Эта история началась с того, что к нам в храм на Причастие поднесли
девочку трёх с половиной лет. Маленькая цыганская девочка, такой же
ребёнок, как и все остальные. Правда, одета она была побогаче, чем
другие дети, в ушках уже висели золотые серёжки, а на головке
красовалась не по возрасту затейливая шляпка.
Отец, взяв ребёнка на руки, подошёл с ней под Причастие. Не скажу,
причащали они своё дитя у нас в первый раз или нет, − во всяком случае,
не припомню, чтобы я видел их раньше. Когда девочку поднесли
непосредственно к Чаше, она, до того спокойно сидевшая на руках у отца,
вдруг вся начала извиваться. Ребёнок не плакал, он только очень активно и
забавно, словно маленькая обезьянка, перебирал ручками и ножками, а
потом, как мне показалось, все её косточки вдруг сложились в тоненькую
трубочку, и она «песочком» стекла из отцовских рук на пол храма. Легла
на плиты личиком вниз и закрыла головку руками, словно ожидая нападения
сверху.
Оба родителя, молодые, одетые по-европейски, со вкусом,
обескураженные таким поведением ребёнка, выглядели крайне расстроенными.
Не говоря ни слова, без суеты, они подняли девочку, но та, словно
безжизненная вещь, повисла на руке у отца. Так через руку может быть
переброшен и висеть какой-нибудь плащ, или халат, но никак не живой
человек, тем более ребёнок. Только после того, как её умыли святой водой, личико девочки стало розоветь и возвращаться к жизни.
После окончания службы на выходе из храма меня дожидались родители
девочки, а сама она, вновь полная сил и энергии, прыгала здесь же, в
маленьком цветнике у входа.
− Батюшка, − оба родителя обращаются ко мне чуть ли не одновременно,
− Вы видели, что произошло с ребёнком. И это уже не в первый раз. Мы
привезли её в храм специально, чтобы посмотреть, как она себя будет
вести. С нашей дочкой вообще творится что-то неладное.
Дело в том, что она постоянно видит моего старшего брата. Павел погиб
в автомобильной катастрофе пятнадцать лет назад. С того времени я успел
вырасти, жениться, а сейчас заканчиваю строительство большого нового
дома, в котором он, естественно, никогда не был. Три с половиной года
назад у нас с женой родилась дочка. Мы её долго ждали, и появление на
свет нашей девочки стало для нас большой радостью, но как только
Сашенька начала говорить, то чуть ли не первым её словом стало имя моего
покойного брата – «Паша». В сравнении с другими детьми девочка говорит
мало, но в умственном отношении развивается нормально.
Ей никто не рассказывал о Паше, и уж тем более об обстоятельствах его
гибели. Да и как такой крохе объяснить, почему автомобиль брата вдруг
выбросило с дороги и он, вылетев из машины, погиб, ударившись головой о
дерево? В три года для человека ещё не существует понятие смерти, а она
подойдёт к его фотографии, укажет пальчиком и говорит: «Паси нет, Пася
умер».
Мы у себя в доме попрятали все Пашкины снимки, так она наладилась
ходить по соседству в бабушкин дом, а там его портреты чуть ли не в
каждой комнате. Ходит от фотографии к фотографии и всё: «Пася ехал ямка
бух. Пася умер». Меня, − продолжает отец, − это уже бесит, словно для
ребёнка вообще не существует других тем. Дома − и кошка, и собака;
Сашенька, расскажи нам про собачку, так нет же ведь, всё про «Пасю».
А сейчас, батюшка, она его реально видит, и мы это понимаем. За стол
садимся, она требует поставить стул для брата. Чем-то её где-то угостят,
сама не съест, несёт с ним поделиться. Мы наблюдаем за ней, когда она
играет в игрушки. Батюшка, она явно не одна. Поначалу думали, что
ребёнок, наблюдая привидение, будет бояться, и решили, чтобы дитя не
пугалось, брать её на ночь к себе в постель. Вечером ложимся, кладём
девочку между нами, свет ещё не выключали, а она садится, и давай ему
вот так ручкой махать: «Спи, Пася, спи».
