Ресурс для мирян
Главная | | Регистрация | Вход
Четверг
16.05.2024
10:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2010 » Декабрь » 20 » Житие и деяния святого отца нашего Андрея, Юродивого Христа ради (часть3)
00:15
Житие и деяния святого отца нашего Андрея, Юродивого Христа ради (часть3)

Выслушав это, евнух удалился, а достойный Епифаний, позвав святого, пошел с ним в свою комнату, и, найдя там стол, они сели возрадовались дарам Божьим. А после того как они насытились"! Епифаний сказал блаженному: "Почему, досточтимый господин, так строго изобличил ты моего друга?" Ответил ему блаженный "Из-за того, что он друг твой и дорог тебе! Именно поэтому я и вступил с ним в разговор: ведь если бы он не был твоим другом, он вообще не услышал бы от меня ни единого слова: не в том моя цель, что бы порицать грешников, но в том, чтобы бежать прямым путем, ве­дущим к лучшей жизни". Епифаний опять говорит: "Я знаю об этом, о слуга Божий, но этот юноша - раб, и, вынуждаемый своим господином, что он может сделать?" Святой отвечает: "Я знаю, и очень хорошо знаю это; однако для телесных надобностей должен раб повиноваться купившему его, а не ради дьявольских занятий, в особенности этой проклятой и отвратительной мерзости, которой даже животные не умеют заниматься". Епифаний сказал: "Если гос­подин отдаст приказание рабу ради телесной надобности, или ду­ховной, или греховной, и раб не станет повиноваться, ты знаешь, конечно, господин мой, сколько он вытерпит, оскорбляемый, изби­ваемый, осыпаемый угрозами и все прочие мучения принимающий". А святой ответил: "Это, дитя, мученичество Иисуса Христа, о кото­ром он намеком сказал: "Блаженны преследуемые за правду, ибо их есть Царство Небесное". Поэтому, если рабы не покоряются гос­подам своим в отвратительной содомской похоти, они блаженны и трижды блаженны, ибо через испытания, о которых ты говоришь, они будут причислены к мученикам".

18.

Пока они говорили об этом, один из слуг Епифания, которо­му отец его поручил покупать еду, наблюдая за святым, понял смысл его служения и, сев в ногах у него, стал со слезами умолять святого, чтобы тот заступился за него пред Богом, дабы и ему вести такую жизнь. А праведник понял в душе, что именно стремится получить этот мальчик, и, желая наедине поговорить с ним, силою Святого Духа изменил речь его на сирийскую, затем сел и стал говорить с ним по-сирийски, как и хотел. И мальчик так заговорил с ним: "Если бы я не был способен на это, я бы и не просил тебя помочь мне стать таким, как ты сам". Святой же ему ответил: "Ты не можешь вынести испытаний и тяжких трудов этого подвига, ибо тесен этот путь; а посему оставайся лучше таким, каков ты есть, в благочестии и скромности, учась у своего господина тому, что лучше и что ве­дет к спасению, избегая похоти, прелюбодеяния, злопамятности и всех остальных страстей, дабы не случились с тобой такие беды". А мальчик сказал ему: "Итак, если ты не хочешь внять мне, ничтож­ному, скажи мне, что не можешь сделать это, и я, конечно, оставлю тебя".

Епифаний же, заметив внезапное превращение мальчика, ибо тот заговорил на языке, которому не учился, сказал: "Что за чудо! Ди­вен Бог в святых своих!" А блаженный Андрей спросил Господа об этом мальчике, что в самом деле должно произойти по его просьбе, и явился ему голос, говорящий: "Нет в том пользы, откажись от это­го предприятия; но покажи ему, каково это дело, чтобы он не осуж­дал тебя как бессильного". И блаженный немедля повелел ангелу, стоящему рядом с ними: "Наполни чашу радости духовной, из которой изливается благодать отпущенного мне дара". Ангел же Господа сделал так, и говорит ему блаженный: "Напои сидящего у моих ног". Он же напоил его тотчас невидимо, и мальчик начал делать знаки, подобные тем, что делал богоносный отец, который, глядя на него, улыбался радостно. А Епифаний, увидев происшедшее, забеспоко­ился, испугавшись, как бы не обрушился на него весь гнев его отца, и говорит блаженному: "Я прошу тебя, слуга Божий, не делать это­го с рабом отца моего, дабы и к тебе самому не относились с прене­брежением, и Бог за добро не подвергался поношению, и не вы­ставляй меня достойным ненависти и проклятия пред отцом моим. Посему я прошу и умоляю тебя, чтобы ты не отверг мою просьбу как напрасную, но помнил свидетельство любви моей, раба твоего, которое я однажды тебе дал". А блаженный, не желая оставлять бес­плодной просьбу Епифания, повелел ангелу отнять у мальчика дан­ный ему дар, и тотчас забрал у него ангел Господень эту благодать, и мальчик вернулся в прежнее состояние, в котором находился ра­нее. В великой печали, однако, стал он просить святого снова дать ему этот дар. Тот же ему ответил: "Ты сказал мне, будто я не в силах явить подобное в тебе; смотри же теперь и знай, что именем Господа нашего Иисуса Христа я и большее, если захочу, могу явить в тебе; однако господин твой Епифаний стал на твою защиту, а божествен­ные законы" не позволяют поступать вопреки мнению господина твоего". И тут один из рабов - товарищей этого мальчика - по при­казанию хозяина призвал его к его обычной службе.

