Стяжавшие внутренне Царствие Божие в
жизни сей имеют свободный вход в Царство Небесное, а у нестяжавших сего
в этой жизни переход в будущую бывает со страхом. Что тебе за дело, что про тебя говорят. "Отчего,
батюшка, - спросила одна особа, - игуменье дано право распоряжаться
монахинями, как крепостными?" Старец отвечал: "Более, чем крепостными.
Крепостные могли хоть за глаза поворчать на своих господ и побранить
их, а у монашествующих и это право отнято; монахиня сама добровольно
отдает себя в крепостное право". Эту же мысль о монашестве старец
дополнял следующим рассказом: «Вот что я слышал от стариков. Задумала
царица Екатерина II крепостных на волю отпустить и созвала к себе на
совет высших в государстве людей. Все собрались, и царица к ним вышла.
Только митрополита ждут - не едет. Долго ждали его, наконец дождались.
Прибыл и извиняется, что ко времени не поспел - у Казанского собора
карета сломалась. Сел я, говорит он, на паперть, пока другую искали, и
мудрое услыхал слово. Гонит мимо меня мужик стадо гусей. Их-то много, а
он с хворостиной один, и идут гуси ровно, ни один не отстает. Подивился
я и спросил мужика, а он мне в ответ: "Потому я один с ними управляюсь,
что крылья у них у всех связаны". Услыхав это, царица и говорит:
"Вопрос решен - не уничтожаю крепостного права"». Одной
посетительнице, желавшей поступить в монастырь, старец говорил: "Чтобы
жить в монастыре, нужно терпения не воз, а целый обоз". И еще: "Чтобы
быть монахиней, надо быть либо железной, либо золотой". Старец пояснял
это так: "Железной - значит иметь большое терпение, а золотой - большое
смирение". В келлии не ходить и к себе гостей не водить. Подвижничество - бескровное мученичество.
|