Секретарь московского митрополита Владимира
(Богоявленского; ныне прославлен в лике новомучеников. — Ред.),
священник В.Д. Петропавловский, рассказал о таком случае. "В числе моих
прихожан, — говорил он, — был зверского нрава крестьянин по имени
Федор. Он имел как дар Божий смиреннейшую жену, по имени Мария, но ее
нисколько не ценил. Возвращаясь с базара в нетрезвом виде и подъезжая к
дому, он, как правило, грубо кричал: "Марья!” Слыша этот крик, Мария,
как беззащитная смиренная голубка перед нападением ястреба, мысленно
лишь в Боге искала себе спасения. Свирепый муж обычно настигал ее, и
тяжелый кулак его безжалостно опускался на голову женщины. Она падала,
обливаясь кровью, которая лилась ручьями из ее рта и носа. Полумертвую
соседи на руках вносили ее в дом. Такими побоями Мария была доведена до
преждевременной смерти. Когда ее муж, наконец, очнулся от своего
безумия, она уже лежала бездыханной в гробу.
Во время последней заупокойной литургии Федор,
подобно каменной статуе, безмолвно стоял перед гробом своей усопшей
жены, но с наступлением отпевания вдруг залился слезами и стал
произносить свои немудреные, но сердечные причитания: "Ты, дорогая моя,
неоцененное сокровище, данное мне от Бога, как дар, который я не
оценил. Ты уходишь из этой жизни к вечному блаженству, как мученица от
моих побоев. Прости меня!” После смерти жены Федор совершенно
переменился. Вероятно, по ее молитвам он стал смиренным, кротким и
совершенно трезвым человеком. Возвращаясь с рынка, он по пути всегда
заезжал на могилу своей жены, буквально орошал ее слезами и при этом
оглашал воздух громкими рыданиями. Все односельчане при звуках этого
плача обычно сдержанно говорили друг другу: "Опять Федор Алексеевич
плачет над могилой своей жены.” Однажды Федор на могиле так рыдал, что
не выдержало его сердце, и он предал здесь свою душу Богу. Его нашли
мертвым, прислонившимся головой к могильной насыпи. Так смиренная жена,
при жизни не приведшая своего мужа к покаянию, своим посмертным
предстательством за него перед Богом исходатайствовала ему спасительный
дар покаяния.” (Троицкие листки с луга духовного. С. 126).
|