С полгода назад мы в первый раз взяли её с собой на кладбище, когда
поехали на могилу к Пашке, и очень потом об этом пожалели. Что тут
началось, на словах не расскажешь, это нужно было видеть. Увидела
памятник, ручки протянула, радуется. На могиле у брата стоит большая
гранитная плита, и он на ней во весь рост, каким и был тогда в
шестнадцать лет. Подошла к памятнику, встала и смотрит во все глаза, а
потом, словно с ней заигрывать начинают, отпрыгнула и хохочет. Так дети
смеются, когда их щекочут по животику. А потом давай вокруг памятника
бегать − бежит, хохочет и ручкой так отбивается, словно кто-то невидимый
её за спинку хватает.
Батюшка, на это же невозможно смотреть. Берёт грушу и предлагает её
фотографии на памятнике: «Пася, кусяй». С тех пор мы её с собой на
кладбище не берём, оставляем с бабушкой. А она, словно знает, когда мы
на кладбище собираемся. Молчим с женой, как партизаны, ни одним словом
себя не выдадим, а она всё равно знает. Представьте, под какие вопли мы
уезжаем из дому. Теперь вот ещё и эта беда добавилась − вы видели, что
происходит с ребёнком при попытке её причастить.
Батюшка, нужно что-то делать, давайте хоть дом освятим, что ли?
photosight.ru. Фото: Вагин Михаил
Мы договорились о времени освящения, и уже через пару дней я искал их
дом на небольшой тенистой улочке. Подхожу к массивным тяжёлым воротам,
стучу кольцом в калитку. Мне навстречу спешит привратник − пожилой, но
крепкий цыган:
– Проходите, батюшка, ждём Вас.
Захожу и попадаю на обширный двор с многочисленными хозяйственными
постройками. Во дворе два больших дома: один старый деревянный, но ещё в
хорошем состоянии, а второй совсем новый из современных материалов.
– Молодой хозяин просил провести Вас к себе в новый дом, − говорит привратник.
Мы ещё не зашли, а на порог уже выскакивает забавная малышка, хватает меня за руку и ведёт к родителям.
Дом, хотя в нём уже и живут, всё ещё продолжает строиться, вернее в ряде помещений ведутся отделочные работы.
– Большой дом, Николай, − называю хозяина по имени, − зачем тебе такой большой?
− Наверное, это гены, батюшка, цыгане простор любят. Но и в надежде
на большую семью, хотя что-то после нашей малышки у нас больше никак с
детьми не получается.
Во время освящения в тех комнатах, что уже были обставлены мебелью, я
обратил внимание на шкафы. И не сама мебель привлекала внимание, хотя и
на неё можно было полюбоваться, а тот факт, что на всех шкафах плотно
друг к другу сидело, лежало, стояло множество игрушечных собак, обезьян,
крокодилов и прочей живности огромной величины. Весь этот зоопарк,
чтобы ему не пылиться, был накрыт кусками полиэтилена.
Увидев мой вопросительный взгляд, Николай, словно извиняясь, развёл руками:
− Я с удовольствием отдал бы все эти игрушки в детский дом и
избавился бы от этих пылесборников, но не могу. Каждый год на именины и в
день рождения ребёнка к нам приходят многочисленные родственники,
которые обязательно инспектируют наши шкафы на предмет присутствия на
них вот этих самых игрушек. Всё это подарки дядей, тётей, двоюродных и
троюродных братьев и сестёр. И только попробуй что-нибудь из этого
зверинца передарить − приобретёшь головную боль на всю оставшуюся жизнь.
После того как я, прочитав полагающиеся молитвы, прошёл по всем
комнатам и окропил пространство дома святой водой, Николай попросил меня
пройти помолиться и в родительском доме:
– Сашенька часто бывает у бабушки, поэтому хорошо будет и там всё «почистить».
Мы так и сделали, благо что расстояние между домами ─ всего метров пятьдесят.
Старый дом кардинально отличался от нового. Хотя и одноэтажный, но со
множеством больших проходных комнат, обставленных старинной мебелью. Во
всём ощущалась какая-то основательность и традиция. Не хватало только
парадных портретов далёких предков.
