«Здравствуй, журнал "Фома”!
Недавно заметил, что грех никогда не происходит как какое-то единичное
событие, он всегда влечет за собой следующий. Например, сделал раз, по
глупости, что-то, о чем и самому-то вспоминать не хочется, и уже
вынужден соврать, чтобы все скрыть. А чтобы не всплыла правда и тебя не
уличили в обмане, приходиться придумывать дальше. И хотя самому от этого
нагромождения вранья уже тошно, остановиться нет сил… Как же все-таки
остановиться? Каким должно быть искреннее покаяние?»
Алексей Н., Курск
В Псалтири полторы сотни псалмов, но, пожалуй, самым известным из
них является пятидесятый. Его можно найти в любом православном
молитвослове. Он ежедневно звучит во всех православных храмах, а
верующие каждый день повторяют его дома в своих утренних молитвах. Этот
псалом называют "покаянным”. Такая "популярность” пятидесятого псалма
объясняется тем, что написан он человеком, который знал, что такое
подлинное покаяние.
Два Давида
Как и многим псалмам, пятидесятому предшествует так называемое
"надписание” – заглавие, не являющееся частью поэтического текста. Это,
если можно так выразиться, краткая справка, поясняющая обстоятельства
его появления. Надписание к пятидесятому псалму звучит так: "Псалом
Давида, когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к
Вирсавии”. В этой строчке – вся
...
Читать дальше »
Просмотров:
893
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
05.03.2012
|
|
От Библии мы привыкли ждать
чего-то возвышенного и поучительного. Но, открывая самую знаменитую
книгу Ветхого Завета, Псалтирь, мы то и дело натыкаемся на выражения,
которые сильно нас смущают. Псалмопевец откровенно желает зла своим
врагам, радуется их несчастьям… Разве может так говорить Слово Божье?
В самом деле, подобное в псалмах встречается, причем не раз и не два. Я преследую врагов моих и настигаю их, и не возвращаюсь, доколе не истреблю их (17:38) — сообщает нам псалмопевец. Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад (54:16) — искренне желает он, и Бог его слышит: Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых (3:8). В заключение своей молитвы псалмопевец добавляет, как бы в примечании: И по милости Твоей истреби врагов моих и погуби всех, угнетающих душу мою, ибо я Твой раб (142:12). В общем,
...
Читать дальше »
Просмотров:
877
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
05.03.2012
|
|
В чем их смысл и отличие от ветхозаветных заповедей
Когда речь заходит
о христианских заповедях, под этими словами обычно подразумевают
известное всем: «Я Господь, Бог твой <...> да не будет у тебя
других богов; не делай себе кумира; не произноси имени Господа
напрасно…». Однако эти заповеди через Моисея были даны народу Израиля
еще за полторы тысячи лет до Рождества Христова.
В христианстве же существует иной кодекс отношений человека и Бога, который принято называть заповедями блаженства (Мф 5:3–12),
о которых современный человек знает куда меньше, чем о ветхозаветных
заповедях. В чем их смысл? О каком блаженстве идет речь? И в чем
различие ветхозаветных и новозаветных заповедей? Об этом мы побеседовали
с профессором Московской духовной академии Алексеем Ильичем Осиповым.
— Сегодня слово «блаженство» для
многих означает высшую степень наслаждения. Предполагает ли Евангелие
именно такое понимание этого слова или вкладывает в него какие-то иные
смыслы?
— В святоотеческом наследии есть один общий тезис, встречающийся
практически у всех Отцов: если человек рассматривает христианскую жизнь
как способ достижения каких-то небесных наслаждений, экстазов,
переживаний, особых благодатных состояний, з
...
Читать дальше »
Просмотров:
934
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
05.03.2012
|
|
Правда ли, что Бог не прощает этого греха?
В чем заключается хула на
Святого Духа? С заповедями «не укради, не убий, не прелюбодействуй» все
ясно и без дополнительных пояснений. Но чтобы не впасть в грех хулы на
Духа, следует точно знать — каких именно действий нужно избегать. К
сожалению, с этим у многих христиан сегодня нет полной определенности.
Есть в Евангелии место, которое приводит в недоумение и тревогу великое
множество людей, знакомящихся с текстом Священного Писания. Это — слова
Христа: Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам,
а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына
Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не
простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф 12:31–32).
Тревога и недоумение здесь вполне закономерны. Тревога — потому что
речь идет не о каких-то отвлеченных предметах, а о самом важном вопросе
в судьбе каждого человека — его участи в жизни вечной. А недоумение —
потому, что этот евангельский фрагмент неизбежно ставит вдумчивого
читателя перед целым рядом вопросов, ответы на которые невозможно
получить только лишь из текста Евангелия.
Почему хула на Духа лишает человека абсолютно всех шансов на спасение,
в то время как хула на Христа остается безнаказанной? Ведь и 
...
Читать дальше »
Просмотров:
989
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
05.03.2012
|
| |