Ресурс для мирян
Главная | | Регистрация | Вход
Четверг
16.05.2024
14:49
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2012 » Октябрь » 24 » Собачья выставка - Священник Александр Дьяченко
02:15
Собачья выставка - Священник Александр Дьяченко


Этот рассказик написан по реальным событиям, имевшим место летом 2010 года.
«Собачья выставка»
Отец Филипп, настоятель Свято-Архангельского храма села Угрюмиха, возвращался из райцентра домой. Батюшка ехал, и время от времени непроизвольно вздыхал. И чем ближе приближался он к своей деревне, тем чаще он это делал. Эта привычка вздыхать появилась у него с возрастом в те моменты, когда батюшка чем-то был озадачен и никак не мог решить что же ему со всем этим делать дальше.
В райцентр отца Филиппа вместе с другими священниками вызывал к себе благочинный. Дело в том, что накануне с ответственными чиновниками из службы гражданской обороны они заключили договор о создании на приходах добровольных пожарных дружин. Поскольку тушить пожары отцам было в новинку, то благочинный и пригласил на встречу знающего человека, который тут же, буквально на пальцах, и посвятил их в тонкости этого нелёгкого ремесла.
Отец Филипп кое-что даже записал. Вот, в блокнотике: «пожарный гидрант». Оказалось зря, гидрант к их условиям проживания никак не приспособить, да и стоит он немеренно. Или вот ещё, «пожарный рукав». Только и эту штуковину, об этом он помнил ещё по городской жизни, тоже необходимо подсоединять к источнику воды. В Угрюмихе, конкретно рядом с храмом, такой источник отсутствовал. Зато непосредственно в церкви имеются два огнетушителя, правда пользоваться ими никто не умеет. Конечно, было бы полезно потренироваться, но как? Огнетушитель-то одноразового действия. Так вот потренируешься и потом выбрасывай, а он тоже денег стоит.
Вот щит сколотить, это можно. Покрасить его в красный цвет и поставить у всех на виду. Батюшка сразу представил: белый храм, и рядом с ним красный щит. Да, не очень. Может, лучше в голубой?
Ещё лопата нужна и топор с багром. Это можно, удовлетворённо покачал батюшка головой, потом вспомнил хозяйственных угрюмихинских мужиков, и решил, что весь шанцевый инструмент придётся для сохранности приколачивать к щиту большими гвоздями.
Но с лопатами ладно, что-нибудь придумаем, а вот где искать добровольный пожарных? Не сказать, чтобы в храм ходили одни только бабушки, но вот, чтобы в дружину записаться вряд ли кто согласится. Тем более, в добровольную.
В ту же минуту он увидел на обочине огромный рекламный плакат с призывом к гражданам записываться в пожарные дружины. На плакате счастливое лицо молодой красавицы. Чувствуется, что она только – только выскочила из огня, и всё ещё никак не придёт в себя от пережитого приключения. Внизу подпись: «Пускай и твоя красота спасает мир».
Как это я раньше его не замечал, удивился отец Филипп. Да, нам бы на приход двух – трёх таких красавиц, и вопрос о комплектации дружины решился бы сам собою. А так, остаётся надеяться только на бабушек. И со страхом подумал, что будем делать, когда они перемрут? Хотя, говорят, бабушки вечны.
Со всех сторон Угрюмиха окружена лесами потому пожаров народ опасается и в лесу огонь понапрасну не жгут. Но поди проконтролируй многочисленные отряды грибников, приезжающих из города. Эти не то, что раньше. Настоящий грибник, если и курит, то последнюю цигарку перед входом в лес обязательно затушит, да ещё обязательно на неё поплюёт. И всё время пока в лесу, чтобы закурить, да ни боже мой. Так пять, а то и больше часов без курева и ходит.
Сейчас никто ничего не жалеет. Лес всё только вырубается, порядка в нём нет. Как прошёл пару лет назад ураган по центральной России, навалил деревьев, так никто их не убирает. И деревенским не отдают. Кинь в этом валежнике спичку, вот тебе и беда.
Как горят дома, отец Филипп тоже знает. Однажды прямо рядом с железнодорожной платформой загорелся большой новый дом. На фоне остальных домов этот казался настоящим дворцом. По началу, на нём вспыхнула крыша. Строители не позаботились проложить изоляцию между металлической трубой и деревянными конструкциями самой крыши. Пришли холода, люди затопили и загорелись.
