Ресурс для мирян
Главная | | Регистрация | Вход
Суббота
23.11.2024
20:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2012 » Март » 9 » Протоиерей Александр Авдюгин - Икона
04:27
Протоиерей Александр Авдюгин - Икона

Икону принесли вечером. С утра звонили, потом в храм пришли. Все уши прожужжали рассказами о древности образа, ее красоте и дороговизне.

Один из коробейников, шмыгая носом, с придыханием, пыхая мне в лицо уже устоявшимся вечным перегаром, объяснял:

- На дереве, батя, под золотом, Бог нарисован и дом его рядом, в лесу…
- В раю, что ль Бог?
- Да каком раю — в лесу?! Сколько стоить будет?
- Да откуда ж я знаю, может она ворованная или ненастоящая.
- Да старуха моя мне оставила. Померла. Вот те крест!- попытался изобразить на себе крестное знамение левой рукой продавец. — Так сколько стоить будет? Семнадцатый век, отец, она нам по наследству передавалась.
- Так уж и семнадцатый?
- Точно. Мне митрофановский поп сказал, что ей 350 лет.

Священника из Митрофановки я знаю. В древних иконах он вряд ли разбирается, хотя… старую икону от современных, написанных в годы хрущевские и брежневские, отличить сможет.

- Ладно, приносите. Посмотрим.

И двух часов не прошло — постучали. В полосатой «базарной» сумке, завернутая в ветхое серое полотенце, уместилась большая икона, судя по размеру — аналойная.
Разворачиваю. И… не могу сдержаться.

- Ух ты, Серафим! — так и выдохнулось.

Соединенная сзади, двухчастная, с ковчегом (углубленная срединная часть), с соблюдением всех канонов, с тонкой позолотой, икона преподобного старца Серафима Саровского была чудо как хороша.

Есть свойство у некоторых икон: они призывают не любоваться их красотой, а молиться. Так и говорят – намоленная икона. Передо мной лежала именно такая. Причем было абсолютно ясно, что храмовая. По торцу ее боковых граней остались отверстия от креплений, для установки в киоте.

- Так откуда икона? – сверля взглядом пришедшее трио продавцов, еще раз вопросил я. – Бабка оставила, или из храма уведена?
- Ты что, батя, обижаешь, моя икона, – ответствовал самый «интеллигентный» коробейник. – Точно, старуха оставила. Наследство. Вот, уезжаем в Россию, с собой забирать не хотим, пусть на Родине останется.

Такого пафоса я даже не ожидал, хотя оно и действительно, если уезжают, то с такой иконой на таможне проблемы обязательно возникнут.

- Так берешь икону? – настойчиво и вопросительно требовал «хозяин». — Гляди, красивая какая. Семнадцатый век!
- Семнадцатый, точно, — подтвердил я, — только вот не век, а год. Именно 1917-й или около того.
- Да ты что! Цену сбить решил? – чуть ли не завопил хозяин, — да нам за нее в Луганске знаешь сколько забашляют? Не семнадцатый, смотри-ка, спец нашелся! Она моей бабке от ее прабабки осталась, а той тоже с древности…

Возмутительным междометиям с пропуском предыхательных начал всем известных выражений, казалось, не будет конца. Мои попытки объяснить, что икона никак не может быть семнадцатого века, так как преподобный вообще-то жил в девятнадцатом, а канонизирован лишь сто лет назад, категорически отвергались.

- Так берешь икону? – оборвал возмущающегося поповской несправедливостью напарника другой продавец.
- Это икона храмовая и дорогая, мне посоветоваться надо.
- Дорогая, и я ж об том же! – тут же поддакнул «хозяин». — Триста лет иконе.
Объяснять, что иконе преподобного старца лет сто от роду, я больше не стал.
- Сколько хотите?
- Тысячу долларов, – вполголоса выдал продавец и икнул утверждающе.
- Нет, братцы, таких денег у нас нет, да и стоит она вполовину меньше.

Тут я говорил со знанием дела, так как не столь давно приискивал для храма икону подобного вида, и уровень цен мне был известен.

Спор рисковал затянуться до бесконечности, поэтому, чтобы не устраивать бесполезных и никому не нужных торгов, я стал заворачивать икону в полотенце, всем своим видом показывая, что отказываюсь брать.

- Езжайте в область, в антикварный магазин и там продавайте.

Коробейники переглянулись.

- Деньги сейчас отдашь?
- Отдам половину, – заявил я. — Остальные — через недельку, когда подсобираем на приходе, да и проверю я иконку, вдруг ворованная.

На «ворованная» продавцы никак не среагировали, но стали требовать полного расчета.

