Мы давно привыкли, что рассуждать о молитве —
прерогатива священников и монахов. Ну, в крайнем случае, профессоров
богословия. Но у кого что болит, тот о том и говорит. А для меня и,
рискну утверждать, для подавляющего большинства людей, считающих себя
верующими, молитва сегодня — тема больная.
Как-то в воскресение после Литургии перед выносом
креста батюшка, как обычно, говорил проповедь. На этот раз о том, как
важно и нужно молиться. Народ вежливо ждал, когда уже можно будет
приложиться к кресту и — домой. Особого энтузиазма на лицах не было.
Кто-то слонялся по храму, кто-то что-то выбирал у свечного ящика,
кто-то, встретив знакомых, мирно беседовал… И только стоявшая рядом со
мной женщина внимательно вникала в слова пастыря духовного.
Слушала-слушала и вдруг, обернувшись ко мне, ища сочувствия, в сердцах
бросила: «Эх, жизни они, наши отцы, не знают…»
Нет, это она зря. Всё они знают. Они же не на облаке
живут. А чего не знают, мы им каждый день на исповеди рассказываем. Но
что толку копья ломать? Мне как-то один батюшка сказал: «Чего с тобой
разговаривать, если ты все равно не слушаешься?» И ведь прав был.
Кончится служба — поцелуем крест, включим свои айфоны, и понесут нас
волны моря житейского к семьям, друзьям, делам, телевизорам, фейсбукам
и твиттерам… Как там в песенке, которой нас уже сорок лет потчуют на
Новый год? «О сколько нервных и недужных связей, дружб ненужных — во мне уже осатаненность!» Нет, они все-таки молодцы, эти советские классики, рано мы их списали в утиль. Может, от этой-то осатаненности и не доходят до нашего сознания слова священников о молитве и покаянии?
«К свету идяху, Христе, веселыми ногами»
Почему у нас в храмах все больше суровых скорбных
лиц? Даже на Литургии. Даже на Пасху! А меня учили: «Держись проще
и веселее, христианин вовсе не должен представлять собой какую-то
мрачную фигуру, изможденную аскетическими подвигами и служащую укором
для других. Даже если у тебя это и искренно — все равно — долго так не
прожить, и реакция может пойти как раз в обратную сторону».
Я-то, воспитанная советской школой, всегда была
уверена, что человек рожден для счастья, как птица для полета. И Церковь
меня в этом только утвердила. Может, потому, что я впервые вошла в нее
в Пасхальную ночь?
До этого я никогда не заходила в храм во время
службы — там люди молятся, а я что, глазеть на них приду, как в зоопарк?
А тут как-то само вышло: подруга затащила, за компанию. Народу битком,
все со свечками в руках, свет притушен, где-то впереди что-то
происходит, но из-за голов ничего не разобрать… Подруга куда-то нырнула,
вынырнула с двумя свечами, одну дала мне. И тут, словно по команде, все
вдруг затихло, и откуда-то еле слышно донеслось: «Воскресение Твое,
Христе Спасе, Ангели поют на небесех…» И побежали по толпе огоньки — от
свечки к свечке, и поплыли из глубины на нас хоругви, двинулся крестный
ход — и я за ним. Кто-то протянул мне горящую свечку, я зажгла от нее
свою и вдруг почувствовала: это мой дом, и никуда я больше из него не
уйду. Такого абсолютного счастья я никогда не испытывала. И ни одного
сурового лица вокруг. И все поют. Просто от радости.
Через неделю я крестилась.
А много лет спустя наткнулась в дневниках отца
Александра Шмемана практически на то же переживание: «Некоторые вещи
(дни, минуты) я не вспоминаю, а помню, как если бы они сами жили во мне.
В эти минуты дана была некая абсолютная радость. Радость ни о чем,
радость оттуда, радость Божьего присутствия и прикосновения к душе. И
опыт этого прикосновения, этой радости <…> потом определяет ход,
направление мысли, отношение к жизни и т. д. Например, та Великая
Суббота, когда перед тем как идти в церковь, я вышел на балкон
и проезжающий внизу автомобиль ослепляющее сверкнул стеклом, в которое
ударило солнце. Все, что я всегда ощущал и узнавал в Великой Субботе,
а через нее — в самой сущности христианства, вспыхнуло, озарило, явилось
в то мгновение. Вечная жизнь — это не то, что начинается после временной жизни, а вечное присутствие всего в цельности. Все христианство — это благодатная память, реально побеждающая раздробленность времени, опыт вечности сейчас и здесь».
