«Что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7:3)
Что это за бревна такие, которые видеть не мешают, а вот жить не дают?
Почему у соседа, или напарника, или коллеги и денег больше, и дом - чаша
полная и дети умницы? А у себя, куда взгляд не кинь - всюду клин. Самое
удивительное то, что жалуются все: и те, которые, по мнению других,
живут припеваючи, и те, кто по собственному разумению, обойдены и
проигнорированы. Не может же быть такого, чтобы всех и вся обходили
милости Божии, и на всех нас лежала печать постоянной нужды и искушений.
Два недавних, случившихся со мной события, кое-что прояснили.
Сломался у меня компьютер. Вечером работал, а утром, когда решил забрать
пришедшую электронную почту, «хмыкнул» пару раз что-то про себя, а
включаться не захотел. Повез я его в ремонт, печально рассуждая, как же
быть? На «выходе» церковный, многостраничный «Светилен», пасхальные
поздравления необходимо закончить, да и еще масса дел неотложных,
которые, начатые и завершенные, лежали в памяти машины, в столь не
нужный момент, так меня подведшей.
В тот же день необходимо было ехать на приход, попросили окрестить ребенка.
В церкви, кроме молодых родителей, восприемников и дитяти, была еще одна женщина, наша недавняя прихожанка.
- Ну вот, - подумалось мне, - Искушения продолжаются.
Дело в том, что много горечи и хлопот приносила с собой эта дама.
Озлобленность на мир, на всех и вся, была, как мне казалось, в ней
патологическая. Её исповедь или просто разговор звучали как
обвинительный акт. Доставалось всем, но больше всего, естественно,
непутевому мужу и непослушным детям. Когда же я пытался сказать, что,
следует искать причину и в себе, то в ответ получал хлесткие обвинения в
своей предвзятости и не сочувствии.
В конце концов, уговорил я ее поехать к более опытному, чем я
многогрешный, старцу духовнику, хотя уверенности в том, что поездка
состоится или, что-либо принесет, у меня не было.
После крестин и состоялся наш разговор.
Предо мной был иной человек. Спокойствие, рассудительность, какая-то
полнота в мыслях и, самое главное, ясный, не бегающий и не изменяющийся
взгляд.
- Батюшка, я пришла поблагодарить вас, слава Богу, у нас все наладилось, да и я успокоилась.
- Что же сделал-то с вами, отец N., что вы преображенная ныне и видом, и словами?
- Да я, монаху-то, все рассказала, целый час говорила, он молча слушал. Потом положил мне руки на голову и молитвы читал.
- И все?
- Нет, благословил мне коробочек запечатанный и ленточкой заклеенный и
сказал, чтобы я ехала домой. Еще он попросил, чтобы я, по приезду, в
хате побелила, покрасила подоконники, сыновьям и мужу купила по рубашке,
а доченьке платьице, а потом мы должны были вместе сесть за стол с
обедом, «Отче наш» прочитать и коробочек этот открыть.
- Ну, а дальше? Меня уже начало одолевать любопытство.
- Я, два дня колотилась, к субботе, как раз управилась, ну и сели мы за
стол. Открыл муж коробочку, а там пять красненьких, с орнаментом,
деревянных пасхальных яичка. Посмотрела я на них, а потом на мужа и
детей и такие они все радостные, да чистенькие, да светленькие и ...
расплакалась. А в доме тоже хорошо, уютно и все беленькое. И родное все,
родное.
Передо мной был другой человек. И внешность та же и голос тот же, а человек - другой.
Порадовался я молитве монашеской, уму и прозорливости старца и поехал домой. По дороге, зашел за компьютером.
- Отремонтировали? Наверное, что-то серьезное? Ждать придется? - с
порога начал вопрошать мастеров, заранее как бы подготавливая себя в
неизбежности долгого ожидания и непредвиденных растрат.
- Сделали, отец Александр, сделали, - успокоили меня, и, видя мою радостную физиономию, добавили:
- Отец Александр, вот мы смотрим и такая на вас рубашка нарядная, да красивая, да чистая.
- Ну вот, - подумалось, - опять пятно посадил или в краску где то влез.
Огляделся. Да нет, вроде и не порвано и не выпачкано. Вопросительно глянул на улыбающихся компьютерных спецов.
- ?!
- Да вот, вы, батюшка и чистый и глаженный, а в компьютере, под кожухом
пыли грязи было столько, что и работать ему невмоготу стало. Чистить
хоть иногда же надо пылесосиком. Сами, небось, каждый день моетесь...
Тут мне стало стыдно. Чуть же позже - понятно. Не вокруг тебя грязь да
нечисть, а в тебе самом, внутри она гнездиться. Вот о каком «бревне»
Господь говорил.
Внедрится соблазн греховный в душу нашу, оккупирует сердце, приживется
там и начинает нам лень духовную прививать, да на язык слова
оправдательные посылать, и пошла жизнь наперекосяк. Зло на зло набегает,
да гневом питается. А выход то, простой, хотя и не легкий. Уборку
сделать надо, и внутри и вокруг себя. К чистому чистое приложиться, а
грязное, всегда грязь найдет, как та свинья, знаменитая...
«Поверни зрачки свои вовнутрь себя - советуют многомудрые старцы, и добавляют, - причина бед твоих в сердце твоем».
http://proza-pravoslavie.narod.ru/
|