Истинный
исповедник веры Христовой протоиерей Георгий Алексеевич Коссов родился 4 апреля
1855 года в селе Андросово Дмитровского уезда Орловской губернии. Тогда,
в середине 19-го века, русские люди, особенно в селах, крепко и свято хранили
все традиции отечественного благочестия. Они не представляли свою жизнь без крещения
детей, венчания супругов, без православного погребения умерших. Родители Георгия
Коссова были очень благочестивыми. Отец был священником, а матушка воспитывала
детей. Имя
своему первенцу Коссовы выбрали в честь Георгия Победоносца, весьма почитаемого
на Руси как победителя темных сил. В сердце отрока запало множество рассказов
о чудотворениях, исцелениях, помощи в нуждах и даже спасениях от смерти. Родители
стремились дать Георгию хорошее образование. Вначале он учился в сельской школе,
когда встал вопрос о продолжении образования, Георгий послушался совета родителей,
неустанно наставлявших сына в правилах христианского благополучия. В
семинарии Георгия Коссова отличала чистота душевная, смирение и проявление любви
нелицемерной. Благоговейный интерес он проявлял к изучению Священного Писания
и трудов Святых Отцов, любил предаваться молитвам и пению псалмов. После
семинарии он пошел учительствовать к себе на родину, в Дмитровский уезд, в земскую
школу. Уроки, к которым Георгий Коссов готовился с особой тщательностью, были
как бы малыми проповедями, обращенными к самому сердцу детей, не могущих не чувствовать
заботу и любовь учителя. На экзаменах он всегда получал награды за своих учеников.
Когда Георгий Коссов стал заведовать школой, ярко проявился его педагогический
талант, замечались в выпускниках его школы богобоязненность, примерная дисциплинированность
и развитые практические навыки. А
в свободное время Георгия неудержимо тянуло в храм. Он любил службы так, словно
храм был родной его дом. И это был зов Божий к осознанному подвижничеству. Серьезная
болезнь не удержала Георгия от подвига во имя Христова. И по мере того, как усиливались
его молитвенные прошения, укреплялась у него надежда на Всевышнее милосердие. Георгий
сочетался браком с девицей простого звания, сиротой, бесприданницей, но благочестивой.
В 1884 г. Георгий Коссов был рукоположен во священника и назначен на беднейший
приход в Орловской епархии - село Спас-Чекряк Болховского уезда. И на этом месте
Господь прославил его имя. Бедственное
положение прихода из 14 дворов ужаснуло нового священника, и ему стало понятно,
почему здесь не держался причт. В двух верстах от деревни стояла ветхая и пустая
церковь, где во время службы даже Святые Дары замерзали, - вот где он должен был
служить. А сердца сельчан так были далеки от церкви и от Бога, что молодой священник
сразу же впал в растерянность. Не
одну бессонную ночь провел в размышлениях о. Георгий, когда же стало невмоготу
от безысходности, решил он пойти к мужу высокому по духовным заслугам, в Оптину
пустынь. Там стоял на Божественной страже великий подвижник, украшенный обильными
духовными дарованиями - о. Амвросий. Старец принимал людей, некоторых отдельно,
или всех на общее благословение, вначале мужчин, а потом женщин. О. Георгий стоял
в толпе, далеко от входа. Когда наконец старец появился, в белом балахоне и меховой
ряске, он остановился на ступеньке перед расступившимся народом, помолился перед
поставленной иконой Божией Матери "Достойно есть". Затем внимательно взглянул
в толпу. И как же велико было удивление о. Георгия, когда старец стал манить его
через толпу к себе. А ведь он никогда не видел и не слышал о Георгии Коссове,
который и в монастырь пришел без иерейской одежды. А старец заговорил: "Ты, иерей,
что там такое задумал? Приход бросать?! Храм, вишь, у него стар, заваливаться
стал. А ты строй новый, да большой, каменный, да теплый, да полы в нем чтоб были
деревянные: больных привозить будут, так им чтоб тепло было. Ступай, иерей, домой,
ступай, да дурь-то из головы выкинь! Помни: храм-то строй, как я тебе сказываю.
Ступай, иерей. Бог тебя благословит!"
С великим недоумением воспринял о. Георгий повеление прозорливого старца. Как
воздвигнуть каменный храм, можно сказать, в пустыне! Какое усердие и труды надо
положить! Вернувшись
в Спас-Чекряк, о. Георгий решил продолжить свое служение при храме здешнем, еще
не ведая, что сию обитель местом подвигов, дабы было прославлено имя Бога. Он
приступал к служению с благоговейным трепетом. В молитве его озаряла радость ожидания
явления славы Божией, а душа его переполнялась восторгом о дивных делах Господних.
Перенесенные искушения развили в нем смирение, страх Божий укрепил его подвижничество.