С наступлением вечера уговорил Епифаний святого остаться у не­го. Около первой ночной стражи все рабы, выполнив свои обязан­ности, собрались вокруг Епифания, охваченные горячей любовью, и, так как они стояли, сжав руки, он велел им сесть.

19. О СЛУГАХ ЕПИФАНИЯ.

И вот как только все уселись во­круг него, блаженный Андрей посмотрел духовным оком своего ра­зума на поступки каждого из них, и какой грех кто из них совер­шил, и, желая вразумить их, принялся говорить аллегориями, из­лагая некую притчу. И одни, внимая словам святого, раскаивались, покрываясь краской стыда, другие чувствовали головокружение и трепет, а третьи со стыдом убегали. Ведь простая речь праведника решительно изобличала прегрешения их всех, раскрывая, почему, каким образом и где они были совершены. Но ведь еще удивитель­нее то, что каждый из них воспринимал сказанное на своем собствен­ном языке; и каждый заключал: "Обо мне говорит этот человек". И, впадая в страх и трепет из-за того, что в притчах он порицал их грехи, они приходили к раскаянию. А гнусный демон, глядя на то, как рабы Епифания исправляются, привел с собою множество не­чистых духов, и, усевшись во дворе перед домом, они принялись хохотать. Блаженный же догадался и усмехнулся, услышав это. Тогда Епифаний и те, которые были с ним, заметили усмешку пра­ведника и, посчитав ее странной, захотели узнать, почему он так ведет себя: они ведь не слышали голосов злых демонов, ибо не име­ли такой проницательности. Понимая это, праведник, бросив взор направо, сказал с какой-то властностью: "Подними завесу с сердец тех, кто находится здесь!" С этими его словами отверзлись духовные уши их, и услыхали они, о чем говорили демоны. И стали они спрашивать Епифания: "Господин, кто эти распутные женщины, которые, стоя за воротами, соревнуются в бесстыдстве?" А он им отвечает: "Это демоны радостно скачут, оттого что мы грешны". И, услышав это, они стали ругать самих себя. Вдруг, неожиданно встав и поклонившись в ноги достойному Епифанию, они отправи­лись каждый к своему ложу. Но, уходя, один говорил другому: "За­метил ли ты одну странную вещь: как этот бедный человек расска­зал мне о моих грехах?" А другой говорил: "Поверьте, братья, он и мне все тайны сердца моего раскрыл!" И одни говорили, что он свя­той, другие же - что он предсказатель и по расположению знаков Зодиака возвещает то, что может случиться, третьи возражали: "Он открыл нам все с помощью демонической силы".

Наконец, когда все уснули, Епифаний, покинув, по своему обы­чаю, ложе, лег на полу; святой же, сделав вид, будто уснул на ложе Епифания, сам оставил его, вышел во двор и лег в навозную кучу на весь остаток ночи.

С наступлением же утра он вышел в сопровождении Епифания на свою духовную борьбу. Тогда Епифаний, призвав к себе того маль­чика, с которым святой говорил на сирийском языке, стал выведы­вать у него, как это таинство было сотворено в нем. Мальчик же, относившийся к нему с большим доверием, изложил без утайки все, что с ним случилось. "Господин мой, - говорил он, - когда я во­шел в твою комнату, то внезапно потерял дар речи, ибо увидел, как лицо того святого сияло ярче солнца. Пораженный, услышал я го­лос (откуда - не знаю), говоривший мне: "Взгляни, и ты поймешь, сколь великим сделала его глупость ради Господа". Тогда я стал смотреть: и вот, от луча, бывшего на праведнике, отделилась какая-то часть и приблизилась к моему лицу, и тотчас я начал произво­дить его движения - сколь долго, ты видел. Затем у меня отняли это, и я стал, каким был раньше, то есть приверженным к обычным мирским вещам. Так вот, господин, отныне будь сам попечителем моего спасения, ведя меня по тропе велений Божьих". Услышав это, Епифаний изумился в душе и почувствовал головокружение. Со слезами обняв мальчика, он поцеловал его глаза, ставшие свиде­телями таких таинств, и промолвил: "Вседержитель Господь, пока­завший тебе дивные таинства свои, может спасти и душу твою, воз­любленный мой брат, и я с этого дня буду распоряжаться твоими Делами, считая тебя своим близким другом и духовным братом". Вот почему с тех пор полюбил Епифаний мальчика, став для него по­мощником во всем, что угодно Создателю.