После освящения я собрал свой «тревожный чемоданчик» и уже было
засобирался домой, но Николай вместо того, чтобы проводить меня до
ворот, неожиданно заявил:
− Батюшка, с тобой хочет поговорить моя мама, бабушка нашей Сашеньки, её зовут Фатима.
Я согласился, и меня снова провели в старый дом, в одной из комнат
которого, словно по мановению волшебной палочки, уже стоял богато
накрытый стол. За столом сидела пожилая, но совсем ещё не старая
цыганка, одетая во всё тёмное. В её чёрных, с интересом разглядывающих
меня глазах, я увидел покой и уверенность в себе, и вообще в этой
женщине, даже в самой её осанке, угадывалась внутренняя сила и
достоинство. Было понятно, что она больше привыкла повелевать, а если с
кем-то и разговаривала, то не иначе, как соглашаясь на беседу, а не
наоборот.
Когда я вошёл в комнату, женщина встала:
− Меня зовут бабушка Фатима, ты, наверное, слышал обо мне.
Она не спрашивала, а скорее утверждала, но я, к своему стыду, ничего о
ней не знал, но чтобы не обидеть хозяйку, кивнул головой в знак
согласия.
− Раз так случилось, батюшка, и мой сын попросил тебя освятить дом,
то я не могу не пригласить такого гостя за стол. Садись, дорогой, не
стесняйся. Ко мне на днях один большой человек из столицы приезжал, вот
подарок привёз, − она берёт в руки бутылку коньяку и читает, −
называется «Хеннесси». Утверждает, что хороший коньяк, давай проверим.
И, видя сомнение на моём лице, добавляет:
− Ничего, ничего, я тоже не пью, но с тобой мы капель по двадцать
себе позволим. Она налила содержимое в маленькие рюмочки, и таким
образом я впервые попробовал этот барский напиток.
– Фатима, зачем к тебе большой человек из Москвы приезжал, что ему было нужно?
– Как что? Счастливым хочет быть, денег, власти хочет.
– А ты можешь сделать его счастливым?
Она улыбнулась, немного презрительно, опустив вниз уголки губ:
− Говорят, могу. Только разве счастье в деньгах, или в обладании людьми? Неправда всё это.
Мы снова выпили по двадцать капель коньяку, и больше к нему уже не прикладывались:
− А в чём же тогда счастье, Фатима?
Она испытующе посмотрела на меня, словно размышляя, стоит ли мне доверять эту тайну:
− Всё очень просто, батюшка, нам кажется, что оно где-то там
далеко-далеко, а оно рядышком с тобой. Это твой дом, твоя жена, твои
дети. Иметь их рядом с собой, смотреть на них, разговаривать с ними,
даже наказывать их за озорство, как без этого? Но любить, быть любимым и
кому-то нужным, − наверное, это главное. А деньги, власть − они, как
болезнь, хватают человека и уже не отпускают. Беда это, батюшка, а не
счастье.
Потом мы с ней пили чай, причём на столе стояло несколько сортов этого напитка, выбирай какой хочешь, и очень вкусные конфеты.
– Отец, что происходит с моей внучкой?
Я постарался ей объяснить, что:
− По какой-то причине твой старший, давно погибший сын, Павел, почему-то стал являться ребёнку. А поскольку души усопших
сами приходить не могут, то вместо них в таком случае действует
какое-то злое инфернальное начало. Возможно, на девочке это и
отразилось. С другой стороны, мы привыкли считать, что на сороковой день
душа определяется в вечности, но знаешь, преподобный Лаврентий
Черниговский как-то на вопрос о сорока днях ответил приблизительно так:
«Кому сорок дней, а кому и сорок лет». Получается, что душа может
оставаться неприкаянной много лет, «сорок» означает ещё и «много».
Возможно, что кто-то или что-то не позволяет упокоиться твоему сыну. Но
это всё мои предположения, а я ещё не слишком опытен.
Фатима тревожно спросила меня:
− А что ощущает такая неприкаянная, неопределившаяся в вечности душа?
