Ресурс для мирян
Главная | | Регистрация | Вход
Суббота
23.11.2024
21:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2012 » Март » 20 » КРАСНОЕ КРЕЩЕНИЕ (рассказ-быль) - Протоиереи Николай Агафонов (часть 2)
03:33
КРАСНОЕ КРЕЩЕНИЕ (рассказ-быль) - Протоиереи Николай Агафонов (часть 2)

– Помилуйте, а их-то за что?

– Как ваших пособников, – пронизывая колючим взгля­дом отца Петра, тихо проговорил Коган.

Но именно эти тихо сказанные слова на отца Петра подействовали больше, чем крик Крутова. Он осознал до глубины души, что это – не пустые обещания, и сердце его содрогнулось.

– Я согласен, – сказал он упавшим голосом.

– А ваш юный помощник? – спросил Коган.

– Он послушный, как я благословлю, так и будет.

– Кравчук, – обратился Коган к одному из красноар­мейцев, – собирай народ, а этого, – ткнул он пальцем в сторону отца Петра, – увести до времени.

Ошарашенный и подавленный отец Петр, когда его при­вели в сарай, молча уселся на бревно и, обхватив голову руками, стал лихорадочно размышлять. В сознании сту­чали слова Христа: «Кто отречется от меня перед людь­ми, от того и Я отрекусь перед Отцом Моим Небесным».

«Но ведь апостол Петр тоже трижды отрекся от Гос­пода, а затем раскаялся. И я, как уедут эти супостаты, покаюсь перед Богом и народом. Господь милостивый – простит и меня. А то как же я матушку с детьми оставлю, а могут и ее... Нет, я не имею права распоряжаться их жизнями».

Степан сидел в стороне и молился. На душе его было светло и как-то торжественно. Дверь сарая открылась.

– Ну выходи, контра!

Отец Петр встал и на ватных ногах пошел, продолжая лихорадочно размышлять, ища выхода из создавшегося положения и не находя его. Он увидел на крыльце того самого комиссара, который угрожал ему расстрелом, сейчас он размахивал руками, что-то громко говорил толпе собравшихся крестьян. Подойдя поближе, отец Петр услышал:

– Сегодня вы протянули руку помощи голодающему пролетариату, а завтра пролетариат протянет руку тру­довому крестьянству. Этот союз между рабочими и кресть­янами не разрушить никаким проискам империализма, который опирается в своей борьбе со светлым будущим на невежество и религиозные предрассудки народных масс. Но советская власть намерена решительно покон­чить с религиозным дурманом, этим родом сивухи, отрав­ляющим сознание трудящихся и закрывающим им доро­гу к светлому царству коммунизма. Ваш священник Петр Трегубое как человек свободомыслящий больше не жела­ет жить в разладе со своим разумом и совестью, которые подсказывают ему, что Бога нет, а есть лишь эксплуата­торы-епископы во главе с главным контрреволюционером патриархом Тихоном. Об этом он сейчас вам сам скажет.

Мужики слушали оратора, понурив головы, и ровным счетом ничего не понимали. Услышав, что Бога нет, они встрепенулись и с недоумением воззрились на говорившего, а затем с интересом перевели взгляд на отца Петра: мол, что он скажет. Отец Петр, не поднимая глаз, проговорил:

– Простите меня, братья и сестры, Бога нет, и я больше не могу вас обманывать. Не могу, – вдруг навзрыд прого­ворил он, а затем прямо закричал: – Вы понимаете, не могу!

Ропот возмущения прокатился по толпе. Вперед отстра­няя отца Петра, вышел Коган.

– Вы понимаете, товарищи, как трудно это признание далось Петру Аркадьевичу, бывшему вашему священни­ку, он мне сам признался, что думал об этом уже давно, но не знает, как вы к этому отнесетесь.