Что же там творилось. Оказалось, что дом принадлежал зажиточной цыганской семье. Говорят, будто те приторговывали наркотиками, потому такой дворец и отгрохали. Если это правда, то Бог им судья, но не об этом речь. Просто то, что увидел будущий отец Филипп, не поддавалась никакой логике. Погорельцы, захваченные врасплох, пытаясь спасти хоть что-то из имущества, выносили вещи и складывали их здесь же возле горящего дома.
Вокруг собралось огромное число зевак. Кто-то сочувствовал, кто-то просто с интересом смотрел на большой костёр, но помогать никто не помогал. Оно и понятно, стоит ли рисковать из-за какого-то барахла, будь бы в огне люди, может кто-то бы и рискнул. Поражало другое, почти все вещи, что хозяева выносили из полыхающего дома, тут же разворовывались другими цыганами. И всё это сопровождалось одобрительными выкриками и всеобщим хохотом.
Что касается отца Филиппа, то сам он никогда не лез в герои, поскольку всегда считал, что в идеале человечество могло бы вполне обойтись и без них. Поскольку чей-то героизм в немалой степени проявляется как ответная реакция на чью-то безалаберность и халатность.
В этом мнении он ещё больше укрепился после разговора с одним своим хорошим знакомым. Тот в своё время работал на производстве неких, как он называл, металлических «карандашей», которые они с напарником дядей Мишей наполняли радиоактивным порошком. Всей технологической цепочкой батюшка не интересовался, только запомнил, что после наполнения порошком эти «карандаши» запечатывались и как-то там дальше обрабатывались. Потом эти изделия использовались в атомной промышленности и в ядерных реакторах советских подводных лодок.
Процесс шёл непрерывно. Знакомый, тогда ещё совсем молодой парнишка, и его наставник опытный дядя Миша трудились в ночную смену. Как уж они там не досмотрели, но строго дозированное сложнейшими приборами содержимое одного из «карандашей» высыпалось на кафельный пол, прямо под ноги старшему из дежурившей смены.
- Я ему и говорю, - рассказывал бывший юноша, - Что будем делать, дядя Миша? По инструкции надо звонить начальнику цеха.
- Да ты с ума сошёл?! Тогда нам премиальных, как своих ушей, не видать, и в отпуск зимой отправят. Учись, студент, как нужно действовать в нештатных ситуациях.
Он идёт и берёт обычный веник, что стоял у нас в дежурке, совок оттуда же, и сметает в него радиоактивный порошок. Потом из простого листочка в клеточку сворачивает воронку, высыпает порошок снова в «карандаш», запечатывает и отправляет его в печь. А через год страна содрогнулась, узнав о гибели атомной подлодки «Комсомолец». Кто знает, может именно к ним в реактор и попал тот злополучный «карандаш»?

После воскресной службы на трапезе отец Филипп решил поговорить со своими общинниками. Только говорить следовало деликатно, чтобы не напугать бабушек необычностью предложения и уговорить их записаться в добровольную пожарную дружину.
- На днях я в район ездил, отец благочинный приглашал. Там человек один, очень ответственный, просит нас о помощи.
- Часом, не японец какой? Мы им, помню, после Фукусимы помощь собирали. А вчера по новостям говорили, что их там всё трясёт и трясёт. – Откликнулась сердобольная Диодоровна.
- А что, японцам можно и помочь, - согласилась Петровна, - народ они работящий. Вон в соседнем с нами районе они землю в аренду взяли. Так, говорят, будто у них каждая грядка с овощами длинной, аж, по восемь километров. Во как люди работают.
- Так то ж не японцы, - смеётся Диодоровна, - то ж китайцы землю у соседей арендовали.
- Да какая разница? – не сдаётся Петровна, - все они на одно лицо.
- Да нет, не японец. – Прекратил спор отец Филипп, - К нам приходил пожарный начальник. И просил передать, что надеется только на вас, ветеранов. Хочет, чтобы мы создали свою пожарную дружину и в случае необходимости могли бы постоять за свой храм. У каждого дома будет храниться ведро, лопата там, и вообще всё, что понадобится для тушения пожара.