А блаженный Андрей, после того как удалился из дома Епифания, вел борьбу в скрытых местах и закоулках города, где никто его не знал, пронизываемый невыносимым холодом и скованный сту­жей, ненавидимый всеми, так что даже городские дети избивали, волокли, жестоко колотили его и, накинув на шею веревку, тащили! его прилюдно, а затем, сделав из угля чернила, мазали его лицо., Терзаемый таким образом, перебрался он к Артополиям, чтобы восстановить силы: ведь от чрезмерного поста истощилось тело его. Некоторые из христолюбивых людей, заметивших, как он измучен, да­вали ему мелкие монеты, и, так как долгое время они не видели его, говорили: "Где ты был до сих пор, недоумок, и где провел столько дней?" А он им отвечал: "Или вы не знаете, болваны, что, находясь с дураками, я боролся как дурак? Да вы ведь и сами дуралеи!"; Они же поднимали его на смех, не понимая сказанного, ибо дурака­ми он называл пагубных демонов, с которыми он всякий раз вел борьбу, сражаясь за Царство Небесное. И одни давали ему мелкие монеты, другие - бобов, третьи - хлеба, четвертые - сыра или фруктов, каждый из того, что купил. А он, зайдя в таверну, делил; все это с такими же, как и он, бедняками. И часто кое-кто из сострадательных людей, жалея его и сочувствуя ему, отдавал плащ; но дру­гие бедняки, живущие как бессовестные разбойники, нападали на! него ночью и, раздев, грабили и убегали, оставляя его нагим: это те, которых горожане обычно называют мальчиками архиепископа.

И вот однажды, когда он опять справлял нужду позади таверны на глазах у прохожих, какой-то юнец, увидав, как он сидит не краснея, сообщил хозяину таверны, а тот, выбежав и увидав святого, достал палку и избил его, как только мог. А другой проходивший мимо наглец, отличавшийся диким нравом, как увидел, что святого бьют, схватил палку и, подстрекаемый дьяволом, стукнул его этой палкой изо всех сил, так что удар далеко был слышен. А свя­той, посмотрев на того, кто ударил его, горько застонал, но, поднявшись и подойдя к нему поближе, стал целовать его ноги, молясь за него. Некоторые, глядя на это, говорили: "Посмотрите, как этот сумасшедший, подобно псу, тупо целует ноги того, кто его побил"; А блаженный Андрей, приняв невыносимые удары, удалился отту­да и, зайдя в один из углов портика, уснул, охваченный коротким сном. А проходившие мимо люди, глядя на него, говорили: "Это он страдает из-за женской ворожбы", а другие - "из-за эпилепсии". А Бог, Который ведает тайное и провидит издалека высокое, знал и о службе раба Своего, и по какой причине он творил такое.

20. О ПОВОЗКЕ, ЗАПРЯЖЕННОЙ ВОЛАМИ.

И вот, поскольку святой, бывало, лежал, как говорилось, то в переулке, то в городских портиках, случилось, что проезжала там повозка, запряженная во­лами. Возница, - если правду сказать, мертвецки пьяный, - ехал, распевая песни, и, конечно, не осознавал, что творилось с праведником. А вышло так, что быки, поравнявшись с Андреем, прошлись по нему, а когда и колеса проехали по его животу, прохожие закри­чали вознице, а некоторые стали бить его, приговаривая: "Даже если ты его не заметил, надо ведь было смотреть, где проезжает твоя по­возка!" Он же, пьяный до отупения, с трудом отвечал: "А кто заставлял его ложиться посреди улицы?" Они же в ответ: "Пусть бы Бог дал тебе его разум и дух, что ведет к такой бесчувственности!" А праведник милостью Божией остался невредим. И некоторые удивлен­но говорили: "Мы в недоумении, что сказать или вымолвить об этом тронутом: Бог ли его охраняет или злые духи, якшаясь с которыми он катится к гибели?" А другие: "Мы думаем, что овладевший им демон, стремясь остаться при нем, резко уменьшил вес повозки и сохранил его невредимым". Третьи говорили: "Нет, все не так: это Бог, который милосерден, сжалился над его несчастием и недугом и защитил его". Он же сотворил все это по своей воле, ибо презирал мир и то, что в мире, ради Царства Небесного.

И другое чудо сотворил праведник с соизволения Божьего: в лет­ние дни, когда невыносимо палило солнце, он притворился пьяным и, придя в знойное место, остался там на палящей жаре, лежа по­среди улицы без пищи и питья. Тогда прохожие, спотыкавшиеся об него, по наущению дьявола, и приходившие в ярость, то били его палками, то пинали, проходя мимо, иные на бегу поносили его и топтали ногами, а другие, схватив за ногу, тащили его вниз. Когда же наступила ночь, он встал и пошел оттуда к преддверию церкви и всю ночь находился там, вознося Богу молитвы и просьбы.

21.