– Так же, как и к Иуде! – крикнул кто-то из толпы. Но Коган сделал вид, что не услышал этих слов, и про­должил:

– Вот и молодой церковнослужитель Степан думает так же, и это закономерно, товарищи: им, молодым, жить при коммунизме, где нет места церковному ханжеству и рели­гиозному невежеству, – и он подтолкнул побледневшего Степана вперед. – Ну, молодой человек, скажите народу слово.

Отец Петр, как бы очнувшись, понял, что он не подгото­вил Степана и должен сейчас что-то сделать. Подойдя сбоку, он шепнул ему на ухо:

– Степка, отрекайся, расстреляют, ты молодой, потом на исповеди покаешься, я дам разрешительную.

К нему повернулись ясные, голубые глаза Степана, полные скорби и укора:

– Вы уже, Петр Аркадьевич, ничего не сможете мне дать, а вот Господь может мне дать венец нетленный – разве я могу отказаться от такого бесценного дара? – и, повер­нувшись к народу, твердо и спокойно произнес: – Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз...

Договорить ему не дали – Коган, переходя на визг, за­кричал:

– Митинг закончен, расходитесь! – и, выхватив револь­вер, для убедительности пальнул два раза в воздух.

Зайдя в избу, Коган подошел к столу, налил полный стакан самогонки и залпом осушил его.

– Ого! – удивился Крутов. – Вы, Илья Соломоныч, так и пить научитесь по-нашему.

– Молчать! – взвизгнул тот.

– Но-но, – угрожающе произнес Крутов. – Мы не в царской армии, а вы не унтер-офицер. Хотите я шлепну этого сопляка, чтоб другим неповадно было?

– Не надо, – успокаиваясь, сел на лавку Коган. – Ни в коем случае теперь как раз нельзя из него мученика за веру делать. Надо сломить его упрямство, заставить, га­деныша, отречься. Это главная идеологическая задача на данный момент.

– Что тут голову ломать, Илья Соломоныч, – в прорубь этого кутенка пару раз обмакнуть, поостынет кровь моло­дая, горячая – и залопочет. Не то что от Бога, от всех святых откажется, – засмеялся Крутов.

– Хорошая мысль, товарищ Крутов, – похвалил Коган. – Так, говорите, сегодня у них праздник Крещения? А мы устроим наше, красное крещение. Возьми двух красноар­мейцев понадежней, забирайте щенка – и на речку.

– Брюханова с Зубовым возьму, брата родного в про­рубь опустят – глазом не моргнут.

По дороге домой отец Петр ощущал странную опусто­шенность, прямо как будто в душе его образовалась хо­лодная темная пропасть без дна. Войдя в избу, он с ви­дом побитой собаки прошел по горнице и сел у стола на свое место в красном углу.

Матушка подошла и молча поставила перед ним хлеб и миску со щами. Он как-то жалостливо, словно ища поддержки, глянул на нее, но супруга сразу отверну­лась и, подойдя к печи, стала греметь чугунками. Дети тоже не поднимали на него глаз. Младшие забрались на полати, старшие сидели на лавке, уткнувшись в книгу. Четырехлетний Ванятка ринулся было к отцу, но три­надцатилетняя Анютка перехватила брата за руку и, ис­пуганно глянув на отца, увела его в горницу. Отцу Петру до отчаяния стало тоскливо и неуютно в доме. Захоте­лось разорвать это молчание, пусть через скандал. Он

вдруг осознал, что затаенно ждал от матушки упреков и укоров в свой адрес, тогда бы он смог оправдаться и все бы разъяснилось, его бы поняли, пожалели и простили, если не сейчас, то немного погодя. Но матушка молчала, а сам отец Петр не находил сил, чтобы заговорить пер­вым, он словно онемел в своем отчаянии и горе. Наконец молчание стало невыносимо громким, оно стучало, как огромный молот, по сознанию и сердцу. Отец Петр пере­силил себя, вышел из-за стола и, бухнувшись на колени, произнес:

– Простите меня Христа ради...

Матушка обернулась к нему, ее взгляд, затуманенный слезами, выражал не гнев, не упрек, а лишь немой воп­рос: «Как нам жить дальше?»

