Ресурс для мирян
Главная | | Регистрация | Вход
Среда
15.05.2024
10:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2016 » Август » 5 » Крест Господень: 3 - священник Константин Пархоменко
12:40
Крест Господень: 3 - священник Константин Пархоменко


Крестное знамение

Крест – это внешний знак нашего спасения.
Это страшное орудие смерти, которое таинственным, непостижимым образом послужило к спасению человеческого рода.
Многие столетия крест, носимый на груди, напоминал христианину, что его путь жизни – путь крестоношения, путь уподобления Господу и Спасителю.


С крестами боролись во все времена, но наибольшей интенсивности эта борьба достигла в двадцатом веке в России.
За веру были истреблены миллионы людей, одних только священнослужителей было физически уничтожено 200 тысяч человек.
В обществе искусственно нагнеталась ненависть к Церкви, к ее служителям.
В 1922 году Ленин адресует членам Политбюро секретное письмо, в котором требует осуществить расправу над духовенством и верующими «с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления».
30 января 1923 года в присутствии наркомов Троцкого и Луначарского было инсценировано заседание политического трибунала для вынесения смертного приговора... Богу.


И это было не просто дикой и кощунственной акцией, но выражением какой-то особой ненависти ко всему религиозному.
Здесь не просто ненависть к религии, желание отменить идею Бога. Здесь скорее ревность, зависть, желание своей религией заменить христианскую веру.
Заметьте, что у большевиков тоже были свои святые (Ленин, Маркс, Энгельс), мощи (Ленин), неоспоримые священные книги (труды Ленина и Маркса), крестные ходы (демонстрации), культ, идеология. Словом, большевизм – это тоже религия, которая претендует на власть над умами и чувствами. Она не потерпит христианства.
Грустно, но жертвами такой идеологии пали и те невинные простые люди и дети, которые участвовали в антирелигиозных маршах и демонстрациях, требовавших истребить религию, взорвать храмы, произвести скорый и жестокий суд над церковниками и всеми симпатизирующими вере.
Помните поэму Э. Багрицкого «Смерть пионерки»? Верующая мать уговаривает умирающую дочь надеть крестик:


Не противься ж, Валенька,
Он тебя не съест,
Твой крестильный, маленький,
Твой нательный крест...


В шестидесятые годы мода на нательные крестики возвращается. Но их носят не в силу религиозных убеждений, а эпатируя государственную идеологию.
Но вот надеть крест наши диссиденты и артисты, еще в советское время, смогли, а сложить пальцы для крестного знамения не нашли сил…


Крестное знамение, которым себя осеняет христианин, означает, что человек распинается, умирает для этого мира: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24), говорит Спаситель. Никто не считает, что Христос этими словами призывает к идолопоклонству. Он призывает, образно говоря, умереть для мира. Так и крестное знамение – это знак, печать нашей смерти для мира и его интересов. Осеняя себя крестом, мы как бы говорим: мы со Христом, мы идем за Ним.
Совершенно естественно, что, напоминая себе и другим о своем горячем желании жить, как жил Христос, подражать Ему, нести свой Крест, христианин осеняет себя знаком креста.
Сегодня, осеняя себя крестом, православный христиан складывает три первых пальца правой руки в щепоть, утверждая этим веру в Святую Троицу. Мизинец же и безымянный палец прижимаются к ладони, что изображает нашу веру в два естества Христова: Божественное и человеческое. Затем христианин накладывает знак креста на лоб, живот, правое и левое плечо.


Поговорим о том, насколько имеет смысл изображать этот знак креста на себе христианину.

Во-первых, совершенно понятно, что человек – не бесплотный Ангел, а значит, он всякое душевное действие облекает во внешнюю форму. Собственно, всякое душевное движение человеком облекается во внешний жест. Если мы кого-то любим, мы целуем этого человека (слово поцелуй происходит от корня цел, то есть, поцелуй восстанавливает целостность), если мы приветствуем кого-то, мы жмем ему руку. Мы улыбаемся, хмуримся… словом, всякое душевное движение «обряжаем» во внешний жест. Так что не стоит так категорично высказываться против внешних проявлений. В них нет ничего плохого, они лишь помогают собраться душе, представляют некий материал для душевных переживаний.

Ап. Павел говорит: «вы куплены дорой ценой (Крестными Страданиями и Смертью Христа – прот. К.П.). Поэтому прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших» (1 Кор. 6, 20).
Это очень важная фраза: прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших. Что такое крестное знамение, как не прославление Бога особым жестом, когда ты подчеркиваешь, что принимаешь Крест Христов, что готов взять крест и следовать за Христом.
Такие физические действия, подчеркивающие действительность веры, были знакомы издревле.
В 3 Царств 8, 22 мы читаем о том, что Соломон и Давид молились с воздетыми руками.
В Евангелии от Луки 18, 13 мы читаем, что мытарь, каясь, бил себя в грудь.
Для христиан Евангельской эпохи было совершенно естественно воздевать руки во время молитвы, так что и крестное знамение можно отнести к такого рода благочестивым воздеваниям рук. В этой связи у Ап. Павла читаем: «Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1 Тим. 2, 8).


