Дмитрий Балашов «Кто победил в 1917 году?»
В НАШИХ РАССУЖДЕНИЯХ О НАРОДЕ, — не важно,
патриотических или русофобских, — присутствует, к сожалению, одна общая
ошибочная мысль: народ рассматривается нерасчлененно, как целое, и это
целое наделяется свойствами, о которых уже и идет спор. В простейшем
виде это будет, с одной стороны, — ханыга, приставший к вам с
требованием (просьбой или угрозой) дать ему на водку, или — с другой —
старушка в дальней деревне, которая накормит смертельно уставшего
путника, напоит молоком, уложит спать и денег не возьмет.
Так вот, одни будут указывать на этого ханыгу, доказывая, что всю
Русь можно купить за бутылку водки, другие — на эту старушку-крестьянку,
третьи станут уверять, что-де русский человек безмерен, он и накормит, и
обворует.И все это один и тот же русский человек, «такой уж он есть!»
До трудов Л.Н. Гумилева, как кажется, никто всерьез не пытался
дифференцировать понятие «народа», понять, что тот ханыга вас не напоит и
не накормит не потому, что нечем, (впрочем, обворовав кого-то, может и
накормить), а потому, что он тунеядец, субпассионарий, по гумилевской
терминологии, все желания которого исчерпываются славною поговоркой:
«так, сказал бедняк, денег нет, а выпить — нать!» Как раз на плечах
подобных людей, не желающих работать и «неспособных сдерживать свои
вожделения», и происходят все так называемые революции.
И сам Ленин ответил кому-то на простой и с
...
Читать дальше »