Увидев эти глаза, отец Петр почувствовал, что не мо­жет находиться в бездействии, надо куда-то бежать, что-то делать. И, еще не зная, куда бежать и что делать, он решительно встал, накинул полушубок и торопливо вы­шел из дома. Ноги понесли его прямо через огороды к реке, туда, где сегодня до ранней зорьки он совершал Великое освящение воды. Дойдя до камышовых зарослей, он не стал их обходить, а пошел напрямую, ломая сухие стебли и утопая в глубоком снегу. Но, не дойдя до речки, вдруг сел прямо на снег и затосковал, причитая:

– Господи, почто Ты меня оставил? Ты ведь вся веси, Ты веси, яко люблю Тя! – славянский язык Евангелия ему представлялся единственно возможным для выраже­ния своих поверженных чувств.

Крупные слезы потекли из его глаз, исчезая в густой темной с проседью бороде. Пока он так сидел, сумерки окончательно опустились на землю. Отец Петр стал про­бираться к реке. Выходя из камыша, он услышал голоса, остановился, присматриваясь и прислушиваясь. Яркий месяц и крупные январские звезды освещали мягким голу­бым светом серебристую гладь замерзшей реки. Крест, вырубленный во льду, уже успел затянуться тонкой кор­кой, припорошенной снегом, только в его основании зияла темная прорубь около метра в диаметре. У проруби копо­шились люди. Приглядевшись, отец Петр увидел двух красноармейцев в длинных шинелях, державших голого человека со связанными руками, а рядом на принесенной коряге сидел еще один военный в полушубке и попыхивал папироской. Человек в полушубке махнул рукой, и двое красноармейцев стали за веревки опускать голого чело­века в прорубь. Тут сознание отца Петра пробило, он по­нял, что этот голый человек – Степка.

Брюханов с Зубовым, подержав Степана в воде, снова вытащили его и поставили перед Крутовым, полушубок на котором был расстегнут, шапка сидела набекрень, и по всему было видно, что он изрядно пьян.

– Ну, – громко икнув, сказал Крутов, – будем осозна­вать сейчас, или вам не хватает аргументов? Так вот они, – и он указал пальцем на прорубь.

Степан хотел сказать, что он не откажется от своей веры, но не мог открыть рот – все сковывал холод, его начало мелко трясти. Но он собрал все усилия воли и отрица­тельно покачал головой.

– Товарищ командир, что с ним возиться? Под лед его, на корм рыбам – и всех делов, – сказал Брюханов, гряз­но выругавшись.

– Нельзя под лед, – нахмурился Крутов. – Комиссар ждет от него отреченья от Бога, хотя хрен мы от него чего добьемся. Помню, в одном монастыре игумену глаза шты­ком выкололи, а он знай себе молитву читает да говорит: «Благодарю Тебя, Господи, что, лишив меня зрения зем­ного, открыл мне очи духовные видеть Твою Небесную славу». Фанатики хреновы, у них своя логика, нам, про­стым людям, не понятная!

– Сам-то Соломоныч в тепло пошел, а нам тут мерзнуть, – заскулил Зубов и, повернувшись к Степану, заорал: – Ты че, гад ползучий, контра, издеваешься над нами!? – и с размаху ударил Степана в лицо.

Из носа хлынула горячая кровь, губы у Степана согре­лись, и он тихо проговорил:

– Господи, прости им, не ведают, что творят... Не расслышав, что именно говорит Степан, но уловив слово «прости», Крутов захохотал:

– Видишь, прощения у тебя просит за то, что над то­бой издевается, так что ты уж, Зубов, прости его, пожа­луйста.

Холодная пропасть в душе отца Петра при виде Степа­на стала заполняться горячей жалостью к страдальцу.

Хотелось бежать к нему, как-то помочь. Но что он мо­жет против трех вооруженных людей? Безысходная отча­янность заполнила сердце отца Петра, и он, обхватив го­лову руками, тихо заскулил, словно пес бездомный, а потом нечеловеческий крик, скорее похожий на вой, вырвался у него из груди, унося к небу великую скорбь за Степана, за матушку и детей, за себя и за всех гонимых страдаль­цев земли русской. Этот вой был настолько ужасен, что вряд ли какой зверь мог бы выразить в бессловесном зву­ке столько печали и отчаяния.