Благодать просветила его разум. В
праздничные дни, особенно 22 октября, в день празднования Казанской иконы Божией
Матери о. Георгий особенно долго и усердно свершал Богослужения. И в этот день
в Спас-Чекряк стали стремиться не только прихожане, но и паломники из других мест. А
после службы, когда они подходили к о. Георгию с вопросами, он отвечал обстоятельно
и душеспасительно. Как-то получалось у него сразу же понять духовное состояние
человека, его духовную болезнь, указывал он прежде всего христианские средства
излечения недугов. Люди стали проявлять к нему большую благодарность и почитание. Быстро
распространилась слава о подвижнической жизни и обильных добродетелях верного
пастыря. Народ во множестве стекался в Спас-Чекряк, желая узреть дивное житие
исповедника веры, получить от него благословение, услышать слово назидания. Навсегда
оставалась в сердце людей, побывавших на богослужениях в Спас-Чекряке, память
о тех духовно сладостных минутах, которыми утешила Царица Небесная через Ее чудотворную
икону. Не только великолепием и торжественностью отличались службы здесь, а неким
проникновенным настроением служения священника Господу и Его Пречистой Матери,
небесным Силам. Со
всех сторон, а Спас-Чекряк находился на границе трех губерний - Орловской, Калужской
и Тульской, - шли к батюшке за советом люди разных званий и состояния, пола и
возраста. Для приезжих у него был даже выстроен страннический дом, подобие гостиницы,
построенный из кирпича, сделанного на своем кирпичном заводе. Свою хозяйственную
деятельность батюшка и начал с того, что устроил в 1896 г. небольшой кирпичный
завод. На нем и работали прихожане села. А приезжие не только получили кров, батюшка
приходил к ним, вместе они вкушали трапезу, он также отвечал на великое множество
вопросов. По
данным благодати Божией о. Георгий исцелял людей. К нему привозили и бесноватых.
Они ужасно мучились, одержимые как бы лишались разума, приходили в исступление.
Неистовствовали, кричали, вопили, иногда повергались к ногам священника. Он молился,
окроплял их святой водой, и темные силы оставляли больных. Случаи исцелений были
многочисленны и каждодневны. Бывало не раз, что больного, расслабленного подносили
к батюшке, а из Спас-Чекряка он шел бодро, на своих ногах, вознося молитвы милосердию
Божию. Для
тяжело страждущих и больных подвижник открыл в Спас-Чекряке больницу. Ежедневно
он в ней делал "обходы" больных, излечивал тех, кого родные уже не чаяли видеть
здоровыми. Подвижника
так почитали и верили в его неустанное заступничество, что считали, что, если
батюшка помолится, Господь обязательно исполнит его прошение. И Бог в самом деле
внимал словам праведника, прославленного даром прозрения. Пророчества батюшки
преподносились людям в наставлении Заповедей Божьих. И слово его было источником
исцелений для верующих. В
1896 году началось строительство храма во исполнение повеления отца Авросия. А
в 1905 году уже красовался замечательный трехпрестольный храм во имя Преображения
Господня, знаменующий в самом деле преображение всей жизни в этом, недавно еще
захолустном селе, где текла серая, скучная, голодная жизнь, в месте, которое не
называли иначе, как Богом забытое. И, обратилось оно в место Божией славы. Великие
благодеяния Божии были явлены в Спас-Чекряке подвижнику за его святое житие. Люди
не уставали дивиться его благочестию, а Сила Божия подвигала его на все более
великие дела. Не
имея средств, а уповая только на чудодейственную помощь, о. Георгий, принявший
венец доброты из рук Господа, начал устраивать в деревне приют. В Спас-Чекряке
возникло невиданное дотоле на Руси место спасения сироток. Этот приют для ста
пятидесяти крестьянских сирот о. Георгий, окрыленный любовью к Богу, создавал
с помощью людей и простого звания, и знатных, благородного происхождения. Они
несли свои копеечки и достояние. К
мудрому пастырю Христову пришли верные сподвижники - педагоги и воспитатели. А
начальство и духовное руководство взял на себя отец Георгий, подавая всем пример
трудолюбия, воздержания и смирения, избегая суеты мира. 22
октября 1903 г., в день празднования иконы Казанской Божией Матери, состоялось
в Спас-Чекряке освящение второклассной школы, которой не было даже в уезде. Освящение
школы обратилось во всенародный праздник в Спас-Чекряке, на который приехали духовенство,
губернские и уездные представители властей, губернские и уездные представители
властей, духовные дети о. Георгия, почитатели его святости. В
приходе о. Георгия было построено еще несколько школ: Сиголаевская (дер. Сиголаево),
Шпилевская (дер. Шпилево) и Меркуловская (дер. Меркулово), в которых о. Георгий
был попечителем и законоучителем. Его почитали благодетелем и Болховского уезда,
и всей земли орловской. Без благословения о. Георгия в уезде не начиналось никакое
дело, за советом, за помощью обязательно ехали к нему. Отовсюду