Ни о Православии, ни о Церкви я ничего толком не знала, а уж о молитве вообще понятия не имела.
Загадка Евангелия
Тогда, на Пасху,
вернувшись со службы, мы с подругой до утра проговорили. Первый раз
в жизни я взяла в руки молитвослов. Открыла — и зачиталась. Просто
оторваться не могла: схватила какую-то школьную тетрадку, начала
переписывать… Славянские слова молитв и псалмов сразу и навсегда пробили
меня насквозь своей красотой. Как когда-то в юности прекрасные чужие
стихи, они запоминались сами, потому что лучше и полнее выражали мои
чувства, чем если бы я пыталась сделать это сама.
Но эмоции, даже самые сильные, недолговечны. А что
дальше? Я решила: проживу год, стараясь делать все, что положено, а там
разберемся. Сказано читать утренние и вечерние молитвы — буду читать,
сказано ходить в церковь по субботам и воскресеньям — буду ходить,
сказано раз в месяц исповедоваться и причащаться — буду, сказано
поститься — буду… Но как же все это оказалось трудно!
Церковнославянского языка я не знала, на службах стояла на одних
эмоциях: слова три поймешь — уже хорошо. Это сейчас на любом свечном
ящике можно купить толкования, пояснения, поучения, молитвословы на
любой вкус. А тридцать лет назад тоненькую брошюрку «Всенощное бдение
и Божественная литургия» я выпросила у знакомых почитать только через
несколько месяцев после крещения.
Но труднее всего было с утренними и вечерними
молитвами. Мало того, что при всей красоте текстов больше половины слов
непонятны, так еще попробуй встрой их чтение в ежедневную рутину,
в которой им ну никак не находится места…
А Евангелие? Не то чтобы я была какая-то особенно
тупая, но продиралась я к его пониманию, спотыкаясь на каждом шагу. Нет,
в целом-то мне, вроде, все было понятно. Но там же сказано: Чтó вы зовете меня: «Господи! Господи!» и не делаете того, чтó Я говорю? (Лк 6:46).
Значит, нужно делать. А для этого мало понять, даже с помощью святых
отцов и богословов. Нужно как-то пропустить это все через себя,
переварить, сделать своим, неотъемлемым. Помните? И
я пошел к Ангелу и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми
и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет
сладка, как мед (Откр 10:9).
Как-то в записках Аделаиды Герцык «Подвальные
очерки» наткнулась я на слова приговоренного к расстрелу русского
дворянина, сказанные им автору в подвале ЧК: «Мне кажутся дикими
разговоры о Боге среди обыденной жизни. Евангелие — это сумасшедшая
книга. И потому так трудно ее понять. Христос дает ответы вне времени,
а спрашивают его люди, которые не могут перейти эту черту. И потому
кажется, что они говорят о разных вещах и не понимают друг друга».
Но мне-то предлагается здесь, «во времени», жить по
Евангелию. А там, между прочим, сказано: «Непрестанно молитесь». Это
как? Я же не в безлюдной пустыне живу, как какой-нибудь древний
отшельник, а в Москве. И домашних моих все эти мои христианские
упражнения здорово раздражают. А работаю я в советском издательстве,
и голова моя там занята чем угодно, только не молитвой…
Параолимпийские игры
Вообще-то, митрополит
Сурожский Антоний утверждал, что человек молится всегда: «Нам думается,
что молитва присутствует лишь тогда, когда мы вежливой, складной речью
выражаем свое отношение к Богу и мировым вопросам… Мы забываем, что
молитва вырывается из сердца, и всякий крик нашего существа есть
молитва. Разумеется, мы не осознаем, что молимся все время и настойчиво…
И, я думаю, очень важно нам осознать, что предмет нашей молитвы и тот,
к кому обращена эта молитва, — не всегда Бог… Нам не предлагается
выбор — молиться или не молиться; нам предлагается выбор — молиться Богу
или с рабской мольбой, с протянутой рукой обратиться к князю мира сего,
в надеже на подачку, которая будет обманна, потому что он всегда
обманывает».