Почему же бить себя в грудь, каясь, или воздевать руки можно, а изображать на себе знак Креста нельзя, это уже магические жесты, как говорят некоторые протестанты?..

Интересно, что прообразы Крестного знамения мы наблюдаем еще в Ветхом Завете. У пророка Иезекииля читаем: «И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» (Иез. 9, 4). В еврейском и греческом оригиналах Библии стоит: начертай букву тав, которая писалась по-еврески в виде андреевского креста (т.е. креста в виде буквы х)).
Этот же знак тав, то есть крест, начертан на лбу святых, находящихся на Небесах, рядом с Господом.
В книге о видениях небесной реальности, в Откровении Иоанна Богослова читаем: «и видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога Живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего» (Откр. 7, 2-4).
Или, далее, в этой же книге: «и взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах» (Откр. 14, 1).


Начертывать знак крестного знамения на своих лицах христиане стали с глубокой древности. «Перед началом каждого дела и при каждом движении вперед, при входе и выходе, обуваясь, умываясь, садясь за стол, зажигая свечу, ложась в постель, присаживаясь, чтобы побеседовать с кем-нибудь, чертим на лбу крестное знамение. Если ты потребуешь, где в Писании закон на все эти и другие такого же рода учреждения, нигде не найдешь: Предание – скажут тебе – так учит, обычай подтверждает, а вера хранит» (Тертуллиан. 3-1 век).

Вера хранит немало историй, свидетельствующих о чудесных происшествиях, связанных с крестным знамением.
Один из христианских подвижников, мученик Ермий, когда ему предложили чашу с ядом, помолился, перекрестил ее и выпил. Яд не подействовал.
С другим подвижником случилась похожая история. Звали этого человека Венедиктом.
В одном монастыре, известном своей развращенной жизнью, умер настоятель. Тогда иноки, зная про славу молодого инока Венедикта, обратились к нему с просьбой принять начальствование над их обителью.
Улыбнувшись, Венедикт ответил: «Но мои нравы будут не согласны с вашими».
Монахи настаивали, и тогда Венедикт согласился.


«Святый Венедикт, – читаю дальше Житие преп. Венедикта, – с усердием правил монастырем. Строго соблюдая устав постнического жития, он никому не позволял жить по своей воле, так что иноки стали раскаиваться, что выбрали себе нового игумена, который совершенно не подходил к их испорченным нравам. Самые дурные из иноков задумали даже следующее: они смешали яд с вином и, влив все это в чашу, дерзнули подать это смертоносное питие преподобному во время обеда. Он же своею честною рукою сотворил над чашею крестное знамение, и сосуд силою святого креста тотчас же разбился, как бы от удара камнем. Тогда человек Божий познал, что чаша была смертоносна, ибо не могла выдержать Животворящего Креста; тотчас он позвал к себе братию и без всякой злобы и даже с улыбкой на лице сказал им: «О чада! Да помилует вас милосердный Господь. Зачем вы задумали сделать мне это? Разве я не говорил вам раньше, что мои нравы не подойдут к вашим? Итак, поищите себе другого отца, я же оставаться у вас не могу».
После этих слов преподобный удалился в пещеру, где опять предался подвигам молитвы и духовных упражнений (Житие преподобного отца нашего Венедикта. Жития святых. 14 марта).


В житии св. Епифания Кипрского, прославившегося борьбой с ересями, читаем о замечательном случае, происшедшем в его юности.
Родился он в еврейской семье, рано лишился отца, и его мать, вынужденная одна кормить и воспитывать детей, испытывала значительные трудности.
Однажды мать послала четырнадцатилетнего мальчика на рынок продать бешеного осла. В их хозяйстве осел уже не мог пригодиться, и мать решила обмануть покупателей, выдав больного осла за здорового.
Задача продать осла была поручена юному Епифанию.
– Ты знаешь, мама, – сказал юноша, – что осел буйный, и если на рынке это заметят, меня побьют.
– Иди, сын мой, – ответила мать. – Бог отцов наших (повторяю, они были иудеями) укротит осла.
Повинуясь словам матери, Епифаний отправился на рынок.
Первым покупателем оказался тоже еврей.
– Сын мой, – сказал он мальчику. – Мы веруем с тобой в одного, любящего правду Бога, и нам не следует обижать друг друга, чтобы не прогневать Бога нашего и потом не сетовать друг на друга. Итак, оценим осла справедливо.
Тронутый словами покупателя, Епифаний ответил:
– Я не желал бы продать тебе осла, так как он еще не обучен, а кроме того, упрям и буен. Только из-за голода, не имея, на что купить пищи, моя мать решила его продать. Но вот от тебя я слышу, что причинять зло ближнему ради корысти – грех. Честно сказать, я боюсь, как бы Бог не покарал меня.
Еврей, изумленный рассудительностью и честностью юноши, протянул ему значительную сумму денег:
– Вот, возьми. Купи на эти деньги еды и возвращайся домой. Если осел успокоится, держите при себе, в противном же случае прогоните его, чтобы, не дай Бог, он никого не убил.