На одном из этапов его духовной службы произошло со слугою Господним следующее: пустившись в путь, по своему обыкновению в неурочный час, дабы его молитва в преддверии храмов никому не стала известна, он оказался в часовне Пресвятой Богородицы, расположенной в левом портике Константинопольского форума[5]. А по этой улице случайно проходил какой-то мальчик, выполняв­ший поручение своего господина. И вот когда святой приблизился к часовне, чтобы помолиться, мальчик догнал его, ступая на цы­почках. Святой же не заметил того, кто шел вслед за ним, - так Бог устроил. А поскольку Богу было угодно, как я уже говорил, чтобы обнаружилось, каков на самом деле Андрей, то, когда он оказался У дверей и, вытянув свою правую руку, сотворил над ними знак крес­та, двери тотчас отворились сами собой. Войдя внутрь, он стал горячо молиться, не зная, что кто-то за ним наблюдает со стороны. Ведь мальчик сопровождал его, чтобы проследить за ним, потому что знал, что это один из сумасшедших, а когда увидел, как двери отво­рились, затрепетал, почувствовал головокружение и, охваченный дрожью, обратился к самому себе: "Вот какого слугу Божьего назы­вают безумным воистину безумные! А мы, несчастные, даже не зна­ем, кто сейчас показал безжалостно избивающим и оскорбляющим его, каков на самом деле святой! О, сколько тайных слуг имеет Гос­подь, и никто не понимает и не знает, что происходит с ними".

Так он размышлял, стоя у входа, а подойдя поближе, стал вы­сматривать, что творится внутри, и видит, как святой парит в воз­духе перед амвоном и молится. Вспышки пламени расходились вокруг него, и несравненное благоухание достигало дверей хра­ма. Изумленный предивным зрелищем, мальчик удалился оттуда для исполнения приказа своего господина, а святой, завершив мо­литву, вышел, и, когда он выходил, затворились снова двери крест­ным знамением. Заметил он также мальчика, наблюдавшего за ним, и был удручен этим, ибо знал в душе своей, что тот был свидетелем совершенного им. Святой наблюдал за его возвращением, чтобы тот не открыл кому-нибудь его тайны. Когда же мальчик вернулся до­мой, праведник, подойдя к нему, молвил: "Остерегайся, дитя, опо­вещать кого-нибудь о виденном тобою в этом месте, и с тобой пребу­дет милость Господня. Если же ты попытаешься вымолвить хоть слово об увиденном тобой, я отдам распоряжение нечистому духу, и ты сделаешься посмешищем в городе. Впрочем, - воля Иисуса! - охраняющий тебя ангел не даст тебе говорить: ведь я прикажу ему, и мне не нужно будет беспокоиться об этом". Мальчик же, не видя, кто был говорящий с ним, охваченный страхом, произнес: "Не ска­жу, господин". И, пораженный, он обратился к самому себе со сло­вами: "Что за чудо! Вот он где, святой, а мы и не знаем, воистину безумные! Вот так диво! Сколько тайных слуг имеет Господь, пре­красных в своих деяниях и мыслях, и то, что мы слышали из житий святых, теперь увидали своими собственными глазами".

Придя к своему господину, он дал ему подобающий отчет о своем поручении. Охваченный же демоном забвения, он было думал рас­сказать господину и о том, что увидел, дабы и тот причастился чуда; но когда намеревался открыть рот, явился ему юноша, стоявший перед его глазами и имевший вид молнии, и, напугав его, сказал: "Остановись, ничтожный, дабы не быть одержимым злым духом и не стать игрушкой демонов!" Тогда, увидев того, кто явился ему, мальчик онемел, и ужас и дрожь овладели им. Затем, когда он хотел, вопреки страху, заговорить снова, огненный юноша своей правой ру­кой вновь загородил его уста, молвив: "Остановись, дитя!" - и с эти­ми словами стал тотчас невидим. Тогда мальчик затрепетал, не в си­лах понять то, что узрел, он был ошеломлен и потрясен этим чудом.

Однажды во время сбора урожая, когда продавцы плодов, по сво­ему обычаю, выкладывают и продают самое лучшее в стеклянных сосудах, в одной из лавок был выставлен такой сосуд, наполненный отборными фигами. Там же находился праведник и кое-кто из горо­жан. И когда они заметили, что продавец уснул, склонив голову к коленям, то, подведя святого ближе к плодам, стали указывать на разложенные фиги и, указывая пальцами, говорили: "Ешь, дурачок, и насыть свою душу, быть может, больше не будет подходяще­го случая". Он же послушал их и, подойдя поближе, принялся есть и ел, сколько мог. А подстрекатели смотрели, как он ест, и кивали ему, чтобы насыщался без страха. Когда, наконец, сосуд был почти опустошен, продавец проснулся, а наблюдавшие за ним насмешни­ки исчезли. А поскольку блаженный продолжал есть, заметивший это продавец вскочил, выхватил у кого-то палку и принялся бить Андрея столь яростно, сколь у самого хватало сил. А затем точка­ми, ударами и пинками погнал его дальше.

И тут встречает праведника мальчик, который видел его вися­щим в воздухе и взирал на его чудеса. Обняв святого, он поцеловал ему руки и лицо; заметив же, что оно почернело, он стал расспра­шивать, кто мог сотворить с ним такое? Говорит ему блаженный: "Так угостил меня, дитя, вот этот ненасытный подстрекатель,114 прельщенный, бедолага, сладостью фиг. Если, по правде говоря, мне отвесили столько ударов за простые фиги, что же назначит Бог со­блазнившимся самыми постыдными делами и не выказавшим рас­каяния?" Затем он сказал мальчику: "Так ты выполнил мои указа­ния? Конечно, если бы пламенная рука огненосного юноши не ско­вала тебе уста, ты стал бы одним из тех, кем овладели демоны". А тот, услыхав такое, затрепетал, вспомнив о пророчестве правед­ника и о его ошеломляющем чуде. Тогда, прикоснувшись к его руке, он отправился дальше.

