Ресурс для мирян
Главная | | Регистрация | Вход
Четверг
16.05.2024
14:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2010 » Декабрь » 5 » Станислав Леонидович Сенькин, рассказ из первого сборника афон
00:18
Станислав Леонидович Сенькин, рассказ из первого сборника афон

Змеи

 

Змеи издавна служили сим­волом самого зла. «Змей был хитрее всех тварей поле­вых», — написано уже на первых страницах книги Бытия. Глубинный змий, обитающий в недрах чело­веческой души, аспид, ехид­на — всегда были враждебны людям. Прав­да, существовал еще и медный змей проро­ка Моисея, но он был искусственный, да и единичный в своем роде. Змеи! Проклять­ем человечеству живут они на белом свете, поедая крыс и жаб и скрываясь в расщели­нах и норах.

В Греции очень любят предание об ос­новании Константинополя, будто бы свя­той император Константин Флавий при закладке этого города видел в присутствии народа необычное знамение: из норы вдруг выползла большая змея и поползла по земле, но тут с неба ниспал орел, схва­тил ее когтями и взмыл ввысь. Змея стала обвиваться вокруг орла и, в конце концов, одолела птицу. Животные упали на землю, и люди, убив змею, освободили орла. Им­ператор созвал именитых книгочеев и му­дрецов, дабы они разъяснили это знаме­ние. Их собор постановил, что орел — символ христианства, а змея — противо­борствующего ему зла. И раз змея одолела орла, город будет впоследствии захвачен злыми силами, но так как люди убили змею и освободили царственную птицу, напоследок христиане снова овладеют го­родом и воцарятся в нем. Греки до сих пор надеются, что Стамбул будет отвоеван и снова станет прежним великим Констан­тинополем.

На Афоне живут четыре вида змей. Отец Варсонофий не помнил их всех по названиям, но хорошо знал каждый вид. Его память хранила многочисленные слу­чаи встреч с ними, порой опасные и грозя­щие смертью. Он знал повадки, характер и степень ядовитости каждой змеи. Он встречал и убивал змей, но в то же время любил их. Можно сказать, они были его страстью; иной проживал на горе двадцать лет, но не видел ни одной змеи, а этот мо­лодой монах встречал их летом чуть ли не каждый день.

Варсонофий жил один в старом рус­ском скиту Ксилургу как смотритель. Этот скит слывет самым древним поселением русских на Афоне, а может быть, это и во­обще первый русский монастырь в исто­рии. Название Ксилургу в переводе с гре­ческого значит Древодел, оно не лишено иронии. Дело в том, что русские монахи, когда пришли на гору, стали строить хра­мы и кельи из дерева, но жучок быстро сточил их, и одумавшиеся русские начали учиться строить из камня, как и абориге­ны. Но насмешливая кличка «древоделы» надолго прилепилась к пришельцам.

Эти монументальные каменные хра­мы, братские корпуса и подсобные поме­щения, как и бизюли — стены из валунов и булыжников, которые в огромном количе­стве встречаются на Святой горе, показы­вают нам, современным монахам, как тя­жел был труд монахов тех времен. Ведь тогда не было ни кранов, ни тракторов, ни цемента.

В прошлом веке Ксилургу принадле­жал болгарам, которые назвали его «Славя­но-болгарский скит Богородица».

Демоны уничтожили здесь всю мона­шескую жизнь. Страсти под их руководст­вом разгорелись тогда нешуточные. В на­чале двадцатого века скитоначальник, болгарин Михаил, приблизил к себе одно­го аргата — трудника, который был родом из Македонии. Этого аргата звали Даниил, под крылом отца Михаила за несколько лет он вырос до иеромонаха. Как и многие другие облагодетельствованные, Даниил возненавидел своего благодетеля. Затем начались настоящие интриги мадридско­го двора — совершенно недостойные мо­нашествующих события.

