Главная » 2013 » Октябрь » 18 » О том, как я организовал торговлю в церкви
00:35 О том, как я организовал торговлю в церкви |
Это
было давно, более 20 лет назад. Я служил алтарником в маленьком, и тем
не менее, одном из самых посещаемых храмов Москвы. Да и куда ещё идти
после философского факультета?
Настоятель, отец Николай, только что приехал из-за границы,
служил в Нью-Йорке, и отличался... ну, скажем, так, некоторой смелостью
во взглядах и действиях. И однажды, за трапезой, где собрался весь
причт церковный, он произнёс вдохновенную речь.
Мол, нехорошо,
что в храме идёт торговля. Не по христиански это. Положено жертвовать, а
не торговать. Спаситель изгонял торгующих из церкви. Пусть иконки и
свечки свободно лежат в ящике, кто сколько нужно, столько и берёт. И
взамен положит денег сколько душа скажет. Храм богатый, мы не обеднеем.
Натурально,
мы его горячо поддержали. Особенно братья-алтарники, великие уставщики,
которые любят умные книжки читать, и чтобы всё было как положено.
В
церкви, да будет вам известно, у всех есть стандартные, положенные по
чину искушения. Дьякона до невероятности склонны к винопитию,
священники - тяготеют к сребролюбию, архиереи - вы и сами догадались
(здесь нужно поставить огромный огорчительный смайлик). Ну, а
чтецы-алтарники все жутко умные, начитанные, и ещё - страх как ценят
свободное время.
Со следующего дня наше служение превратилось в
ад. Тётки за свечным ящиком выли и бились о стенку. Мы в алтаре сначала
не понимали, в чём дело. Но после Литургии у нас было назначено
венчание.
Напоминаю: небольшой деревянный храм был единственным
на огромный производственный район с многими сотнями тысяч жителей.
Рабочие - в подавляющем большинстве - приехали из провинции, и привезли с
собою верующих бабушек и мамочек. Понимаете, сколько в наш храм ходили?
Догадываетесь, сколько венчаний было каждый уик-энд? Про храм говорили,
что его доходы выше, чем у Елохова.
Мы венчали по 5-8 пар
сразу, и так три-четыре раза подряд. Хотя положено венчать за раз только
одну пару. Но вариантов у нас не было. Даже и такое "оптовое" венчание
оканчивалось за час до вечерни. А священник ведь с раннего утра на
ногах, ему нужно хоть чуть-чуть отдохнуть. Даже у меня кружилась голова
от усталости, а иерей на венчании читает не крошечное зачало из
Апостола, а много чего. И произносить всё надо не только громко,
отчётливо и красиво, но и молитвенно.
В мои обязанности входило
несение огромной наполной свечи, вынос золотых венцов из алтаря и
вручение их шаферам (у них - венцов - вставляются сзади специальные
ручки), вынос небольшой позолоченной чаши с вином на красивом серебряном
подносе (это вино из общей чаши в чине венчания брачующиеся пьют по
очереди - как символ, что у них теперь общие беды и радости), и чтение
отрывка из Апостола. Даже сейчас помню наизусть: "Братие, любите своя
жены, яко своя телеса..." О, ностальгия!
Был я при этом в
красивом длинном облачении, шитым золотом. Да, и огромную окладистую
бороду носил. А очки у меня тогда были дешёвые, с настоящими стёклами -
это сейчас оправа от Tiffani, золото 23 карата, с пластиковыми линзами
Rodenstock со всяким там напылением и каким-то особо хитрым изгибом
(сверху сильнее, внизу слабее)... Морда тогда была смиренная, а не
наглая и умная, как сейчас. На мотоцикле (на красный свет) не ездил, на
чтение каждой светской книги (да и вообще любое более-менее значимое
действие) брал благословение у духовника... Короче, не узнали бы вы во
мне Кота Бегемота))
Так вот, сразу после венчания меня - именно
меня, собиравшего венцы, так как священник и дьякон быстро уходили в
алтарь - окружали многочисленные родственники новобрачных, а иногда и
женихи с невестами. И все задавали один и тот же вопрос: сколько следует
жертвовать? Сколько дать певчим? Сколько за многочисленные свечи,
которые ставили перед иконами (чтобы всё было красиво;)?
Я смиренно ответствовал - сколько не жалко, по своим доходам.
Однако
просящие не унимались. А вдруг дашь слишком мало? Или слишком много? И
подавляющее большинство очень быстро догадывалось спросить: а сколько
другие жертвуют?
Я хитрил, и пытался ответствовать, что все по-разному. Публика оставалась неудовлетворённой.
Тётки
же за свечным ящиком просто были готовы удавиться - огромная очередь из
бабушек, и каждая долго и нудно выспрашивает, сколько пожертвовала
предшественница. Когда я прибегал к свечному ящику взять очередную кипу
поминальных записок (их там были миллионы, и все положено было прочитать
во время Проскомидии), женщины смотрели на меня умоляюще. А после
службы - снова этот ад, с допросами как у прокурора. Отпевание,
венчание, водосвятный молебен... "Сколько жертвовали другие? Ну,
подскажите, сколько положено давать вообще?"
Спустя некоторое
время я заметил, что тётки из-за свечного ящика как-то подозрительно
часто показывают на меня рукой - после чего у солеи появлялись прихожане
с тем же самым вопросом. Доходило до того, что дёргали во время канона -
стоило перестать читать, пока хор поёт ирмос. В конце-концов, я дошёл
до того, что стал прикидывать общий облик просящего и, исходя из этого,
называть цену с потолка. Не уверен, что никогда не ошибался - разброс
цен установил небольшой)) Но стоит заметить, что спрашивающие уходили с
видом весьма удовлетворённым))
Это продолжалось неделю или две. И
тогда я не выдержал. На очередной общей трапезе клириков разразился
длинной и пламенной речью, что эксперимент провалился. Ибо вместо
свечного ящика плату за все требы стал назначать я.
На следующий день отец настоятель вернул все ценники.
|
Просмотров: 627 |
Добавил: Ривалдо
| Рейтинг: 5.0/2 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|