Ресурс для мирян
Главная | | Регистрация | Вход
Четверг
16.05.2024
11:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2012 » Март » 20 » КРАСНОЕ КРЕЩЕНИЕ (рассказ-быль) - Протоиереи Николай Агафонов (часть 1)
03:32
КРАСНОЕ КРЕЩЕНИЕ (рассказ-быль) - Протоиереи Николай Агафонов (часть 1)

 

Отец Петр встал коленями на половичок, постланный на льду у самого края проруби, и, погрузив в нее большой медный крест, осипшим голосом затянул:

– Во Иордане крещающуся Тебе, Господи... Тут же молодой звонкий голос пономаря Степана под­хватил:

– Троическое явися поклонение...

Вместе с ними запели Крещенский тропарь крестьяне села Покровка, толпившиеся вокруг купели, вырублен­ной в виде креста. Вода успела затянуться тонкой ко­рочкой льда, так как январь 1920 года выдался мороз­ный. Но тяжелый крест, с треском проломив хрустальную преграду, продолжая в движении сокрушать хрупкие льдинки, чертил в холодной темной воде себе же подоб­ное изображение.

Во время пения слов: «И Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение...» – Никифор Крынин, сунув руку за пазуху, вынул белого голубя и подбросил его вверх, прихлопнув ладошами. Голубь, вспорхнув, сде­лал круг над прорубью, полетел к небу. Крестьяне прово­жали птицу восторженными, по-детски обрадованными взглядами, как будто в самом деле в этом голубе увидели Святого Духа. Как только закончился молебен и отец Петр развернулся с крестным ходом, чтобы идти обратно в цер­ковь, толпа весело загомонила, бабы застучали ведрами и бидонами, а мужики пошли ко второй проруби, вырубленной метрах в двадцати выше по течению, чтобы оку­нуться в «Иордань». Речка Пряда в этот день преобрази­лась в Иордан, протекающий за тысячи верст отсюда, в далекой и такой близкой для каждого русского сердца Палестине.

Пономарь Степан, подбежав к отцу Петру, сконфужен­но зашептал:

– Батюшка, благословите меня в «Иордань» погру­зиться.

– Да куда тебе, Степка, ты же простывший!

– В Иордане благодатном и вылечусь от хвори, – с уве­ренностью произнес Степан.

В глазах его светилась мольба, и отец Петр махнул рукой:

– Иди...

Подул восточный ветер. Снежная поземка, шевеля су­хим камышом, стала заметать следы крестного хода. Ког­да подошли к церкви, белое марево застило уже все кру­гом, так что ни села, ни речки внизу разглядеть было невозможно.

Отец Петр с Никифором и певчими, обметя валенки в сенях и охлопав полушубки от снега, ввалились в избу и сразу запели тропарь Крещению. Батюшка, пройдя по дому, окропил все углы крещенской водой. Затем сели за стол почтить святой праздник трапезой. Прибежавший следом Степан, помолившись на образа, присел на крае­шек лавки у стола. Вначале все вкушали молча, но после двух-трех здравиц завели оживленную беседу. Никифор мрачно молвил:

– Слышал я, у красных их главный, Лениным вроде кли­чут, объявил продразверстку – так она у них называется.

– Что это такое? – заинтересовались мужики.

– «Прод» – это означает продукты. Ну, знамо дело, что самый главный продукт – это хлеб, вот они его и будут «разверстывать», в городах-то жрать нечего.

– Что значит «разверстывать»? – взволновались му­жики, интуитивно чувствуя в этом слове уже что-то угро­жающее.

– Означает это, что весь хлебушек у мужиков отнимать будут.

– А если я, к примеру, не захочу отдавать? – горячился Савватий. – У самого семеро по лавкам – чем кормить буду? Семенным хлебом, что ли? А чем тогда весной се­ять?

– Да тебя и не спросят, хочешь или не хочешь, семен­ной заберут, все подчистую, – тяжко вздохнул Никифор. – Против рожна не попрешь, они с оружием.

– Спрятать хлеб, – понизив голос, предложил Кондрат.

– Потому и «разверстка», что развернут твои полови­цы, залезут в погреба, скопают амбары, а найдут при­прятанное – и расстреляют, у них за этим дело не станет.

– Сегодня-то вряд ли они приедут, праздник, а завтра надо все же спрятать хлеб, – убежденно сказал Сав­ватий.

