Сегодня,
5 декабря 2011 года, в 70-ю годовщину остановки немецкого наступления
на Москву в городе Тарусе Калужской области, состоялось церковное отпевание героя Великой Отечественной Войны генерал-лейтенанта Михаила Ефремова.
Разрешение на это было дано лично Патриархом Кириллом, после обращения к
нему инициативной группы и родственников покойного. Причина:
обстоятельства гибели генерала Евремова — оказавшись в окружении, он
застрелился, чтобы не попасть в плен к немцам. О том, при каких
обстоятельствах отпевание самоуйбиц возможно и почему было сделано
исключение в данном конкретном случае рассказывает член инициативной
группы по увековечению памяти генерала Ефремова публицист, редактор
сайта «Религия и СМИ» Александр Щипков.
1. Александр Владимирович, для начала: кем все-таки был генерал Михаил Ефремов и в чем, собственно, состоит его подвиг?
— В первую очередь Михаил Ефремов — прямой антипод
генерала Власова. В их судьбах много общего, за исключением финального
выбора.
Он был кадровым военным, сражался в Первую мировую,
затем на стороне красных в годы Гражданской войны. В 30-е вошел в
высшую военную элиту СССР, получил звание генерал-лейтенанта. В 1941-ом
участвовал в битве за Москву, командуя 33 армией, защищавшей город на
Нарофоминском направлении, и, кстати, смог не только остановить
продвижение немецких войск, но и первым перешел в контрнаступление.
Главный же его подвиг произошел зимой 1942 года, во
время ржевско-вяземской операции, когда армия Ефремова попала в
окружение, и фактически полностью погибла. Тогда, оказавшись в тяжелых
условиях, он показал себя с самой лучшей стороны.
Немцы традиционно забрасывали окруженные армии
листовками с призывом сдаться. В случае с 33 армией, среди прочего с
самолетов сбросили листовки подписанные Верховным командованием
Германской армии, которое возглавлял Адольф Гитлер. В них содержалось
прямое обращение к генералу Ефремову - предложение сдаться и перейти на
немецкую сторону. Ефремов ответил бомбардировкой того места, где в день
предложенной сдачи его ждали фашисты.
Чуть позже, эвакуировать генерала из окружения
попытались уже свои — Сталин прислал за ним самолет, ведь опытный
военноначальник был нужен фронту, а от его армии уже почти ничего не
осталось. Но бросать своих измученных солдат Ефремов отказался.
Самолетом на большую землю он отправил знамёна (знамя в руках врага –
несмываемый позор) и тяжелораненных, а сам остался со
своими солдатами. Без еды и практически без боеприпасов они продолжали
сопротивление. Силы немцев превосходили их в двадцать раз! Ефремов был тяжело ранен. 19 апреля 1942 года немцы окружили Ефремова, он отстреливался до последнего и дабы избежать плена застрелился.
Фактически Ефремов попал в ситуацию нравственного
выбора, в которой чуть позже оказался генерал Власов. Однако выбор у
них, как видите, оказался абсолютно разным. Власов пошел путём Иудина
греха, а Ефремов, не будучи в своей жизни человеком религиозным, принял
смерть по евангельски, как христианин, «положив душу свою за други
своя». В монастырях придают особое значение форме, характеру и
обстоятельствам смерти монаха. Мне кажется, это важно не только для
монашествующих, но и для воинов, а, в конечном итоге, для каждого из
нас.
Немцы похоронили Михаила Ефремова под Вязьмой с
воинскими почестями, будучи потрясены его поступком. Позднее, после
войны в Вязьме ему поставили памятник, в Москве назвали улицу, но в
целом имя Ефремова было практически забыто. А вот Власова знает каждый
школьник.
2. С чем связано это забвение?
— С утратой любви к Отечеству. С
развитием нравственного релятивизма. С возведением предательства в норму
человеческих отношений. Сегодня предавать не стыдно. Особенно за
деньги. Власова изучают, исследуют, вникают в тонкости его переживаний и
фактически оправдывают его грех. Иное поведение – поведение прямое,
героическое, евангельское предаётся либо осмеянию, либо замалчиванию.