Даниил решил установить в скиту ма­кедонскую власть; болгары, считающие македонцев одной из ветвей своего наро­да, верили им, но напрасно. Искушенные сатаной, македонцы устроили настоящий заговор и свергли власть отца Михаила. В результате было убито три болгарских мо­наха. Нельзя сказать, что для Святой горы это было событие из ряда вон выходящее. К примеру, несколько веков назад братья одного из святогорских монастырей вы­бирали игумена, но не смогли определить­ся с кандидатурой — часть была за одного монаха, другая — за злейшего врага перво­го кандидата. Дискуссии дошли до настоя­щих потасовок, и одна из монастырских партий захватила власть, выставив проти­воборствующих за врата обители. Те одна­ко не растерялись и купили у пиратов мушкеты. Затем они принялись штурмо­вать монастырь. В дело вмешались турец­кие сердары, завязалась настоящая битва, и многие не понимали, за что они, собст­венно, бьются. В конце концов, турки по­весили обоих кандидатов в игумены и главных зачинщиков свары. Эта губитель­ная для обеих сторон война длилась неде­лю. Так что кровь и убийства для Афона де­ло не новое. Но этот случай в Богородич­ном скиту все же шокировал многих.

Старцы русского Пантелеимонова мо­настыря, на территории которого и нахо­дится скит, вмешались в его дела и смени­ли власть. Виновные в убийствах были се­рьезно наказаны. Тем не менее, милость Божья отвернулась от Ксилургу, и нор­мальной монашеской жизни там больше никогда не было.

После этого безжалостного кровопро­лития Ксилургу начал быстро хиреть, и бывшее многочисленное братство стало распадаться. Несколько пожаров довер­шили дело. Теперь скит представляет со­бой груду развалин, где гнездятся змеи. Не­большой храм Успения Божьей Матери си­ротливо стоит возле руин большого брат­ского корпуса, рядом приютился другой корпус с внутренним храмом Кирилла и Мефодия, где осталось несколько келий, в которых еще можно жить. И еще чуть по­одаль находится разрушенный храм свя­того Иоанна Рыльского, его крыша прова­лилась внутрь храма; весь общий вид скита Ксилургу представляет собой весьма уны­лое зрелище. Самое страшное, как сказал при последнем своем посещении отец игумен, что Ксилургу — первое поселение русских монахов вообще, поэтому это символ не очень хороший для возрождаю­щегося российского монашества. Особен­но это чувствовалось в летние вечера, ког­да большая луна плыла над развалинами, а Варсонофий молился, как «ночной вран на нырище». Тогда приступали к нему страхования.

Наиболее частым было такое: он спал и слышал, как в дверь начинают бить кула­ками и ногами, вперемешку с тяжелыми грязными ругательствами. Он открывал глаза и реально видел, как трясется под чу­жими ударами облезлая дверь его неболь­шой кельи. Стук сердца набирал обороты, пока он на самом деле не просыпался. Де­моны выбирали правильное направление для ударов — Варсонофий был наслышан об ограблениях и даже убийствах одино­ких монахов. Несколько раз подозритель­ные звуки слышались и у ворот скита; теле­фона здесь не было, сам скит располагался в большом овраге, и вела к нему воронко­образная дорога. Как-то раз, года два на­зад, пьяные рабочие, по всему албанцы, пе­ребрались через ворота и начали шарить по скиту, держа в руках фонарики. Варсо-нофий вышел во двор с вилами и закричал, больше от страха, чем от удали. Албанцы бежали, а могло бы быть и по-другому.

Страхование вещь такая, что возмож­на не только во сне, но и наяву. Вечером, после молитвы, он неоднократно слышал своими ушами, как на развалинах кто-то ожесточенно спорит, затем лязг копий и мечей и, наконец, плач, более напоминаю­щий волчий вой.