– Это для нас праздник, а для них, супостатов, празд­ник – это когда можно пограбить да поозоровать над пра­вославным людом. Но сегодня, думаю, вряд ли, вон ме­тель какая играет, – подытожил разговор, встревоживший мужиков, Никифор.

Тихо сидевшая до этого матушка Авдотья, жена отца Петра, всхлипнула и жалобно проговорила:

– От них, иродов безбожных, всего можно ожидать. Говорят, что в первую очередь монахов да священников убивают, а куда я с девятью детишками, мал мала мень­ше? – и матушка снова всхлипнула.

И – Да вы посмотрите только на нее, уже живьем хоронит! – осерчал отец Петр. – Ну что ты выдумываешь, я че, в революцию, что ли, их лезу? Службу правлю по уставу, вот и всех делов. Они же тоже, чай, люди неглупые.

– Ой, батюшка, не скажи, – вступила в разговор просфорница, солдатская вдова Нюрка Востроглазова. – Да­веча странница одна у меня ночевала да такую страсть рассказала, что не приведи Господи.4

Все сидевшие за столом повернулись к ней послушать, что за страсть такая. Ободренная общим вниманием Нюр­ка продолжала:

– В соседней губернии в Царицынском уезде есть боль­шое село названием Цаца. В этом селе церковь, в которой служат два священника: один старый уже – настоятель, другой помоложе, и детишек у него куча, не хуже как у нашего отца Петра. Дошел до сельчан тех слух, что ска­чет к ним отряд из буденновской конницы. А командует отрядом тем Григорий Буйнов. Молва об этом Буйнове шла нехорошая, что особенно он лютует над священника­ми и церковными людьми. Передали это батюшке-настоя­телю и предложили ему уехать из села от греха подальше. А он говорит: «Стар я от врагов Божиих бегать, да и власы главы моей седой все изочтены Господом. Если будет Его Святая воля – пострадаю, но не как наемник, а как пас­тырь, который овец своих должен от волков защищать». Молодой священник быстро собрался: схватил жену, дети­шек, скарб на телегу кое-какой покидал – и в степь. Но не избег мученического венца, его Господь прямо на отряд Гришки вывел, и тут же порубили их сабельками. А как к селу подскакали ироды окаянные, к ним навстречу в белом облачении с крестом вышел батюшка-настоятель. Подлетает к нему на коне Григорий, как рубанет саблей со всего плеча, так рука-то, в которой крест держал, отлетела от батюшки. Развернул коня и рубанул во второй раз. Залилась белая риза кровью алой. Когда хоронили батюшку, то руку его в гроб вместе с крестом положили, так как не могли крест из длани батюшкиной вынуть. А за день до этого одной блаженной в их селе сон снился. Видит она батюшку в белых ризах, а рука в отдалении на воздусе с крестом. Когда рассказала сон людям, никто не мог понять, почему рука отдельно от тела.

– Ужасная кончина, – сокрушенно вздохнул отец Петр и перекрестился. – Не приведи, Господи. Степка, тоже перекрестившись, прошептал:

– Блаженная кончина... – и, задумавшись, загрустил.

Вспомнил, как ему, маленькому мальчику, мама по ве­черам читала жития святых, в основном это были мучени­ки или преподобные. Он, затаив дыхание, слушал и мыс­ленно переносился во дворцы императоров-язычников и становился рядом с мучениками. Как-то он спросил маму:

– А можно нам тоже пойти во дворец к императору и сказать ему, что мы христиане? Пусть мучает.

– Глупенький, наш Император сам христианин и цар­ствует на страх врагам Божиим. Мученики были давно, но и сейчас есть место для подвигов во имя Христа. На­пример, подвижники в монастырях, – и читала ему о пре­подобных Сергии Радонежском и Серафиме Саровском.

Воображение Степки переносило его в дремучие леса к святым кротким подвижникам, он вместе с ними строил деревянный храм, молитвой отгонял бесов и кормил из рук диких медведей. Степан стал мечтать о монастыр­ской жизни. Грянувшие революция и гражданская война неожиданно приблизили эту детскую мечту. Николай Тро­фимович Коренев, вернувшись с германского фронта, недолго побыл в семье, ушел в белую добровольческую армию. Мать, бросив работу в местной больнице, ушла

вслед за отцом сестрой милосердия, оставив сына на по­печение своего дяди, настоятеля монастыря архимандрита Тавриона. Вскоре монастырь заняла дивизия красных. На­сельников выгнали, а отца Тавриона и еще нескольких монахов отвели в подвал, и больше они не возвращались. Степан скитался, голодал, пока не прибился к Покров­ской церкви в должности пономаря и чтеца.