К вашему сведению, всем добровольным пожарным, ещё и льготы полагаются – десять дней отдыха без сохранения зарплаты и льготы по оплате налога на автотранспорт.
Последние батюшкины слова утонули в дружном хохоте пенсионерок: - А на велосипеды льготы не распространяются?
- Ладно, батюшка, убедил. Пиши нас в свою дружину. А Антонину пиши первой, она у нас знатная пожарница.
Несколько лет назад загорелся дом рядом с её усадьбой. Загорелся внезапно днём, когда все были на работе. Деревянный дом сгорает быстро и горит очень жарко. Потушить его почти невозможно. Потому ещё в старые времена основным орудием пожарных были багры и топоры. Постройки раскатывались по брёвнышкам и заливались водой. Главным было, не дать перекинутся огню на соседние дома.
Но Антонина была одна, и помочь соседям не могла никак. А вдобавок ещё и совсем старенькая неходячая мама. Если загорится её дом, то маму она точно не вынесет. Нужно было на что-то решаться, и верующая женщина, сняв с полки икону Божией Матери «Неопалимая Купина», выбежала с ней на улицу и встала между огнём и своим домом.
Стояла и кричала слова молитвы. Казалось, ещё немного и вспыхнут одежда волосы, потрескается кожа, но ничего подобного не случилось. Наоборот, поднялся противный ветер, что не позволил носящимся в воздухе многочисленным горящим уголькам приземлиться на крышу Антонинова дома. Прошло ещё немного времени, и огонь на соседнем участке постепенно стал затихать, и вскоре прекратился совсем. Приехала специальная машина, и пожарные оперативно залили водой тлеющие головешки.
- Вот Антонине вместо ведра поручим, чтобы она на пожар со своей иконой и бежала.
Так на первом общем собрании добровольной пожарной дружины Свято-Архангельского храма и порешили, кому ведро, кому багор, а кому икону.
Однажды даже учение провели, раз боевая единица, значит и ей тренировка требуется. Отец Филипп забрался на колокольню и ударил в набат, а потом засекал время когда его пожарные соберутся. Последней из расчёта приплелась Диодоровна в сопровождении верного Тузика. Построились и во главе с Антониной, что несла свою чудотворную икону «Неопалимая Купина», обошли с пением «Святый Боже…» крестным ходом вокруг церкви. А как им ещё тренироваться, они и понятия не имели.

Отец благочинный точно в воду смотрел, лето в тот год выдалось на редкость жарким и засушливым. Дождей не видели уже целый месяц. Только и слышно было, там лес горит, здесь лес горит. Сперва эти сообщения никто особенно не волновали, ну горит и горит, но когда заполыхали уже целые деревни, народ всполошился. По всей Угрюмихе только и разговоров было:
- В Нижегородской области-то что творится, ай беда! Как бы до нас не докатилось.
А когда линия пожаров стала неумолимо приближаться к Угрюмихе, народ запаниковал и принялся потихоньку вывозить свой скарб в более безопасные места.
Всё чаще жители наблюдали как через село проходят мощные машины, выкрашенные в красный цвет, с расчётами профессиональных пожарных, измученных жарой и непрестанной борьбой с огнём.
В сложившейся непростой обстановке отец Филипп звал в храм на молитву. Люди приходили и все вместе коленопреклоненно просили о дожде. И на самом деле, с неба вдруг начинали падать редкие крупные капли. Словно в ответ на отчаянные просьбы людей кто-то там на верху приоткрывал ржавую заслонку и немного тёплой воды, что ещё чудом оставалась в самом дальнем уголке пустого бака, проливалось на землю. Такой дождь способен разве что пыль прибыть, а на что-то большее его явно не хватало.
Первый крестный ход вокруг деревни отец Филипп с прихожанами совершил в тот день, когда ветром вместе с раскалённым воздухом пришли и первые клубы низко стелящегося удушающего дыма. Дым проникал сквозь самые маленькие щелки в дверях и окнах и наполнял собой все помещения. И не было такого места, где бы можно было от него укрыться. Страдали все, и люди, и скотина. Речка заметно обмелела, а с общественных колодцев поснимали общие вёдра. Надо тебе водички, иди со своим. А у кого оно здесь своё? Только у тех, кто проживает здесь же в Угрюмихе. Все остальные, пожалуйста, покупайте воду в магазинах. Когда вода уходит, тут уж не до сантиментов.
