Икону принесли вечером. С утра звонили, потом в храм пришли. Все уши
прожужжали рассказами о древности образа, ее красоте и дороговизне.
Один из коробейников, шмыгая носом, с придыханием, пыхая мне в лицо уже устоявшимся вечным перегаром, объяснял:
- На дереве, батя, под золотом, Бог нарисован и дом его рядом, в лесу…
- В раю, что ль Бог?
- Да каком раю — в лесу?! Сколько стоить будет?
- Да откуда ж я знаю, может она ворованная или ненастоящая.
- Да старуха моя мне оставила. Померла. Вот те крест!- попытался
изобразить на себе крестное знамение левой рукой продавец. — Так
сколько стоить будет? Семнадцатый век, отец, она нам по наследству
передавалась.
- Так уж и семнадцатый?
- Точно. Мне митрофановский поп сказал, что ей 350 лет.
Священника из Митрофановки я знаю. В древних иконах он вряд ли
разбирается, хотя… старую икону от современных, написанных в годы
хрущевские и брежневские, отличить сможет.
- Ладно, приносите. Посмотрим.
И двух часов не прошло — постучали. В полосатой «базарной» сумке,
завернутая в ветхое серое полотенце, уместилась большая икона, судя по
размеру — аналойная.
Разворачиваю. И… не могу сдержаться.
- Ух ты, Серафим! — так и выдохнулось.
Соединенная сзади, двухчастная, с ковчегом (углубленная срединная часть), с соблюдением всех канонов, с тонкой позолотой, икона преподобного старца Серафима Саровского была чудо как хороша.
Есть свойство у некоторых икон: они призывают не любоваться их
красотой, а молиться. Так и говорят – намоленная икона. Передо мной
лежала именно такая. Причем было абсолютно ясно, что храмовая. По торцу
ее боковых граней остались отверстия от креплений, для установки в
киоте.
- Так откуда икона? – сверля взглядом пришедшее трио продавцов, еще раз вопросил я. – Бабка оставила, или из храма уведена?
- Ты что, батя, обижаешь, моя икона, – ответствовал самый
«интеллигентный» коробейник. – Точно, старуха оставила. Наследство. Вот,
уезжаем в Россию, с собой забирать не хотим, пусть на Родине останется.
Такого пафоса я даже не ожидал, хотя оно и действительно, если
уезжают, то с такой иконой на таможне проблемы обязательно возникнут.
- Так берешь икону? – настойчиво и вопросительно требовал «хозяин». — Гляди, красивая какая. Семнадцатый век!
- Семнадцатый, точно, — подтвердил я, — только вот не век, а год. Именно 1917-й или около того.
- Да ты что! Цену сбить решил? – чуть ли не завопил хозяин, — да нам за
нее в Луганске знаешь сколько забашляют? Не семнадцатый, смотри-ка, спец
нашелся! Она моей бабке от ее прабабки осталась, а той тоже с
древности…
Возмутительным междометиям с пропуском предыхательных начал всем
известных выражений, казалось, не будет конца. Мои попытки объяснить,
что икона никак не может быть семнадцатого века, так как преподобный
вообще-то жил в девятнадцатом, а канонизирован лишь сто лет назад,
категорически отвергались.
- Так берешь икону? – оборвал возмущающегося поповской несправедливостью напарника другой продавец.
- Это икона храмовая и дорогая, мне посоветоваться надо.
- Дорогая, и я ж об том же! – тут же поддакнул «хозяин». — Триста лет иконе.
Объяснять, что иконе преподобного старца лет сто от роду, я больше не стал.
- Сколько хотите?
- Тысячу долларов, – вполголоса выдал продавец и икнул утверждающе.
- Нет, братцы, таких денег у нас нет, да и стоит она вполовину меньше.
Тут я говорил со знанием дела, так как не столь давно приискивал для храма икону подобного вида, и уровень цен мне был известен.
Спор рисковал затянуться до бесконечности, поэтому, чтобы не
устраивать бесполезных и никому не нужных торгов, я стал заворачивать
икону в полотенце, всем своим видом показывая, что отказываюсь брать.
- Езжайте в область, в антикварный магазин и там продавайте.
Коробейники переглянулись.
- Деньги сейчас отдашь?
- Отдам половину, – заявил я. — Остальные — через недельку, когда
подсобираем на приходе, да и проверю я иконку, вдруг ворованная.
На «ворованная» продавцы никак не среагировали, но стали требовать полного расчета.
Деньги, конечно, я бы нашел, тем более, что мы собирались приобрести
икону для храма. Но что-то мешало мне вот просто так забрать
преподобного старца. Нужно было время — подумать и помолиться.
Согбенный, опирающийся на клюку батюшка Серафим, как-то печально
смотрел с лесной опушки, в его взгляде грусть соединялась с тревогой.
- Значит так, братия, — решил я окончательно, — половину денег я
сейчас же отдам, а вторую получите после Вознесения, то есть через пять
дней. Устраивает – забираю, нет – везите в антикварный.
Коробейники помялись и согласились.
В ту ночь мне не спалось. Несколько раз я подходил к столику, на
котором стояла икона. Старец из своего далеко тревожно вглядывался в
день сегодняшний и, как мне показалось, чего-то ждал.
Не напрасно были его ожидания и мое беспокойство. Солнце толком еще
не успело взойти, как раздался настойчивый и долгий, «аварийный» звонок в
дверь.
На пороге стояла дородная дама, за ней жался один из вчерашних коробейников, теряясь на ее фоне.
- Отдайте икону, сейчас же! Да как вы смели ее брать за такие гроши?! А еще священник называется!
Я, молча, не выслушивая дальнейшие причитания и обвинения в непорядочности, алчности и сребролюбии, вынес икону.
- Возьмите.
Дама немного опешила от моего смирения и возвращая деньги сказала только:
- За эту икону я квартиру куплю и еще на машину останется. Семнадцатый
век! А он (опускаю прозвучавшие выражения-определения) за такие гроши
хотел нас наколоть!
Я закрыл за ней дверь, виновато посмотрел на встревоженных домочадцев и пошел в храм читать акафист преподобному Серафиму Саровскому.
***
Примерно через неделю собрался ехать на Родину, в Россию.
Понадобилось поменять на рынке денежку: гривны на рубли. В будке
местного валютчика увидел стоящий в углу образ, прикрытый рогожкой.
- Бать, икона не нужна? – спросил меняла. — Купил вот по случаю. Старец, святой какой-то, по-моему, ей лет двести.
Он отбросил рогожку в сторону… на меня так же грустно смотрел преподобный Серафим!
- Да нет ей двухсот, от силы лет сто – возразил я.
- О! Значит, не ошибся, — обрадовался местный финансист. – С меня за нее
300 баксов требовали, а я им больше ста не дал. Так что, возьмешь за
сто пятьдесят?
- Да нет, не буду. Ты ее в антикварку свези, толку больше будет и греха меньше.
- Свезу, — как-то сразу согласился мой собеседник. И мне стало ясно, что обязательно отвезет.
|