22. ОБ УГРОЗЕ ДЬЯВОЛА.

А проклятый демон, заметив дружбу праведника и мальчика, а также потому, что тот явил ему чудеса, предсказанные ранее, охваченный ненавистью, взял с собой также отпетого грешника сатану; вместе они встретили праведника, ког­да он шел с мальчиком вдоль темного портика, и, воспылав злобой, воскликнули: "Обманщик, насмехающийся над миром! Ты, верно, рехнулся, отобрав у меня тех, кто, благодаря грехам своим, подвла­стен мне: тебе не довольно челяди Епифания и всех остальных, ко­торые были моими и которых ты похитил, сделал чистыми и при­вел к своему Богу, но и этого ты хочешь отобрать у меня и очистить через покаяние?" И тотчас начал перечислять грехи мальчика. А святой говорит ему сурово: "Да пребудет все это с Богом и вне мо­его попечения! Тебе-то что за дело до него, негодник? За грехи этого мальчика я приму наказание, я душу свою за него положу, а тебе не достанется и частица души его". Сказав это, святой впал в неистов­ство, а дьявол и сатана-негодник, ужасные возмутители и враги жителей этого величайшего города и Царицы городов, сидящие в засаде и нападающие на сынов человеческих, чтобы творили они дела постыдные, возжелали похитить мальчика из рук святого. Он же, охваченный великим гневом, поднял с земли камень и метнул его в тех мошенников; и можно было видеть поразительное чудо: завизжав наподобие свиней, они исчезли в воздухе.

А блаженный пришел вместе с мальчиком в таверну, и, купив хлеба, они сели там, довольные друг другом. Затем явился какой-то юноша, у которого первый пушок появился на лице, вместе с дру­гим молодым человеком; они сели близко к богоносному мужу и начали есть. Тогда святой, разгадав их грехи, стал на них присталь­но смотреть и, желая напомнить им об их прегрешениях, пустился в свои забавы. А сидящие там люди, глядя на его мнимое безумие, смеялись и веселились. И вот святой протянул руку, выхватил у од­ного из них печенье и съел, а тот рассердился и говорит праведни­ку: "Значит, ты не сидишь молча, бесноватый сумасшедший, но, вооружившись бесстыдством, отбираешь чужое?" А блаженный ему в ответ: "Это ты, истинный болван, не можешь быть спокойным и безмятежным, потому что именно ты украл вещи Симеона!" И, про­изнеся эти слова, он изо всех сил дал ему затрещину, так что у того еще полчаса звенело в ушах. А вор, сознавая за собой грех, не ре­шился противоречить ему, но поразился и сказал самому себе: "От­куда он знает об этом?" А святой и другому дал пощечину, сказав: "И ты, болван, проедаешь наворованное". А тот испугался и стал отпираться, но блаженный Андрей молвил ему: "Поверь мне, что если ты еще вздумаешь воровать, попадешь к демону на допрос". И, словно повернувшись к кому-то, изрек: "Если еще хоть раз по­пытается воровать, бери его на дознание!" С этими словами он ушел оттуда.

23. О ВСТРЕЧЕ С ДЬЯВОЛОМ.

И снова блаженный вместе с тем мальчиком встретил на своем пути дьявола, да еще с толпой демонов, и стал дьявол громко роптать и из-за этого мальчика, и из-за тех, кто был с ним, и из-за того, что святой изобличил проступки воров. А святой увидал, как дьявол распаляется, и говорит, строго взглянув на него: "Ты опять впал в свою злобу, проклятый? Теперь-то зачем ты сюда явился, ничтожный обманщик? Или ты снова опол­чился против благоговеющих пред Господом? Клянусь Иисусом, для тебя настало плохое время: убирайся отсюда, несчастный, ибо нам нет никакого дела до твоего ничтожества". На эти слова праведни­ка дьявол ответил: "Андрей, ты несправедлив ко мне! Клянусь не­колебимым троном и его великолепием, ты становишься тираном, поступая вот таким образом! Ведь чего ради открываешь ты толпе свои деяния, а люди, видя это, приходят к сокрушению и покая­нию? Уходи от меня, убирайся! Сторонись тех, кто предан мне из-за низости греха, и не побуждай их бежать от любимого мной беззакония. Разве ты не знаешь, что у них есть Моисей и остальные проро­ки: пусть их слушают. Есть у них Евангелия, Павел, жития святых - пусть их слушают. Неужели же не довольно всего этого для! наставления, но и меня тебе вздумалось низвергнуть? Что у нас мо­жет быть общего, безумный оскорбитель мира? Отступись от меня, селеед, не то я и тебе устрою испытание, как Иову!" А блаженный молвил в ответ: "О треклятый, какими молниями ранено твое серд­це! Как же ты сможешь отвратить меня от моей цели и потребовать у Господа суда надо мною? Фу, какой вздор, негодник! Под каким предлогом хочешь ты устроить разбирательство против меня? Из-за злата, которого я не имею? Или из-за серебра, которого у меня нет? Не из-за владений ли? Или же из-за рабов? Что ж, не жалей ничего из моего состояния. Уничтожь основание моего дома и за­ставь меня хулить Господа! Или тебе стали ненавистны мои сменя­ющие друг друга одеяния? Мои сияющие сандалии? Блеск моего дома? Что ты можешь сделать против меня, нечестивец, ничтоже­ство, гнусный и порочный пес? Тебе на зависть испачканное и разо­рванное тряпье, которое я ношу? Смотри, я отдаю тебе и его!" И с эти­ми словами он снял с себя жалкую ту одежонку и швырнул в его безликую морду, предпочтя остаться нагим. А мальчик, увидав, что сделал святой, поднял лохмотья и надел на него. Тогда блаженный Андрей, поцеловав мальчика и дав ему много наставлений, как дер­жаться в стороне от пагубы, отпустил его домой; сам же предался духовным трудам и испытаниям в гуще толпы, продвигаясь вперед и выше, постясь, бодрствуя, изнемогая от каждодневного труда, бега и напряжения, избиваемый, оскорбляемый и оплевываемый в этой борьбе.