Ефремова сегодня замалчивают, а Власова возвеличивают. Эти две фигуры
сегодня стали символами борьбы за возвращение России к нормам
общественной морали, потому что феномен предательства – важнейший
индикатор нравственного состояния общества.
3. Церковь не отпевает самоубийц. Почему здесь сделано исключение?
— Эта проблема, пожалуй, одна из самых актуальных
для Церкви: родственники самоубиц непрерывно обивают пороги с
прошениями, пытаясь добиться отпевания, и порой Церковь идет на уступки.
Дело в том, что ключевую роль играет причина поступка. Согласно
церковным правилам запрещено отпевание людей покончивших жизнь
самоубийством от гордыни или отчаяния и уныния, которые являются
смертными грехами.
Однако истории известны факты не только отпевания,
но даже канонизации людей, покончивших жизнь самоубийством. Святая
Евпраксия Зарайская во время татарского нашествия бросилась вниз со
скалы с ребенком на руках, чтобы не быть поруганной. Ее причисли к лику
святых. Церковь знает и такие прецеденты.
Сегодня в каждой епархии архиерей принимает свое
индивидуальное решение относительно каждого конкретного случая с
отпеванием самоубийц.
Думаю, Церкви еще предстоит выработать свое четкое
отношение к данной теме. Внутри нее существуют сегодня разные точки
зрения: более радикальные и, напротив, более либеральные. Думаю, что это
очень актуальная дискуссия, в которой обязательно необходим консенсус,
но это — в будущем. Я полагаю, что необходимо оговорить, что
самоубийство при исполнении воинского долга военными, офицерами
спецслужб и т.д. не подлежит уравниванию с самоубийством от уныния.
В нашем случае было подготовлено два прошения – от
нас и от родственников. Святейший Патриарх Кирилл, изучив прошение,
принял положительное решение, указав о необходимости «возродить память о
героической борьбе генерала Михаила Ефремова и о его верности Родине и
солдатскому братству".
4. Вы ждете от предстоящего отпевания какой-то общественный резонанс?
— Да, жду. Мы хотим, чтобы в учебниках истории
генералу Ефремову было отведено достойное место. В августе этого года в
Тарусе, на родине Михаила Ефремова был открыт памятник, на котором
написано «Не предавшему Родину и солдат». Многие люди были на церемонии,
многие плакали. Но я уверен, что этого недостаточно. Мне бы хотелось,
чтобы к нему было привлечено внимание всех наших
соотечественников - это фигура общероссийского масштаба. И чтобы через
это имя люди задумались о вещах, которые актуальны сегодня. Любовь
к Родине, мужская честь, воинский долг, преодоление страха в себе,
вечный выбор между добром и злом, искушение предательства – всё это не
устарело, но всё это сегодня пытаются замолчать и опорочить.
5. Почему именно вы взялись за эту тему?
— Это во многом очень личная история, связанная с
моей женой. Она и её родители родом со Смоленщины, из тех самых мест,
где сражался Ефремов, но сейчас я бы не хотел говорить об этом. Сначала
родилась идея поставить памятник Михаилу Ефремову в Тарусе, возле собора
Петра и Павла, где он бегал мальчишкой. Когда бюст был отлит и
перевезён из мастерской художника в наш дом, мы поняли, что гораздо
важнее решить вопрос о церковном, литургическом поминовении раба Божьего
Михаила. Мы пошли к протоиерею Леониду Гвоздеву, человеку с очень
ясным и твёрдым христианским сознанием. Пришли за советом. Он не
колеблясь ни минуты сказал, что генерала Ефремова необходимо отпевать.
Поддержка отца Леонида, благочинного Тарусского района была для нас с
Любой очень важна. Также в это время нас поддержали Володя Легойда,
отец Дмитрий Смирнов и особенно отец Всеволод Чаплин. Благодаря им всем
удалось организовать отпевание, и я им всем чрезвычайно признателен за
соучастие и помощь. Конечно, мы поставили памятник, но бронзовый
монумент — это одно, а церковное поминовение — совсем другое. Мы хотим,
чтобы вся Церковь узнала о том, что генерал отпет по все правилам и
молилась о р.Б. Михаиле Ефремове.
|