ПРАВОСЛАВИЕ | КАТОЛИЧЕСТВО | ПРОТЕСТАНТИЗМ |
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕРКВИ |
Отношение к другим христианским конфессиям | Считает себя единственно истинной Церковью. | Считает
себя единственно истинной Церковью. Однако после второго Ватиканского
собора (1962-1965гг.) принято говорить о православных Церквах как о
Церквах-Сёстрах, а о протестантах как о церковных объединениях. | Разнообразие взглядов вплоть до отказа считать обязательной для христианина принадлежность к какой-либо конкретной конфессии |
Внутренняя организация Церкви | Сохраняется
разделение на поместные Церкви. Существуют многочисленные различия по
обрядовым и каноническим вопросам (например, признание или непризнание
григорианского календаря). В России насчитывается несколько различных
Православных Церквей. Под эгидой Московской Патриархии находятся 95%
верующих; самой древней альтернативной конфессией является
старообрядчество. | Организационное единство, скрепляемое
авторитетами папы Римского (главы Церкви), при значительной автономии
монашеских орденов. Существуют немногочисленные группы старокатоликов и
католиков-лефевристов (традиционалистов), не признающих догмат о
непогрешимости папы. | В лютеранстве и англиканстве преобладает
централизация. Баптизм организован по федеративному принципу:
баптистская община автономна и суверенна, подчиняется только Иисусу
Христу. Союзы общин решают только организационные вопросы. |
Отношения со светскими властями | В
разные эпохи и в различных странах Православные Церкви то находились в
союзе ("симфонии") с властями, то подчинялись им в гражданском
отношении. | Вплоть до начала нового времени по своему влиянию
церковные власти конкурировали со светскими, а папа располагал светской
властью на обширных территориях. | Разнообразие модели отношений
с государством: в одних европейских странах (например, в
Великобритании) - государственная религия, в других - Церковь полностью
отделена от государства. |
Отношение к браку духовенства | Белое духовенство (т. е. всё духовенство, кроме монахов) имеет право вступать в брак один раз. | Духовенство
даёт обет безбрачия (целибат), за исключением священников Церквей
восточного обряда, основанных на союзе с Католической Церковью. | Брак возможен для всех верующих. |
Монашество | Существует
монашество, духовным отцом которого считается св. Василий Великий.
Монастыри подразделяются на общежитийные (киновиальные) с общим
имуществом и общим духовным наставничеством и особножитийные, в которых
нет правил киновии. | Существует монашество, которое с 11-го -
12-го вв. стало оформляться в ордена. Наибольшее влияние имел орден св.
Бенедикта. Позже возникли другие ордена: монашеские (цистерцианский,
доминиканский, францисканский и др.) и духовно-рыцарские (тамплиеры,
госпитальеры и др.) | Отвергает монашество. |
Высший авторитет в делах веры | Высшие
авторитеты - священное Писание и священное предание, включающие в себя
труды отцов и учителей церкви; Символы веры древнейших поместных
церквей; вероопределения и правила вселенских и тех поместных соборов,
авторитет которых признан 6-м Вселенским собором; древняя практика
Церкви. В 19-м - 20-м вв. высказывалось мнение о том, что допустимо
развитие догматов церковными соборами при наличии благодати Божией. | Высшим
авторитетом является папа римский и его позиция по вопросам веры
(догмат о непогрешимости Папы). Также признаётся авторитет Священного
писания и Священного Предания. католики считают соборы своей Церкви
Вселенскими. | Высшим авторитетом является Библия. существуют
разнообразные взгляды на то, кто обладает авторитетом в толковании
Библии. В одних направлениях сохраняется близкий к католическому взгляд
на церковную иерархию как на авторитет в толковании Библии, или же
совокупность верующих признаётся источников авторитетного толкования
Священного Писания. Другим присущ крайний индивидуализм ("каждый читает
собственную Библию"). |
2. ДОГМАТЫ |
Догмат об исхождении Духа Святого | Считает, что Дух Святой исходит только от Отца через Сына. | Считает,
что Дух Святой исходит и от Отца, и от Сына (филиокве; лат. filioque -
"и от Сына"). Католики восточного обряда имеют иное мнение по этому
вопросу. | Конфессии, входящие во Всемирный Совет Церквей,