Как его учили старцы, самое главное во время страхования — это не испугаться. Если враг пробьет в сознании брешь, страх немедленно наполнит душу и может даже убить. Поэтому Варсонофий никогда не вникал: что, почему и зачем он это слы­шит. Просто старался побыстрее все за­быть. Во сне он часто видел жестоких мо­гучих воинов, облаченных в металличес­кие латы. Они били кривыми саблями о треугольные щиты и бешено требовали крови. Казалось, воины были полны ярос­ти, но не имели объекта, чтобы ее выплес­нуть. Они буквально захлебывались в зло­бе и мучительно жаждали войн. Варсоно­фий, по совету духовника, старался не об­ращать внимания на эти страхования, но все же они накладывали свой мрачный от­печаток на его душу. Наверное, сонные ви­дения были полны тех же самых демонов, которые подбили Даниила с македонцами на злодеяние. Они ждут, перезревшие в злобе, новых подвижников, готовых всту­пить с ними в битву. Будут ли такие? Это место видело многих, есть даже древнее предание, что родоначальник русского монашества святой Антоний Киево-Печерский постригался не в Есфигмене, а здесь, на Ксилургу. Тем опасней было жить и подвизаться в скиту. Чем святее место, тем сильнее духовная брань. Но Варсоно­фий не считал себя каким-то воителем ду­ха, но тем, кто он есть на самом деле, — смотрителем скита. Это смиренное мне­ние о самом себе монах выстрадал среди многих искушений плоти и духа, после ко­торых шоры с глаз спадают, и ты видишь себя таким, как есть. Но, тем не менее, чув­ствовалось, как в воздухе вибрировали не­видимые враждебные силы, воздействую­щие на сознание.

Один известный афонский старец ска­зал когда-то Варсонофию, что каждое место имеет своих особых демонов. Поэтому и ис­кушения везде разные. Духи злобы также подразделяются на виды и разнятся по сво­ей силе друг от друга. Но люди стали сейчас слабей, а демоны еще хитрей и злобней. Лишь молитвы живших здесь святых и стар­цев сдерживают их яростный напор. Варсо­нофий часто думал, что мирские люди про­сто не понимают смысла монашества, пото­му как невидимая брань — дело очень тон­кое и темное, даже для просвещенных вели­ких умов человечества. Аскеза — это сила, напрягающая дух подвижника; чем сильнее напряжение, тем отчаянней сопротивле­ние. И в этой непрестанной, ожесточенной и невидимой борьбе подвижник приобре­тает неоценимый опыт, который непонятен всем, не идущим этим путем. Те, которые ви­дят в аскезе лишь мазохизм или мракобесие, куда как заблуждаются.

Но старцы говорят, что дьявол в по­следнее время поменял тактику, он пере­стал нападать на подвижников открыто и ослабляет их мирскими вещами. Каждая такая вещь изменяет дух подвижника, он становится слабее и удобнее для бесов­ских манипуляций. Единственным спасе­нием подвижников было кропотливое и неуклонное выполнение правила. Варсо­нофий не был сильным аскетом, но пони­мал, что на Ксилургу иначе нельзя, — лю­бое отступление от правила или устава — и в обороне появляется брешь, которой непременно воспользуется враг. Пару раз он позволял себе забыть о правиле, и по­следующие искушения напоминали ему о необходимости хранить его. Однажды его ранил большой кабан. Зверь выбежал из-за угла руин, когда Варсонофий, руга­ясь, осматривал разоренный животным огород, и неожиданно ударил его клыка­ми, похожими на маленькие бивни слона, прямо в бок. Вечером, как раз накануне, монах, сославшись себе на усталость, не выполнил положенное правило. И вот вам незамедлительный результат. При­шлось идти в монастырь и неделю ле­читься, а за это время кабан полностью уничтожил все посадки.

Наконец, самое сильное по своему воздействию страхование посещало мо­наха не реже раза в месяц. Он тогда обыч­но не мог уснуть и находился в погранич­ном между сном и реальностью состоя­нии. Сначала, предвещая искушение, по телу начинали бегать маленькие мурашки, волосы, казалось, становились дыбом, и чувствовался запах не то гари, не то гнию­щей листвы. Сердце билось неровно, ды­хание учащалось. И вот дверь аккуратно приоткрывалась. Из проема, словно из ад­ского чрева, в его келью медленно запол­зал большой разноцветный аспид и смот­рел на него своими умными, злыми и не­мигающими глазками-бусинками. Варсонофий всегда застывал под этим гипноти­ческим взглядом и считал красные и жел­тые кольца на его гладкой коже. Когда он заканчивал счет, змей приподнимал шею и открывал свою пасть, обнажая верхние ядовитые клыки. Варсонофий отчаянно закрывал лицо руками и слышал характер­ное шипение, после чего на тыльной сто­роне рук появлялись мелкие капельки рас­пыленного яда. Он начинал кричать и просыпался с ладонями на лице, на кото­рых выступала испарина пота. Это ужас­ное видение повторялось ежемесячно без каких-то существенных изменений.