А тот молодой человек, которому праведник повелел не воровать, забыв слова его, вернулся к прежним привычкам, и даже к еще бо­лее низким. Праведник же, увидав, что его великодушие к нему не приносит никакой пользы, приблизился духом к тому месту, где был дом юноши, и приказал одному из скверных ангелов допросить его и с помощью его же собственных слов объявить обо всех его грехах. И вот, будучи пойман злым духом, он тотчас все понял, припомнив затрещину от руки праведника. Тогда, охваченный тревогой, он побежал в часовню святейшей Богоматери, называемую "Мирелеон". И когда он прибежал туда ради чудодейственной помощи той, то начал со слезами молиться постоянной Заступнице всех угне­тенных и в особенности прибегающих к Ней с горячей любовью и непоколебимой верой. Взяв данного Богом елея и намазав им все тело,[6] он стоял, творя молитву Заступнице рода нашего. И во вре­мя молитвы он впал в исступленное состояние, и видит женщину, стоящую перед дверями святилища, одетую в виссон[7] и пурпур. И светилось лицо ее, сияя ярче солнца. Бросив на демона косой взгляд, она сказала решительно и гневно: "Ждешь своего часа, гряз­ный негодник? Изыди из творения моего Сына, ибо он пришел под мою защиту!" Он же отвечал устами юноши: "Андрей, ради твоего Сына принявшийся за шутовство, сам разрешил мне допросить его". А она произнесла: "Изыди наконец и не болтай вздор, не то я сделаю так, что он и тебе вынесет приговор". При этих словах демон испу­гался и вышел. Когда же та, которая явилась юноше, исчезла на возвышении, он тотчас пришел в себя и понял, что освобожден от злого демона. И восславил он человеколюбивого Бога и, горячо воз­благодарив Богородицу, поклялся больше не воровать, не распут­ничать и не общаться с глупцами и грешниками. Изложив это пе­ред высокочтимым ликом Богородицы, он радостно пошел домой.

И вот, благодаря ходатайству той, которая поручилась за него, он достиг вершины добродетели, так что все изумлялись внезапно­му преображению мальчика и его образа жизни. И когда он, быва­ло, выходил на улицу и встречал блаженного во время его игрищ, он сворачивал с дороги в переулок и, приблизившись к нему, гово­рил: "Клянусь Господом Иисусом, строг святой". И благодарил того, кто был причиной его спасения.

Однажды, отправившись вновь на свою духовную службу, встре­тил он погребальную процессию. Принадлежала же она некоему знатному человеку из весьма богатых, и неисчислимое множество народа участвовало в ней. Были слышны громкие голоса псалмо­певцев, и было много свечей и фимиама, и родственники рыдали и били себя в грудь. А слуга Божий, увидав процессию, долгое время молча смотрел, и вдруг увидел: множество свечей в подсвечниках, а впереди них - эфиопов, кричащих сильнее псалмопевцев: "Ах, ах!" Все их курения пахли, как навоз, и, будто бы держа в руках мешки, они распространяли дым и копоть, один за другим отделя­ясь от толпы в пляске. Они бесстыдно кривлялись, смеясь, как бес­совестные женщины, и то лаяли, как собаки, то верещали, как сви­ньи; и была для них похоронная процессия какой-то радостью и ве­сельем. И одни ходили вокруг носилок, обрызгивая лицо мертвеца грязью и нечистотами, другие же следовали за носилками, переле­тая по воздуху. От носилок же и тела того грешника исходила силь­ная вонь, как от вычерпывающих сток. И одни эфиопы подбрасыва­ли навоз на его лицо, другие следовали сзади в бесстыдной пляске, производя шум и грохотание и невидимо приговаривая исполните­лям псалмов: "Да не узрит ни один из вас света, глупые христиане, ибо вы говорите: "Упокой пса со святыми", имея в виду виновни­ка всякого беззакония и бесчинства". И вот снова появился глава гнусных демонов, с дикими глазами, вызывающий дрожь отвраще­ния у смотрящего: он держал в руке огонь с серой и смолой и торо­пился к могиле того несчастного, чтобы сделать его посмешищем и устроить ему сожжение после похорон.