Мучители вздрогнули и в замешательстве повернулись к берегу. Крутов выхватил маузер, Брюханов передернул затвор винтовки. Вслед за воем раздался вопль:

– Ироды проклятые, отпустите его, отпустите безвин­ную душу!

Тут красноармейцы разглядели возле камышей отца Петра.

– Фу, как напугал, – облегченно вздохнул Зубов, но тут же зло крикнул: – Ну погоди, поповская рожа! – и устремился к отцу Петру.

Брюханов с винтовкой в руках в обход отрезал отцу Петру путь к отступлению. Отец Петр побежал на лед, поскользнувшись, упал, тут же вскочил и кинулся снача­ла вправо, но чуть не наткнулся на Зубова, развернулся влево – а там Брюханов. Тогда отец Петр заметался, как затравленный зверь, – это рассмешило преследователей. Зубов весело закричал:

– Ату его!

И, покатываясь со смеху, они остановились. Зубов, вых­ватив нож и поигрывая им, стал медленно надвигаться на отца Петра. Тот стоял в оцепенении.

– Сейчас мы тебя, товарищ попик, покромсаем на мел­кие кусочки и пошлем их твоей попадье на поминки.

Отцу Петру вдруг пришла отчаянная мысль. Он резко развернулся и что есть силы рванул к проруби в верхней части креста, о которой преследователи ничего не подозре­вали.

Не ожидая такой прыти от батюшки, Зубов с Брюхано-вым переглянулись недоуменно и бросились следом. Тон­кий лед с хрустом проломился под отцом Петром, и уже в следующее мгновение Зубов оказался рядом с ним в тем­ной холодной воде. Брюханов сумел погасить скорость дви­жения, воткнув штык в лед, но, упавши, прокатился до самого края проруби. Зубов, вынырнув из воды с выпу­ченными от страха глазами,- схватился за кромку льда и заверещал что было сил:

– Тону, тону, спасите! Брюханов, руку, дай руку Бога ради!

Брюханов протянул руку. Зубов судорожно схватился за нее сначала одной рукой, а потом и другой. Брюханов,

поднатужившись, стал уже было вытягивать Зубова, но подплывший сзади отец Петр ухватился за него. Такой груз Брюханов удержать не мог, но и освободиться от намертво вцепившегося в его руку Зубова тоже не мог и, отчаянно ругаясь, стал сползать в прорубь, в следующую минуту оказавшись в ледяной воде. Неизвестно, чем бы это все закончилось, но в этот момент подбежал Кругов. Он подобрал валявшуюся винтовку и ударил прикладом в лицо отцу Петру. Отец Петр, отцепившись от Зубова, ушел под воду.

Кругов быстро вытянул красноармейцев на лед. Из-под воды снова показался отец Петр.

– Господи, Ты веси, Ты вся веси, яко люблю Тя! – с придыханием выкрикнул он.

– Вот ведь какая гадина живучая, – озлился Зубов. – Дайте я его сам, – и, взяв винтовку, ударил отца Пет­ра, целясь прикладом в голову, но попал вскользь, по плечу.

Отец Петр подплыл к противоположному краю прору­би, ухватившись за лед, поднапрягся, пытаясь вскараб­каться, непрестанно повторяя:

– Ты веси, яко люблю Тя!

– Ну ты, Зубов, ничего не можешь толком сделать, – осклабился Крутов и, достав маузер, выстрелил в спину уже почти выбравшегося отца Петра.

Тот, вздрогнув, стал сползать в воду, поворачиваясь лицом к Крутову. Глаза его выражали какое-то детское удивление. Он вдруг широко улыбнулся, проговорив:

– Но яко разбойника помяни мя...