Вот как хочешь, так и крутись. Читаю у отца Серафима
(Роуза): «Чтобы успешно противостоять миру, точащему наши души, нужно
получать постоянные «впрыскивания» неотмирности. Стоит хоть на день их
прервать — и мирское задавит, на два — поглотит совсем. Вскорости
заметим, что и мысли у нас уже обмирщенные, и мы все меньше и меньше
этому противимся… Нет рецепта богоугодной православной жизни. Всякое ее
внешнее проявление может оказаться фальшивым, все зависит от состояния
души, трепетно предстоящей Богу…».
И опять все у меня упирается в правило. Все отцы
твердят: бессмысленно тупо вычитывать молитвы из молитвослова, нужно
сосредоточиться, произносить их от сердца, как свои. Тридцать лет
я бьюсь над этой неразрешимой задачей. Листаю свои дневники. 1985 г.:
«Как только начинаю читать правило — в голове сразу калейдоскоп обрывков
самых разных мыслей, воспоминаний и впечатлений». 1988-й, 1993-й,
1996-й, 1999-й — все одно и то же…
Тогда зачем это все? Да просто я точно знаю, что
больна. Хронически. Практически инвалид детства. И если я не буду
заставлять себя каждый день читать утренние и вечерние молитвы (а если
сосредоточится не удается, то и по два-три раза) и главу из Евангелия
и хотя бы по воскресеньям ходить в храм — всё, паралич мне обеспечен.
Где найти для всего этого время и место? Не знаю, каждый раз — по
ситуации. Трудно? Не то слово. А кто сказал, что будет легко? Но куда
деваться-то, если болен? Спросите параолимпийцев, трудно ли без ног или
с повреждением спинного мозга, на коляске, играть в баскетбол или регби?
Играют же, хоть и остаются инвалидами.
Я долго не
понимала, почему мне все твердят: подвиг, подвиг, подвиг… Ну почему
я должна превратить всю жизнь в какое-то непрерывное преодоление? А мне
говорили: «Всякий христианин — подвижник. Человеческая природа так
искривлена, что на нее приходится жестоко нажимать, если хочешь
выровнять себя по евангельским меркам, и выравнивать приходится каждый
день, каждый час».
Выходит, если не тренироваться, так и пролежишь всю
жизнь бревном — изнемогая от жалости к себе и злобы на весь мир за такую
чудовищную несправедливость? А если через лень и боль все-таки каждый
день вытягивать себя на тренировку? Насколько велик шанс в конце концов
приобщиться азарта и радости наравне со здоровыми?
Учиться, учиться и учиться…
Моя подруга как-то
пожаловалась, что не может читать молитвы из молитвослова — ну не
чувствует она их своими, хоть тресни. Мне повезло, у меня такой проблемы
не было. Зато была другая: не миновала меня общая участь многих
новоначальных: начитавшись святых отцов-аскетов и «заполировав»
образовавшийся в голове немыслимый коктейль «Откровенными рассказами
странника», мало кто не примерял на себя «смиренные ризы исихастов».
Слава Богу, что рядом были люди мудрые и опытные, которые умели
сдерживать эти безумные порывы.
Как-то, когда я очередной раз пристала к одному из
них с вопросом, как же мне «умно» молиться Иисусовой молитвой в моей
повседневной московской жизни, он сказал: «Молись, только хоть шепотом,
но непременно вслух, а вместо четок перебирай фаланги пальцев».
«Батюшка, как же я буду это делать в метро?» — оторопела я. «Ничего, за
сумасшедшую будут принимать — зато приставать никто не будет», — был
ответ.
После таких обливаний холодной водой на «подвиги»
уже не так тянуло. Тем более что утолить жажду духовную было где —
десять лет параллельно работе в светском журнале шло врастание в жизнь
церковную: попросили помочь — пришлось учиться сначала на чтеца, потом
на уставщика, потом петь на клиросе, потом регентовать… Тропари,
кондаки, стихиры, паремии, всенощные, часы, литургии, молебны, панихиды,
отпевания — тысячи прекрасных молитвенных слов, многократно пропущенных
через твое сознание… А молитва? Спросите тех, кто поет на клиросе,
удается ли им там помолиться.
А тут еще отцы мои духовные задачки подкидывают:
«Помолчи. Мы все: дай, дай, помоги, помилуй — тараторим, тараторим. Где
же тут Богу хоть слово вставить, чтобы мы его услышали. Остановись,
замолчи перед Ним хоть на минуту, ни о чем не думай, просто умились,
глядя на Его образ». «Ты Бога благодаришь? Или все только клянчишь?»