Но этот аспид был не совсем демоном или нереальным существом, он, или, по крайней мере, такой же, жил в скитских развалинах, и даже кошки — видавшие всякое охотники — не решались напасть на него. Иногда он выползал погреться на солнце, подставляя лучам свою черную, в радужных кольцах, кожу. Он, как, впрочем, и другие змеи, не выказывал никакой аг­рессивности. Змеи становятся опасными в двух случаях: весной, во время брачного периода, и если ты чем-нибудь их обидел. Змея обладает очень мстительным харак­тером и может долго подкарауливать свое­го врага, чтобы потом неожиданно на­пасть на него. Лучше всего, если ты случай­но наступил или как-нибудь еще обидел змею, сразу убить ее, или она будет пытать­ся убить тебя, и, возможно, успешно.

Аспид был настоящим хозяином этих развалин, он передвигался царственно и неторопливо, в его глазах застыла холод­ная злоба ко всему живущему и какое-то непонятное торжество. Впрочем, змей ни­когда не переползал за пределы руин и жил в густом терновнике, вдали от тропы. Основную тревогу смотрителя вызывали маленькие и незаметные, но очень ядови­тые ехидны. Они заползали даже в храм и келью, прячась от жары, и были похожи на сухие палки песочного цвета. Легко мож­но было зазеваться и наступить на какую-нибудь ехидну, получив в отместку смер­тельный укус в лодыжку. Также в скиту встречались узкие длинные змеи, которых Варсонофий окрестил стрелками. Они имели удивительную способность прони­кать в самую узкую щель и ползти по дере­вьям между ветвей со значительной скоро­стью. И еще на Афоне встречались боль­шие черные гадюки. Отец Варсонофий ви­дел здесь все четыре разновидности ядо­витых афонских змей. Эти твари любят та­кие развалины, как в Ксилургу, потому что в подобных местах во множестве обитают серые и черные крысы — их основная пи­ща. Особенно опасной была трава рядом со скитом, она буквально кишела змеями.

Варсонофий проживал здесь уже че­тыре года, до этого он жил в Пантелеимоновом монастыре девять лет на послуша­нии просфорника — пек хлеб и богослу­жебные просфоры. Когда умер прежний смотритель скита, отец Варсонофий стал проситься у игумена на освободившееся место. Игумен на первых порах не хотел посылать молодого монаха, но, после того как понял, что никто больше не хочет туда ехать, дал свое отеческое благословение. И вот он живет здесь уже четвертый год в ти­шине, которую нарушают ночные страхо­вания и змеи.

Первым делом, переселившись на Кси­лургу, отец Варсонофий завел кошку Мар­ку и кота Барика. В посмертных вещаниях Нила Мироточивого он вычитал, что есте­ственными врагами змей являются кошки; в их когтях содержится яд, который пара­лизует нервную систему земноводных. Он недаром завел пару, желая вырастить не­большую кошачью стаю. Первый помет унесли орлы. Но уже через год в скиту бы­ло пять здоровых кошек. Наивные палом­ники, верящие, что на Афоне подлинно нет даже животных женского пола, всегда удивляются, откуда здесь столько котят. Варсонофий, улыбаясь, говорит им, что аист приносит. Потом, конечно, объясня­ет, что существует запрет на разведение домашних животных; он, главным обра­зом, касается мулов и другого скота, но на кошек обычно не распространяется.

Летом основным занятием Варсонофия было, в обязательном порядке, скаши­вать траву, которая непрестанно наступала на скит. Трава росла так быстро, что необ­ходимо было проделывать эту операцию ежедневно. Змеи любили ютиться в траве, скрывающей их от людских глаз и от предполагаемых жертв — крыс.

За четыре года кошки почти полно­стью разобрались с ехиднами и черными крысами и постоянно хотели есть. Варсонофий подумал, что пора бы монастырю прислать ему немного продуктов. Барик поймал ящерицу и грыз ее с хвоста. Ос­тальные крутились вокруг, пытаясь вы­рвать у него из пасти кусок

— Ну что вы, не можете попоститься, что ли? В Ниневии даже животные все, и те постились три дня! А вы? Эх!