Дальше он уже сказать ничего не мог, так с широко открытыми глазами и стал медленно погружаться в воду. Крутов лихорадочно стал стрелять вслед уходящему под воду отцу Петру, вгоняя в прорубь пулю за пулей, выстрелил всю обойму. Вода в проруби стала еще темнее от крови.

– И впрямь красное крещение, – пробормотал Крутов, сплюнув на снег и засунув маузер в кобуру, скомандо­вал: – Пошли в избу, выпьем за упокой души.

– А с этим как? – кивнул в сторону Степана Зубов.

– Пусть с ним комиссар разбирается, – махнул рукой Крутов.

Степан лежал в горнице дома отца Петра, и матушка меняла ему холодные компрессы на лбу: он весь горел от жара. Вдруг Степан открыл глаза и зашептал что-то. Ма­тушка наклонилась к нему, чтобы расслышать.

– Что же, матушка, вы их в дом не приглашаете?

– Кого, Степа? – стала озираться матушка.

– Так вот они стоят у двери: мои папа, мама, отец Таврион.

– Бедный мальчик, он бредит, – всхлипнула матушка.

– Я не брежу, матушка, я просто их вижу, папа в бе­лом нарядном мундире с Георгиевскими крестами, мама в белом платье и отец Таврион, тоже почему-то в белом, ведь монахи в черном только бывают. Вот и отец Петр с ними. Значит, Господь его простил! Они зовут меня, ма­тушка, с собой. Почему вы их не видите, матушка? Помо­гите мне подняться, я пойду с ними, – и Степан, облег­ченно вздохнув и улыбнувшись промолвил: – Я пошел, матушка, до свидания...

– До свидания, Степа, – сказала, смахнув слезу ма­тушка, и осторожно прикрыла веки больших голубых дет­ских глаз, застывших в ожидании Второго и славного при­шествия Господа нашего Иисуса Христа.

Самара – с. Нероновка, август-сентябрь 2002 г.
Просмотров: 882 | Добавил: Ривалдо | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Март 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Форма входа
Именины перлы Талмуд брачные знакомства объявления Гоголь молитва горький крестьянин Аверкий Антихрист Апокалипсис Таушев бог евреи логика православие юмор Школа Святой Олег Брянский Старец Власий старец адрес как добраться до старца Телефон старцы Оптина пустынь Святые благотворительность Иконы троица прозорливый священник полезное ссылки история Махнач не убий цитаты семья Георгий Победоносец святой Георгий Спас нерукотворный Христос Апостолы Николай Угодник монастыри Афон Николай Чудотворец апологетика чистота икона Благословение Символ веры Исповедь Таинство видео выживание психология спорт Дружба старообрядцы ислам Александр Дьяченко Грубас Псалтырь Дьяченко звуки природы юродивый каппадокия Византия Шаварш Карапетян шахматы православный сайт знакомств иврит вера память смертная надежда терпение Сталин Вернадский Гёте наука и религия БЛАГОДЕЯНИЯ БОЖИИ слава Богу за все
Категории раздела
Святые [23]
Святые – это не просто добрые, праведные, благочестивые люди, а причастные Богу, очистившие и открывшие свое сердце для Бога.
Старцы и прозорливые священники [14]
Старчество в России начало практиковаться в 1800-х годах в Белобережской пустыни под Брянском .
Иконы [12]
Иконы в древней Руси называли Библией для неграмотных.
Полезное [33]
Например, полезные ссылки
История [10]
История - это наука предостережения!
Семья [7]
Когда я и моя жена расходимся во мнениях, мы обычно поступаем так, как хочет она. Жена называет это компромиссом. Марк Твен
Бог [4]
Бога человекам невозможно видети, на него же чини ангельстии не смеют взирати...
Монастыри, храмы, церкви, часовни [2]
Апологетика [10]
Выживание [3]
Разное [7]
Таинства [2]
Психология [1]
Книги [6]
Другие религии [6]
Животные [2]
Архив записей
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 42
Гостей: 42
Пользователей: 0
Total users: 48
Copyright MyCorp © 2024