Епифаний отправился домой и недалеко своего селения встретил христианина по имени Клеовий. Христианин просил продать ему осла, но Епифаний не желал продавать буйного осла и обманывать доброго путника.

Во время их беседы осел заупрямился и начал с фырканьем брыкаться, а затем, сбросивши с себя Епифания, побежал по дороге. Юноша при падении сильно разбился и лежал, не имея сил подняться. Особенно сильно при падении было повреждено бедро.
Христианин Клеовий, подошедши к мальчику, ощупал бедро, и Епифаний застонал. По всей видимости, бедро было раздроблено. Тогда Клеовий трижды перекрестил сломанное бедро. Епифаний тут же почувствовал облегчение и в изумлении поднялся. Оказалось, что он совершенно здоров.
Затем Клеовий обрался к ослу, трусившему далеко впереди по дороге, и сказал: – Именем Господа нашего, Распятого Иисуса Христа, повелеваю тебе остановиться за то, что ты хотел убить своего господина.
Тотчас осел упал на землю и издох.
Изумленный юноша обрался к Клеовию с вопросом:
– Кто этот такой, отче, про кого ты говорил: Распятый Христос, что Его именем совершаются такие чудеса?
– Это Сын Божий, – отвечал христианин. – Сын Божий, Которого распяли иудеи...».
Епифаний постеснялся открыть Клеовию свое еврейское происхождение и побежал домой с мыслью о Христе. Имя Христово пленило его сердце.
Спустя годы Епифаний примет Крещение и станет епископом Кипра, известным богословом и христианским писателем.
Крестное знамение, наложенное на сломанное бедро в юности, запомнится на всю жизнь. (Житие богоносного отца Епифания Кипрского. Жития святых. 12 мая).



16.JPG
Нательные кресты 1960-х –1980-х гг.
Изготовленные из алюминиевых сплавов, почти невесомые, покрытые напылением, которое стирается за неделю, эти кустарные крестики стали для многих людей якорем надежды посреди бушующих волн безбожия.


17.JPG
Крест викингов, появившийся в 10-м веке. Обратим внимание на пасть хищного волка - символ викингов. По мысли скандинавских христиан, Господь усмиряет все звериное, некогда бывшее в их народе.

18.JPG
Некоторые люди, боясь народной приметы – чем больше крест, который ты носишь, тем больше скорбей и испытаний будет в жизни, покупают крест поменьше.
На фотографии – священник нашего собора, отец Георгий, только что освятивший такой маленький крестик.


19.JPG
Посмотри, о.К., ты видел такой маленький крестик?..
Отвечаю ему, что видел и меньше...


20.jpg
Крест из... Гондураса, который мне привезли в подарок несколько дней тому назад прихожане.
Просмотров: 778 | Добавил: Ривалдо | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Август 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Форма входа
Именины перлы Талмуд брачные знакомства объявления Гоголь молитва горький крестьянин Аверкий Антихрист Апокалипсис Таушев бог евреи логика православие юмор Школа Святой Олег Брянский Старец Власий старец адрес как добраться до старца Телефон старцы Оптина пустынь Святые благотворительность Иконы троица прозорливый священник полезное ссылки история Махнач не убий цитаты семья Георгий Победоносец святой Георгий Спас нерукотворный Христос Апостолы Николай Угодник монастыри Афон Николай Чудотворец апологетика чистота икона Благословение Символ веры Исповедь Таинство видео выживание психология спорт Дружба старообрядцы ислам Александр Дьяченко Грубас Псалтырь Дьяченко звуки природы юродивый каппадокия Византия Шаварш Карапетян шахматы православный сайт знакомств иврит вера память смертная надежда терпение Сталин Вернадский Гёте наука и религия БЛАГОДЕЯНИЯ БОЖИИ слава Богу за все
Категории раздела
Святые [23]
Святые – это не просто добрые, праведные, благочестивые люди, а причастные Богу, очистившие и открывшие свое сердце для Бога.
Старцы и прозорливые священники [14]
Старчество в России начало практиковаться в 1800-х годах в Белобережской пустыни под Брянском .
Иконы [12]
Иконы в древней Руси называли Библией для неграмотных.
Полезное [33]
Например, полезные ссылки
История [10]
История - это наука предостережения!
Семья [7]
Когда я и моя жена расходимся во мнениях, мы обычно поступаем так, как хочет она. Жена называет это компромиссом. Марк Твен
Бог [4]
Бога человекам невозможно видети, на него же чини ангельстии не смеют взирати...
Монастыри, храмы, церкви, часовни [2]
Апологетика [10]
Выживание [3]
Разное [7]
Таинства [2]
Психология [1]
Книги [6]
Другие религии [6]
Животные [2]
Архив записей
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Total users: 48
Copyright MyCorp © 2024