Кошки и не думали поститься и тер­лись у его ног, выпрашивая пищу. Варсоно­фий взял в руки косу и начал молотком от­бивать лезвие. Ему нужно было покосить траву рядом с развалинами братского кор­пуса. Он приготовил орудие и двинулся к месту, нащупав в кармане подрясника пу­зырек с водой.

Это была не простая вода, но в какой-то мере «волшебная» — аспидо нэро. Варсонофий лично ходил за ней в Великую лавру. Раз в четыре года там проводится необычный молебен: в чан с водой опуска­ют небольшого бронзового дракончика, и молящиеся могут видеть, как вода в чане начинает как бы кипеть. После проведе­ния обряда эта вода приобретает чудодей­ственные средства, и монахи многие века используют ее при змеиных укусах как противоядие.

Варсонофий всегда носил этот пузы­рек с собой. Конечно, еще сам Петр Афон­ский наложил на местных змей заклятье, чтобы те не смели нападать на людей, и действительно, таких нападений на Афоне чрезвычайно мало, но все же береженого и Бог бережет.

Покосив траву, Варсонофий вдруг ус­лышал шум в глубине развалин. Заинтере­совавшись, он отложил косу и перелез че­рез остов стены. То, что он увидел, порази­ло его воображение — три кота во главе с Бариком напали на местного хозяина ру­ин — аспида и начали рвать его на части. Змей неожиданно вырвался и быстро по­полз прямо к монаху, выгнул шею, припод­нялся и зашипел, распыляя на расстоянии ядовитую жидкость. Варсонофий ин­стинктивно закрыл ладонями лицо и по­чувствовал на них капельки липкого яда. Кошки же догнали свою жертву и стали бить ее передними лапами по голове, что­бы оглушить. Через минуту они уже разде­лались с аспидом и делили добычу. Посмо­трев на довольных урчащих животных, рвущих безжизненное тело змеи, Варсо­нофий пошел мыть руки. Он также выпил и аспидо нэро, потому как был наслышан об опасных свойствах яда аспида.

Вечером, окончив правило, Варсоно­фий ощутил в своем теле сильный жар и ухудшение самочувствия. Он закрыл на ключ келью и грузно лег на постель. Серд­це билось аритмично, и монах обнару­жил, что мышление у него спутанно и ха­отично. Бред захватил сознание, Варсо­нофий понял, что яд змеи все же начал действовать.

Стены кельи из прямых превратились в волнообразные, дверь приоткрылась, и за ней зачернела глубина преисподней. Он посмотрел в эту непроглядную тьму и увидел старого знакомого, аспида, отчаян­но извивающегося в безвоздушном прост­ранстве. Его красные и желтые кольца не­возможно было сосчитать. Странный го­лос из пустоты позвал: «Даниил!»

В ответ был лишь крик бесконечной боли; один такой крик способен довести до сумасшествия. Парализующий вопль, спрессованный вечным отчаянием, уси­лил сердцебиение отравленного монаха в два раза. В голодной тьме показалась еще и фигура бледного монаха восточной на­ружности. Вместо клобука на голове у него было некое подобие короны из костей. Его лицо было зеркалом страстей: злоба, влас­толюбие, жадность беспрестанно сменяли друг друга, словно вороны, дерущиеся за кусок брынзы. Варсонофий не понимал, что вокруг творится; не было ничего, кро­ме чувства собственного одиночества.

Затем он увидел, как аспид обвился во­круг шеи протестующего монаха и стал его душить. Монах обеими руками схва­тился за змея и пытался освободиться, его лицо искривилось от отвращения и беспо­мощной злобы; и вновь странный голос позвал: «Даниил!»

Змей напрягся и сдавил свои кольца, затем рванулся и полетел прямо в бездну, которой не было конца и откуда уже не было возврата. Вместе с ним улетел и Да­ниил. Через некоторое время Варсонофий увидел дюжину воинов в латах и средневе­ковых доспехах, которые приходили в его снах и яростно били мечами о треуголь­ные щиты; их лица были закрыты забрала­ми. Старший из воинов спросил осталь­ных: «Барьер разрушен?»