Недалеко от Угрюмихи, как раз между надвигающейся лавиной огня и самой деревней немалое пространство лесных угодий было отдано под разработку лесодобывающей компании, принадлежащей одному эстрадному артисту, известному ещё с далёкой советской поры. На его лесоучастках работала самая современная техника, во всём районе такой нигде больше не было. Районное начальство и стало просить артиста, помоги, мол, твоей чудо техникой защитные рвы прокопать, чтобы огонь на Угрюмиху не пустить.
Отец Филипп так и не узнал, дошла ли народная просьба до народного артиста, или разработчики отказали, только рвы никто копать не стал.
Угрюмиха деревня слишком большая, чтобы позволить ей сгореть вот так безо всякой борьбы. А потом надо учитывать, что пройдя через село, огню открывался прямой путь на райцентр. Потому пожарные расчёты всё прибывали и прибывали. Сам мчэсовский генерал перебрался в Угрюмиху и обустроил свой штаб в помещении сельской администрации. Многие водоёмы в округе обмелели настолько, что за водой приходилось ездить за несколько километров на речку. Единственная дорога к источнику воды пролегал через село. Потому большие пожарные машины только и делали, что поднимая клубы пыли, с шумом проносились вдоль деревенских улиц.
За всей этой суетой, царящей в селе и вокруг него, никто из официальных лиц не обращал внимания на отца Филиппа и на его добровольную пожарную команду. А те непременно оставаясь в самом центре событий, не прекращали молиться и ходить крестными ходами. Каждое утро, они, готовясь к самому худшему, собирались в храм с вёдрами и лопатами. Батюшка, встречая молитвенников, ещё перед входом в церковь объявлял последнюю сводку новостей. Новости, честно говоря, не радовали. Огонь всё ближе подбирался к самой деревне. В зону пожара попала и современная высокопроизводительная техника, принадлежащая народному артисту. Свидетели потом утверждали, что дорогие заграничные машины горят ничуть не хуже наших изношенных Кразов.
Разношерстное бабье войско отца Филиппа, вооружённое шанцевым инструментом, и так внешне смахивающее на комичную команду Яшки артиллериста из всеми любимого фильма, нередко вызывали улыбки у профессиональных спасателей. Один из пожарных, критически оценив оснащение добровольной пожарной команды, показал пальцем в сторону забавного Тузика, что постоянно крутился рядом с хозяйкой, и крикнул со смехом:
- А это что ещё тут за собачья выставка?
Показывал, вроде как в сторону собачки, а прозвище «собачья выставка» приклеилось ко всей батюшкиной дружине.
Как не пытались люди отстоять село, положение всё только усугублялось. Огонь неотвратимо приближался к Угрюмихе. Уже в открытую стали предупреждать о необходимости эвакуировать население и домашнюю скотину.
- Батюшка, объявите своим прихожанам, пускай берут всё самое ценное и уходят. К вам это тоже относится.
- Куда же мы пойдём? - недоумевал отец Филипп. Здесь столько сил положено, чтобы храм восстановить, создать общину. Нельзя нам уходить, никак нельзя.
И всё же здравый смысл побеждал, люди хоть и неохотно, но покидали обжитые места. Из всего прихода вместе с отцом Филиппом только Антонина да Петровна с Диодоровной упорно продолжали ходить крестными ходами вокруг храма. Антонина по установившейся традиции с иконой Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» решительно шагала впереди, за ней батюшка с крестом в руках. Неразлучные подруги Петровна с Диодоровной, поспешая за отцом Филиппом, громко пели, стараясь попадать с ним в унисон и не фальшивить. А позади всех, смешно перебирая лапками, семенил мохнатый Тузик.
День, когда огонь подошёл к самому селу, больше напоминал даже не отступление, а паническое бегство людей, бессильных перед неудержимым разгулом стихии. Дул сильный порывистый ветер, казалось будто невидимый глазу великан уверенно вышагивал между деревьями, а время от времени резвясь и играя, он набирал полную пригоршню огня и с шумом швырял его на верхушки высоченных елей и точно таких же корабельных сосен.