После того как процессия удалилась, он вновь внимательно ос­мотрелся и видит: вот идет прекрасный юноша, весьма печальный и хмурый, горестно бьющий себя в грудь. Увидев его, святой подошел к нему поближе и, подумав, что он из родственников умершего и потому печалится, словно бы забыл о своем богоугодном служении, протянул руку, удерживая плачущего юношу, и сказал ему в утешение: "Ради Бога небесного и земного, <скажи>, какова причина того, что ты горюешь и проливаешь столько слез? Никогда не видал я, чтобы кто-нибудь так оплакивал умершего". Говорит ему ангел: "Причина слез моих такова: поскольку дьявол завладел тем, чью похоронную процессию ты наблюдал, он и стал причиною моей скор­би и печали, и я сокрушаюсь, оттого что потерял его". Говорит ему блаженный: "Поведай мне, о драгоценнейший (ибо я узнал, кто ты), каковы были его прегрешения?" Отвечает ему ангел: "Поскольку ты - Андрей, избранник Божий, тебе дозволяется узнать: ныне ведь я узрел красоту души твоей, блестящую и сверкающую, как чистое золото, и тем облегчил свою печаль. Ведь тот человек, о почтенный, был одним из самых знатных приближенных царя, но при этом был весьма порочен и злобен. Он был вовлечен в распутство, прелюбодейство и мужеложество, жадный и бессердечный, хвастливый и высо­комерный, лживый и злопамятный человеконенавистник, мздоимец и клятвопреступник, истязавший своих жалких рабов голодом и плетьми, оставлявший их нагими, неодетыми и необутыми в зим­ние дни, а многих из них он ударами дубины лишил жизни и похо­ронил вместе с костями животных. А отвратительным и испепеляющим мужеложеством он был настолько поглощен, что число мальчиков и евнухов, которых он совратил, доходило до трехсот душ. Наконец, возлюбленный Господом, и для него исполнился срок, и явившаяся к нему смерть нашла его нераскаявшимся, по­груженным в несказанное множество пороков. Ты сам видел, с ка­ким бесславием уносилось его грязное и омерзительное тело, будто недостойное даже обычного погребения. Из-за этого, о святая и лю­безная Богу душа, я сам страдаю и мучаюсь, охваченный великим рыданием, ибо он стал игрушкой демонов и гнусным вместилищем зловония". После того как божественный ангел сказал такое, блаженный молвил ему: "Умоляю тебя, огнеподобный, принять доб­рое утешение, поскольку он получил злой конец и удел сообразно тому, к чему стремился; ты же сам, исполненный радости, пребу­дешь во благе отныне и навсегда, в имени Господа Саваофа-Все­держителя".

И вот пока они так беседовали, стал ангел удаляться от него на небо. А идущие тою дорогою, видя, как он один стоит и разговари­вает неизвестно с кем (ангела-то они не видели, будучи недостойны­ми этого), обращались друг к другу с такими словами: "Посмотрите на дурака, как он беседует со стеной, ничего не смысля!" И, толкая и прогоняя его, приговаривали: "Что же это такое, придурок, о чем это ты здесь разговариваешь со стеной?" А он, выслушал их и, молча улыбаясь и посмеиваясь над их глупостью, удалился оттуда. При­дя, наконец, в скрытое место города и вспомнив о том несчастном, похороны которого он наблюдал, он горько заплакал, так что от изобилия слез, переполнявших его глаза, плоть его казалась налитой кровью. И так он молился: "Бог неописуемый и грозный, Создатель и Господь, Творец бесконечных веков и изобретатель мудрости и знания, несравненное создание, великолепие славы и святости, соприродный и равный Отцу и Вседержителю-Духу, изначально рож­денный от Великого Разума, вечно пребывающий на груди Родите­ля, один из составляющих невыразимую и святую Троицу: молю Тебя, Господи, избавь жалкое тело того несчастного от позора быть выставленным на посмеяние в смоле и сере! Внемли, Бог милости­вый, просьбе Твоего ничтожного слуги: ведь если душа его отошла (ибо ее заперла смерть), пусть хотя бы его тело будет сохранено от такого позора, дабы проклятый дракон в глубине не возрадовался из-за него окончательно, пожрав душу его вместе с телом, ибо тогда будет удручено святое Имя Твое". В то время как святой творил эту молитву, какой-то божественный свет низошел на него, и, впав в эк­стаз, увидел он себя на могиле того несчастного, и се - ангел Госпо­день спустился с быстротой молнии, держа в руке своей огненный посох: он стал прогонять нечистых духов, и те мгновенно исчезли, а тело того человека более не выставлялось на посмеяние в смоле и сере. Увидев это, праведник возблагодарил Бога, не замедлившего ответить на его просьбу. Когда же он пришел в себя после видения, был уже вечер, и, осенив себя крестным знамением, он удалился с того места и всю ночь бродил, творя молитву.

