В республике Татарстан в одной из деревень живет православный священник отец Георгий, про него и пойдет речь.
Храм пока выглядит неважно – как изнутри, так и снаружи (хотя
кирпичную кладку восстановили, дыры заделали) – а сияющую золотом
"маковку” видно за десятки километров вокруг. Это как знак, как символ
возрождения. А то ведь в селе настроения такие, что через двадцать лет
здесь вообще никого не останется. У о. Георгия такое мнение:
возрождающийся храм – как привитая ветвь к одичавшему дереву. Так же
кстати и с экономикой. Достаточно одного человека со свежим
мировоззрением, своеобразная "культурная прививка”, что бы люди в лучшее
поверили.
В районный центр город Болгар батюшка ездит на велосипеде. Дело не в
погоне за здоровьем – машины нет. Большинство денег, которые удалось
собрать за несколько лет, ушли на церковную "маковку”. Можно было бы
купить три хороших машины или приобрести в Трех Озерах десяток домов.
Впрочем, если быть справедливым, львиная доля помощи от "благодетеля”.
Так его просит называть батюшка. Это предприниматель по имени Андрей.
Живет он в Тольятти, но из Трех Озер родом мама Андрея. Сейчас кроется
крыша храма, железо все тот же "благодетель” купил. А вот работу бригады
оплачивает батюшка. Бывали моменты, когда нечем было платить. Тогда о.
Георгий садился на свой велосипед – и по селам, у фермеров зерно
выпрашивать. Хлеб продавал – и расплачивался с мастерами.
…- Что же случилось тогда, после революции? Вроде везде кричали, что
мы народ-богоносец. А народ взял – и порушил храмы. И ваш храм тоже
разорил… - Мы узнавали у бабушек, какой был здесь священник. Он общался
только с господами, на остальных смотрел как бы свысока. Бабушки
помнят, в храме нашем все в золоте было. Вот внешнее, красивое до
прелести и накопилось. А дух православия умолили. - А в чем он, дух
этот? – Это дух любви. Любви ко всем, без выбора. В итоге получилось,
что сам Хозяин Церкви как бы в стороне оказался…
…Разговариваем, а батюшка коз доит. Управляется лихо, будто всю
жизнь это делал. У о. Георгия две паствы. Первая – люди, приход. Вторая –
предмет крестьянской необходимости, иначе говоря – скотина. Коровы в
семье сельского священника о. Георгия Кондратьева нет, зато имеется три
козы, семь овец, баран и куры. Батюшка выгоняет скотину, встречает,
чистит хлев, доит, встречает стадо. Разыскивает овечек, если
заблудились. На матушке Галине – дом и дети. Так они разделили
обязанности. Конечно "двойным пастырем” о. Георгий называет себя в
шутку. Он вообще любит шутку, в общении легок и (по крайней мере на
миру) не склонен жаловаться на бытовые проблемы. У меня первый вопрос
был к нему: "Батюшка – а без живота… Разве ж такое бывает?” "Возраст
Христа” (в коем пребывает о. Георгий) для православного белого
священника – самое время отрастить солидный мамон. Худющий о. Георгий –
как монах -чернец. Ему бы схиму – и в скит. Батюшка ответил мгновенно:
"А я живот отстегнул. Путь пойдет – перекусит…”
|