- Уходим, - скомандовал генерал. Всё что в наших силах мы сделали. Выводите расчеты из-под огня!
Могучие Камазы и Уралы, надрывно рыча моторами, спешно покидали Угрюмиху. А она, в полном соответствии своему названию, беспомощная покинутая жителями, покорно ожидала своей участи. Ещё минут пять или десять, и от села останутся лишь горько смотрящие в небо чёрные печные трубы.
- Хорошо людей успели вывести. – Успокаивали себя пожарные.
И вдруг крик:
- Люди! Смотрите, люди!
Все немедленно повернулись в сторону куда показывал наблюдатель, и увидели несколько человек рядом с храмом, стоявшем на самом краю села, а потому и оказавшемся ближе всех к горящему лесу.
- Да это же «собачья выставка»!
И точно, все тут же узнали отца Филиппа. Полный маленького роста, от того казавшийся ещё больше смешным, в епитрахили и с крестом в руках он направлялся в сторону огненной лавины. Перед ним с неизменной иконой в руках шла Антонина, а уже за батюшкой, стараясь не отставать, ковыляли Петровна с Диодоровной. Вся эта отчаянная четвёрка шла и кричала: «Святый Боже…».
За людьми, то приближаясь, то отставая от них, опасливо поджимая хвостик, трусил маленьких Тузик. Было видно, как ему страшно, но и хозяйку в трудную минуту он оставить не мог.
- Что они делают?! Что делают?! Немедленно пошлите кого-нибудь, пусть их перехватят!
- Поздно, ещё минута и они сгорят.
Но они не сгорели. Ветер внезапно перестал. Великан остановился, и какие-то секунды в недоумении с интересом всматривался в смельчаков, что посмели выйти ему навстречу. Быть может, рассмотрев этих людей, он равнодушно пошёл бы дальше. Но кто-то несоизмеримо более сильный не позволил ему это сделать. Он поднял его высоко в небо, подержал так несколько мгновений и потом отшвырнул далеко в сторону от деревни.

Точно после вдруг прекратившегося отчаянного боя наступила непривычная тишина. И только громкий лай бесстрашного Тузика победно разносился по округе.
Просмотров: 592 | Добавил: Ривалдо | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Октябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Форма входа
Именины перлы Талмуд брачные знакомства объявления Гоголь молитва горький крестьянин Аверкий Антихрист Апокалипсис Таушев бог евреи логика православие юмор Школа Святой Олег Брянский Старец Власий старец адрес как добраться до старца Телефон старцы Оптина пустынь Святые благотворительность Иконы троица прозорливый священник полезное ссылки история Махнач не убий цитаты семья Георгий Победоносец святой Георгий Спас нерукотворный Христос Апостолы Николай Угодник монастыри Афон Николай Чудотворец апологетика чистота икона Благословение Символ веры Исповедь Таинство видео выживание психология спорт Дружба старообрядцы ислам Александр Дьяченко Грубас Псалтырь Дьяченко звуки природы юродивый каппадокия Византия Шаварш Карапетян шахматы православный сайт знакомств иврит вера память смертная надежда терпение Сталин Вернадский Гёте наука и религия БЛАГОДЕЯНИЯ БОЖИИ слава Богу за все
Категории раздела
Святые [23]
Святые – это не просто добрые, праведные, благочестивые люди, а причастные Богу, очистившие и открывшие свое сердце для Бога.
Старцы и прозорливые священники [14]
Старчество в России начало практиковаться в 1800-х годах в Белобережской пустыни под Брянском .
Иконы [12]
Иконы в древней Руси называли Библией для неграмотных.
Полезное [33]
Например, полезные ссылки
История [10]
История - это наука предостережения!
Семья [7]
Когда я и моя жена расходимся во мнениях, мы обычно поступаем так, как хочет она. Жена называет это компромиссом. Марк Твен
Бог [4]
Бога человекам невозможно видети, на него же чини ангельстии не смеют взирати...
Монастыри, храмы, церкви, часовни [2]
Апологетика [10]
Выживание [3]
Разное [7]
Таинства [2]
Психология [1]
Книги [6]
Другие религии [6]
Животные [2]
Архив записей
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Total users: 48
Copyright MyCorp © 2024