Деньги, конечно, я бы нашел, тем более, что мы собирались приобрести икону для храма. Но что-то мешало мне вот просто так забрать преподобного старца. Нужно было время — подумать и помолиться.

Согбенный, опирающийся на клюку батюшка Серафим, как-то печально смотрел с лесной опушки, в его взгляде грусть соединялась с тревогой.

- Значит так, братия, — решил я окончательно, — половину денег я сейчас же отдам, а вторую получите после Вознесения, то есть через пять дней. Устраивает – забираю, нет – везите в антикварный.

Коробейники помялись и согласились.

В ту ночь мне не спалось. Несколько раз я подходил к столику, на котором стояла икона. Старец из своего далеко тревожно вглядывался в день сегодняшний и, как мне показалось, чего-то ждал.

Не напрасно были его ожидания и мое беспокойство. Солнце толком еще не успело взойти, как раздался настойчивый и долгий, «аварийный» звонок в дверь.

На пороге стояла дородная дама, за ней жался один из вчерашних коробейников, теряясь на ее фоне.

- Отдайте икону, сейчас же! Да как вы смели ее брать за такие гроши?! А еще священник называется!

Я, молча, не выслушивая дальнейшие причитания и обвинения в непорядочности, алчности и сребролюбии, вынес икону.
- Возьмите.

Дама немного опешила от моего смирения и возвращая деньги сказала только:
- За эту икону я квартиру куплю и еще на машину останется. Семнадцатый век! А он (опускаю прозвучавшие выражения-определения) за такие гроши хотел нас наколоть!

Я закрыл за ней дверь, виновато посмотрел на встревоженных домочадцев и пошел в храм читать акафист преподобному Серафиму Саровскому.

***

Примерно через неделю собрался ехать на Родину, в Россию. Понадобилось поменять на рынке денежку: гривны на рубли. В будке местного валютчика увидел стоящий в углу образ, прикрытый рогожкой.

- Бать, икона не нужна? – спросил меняла. — Купил вот по случаю. Старец, святой какой-то, по-моему, ей лет двести.

Он отбросил рогожку в сторону… на меня так же грустно смотрел преподобный Серафим!

- Да нет ей двухсот, от силы лет сто – возразил я.
- О! Значит, не ошибся, — обрадовался местный финансист. – С меня за нее 300 баксов требовали, а я им больше ста не дал. Так что, возьмешь за сто пятьдесят?
- Да нет, не буду. Ты ее в антикварку свези, толку больше будет и греха меньше.
- Свезу, — как-то сразу согласился мой собеседник. И мне стало ясно, что обязательно отвезет.

Просмотров: 895 | Добавил: Ривалдо | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Март 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Форма входа
Именины перлы Талмуд брачные знакомства объявления Гоголь молитва горький крестьянин Аверкий Антихрист Апокалипсис Таушев бог евреи логика православие юмор Школа Святой Олег Брянский Старец Власий старец адрес как добраться до старца Телефон старцы Оптина пустынь Святые благотворительность Иконы троица прозорливый священник полезное ссылки история Махнач не убий цитаты семья Георгий Победоносец святой Георгий Спас нерукотворный Христос Апостолы Николай Угодник монастыри Афон Николай Чудотворец апологетика чистота икона Благословение Символ веры Исповедь Таинство видео выживание психология спорт Дружба старообрядцы ислам Александр Дьяченко Грубас Псалтырь Дьяченко звуки природы юродивый каппадокия Византия Шаварш Карапетян шахматы православный сайт знакомств иврит вера память смертная надежда терпение Сталин Вернадский Гёте наука и религия БЛАГОДЕЯНИЯ БОЖИИ слава Богу за все
Категории раздела
Святые [23]
Святые – это не просто добрые, праведные, благочестивые люди, а причастные Богу, очистившие и открывшие свое сердце для Бога.
Старцы и прозорливые священники [14]
Старчество в России начало практиковаться в 1800-х годах в Белобережской пустыни под Брянском .
Иконы [12]
Иконы в древней Руси называли Библией для неграмотных.
Полезное [33]
Например, полезные ссылки
История [10]
История - это наука предостережения!
Семья [7]
Когда я и моя жена расходимся во мнениях, мы обычно поступаем так, как хочет она. Жена называет это компромиссом. Марк Твен
Бог [4]
Бога человекам невозможно видети, на него же чини ангельстии не смеют взирати...
Монастыри, храмы, церкви, часовни [2]
Апологетика [10]
Выживание [3]
Разное [7]
Таинства [2]
Психология [1]
Книги [6]
Другие религии [6]
Животные [2]
Архив записей
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 40
Гостей: 40
Пользователей: 0
Total users: 48
Copyright MyCorp © 2024