принимают краткий, общехристианский (Апостольский) Символ веры, не
затрагивающий этого вопроса. |
Учение о Деве Марии | Богоматерь
не имела личного греха, но несла последствия первородного греха, как
все люди. Православные верят в вознесение Богоматери после успения
(кончины), хотя догмата об этом нет. | Существует догмат о непорочном зачатии Девы Марии, что подразумевает отсутствие не только личного, но и первородного греха. | Мария воспринимается как образец совершенной женщины. католические догматы о Ней отвергаются. |
отношение к чистилищу и учению о "мытарствах" | Существует учение о "мытарствах" - испытаниях души умершего после смерти. | Существует вера в суд над умершим (предваряющий последний, Страшный Суд) и в чистилище, где умершие освобождаются от грехов. | Отвергается учение о чистилище и "мытарствах". |
3. БИБЛИЯ |
Соотношение авторитетов Священного Писание и Священного Предания | Священное Писание рассматривается как часть Священного Предания. | Священное Писание уравнено со священным Преданием. | Священное Писание выше священного Предания. |
4. ЦЕРКОВНАЯ ПРАКТИКА |
Таинства | Приняты семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, брак, священство, елеосвящение (соборование). | Приняты семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, брак, священство, елеосвящение. | В
большинстве направлений признаются два таинства - причащение и
крещение. Несколько направлений (главным образом анабаптисты и квакеры)
не признают таинств. |
Принятие новых членов в лоно Церкви | Совершение крещения детей (желательно в три погружения). Миропомазание и первое причащение совершаются сразу после крещения. | Совершение
крещения детей (через окропление и обливание). Миропомазание и первое
крещение совершаются, как правило, в сознательном возрасте (от 7 до 12
лет); при этом ребёнок обязан знать основы веры. | Как правило через крещение в сознательном возрасте с обязательным знанием основ веры. |
Особенности причащения | Евхаристия
совершается на квасном хлебе (хлеб, приготовленный на дрожжах);
причащение для духовенства и мирян Телом Христовым и Его Кровью (хлебом и
вином) | Евхаристия совершается на опресноках (пресный хлеб,
приготовленный без дрожжей); причащение для духовенства - Телом и
Кровью Христовыми (хлебом и вином) , для мирян - только Телом Христовым
(хлебом). | В разных направлениях употребляются различные виды хлеба для причащения. |
Отношение к исповеди | Исповедь
в присутствии священника считается обязательной; принято исповедоваться
перед каждым причащением. В исключительных случаях возможно и прямое
покаяние перед Богом. | Исповедь в присутствии священника
считается желательной хотя бы раз в год. В исключительных случаях
возможно и прямое покаяние перед Богом. | Не признаётся роль посредников между человеком и Богом. Никто не имеет право исповедовать и отпускать грехи. |
Богослужение | Главным богослужением является литургия по восточному обряду. | Главным богослужением является литургия (месса) по латинскому и восточному обрядам. | Разнообразные формы богослужения. |
Язык богослужения | В большинстве стран богослужение на национальных языках; в России, как правило, на церковно-славянском. | Богослужение на национальных языках, а также на латинском. | Богослужение на национальных языках. |
5. БЛАГОЧЕСТИЕ |
Почитание икон и креста | Развито почитание креста, икон. Православные отделяют иконопись от живописи как вида искусства, не обязательного для спасения. | Почитаются изображения Иисуса Христа, креста и святых. Допускается лишь молитва перед иконой, а не молитва иконе. | Иконы
не почитаются. В храмах и молитвенных домах присутствуют изображения
креста, а в областях, где распространено православие, - православные
иконы. |
Отношение к культу Девы Марии | Приняты молитвы Деве Марии как Богородице, Матери Божией, Заступнице. | Приняты молитвы Деве Марии как Богородице, Матери Божией, Заступнице. | Культ Девы Марии отсутствует. |
Почитание святых. Молитвы об умерших | Почитаются святые, им молятся как заступникам перед Богом. Приняты молитвы об умерших. | Почитаются святые, им молятся как заступникам перед Богом. Приняты молитвы об умерших. | Святые не почитаются. Молитвы об умерших не приняты. |