А потом школа кончилась. Выпускным экзаменом стали
полгода послушания в монастыре. Когда пришла пора решать, оставаться там
или нет, батюшка, который меня туда направил, сказал просто: «Если
готова быть всем слугой — иди в монастырь, нет — уходи». Я честно
сказала: «Нет, не готова». И получила благословение идти работать… на
радио, в английскую службу Иновещания, там у батюшки были чада духовные.
Как же меня ломало! Как наркомана. Пытка шумом
физическим. Пытка шумом информационным. Попробуйте помолитесь, когда вы
по двенадцать часов в день переводите политические новости. И, главное,
зачем? Кому все это нужно?
Это я поняла
только несколько лет спустя, когда родители мои стали болеть и сдавать,
а наша бесплатная медицина окончательно превратилась в денежный пылесос.
Но ведь помощь близким в их немощи, да еще если их каждодневная нужда
в нас растягивается на долгие годы, без молитвы — ноша неподъемная.
Иначе жизнь превращается в нескончаемую муку и для помогающего, и для
принимающих помощь. А как втиснуть все это в те же неизменные 24 часа?
Я тебя люблю
Впрочем,
молиться за других у меня всегда получалось как раз лучше всего.
Особенно, когда молишься о ком-то, кого любишь. Тут откуда что берется:
и сердце открыто, и внимание сосредоточено, и все твое существо
устремлено к Богу! Но не ради Него, не от ощущения Его присутствия, веры
в Него, тоски по Нему, стремления почувствовать и исполнить Его волю,
а потому что душа твоя болит о ком-то. Но не о Боге. Проходит время,
боль стихает, и снова рассеиваешься и охладеваешь — до следующего
испытания.
Смотрю на влюбленных и завидую — они по сто раз на
дню обмениваются эсэмэсками, весь смысл которых, по сути, сводится
к одному: «Я тебя люблю». И не надоедает! А если любимый не отвечает?
Пишешь ему, пишешь, а в ответ — тишина? Места же себе не находишь, пока
не выяснится, что это просто мобильник «завис» или у оператора сбой. А
тут, когда без молитвы в «мобильнике» моей души садится аккумулятор и я
уже просто не в состоянии услышать Бога, я этого даже не замечаю.
Когда-то мне говорили: «Голод по Богу иногда так же
важен, как молитва. Если дела житейские мешают тебе побыть с Ним,
пообщаться с Ним, просто помолчать в Его присутствии, а тебе больше
всего на свете хочется именно этого — это твое стремление уже и есть
твоя молитва». И еще: «Если тебе в кои-то веки удалось сосредоточиться
и начать молиться со вниманием, и в этот самый момент к тебе кто-то
придет или позвонит и попросит помощи, брось все и иди, помогай. Потому
что молитва твоя — это твое частное дело, а помощь ближнему — дело
Божие».
Ну,
с помощью, вроде, все понятно, об этом еще Иоанн Лествичник писал. А вот
с молитвой-то как быть? Как молиться, да еще постоянно, человеку,
живущему сегодня в мегаполисе? Студенту, врачу, программисту, менеджеру,
журналисту, официанту, водителю, лавирующему в бесконечных пробках?
Начинает казаться, что внутреннее пространство для молитвы осталось
разве что у таджиков-дворников.
И вдруг на самом бегу пронзит какая-нибудь сущая
безделица — алая ветка клена, вспыхнувшая огнем в лучах осеннего солнца,
стайка снегирей, неведомо каким ветром занесенная в самый центр города,
первый хруст снега под ногой на морозе — радостью жизни, той что за
делами, и само рванется из самого сердца: «Слава Тебе, Господи! Слава
Тебе!»
Так можно ли молиться в большом городе? Конечно,
можно. Не молиться — нельзя. Сколько раз бывало — думаешь: «Да гори оно
огнем! Все равно ничего не получается. Буду жить, как все нормальные
люди». И какое-то время живешь. Но мелькнет на горизонте отблеск той,
пасхальной радости, которой ты когда-то приобщился, и затоскует, заноет
душа, и такими бессмысленными и блеклыми покажутся все другие радости,
что, спотыкаясь и падая, снова выбираешься на знакомую дорогу и бредешь.
Прав, видно, митрополит Антоний. «Если то, что ты
получил первоначально, для тебя оказалось драгоценностью, тогда стоит
искать всю жизнь. Даже если только к концу жизни найдешь — все равно
стоит всю жизнь искать, потому что без этого нельзя жить».
|