− Не знаю, но, наверно, ничего хорошего, не зря же мы желаем усопшим в первую очередь «покоя».
− Получается, что мой Пашенька − неприкаянная душа? Батюшка, это я во
всём виновата, моя вина. Я любила его бесконечно, вся моя жизнь, весь
её смысл заключался в нём одном. И такая беда: мой мальчик в шестнадцать
лет погибает буквально на ровном месте. Его машину выбрасывает с
дороги, и всё − нет моего драгоценного сыночка. Мне оставалось только
одно: умереть вместе с ним, но вдруг я почувствовала, что нет, он жив,
он рядом, и я решила, что никому его не отдам. Всем, чем могла и умела,
стала я препятствовать его уходу. Не считала его умершим, наоборот,
разговаривала с ним, словно с живым. Никогда не заходила в церковь
помолиться о его упокоении, даже из домовой книги не стала его
вычёркивать. Практически не езжу к нему на могилку, и вот во что всё это
вылилось, теперь из-за меня страдает моя единственная внучка. Что же
делать, батюшка, можно ли это исправить?
Пока я её слушал, мне вспомнился ещё один пример неразумной
материнской любви, и тоже среди цыган. Однажды приводит мамаша в храм
двух сыновей, старшему лет двенадцать, младшему где-то около семи.
Подводит ко мне и начинает жаловаться на поведение младшего:
− Отец, скажи ему, как должен сын любить и слушаться мать, и как Господь наказывает за непослушание родителям.
Она жаловалась, а я слушал её и думал: «Какой молодец эта мамаша,
нашла способ подействовать на неслуха: пожаловаться на него священнику».
– Отец, ты поругай его, − просит меня женщина. Я, перехватывая инициативу, начинаю стыдить ребёнка:
− Ты знаешь, что случается с детьми, которые не исполняют заповедь о послушании родителям?
Разговариваю с ребёнком строго, но, естественно, оставаясь в
границах. Вдруг выражение лица у мамаши резко меняется и она здесь же,
при детях, кидается на меня в атаку:
− Как ты смеешь ругать моего ребёнка!? Иди и ругай своих детей! Мой мальчик самый лучший на свете, а ты его обижаешь!
Затем она, демонстративно оттолкнув меня грудью, проложила путь к
выходу своим чадам и в негодовании покинула церковь. Я стоял, словно
оплёванный, и никак не мог поверить, что такое действительно могло
произойти.
− Фатима, поедем на кладбище, мы сделаем то, что ты должна была
делать в течение всех этих пятнадцати лет. Мы будем молиться об
упокоении души твоего сына.
Я видел, как тяжело было пожилой женщине решиться и согласиться на
моё предложение. И всё-таки она согласилась. Позвали Николая, и втроём
отправились на кладбище.
Мы приехали и идём между могил. Не всякая мама, потерявшая ребёнка,
способна пережить такую беду, случаются и трагедии. Вот мы проходим мимо
памятника в виде свечи над могилой молодой девушки. Сразу вспоминаю её
мать, как она увидела меня и спрашивает:
− Батюшка, ты веришь в воскресение мёртвых?
– Конечно, верю, ведь это наш символ веры.
Тогда она, заговорщицки наклоняясь к моему уху, сообщает:
– А ты знаешь, что оно уже началось? Она уже воскресла. Ко мне во сне
приходила дочь и просила помочь ей выбраться из могилы, говорит, что
уже воскресла. Батюшка, помоги мне её отрыть, ведь ты же не они, ты же
веришь в воскресение мёртвых.
«Они», − это те, кто всё время мешал несчастной женщине разрыть
могилу дочери. После того как однажды она уже чуть было не докопалась до
гроба, её остановили и отправили в психушку. С тех пор мать стала
осторожнее, но сама идея помочь воскресшей дочери выбраться из могилы её
никак не оставляла. Вот и обратилась ко мне за помощью. Ведь если
батюшка вместе с ней станет раскапывать могилу, никто уже не помешает.
photokaravan.com. Фото: Рустам Ямашев
Мы подошли к Пашиному памятнику. Фатима остановилась за несколько
шагов от могилы, не в силах идти дальше. Стояла и, молча, не отрываясь,
смотрела на его большую в рост фотографию на камне. Было такое
впечатление, будто и мальчик с памятника вглядывался в свою мать:
«Наконец, ты смирилась и пришла, моя мама. Я ждал тебя, ты бы знала, как
мне тебя не хватает».
