В этой статье мы взяли на себя нелегкую задачу, объяснить, для тех, кто хочет купить икону, насколько важен символический язык изображения. Нужно говорить о совсем необычных вещах и важно объяснить это простым языком.
Начнем с того, что уже со времен Киево-Могилянской Академии изучение православной догматики в духовных школах было поставлено на рельсы схоластики. Это способствовало формированию законнического мышления и фарисейских стереотипов.
Конечно, правильно изучать догматику на основе реальных древнегреческих текстов Святых Отцов. Вероятно, филологи согласятся с тем, что разница значений терминов и глубина мысли первоисточников и переводов - колоссальны.
Как известно, Седьмой Вселенский Собор утвердил равнозначность исповедания веры как словами, так и изображением, то есть иконой. Это были не просто высказывания. Так, в Иконе мы получили универсальный язык для передачи основ догматики.
Еще более интересным оказывается то, что язык иконы таинственен и сокрыт от тех, кто не достоин знать тайны нашей веры. То есть это язык сакральный.
Наверное, одним из величайших достижений русского духа, явялется икона Андрея Рублева «Троица». «Троица» с момента своего создания была любимейшей иконой древнерусских художников, служила образцом для бесчисленных копий и воспроизведений.
По этому поводу написано огромное количество научных работ. И ни в одной из них вы не найдете того, что услышите сейчас. Мы не стесняемся сказать, что полемика искусствоведов проходит мимо главного... Она, по сути дела, сводится к спорам о том, какой ангел - каким из Лиц Троицы является.
Обратимся сразу к иконе и взглянем на нее с исторической точки зрения.
Интересно заметить, что Андрей Рублёв (около 1340/1350 — 17 октября 1428) жил в эпоху татарского ига. Обескровленная и униженная чужеземным игом, Русь вставала с колен, расправляла плечи и начала готовиться к освобождению от гнета Золотой Орды. То было время радостное и одновременно горькое, пора блистательных побед и жестоких поражений. «Троица» была написана в 1420-е годы, когда (как указывалось выше) в монастыре был воздвигнут белокаменный Троицкий собор.
Величайшие потрясения Руси отодвинули на второй план подлинный исторический контекст написания иконы - полемику с католичеством, а именно, учением о filioque - исхождении Духа от Отца и Сына. Логика филиокве строится на утверждении: что в Боге не противопоставлено, то не может быть различно. В результате этого между Сыном и Святым Духом вводится дополнительное отношение (т. н. исхождение от Сына), что усугубляет тринитарную проблему (каким образом мыслить в Боге одновременно троичность и единство, чтобы одно не утверждалось в ущерб другому). Филиокве смещает акцент в сторону единства, которое начинает превалировать над троичностью.
Дух полемики требовал определенного и краткого ответа, поэтому Андрей должен был решить необычную задачу, передать сверхмирное единство Троицы в отношении к ипостастным свойствам Лиц. Оказывается, икона представляет собой догматический трактат на эту тему! Художник выразил, а точнее, зашифровал ни много - ни мало, сами ипостасные свойства Лиц Пресвятой Троицы и единство их природы.
Три Лица Святой Троицы изображены в качестве трех Ангелов, восседающих за единым престолом. Левый ангел - Отец, средний - Сын, правый - Дух Святой. За Отцом изображено здание - образ Его домостроительства, за Сыном - крестное Древо, образ Спасения. За Духом - гора, образ Его действия в мире.
Сами позы и наклон головы Сына и Духа показывают их подчинение Отцу, а единый уровень и престол символизируют равное достоинство.
Крылья ангелов Отца и Сына - перекрываются, перехлестываются, налагаются одно на другое, это хорошо заметно на иконе. Здесь выражено их отношение: Сын - рождается от Отца. Это Его ипостасное свойство, тайна, которая не может быть объяснена более подробно.
Интереснее всего изображение ангелов Сына и Духа. Крылья этих ангелов очень тонко и аккуратно, скажем даже - филигранно, и в то же время незаметно (!), разделены копием Сына. Они не перекрываются и не пересекаются. Разделены и крылья - и нимб Духа, который тонко, еле заметно, отделен копием или же тростью. Этим и выражено догматическое определение, Дух от Сына не исходит. У Сына и Духа нет дополнительного взаимного отношения!
Еще многое можно сказать об этой иконе, о позах, цветовых решениях, пропорциях. Это не наша цель. Мы хотели лишь указать на догматический язык иконы, который никто не понимает, что крайне прискорбно. И действительно, за десятки лет изучения мы не встретили ни одного списка с Троицы, где был бы правильно передан догматический язык прп. Андрея Рублева. Вот это удивляет! Что значит потеряна Традиция! - Утрачен сам язык.
Итак, икона - это символ нашей веры и наше исповедание. Если вы будете покупать икону, то вы исповедаете свою веру. Так что, если корпорация Софрино в России или иконописец в монастыре исповедует filioque, то не торопитесь соглашаться с ним. Потому что тысячи святых отдали свои жизни и приняли мученическую кончину за этот догмат нашей веры.
Давайте совершать наше спасение "...со страхом и трепетом...", а не с дерзким доверием уму.
http://www.isihazm.ru/?id=384&iid=996
|