ехали в Спас-Чекряке люди разных положений и состояний, знатные и простолюдины,
чтобы убедиться в истинности той славы, которая распространилась об этом светлом
уголке в глубине России. Посетил
Спас-Чекряк классик русской литературы М. Пришвин, и о тех дивах, что представились
в Спас-Чекряке, он написал очерк "Новая земля". Рассказывал он и о святом колодце
батюшки Егора, и о великой преданной вере почитателей подвижника, и о чудных случаях
прозрения и излечения христиан. Высоко
чтил подвижника святой Иоанн Кронштадтский и выговаривал орловским паломникам,
зачем они ездят к нему, когда у них есть такой святой батюшка, заслуживший своей
богоугодной жизнью любовь у Господа. На
другой день после октябрьского переворота о. Георгия в Спас-Чекряке посетил Орловско-Севский
епископ Серафим (Остроумов), будущий новомученик. После беседы с прозорливцем
он покинул его дом со слезами на глазах. Поручая
себя Промыслу Божиему, о. Георгий продолжал утешать свою паству, проживающую в
столь мятежном мире. И благодаря его святым усилиям Спас-Чекряк был как бы островком
посреди разбушевавшегося моря. Церковь отделили от государства. Власти стали разжигать
ненависть к ней и духовенству. Преследовать стали всех духовных лиц и их родственников. Осенью
1918 года красноармейцы приехали и за батюшкой в Спас-Чекряк, чтобы забрать его
в тюрьму. Но, увидев его необыкновенную кротость, смирение и любвеобильность,
несколько даже растерялись: как такого человека арестовать? В уездной тюрьме не
ведали, что делать с новым знаменитым арестантом, как же записывать его во враги
народа. На свои средства содержал сиротский дом, несколько школ, кирпичный завод,
больницу, всегда помогал крестьянам. Люди его любили и стеной были за него. С
удивлением смотрели большевики на высокую личность пастыря, в глазах которого
сияла истинная любовь к Богу и людям и желание служить им до последнего вздоха. Промысел
Божий продолжал хранить угодника среди разбушевавшегося мятежа. Власти выпустили
его из тюрьмы, опасаясь гнева народного. Но в начале двадцатых годов в Спас-Чекряк
прибыла специальная комиссия по изъятию церковных ценностей и потребовала сдать
все изделия из золота и серебра. Ценностей у священника не оказалось, его обвинили
в укрывательстве, арестовали, отправили уже не в уездную тюрьму, где могли к нему
проявить какое-либо снисхождение, а в губернскую. Желая
унизить его сан, служители тюрьмы давали отцу Георгию выполнять самые грязные
унизительные работы. Но другие арестанты сами стремились сделать их, всячески
ограждая полюбившегося им батюшку от утеснений. Власти и на этот раз не смогли
предъявить батюшке улик его виновности и снова были вынуждены отпустить. Бог продолжал
оберегать своего угодника. Жизненные
невзгоды и неустанные пастырские труды ухудшили здоровье священника. Начались
боли в желудке, печени. Болезнь сковывала так, что не было сил встать на ноги. Но
и на смертном ложе не оставлял батюшка своей попечительности о ближних, не отказывал
приходящим к нему людям, принимал их лежа и говорил им: "Все. Оставляю вас. Надейтесь
теперь на Бога. А ко мне с вашими бедами приходите на могилку, как к живому. Как
и прежде, буду за вас молиться и вам помогать." Перед
смертью о. Георгия обвалился святой колодец в Спас-Чекряке, а неподалеку забил
новый родник. Батюшке принесли из него воды. Он помолился над нею, попросил вылить
воду в родник, который, как заповедовал, станет священным колодцем, будет теперь
исцелять верующих. Умер он 26 августа 1928 года по старому стилю. Всех лет его
земной жизни более 73. Множество народа спешило в Спас-Чекряк, желая воздать долг
почитания и любви, попрощаться с тем, кто жил Бога ради. Властям не удалось запретить
поклонения усопшему. Плач стоял по нему великий. Многие только теперь поняли,
к какой святости были приобщены. Гроб
с телом в величественном крестном ходе обнесли вокруг церкви и похоронили святого
около церкви у алтаря. Прошли
десятки лет, многое переменилось и в России, и в Спас-Чекряке. Но неизменно появилось
то, что не может рука человеческая разрушить - дела Божии. Не загладилась и уверенность
в святости о. Георгия Коссова. Духовные дети его поставили памятник и оградку
на могиле. К ней "не зарастала народная тропа". Люди испытывали на себе помощь
от молитв к о. Георгию, оказывались свидетелями чудес по его представительству.
Он являлся в сновидениях, люди исцелялись, купаясь в батюшкином святом колодцу. В
августе 2000 года на юбилейном Архиерейском Соборе Георгий Коссов за свое святое
житие был канонизирован в чине священноисповедника. Орловское духовенство обрело
мощи священноисповедника Георгия Коссова в день памяти Великомученика Георгия
Победоносца, который в дни земного бытия батюшки был его ангелом-хранителем. И
отныне 9 декабря будет днем обретения святых мощей священноисповедника Георгия
Коссова.
|