С наступлением же утра он отправился в храм Святой Богомате­ри, в который обычно приходил Епифаний, и когда Епифаний сто­ял в преддверии, его внутренние очи открылись, и он увидел, как святой становится то будто бы пламенеющим огнем, то словно снегом, лицо его при этом сияло, как солнце, и впал Епифаний в великий экстаз и был поражен этим чудом. Тогда, возликовав и ис­пытав духовную радость, он быстро подошел к нему и, бросив взор окрест себя и никого не заметив, кинулся ему в ноги со словами: "Благослови, отче, своего духовного сына". А блаженный, увидав Епифания в невыразимом смирении, и сам пал ему в ноги, говоря: "Помолись и ты за меня, о господин, и лучше ты благослови меня, ибо это и есть надлежащее, и сегодня я узрел это благодаря Тому, Кто прославляется уповающими на милость Его: ведь только что я увидел, как ты, с благостным лицом, стоишь в Великой Церкви Бога и принимаешь с неба, из рук Господа-Вседержителя, епископ­ское одеяние и омофорий, Затем я узрел два светила, сверкающие и прекрасные, и они взяли это твое одеяние и украсили им твою стат­ную фигуру, шутливо говоря друг другу: "Клянусь Господом Хрис­том, эта одежда сделала его прекрасным: ведь его благоразумие и знание украсили его душу". И один из них, сотворив знак креста над твоим челом и поцеловав тебя, удалился, а другой также сам осенил крестом все твои члены и, поцеловав твои очи, ушел. Вот что, Епифаний, было сделано с тобою, хотя ты сам и не видал этого, и я убежден, что Господь доверит тебе кормило своей Церкви, и будешь ты пасти народ Его, который Он приобрел кровью Своею. Вот по­чему именно тебе следует благословить меня и молиться за меня, ничтожного".

После того как блаженный Андрей рек это, они поцеловали друг друга святым лобзанием и сели в скрытом месте нартекса, и начал блаженный наставлять Епифания в церковном устройстве, говоря: "Знаю я, о дитя, что ты, стремясь к спасению, прилежен в Господних наставлениях, тем не менее, я умоляю тебя принять и наше увещева­ние. Добавь, о дитя, еще больше слез для очищения своей души и те­ла, чтобы стать по справедливости любящим добро; добавь кротости, чтобы ты сделался сердцем чист, чтобы ты стал святым, непричастным злу, как повелевает избранное орудие, божественный Павел. Да, мой свет, моя радость, моя красота, наслаждение и ликование, до­бавь в своей жизни и другую, еще большую стойкость, достоинство, доброту, еще более удивительный разум, непрестанную молитву, непритворную любовь, благоразумие и скромность. Вместе с тем стань сострадательным, возлюби бедность, отшельничество, Бога и добродетель; поощряй молчание, стойкость, постоянство, не суди, не порицай, не злословь; будь незлобивым, лишенным тщеславия, скромным, незаносчивым, дабы возвеличил тебя щедрый Господь пред ликом всех своих святы

Просмотров: 704 | Добавил: Ривалдо | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Декабрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Форма входа
Именины перлы Талмуд брачные знакомства объявления Гоголь молитва горький крестьянин Аверкий Антихрист Апокалипсис Таушев бог евреи логика православие юмор Школа Святой Олег Брянский Старец Власий старец адрес как добраться до старца Телефон старцы Оптина пустынь Святые благотворительность Иконы троица прозорливый священник полезное ссылки история Махнач не убий цитаты семья Георгий Победоносец святой Георгий Спас нерукотворный Христос Апостолы Николай Угодник монастыри Афон Николай Чудотворец апологетика чистота икона Благословение Символ веры Исповедь Таинство видео выживание психология спорт Дружба старообрядцы ислам Александр Дьяченко Грубас Псалтырь Дьяченко звуки природы юродивый каппадокия Византия Шаварш Карапетян шахматы православный сайт знакомств иврит вера память смертная надежда терпение Сталин Вернадский Гёте наука и религия БЛАГОДЕЯНИЯ БОЖИИ слава Богу за все
Категории раздела
Святые [23]
Святые – это не просто добрые, праведные, благочестивые люди, а причастные Богу, очистившие и открывшие свое сердце для Бога.
Старцы и прозорливые священники [14]
Старчество в России начало практиковаться в 1800-х годах в Белобережской пустыни под Брянском .
Иконы [12]
Иконы в древней Руси называли Библией для неграмотных.
Полезное [33]
Например, полезные ссылки
История [10]
История - это наука предостережения!
Семья [7]
Когда я и моя жена расходимся во мнениях, мы обычно поступаем так, как хочет она. Жена называет это компромиссом. Марк Твен
Бог [4]
Бога человекам невозможно видети, на него же чини ангельстии не смеют взирати...
Монастыри, храмы, церкви, часовни [2]
Апологетика [10]
Выживание [3]
Разное [7]
Таинства [2]
Психология [1]
Книги [6]
Другие религии [6]
Животные [2]
Архив записей
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
Total users: 48
Copyright MyCorp © 2024