Я решил послужить панихиду, хотя на кладбищах, по обычаю, служатся
литии. Панихида значительно дольше, зато в ней много проникновенных слов
и песнопений. Всё это время, пока я пел, ходил с каждением, Фатима не
сходила с места, точно сама превратилась в памятник, только живой, с
немигающими и полными слёз глазами. Слёзы стекали по её щекам, она их не
вытирала и только что-то еле слышно шептала губами.
Наконец я закончил, очистил кадило и отошёл в сторону. Фатима
медленно и тяжело, совсем как древняя старуха, стала подходить к могиле
сына. Она вплотную приблизилась к памятнику, и её глаза оказались
вровень с глазами на фотографии. Мать протянула руку вперёд и погладила
сына по лицу:
– Прости меня, сынок. Я была неправа, отпускаю тебя, покойся с миром.
Никогда не молилась о тебе мёртвом, прости, я не умею молиться. Лучше я
спою тебе, мой мальчик.
И запела − тихо, проникновенно, продолжая касаться рукой его глаз,
его губ, волос. И хотя пела она по-цыгански, я уловил в этой песне
что-то очень знакомое, только никак не мог понять что. Поворачиваюсь к
Николаю:
− Коля, что она поёт, не пойму никак?
– Колыбельную, батюшка.
Через несколько дней, после воскресной литургии, обедаем в трапезной с
отцом настоятелем. Он озабочен вопросом, что подарить мэру на день его
рождения. Икона уже была, и картина тоже. Не книгу же ему дарить, на
самом деле, хотя и говорят, что книга лучший подарок.
– Слушай, − советую ему в шутку, − подари мэру бутылку «Хеннесси».
– А что это такое?
– Это такой дорогущий коньяк, его только олигархи и пьют, мэр будет счастлив. И на вкус он, действительно, ничего так себе.
– А ты что, его пробовал?
– Да, недавно вот дегустировал, − и рассказал о том, как меня угощали коньяком в доме у Фатимы.
– Это у какой Фатимы? – встрепенулся мой начальник, − уж не у бабушки ли Василевской?
И после уточняющих расспросов он, застонав, хватается за голову:
− Ты хоть знаешь, с кем коньяк-то распивал?
Мне становится не по себе, помилуй Бог, что же я натворил?
− Запомни, Фатима Василевская, − продолжает поучать мой добрый отец
настоятель, − известнейшая в округе колдунья. К ней не только из России,
из-за границы едут. А у нас в городе люди её дом от греха подальше чуть
ли не за квартал обходят. Представь, если слух пойдёт, что наш батюшка
с колдуньей, перед которой весь город трепещет, на пару коньяк, что для
олигархов, дегустируют… Так что ты уж, бать, молчи об этом и никому не
рассказывай.
После этого случая я только однажды виделся с Николаем. Он рассказал,
что девочка больше не вспоминает погибшего дядю, но причащаться она всё
так же не в состоянии − видимо, это беда теперь с ней надолго. Через
пару месяцев я получил самостоятельный приход и никогда уже больше с
ними не пересекался. А ещё, где-то через полгода, разнеслась весть о
смерти бабушки Василевской.
– Слава Богу, батюшка, такая страшная колдунья на тот свет убралась, −
перекрестившись, с облегчением резюмировал человек, принесший мне эту
новость.
Её похоронили рядом с сыном, в одной с ним могиле, я захожу к ним,
когда приходится служить в тех местах. Не знаю, может, она и
действительно была такой страшной, но мне, когда кто-нибудь произносит
её имя, представляется не властная грозная Фатима Василевская, а старая,
раздавленная горем мать, тихо поющая колыбельную песню над могилой
погибшего сына. И когда захожу к ним, мне кажется, будто я вновь её
слышу.
|