружающих каждый раз показывает, что даже профессионально церковные люди не могут догадаться о смысле тропаря св. Николаю.
"Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему, яже вещей истина.
Сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая: отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога, спастися душам нашим".
Оторвитесь тут от экрана. Попробуйте сами перевести первую фразу, не подглядывая ниже.
Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему, яже вещей истина
****
Русский перевод может быть весьма разнственен в зависимости от понимания того, как понимать "яже вещей истина".
Это может быть риторический намек на Бога. И тогда получаем:
"Бог (Тот, Кто есть Истина всех вещей) показал тебя пастве твоей в качестве правила веры, образца кротости, учителя воздержания".
Но может быть и иначе: "яже вещей истина" - это "твои истинные дела". И тогда получаем:
"Не наши хвалы, а сами твои дела показали тебя пастве твоей как правило веры, образец кротости, учителя воздержания". (см Слова
...
Читать дальше »
Категория:
Полезное
|
Просмотров:
853
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
24.05.2017
|
|
Говоря о 90-м псалме, нельзя не коснуться темы о благодатном, благотворном и спасительном чтении Псалтири в жизни каждого православного христианина.Так, к примеру, представитель древнего египетского монашества, которое огромнейшее значение в своей аскезе и духовном подвиге придавало Псалтири, пресвитер скитский Маркелл из Лавры Келлий говорил так: «Поверьте, чада, что ничто так не возмущает, не беспокоит, не раздражает, не уязвляет, не унижает, не оскорбляет и не вооружает против нас демонов и самого виновника зла – сатану, как постоянное упражнение в псалмопении. Все Священное Писание полезно, и чтение его немало причиняет неприятности демону, но ничто так не сокрушает его как Псалтирь…»
Одними из самых используемых псалмов являются 50-й и 90-й. Они довольно часто звучат в богослужениях и келейных (домашних) молитвах.
Стихи этого Псалма цитируются в Евангелии от Матфея (Мф. 4:5-7) и Евангелии от Луки (Лк. 4:9-12), когда дьявол искушал Иисуса.
НАДПИСАНИЕ И АВТОРСТВО ПИСЬМА
Этот псалом был написан пророком Давидом. В еврейском тексте Библии псалом не имеет заголовка. В греческой Библии (Септуагинте) он имеет надписание – «Хвалебная песнь Давида». Фактически это благодарственное песнопение, которое боговдохновенно рисует перед человеком картину того, что Господь верных своих оберегает и защищает от всякого зла.
СОДЕРЖАНИЕ ПСАЛМА
...
Читать дальше »
Категория:
Полезное
|
Просмотров:
563
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
14.02.2017
|
| |