Другие бойцы утвердительно завыли и снова стали стучать кривыми мечами о щиты. Старший удовлетворенно проры­чал: «Тогда все в бой!» Демоны приняли бо­евое положение и встали в строй. Потом они сомкнули щиты и пошли в неизвест­ном направлении. Дверь кельи закрылась.

Когда Варсонофий проснулся, он чув­ствовал себя более чем плохо. Пролежав до следующего дня, он понял, что надо пробовать добираться до монастыря. Еле доплетясь до заградительного поста, кото­рый стоит на дороге в Ватопед, монах по­звонил в Пантелеймон, и монастырь при­слал за ним машину. На следующий день его срочно отвезли в Салоники, где ему сделали переливание крови и провели ан­титоксическую терапию.

Через неделю ослабевший Варсоно­фий вернулся в монастырь. Его вез с Сало­ников шофер отец Никанор, который, ободрив его, грустно заметил:

— Ты знаешь, что в России произошло?

— Что?

—Раскол, отец! — Никанор тревожно сжал баранку. — Около двухсот тысяч че­ловек верующих официально отказались поминать Московского патриарха, эти люди захватили массу приходов по всей стране и не собираются их оставлять. Пре­зидент по телевизору уже выступил с обра­щением, призывая народ к порядку и вза­имному пониманию, но раскольники без боя сдаваться не намерены. Они требуют от государства, чтобы их признали закон­ным религиозным объединением и оста­вили за ними все захваченные храмы. В противном случае обещают идти на край­ние меры, вплоть до самосожжения. И все из-за каких-то кодов, новых паспортов и прочего. Большая трагедия!

Машина тряслась по дороге, и Варсо­нофий, пытаясь осознать услышанное, глядел на засушливый греческий пейзаж.

  Да, это действительно катастрофа. И давно?

Никанор с секунду подумал:

  Вроде бы, в тот же день, когда тебя в больницу повезли. Да, точно, это был по­недельник.

Варсонофий закрыл глаза. Память вновь приоткрыла свою книгу, богато ил­люстрированную ночными кошмарами. Аспид уносил в бездну свою очередную жертву. Демоны яростно били мечами по треугольным щитам, требуя войны.

И война началась.

Просмотров: 1200 | Добавил: Ривалдо | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Декабрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Форма входа
Именины перлы Талмуд брачные знакомства объявления Гоголь молитва горький крестьянин Аверкий Антихрист Апокалипсис Таушев бог евреи логика православие юмор Школа Святой Олег Брянский Старец Власий старец адрес как добраться до старца Телефон старцы Оптина пустынь Святые благотворительность Иконы троица прозорливый священник полезное ссылки история Махнач не убий цитаты семья Георгий Победоносец святой Георгий Спас нерукотворный Христос Апостолы Николай Угодник монастыри Афон Николай Чудотворец апологетика чистота икона Благословение Символ веры Исповедь Таинство видео выживание психология спорт Дружба старообрядцы ислам Александр Дьяченко Грубас Псалтырь Дьяченко звуки природы юродивый каппадокия Византия Шаварш Карапетян шахматы православный сайт знакомств иврит вера память смертная надежда терпение Сталин Вернадский Гёте наука и религия БЛАГОДЕЯНИЯ БОЖИИ слава Богу за все
Категории раздела
Святые [23]
Святые – это не просто добрые, праведные, благочестивые люди, а причастные Богу, очистившие и открывшие свое сердце для Бога.
Старцы и прозорливые священники [14]
Старчество в России начало практиковаться в 1800-х годах в Белобережской пустыни под Брянском .
Иконы [12]
Иконы в древней Руси называли Библией для неграмотных.
Полезное [33]
Например, полезные ссылки
История [10]
История - это наука предостережения!
Семья [7]
Когда я и моя жена расходимся во мнениях, мы обычно поступаем так, как хочет она. Жена называет это компромиссом. Марк Твен
Бог [4]
Бога человекам невозможно видети, на него же чини ангельстии не смеют взирати...
Монастыри, храмы, церкви, часовни [2]
Апологетика [10]
Выживание [3]
Разное [7]
Таинства [2]
Психология [1]
Книги [6]
Другие религии [6]
Животные [2]
Архив записей
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Total users: 48
Copyright MyCorp © 2024