Встав из-за стола, перекрестившись на образа, он про­чел про себя благодарственную молитву и подошел к отцу Петру под благословение.

– Благослови, батюшка, пойти в алтарь прибраться.

– Иди, Степка, да к службе все подготовь. Завтра Со­бор Иоанна Предтечи.

Когда Степан вышел, удовлетворенно сказал:

– Понятливый юноша, на святках восемнадцать испол­нилось, так вот беда: сирота, поди. От отца с матерью никаких вестей, а он все ждет их,

В это время к селу Покровка двигалась вереница запря­женных саней. Санный поезд сопровождал конный отряд красноармейцев во главе с командиром Артемом Крутовым. В каракулевой шапке, перевязанной красной лентой, в щегольском овчинном полушубке, препоясанном кожа­ной портупеей, с маузером на правом боку и с саблей на левом, он чувствовал себя героем и вершителем человечес­ких судеб. Но истинным хозяином положения был не он, а человек, развалившийся в передних санях. Закутанный в длинный тулуп, он напоминал нахохлившуюся хищную пти­цу, какого-нибудь стервятника. Из-под пенсне поблески­вал настороженный взгляд слегка выпуклых глаз, завер­шали его портрет крупный с горбинкой нос и маленькая бородка под пухлыми губами. Это был уполномоченный губкома по продразверстке Илья Соломонович Коган. Крутов, поравнявшись с его санями, весело прокричал:

– Ну, Илья Соломоныч, сейчас недалеко осталось, вон за тем холмом село, как прибудем, надо праздничек от­метить, здесь хорошую бражку гонят! А с утречка собе­рем хлебушек – и домой.

– Пока вы, товарищ Крутов, праздники поповские бу­дете отмечать, эти скоты до утра весь хлеб попрячут – ищи потом. Надо проявить революционную бдительность, контра не дремлет.

– Да какие они контра? Мужики простые, пару раз с маузера пальну – весь хлеб соберу.

– В этом видна, товарищ Крутов, ваша политическая близорукость. Как вы изволили выразиться, простые кре­стьяне – прежде всего собственники, с ними коммунизм не построишь.

– А без них в построенном коммунизме с голоду сдох­нешь, – загоготал Крутов.

– Думайте, что говорите, товарищ Крутов, с такими разговорами вам с партией не по пути. Не посмотрим и на ваши боевые заслуги перед советской властью.

– Да я так, Илья Соломоныч, – примирительно ска­зал Крутов, – холодно, вот и выпить хочется, а с контрой разберемся, у нас не забалуешь. Вы мне задачу означьте – и будет все как надо, комар носу не подточит.

– Я уже вам говорил, товарищ Крутов, наш главный козырь – внезапность. Разбейте бойцов на группы по три человека к каждым саням, как въезжаем в село – сразу по избам и амбарам, забирайте все подряд, пока они не успели опомниться.

– А поскольку им на рот оставлять? – поинтересовал­ся Крутов.

– Ничего не оставлять, у них все равно где-нибудь запас припрятан, не такие уж простые, как вы думаете. А проле­тариат, движущая сила революции, голодает, вот о чем надо думать!

Не успел Коган договорить, как вдали словно гром про­гремел колокол, а потом зачастил тревожно и гулко, вско­лыхнув тишину полей и перелесков.

– Набатом бьет, – заметил Крутов. – Это не к службе, что-то у них стряслось, пожар, может.

– Думаю, ваши такие «простые мужики» о нашем при­ближении предупреждают, контра, – и Коган зло выру­гался. – Только как они нас издали увидели? Распоря­дись, товарищ Крутов, ускорить передвижение.

А увидел отряд продразверстки Степан. Прибрав в ал­таре, почистив семисвечник и заправив его лампадным маслом, разложил облачение отца Петра и решил под­няться на колокольню. Любил он в свободные часы полю­боваться с высоты звонницы, откуда открывалась удиви­тельная панорама перелесков и полей, на окрестности села. С собой брал всегда полевой бинокль – подарок отца. Отец вернулся с фронта как раз на Рождество, а на тре­тий день у Степана день Ангела, в празднование памяти его небесного покровителя первомученика и архидиакона Стефана. После службы, когда все пришли домой и сели за именинный пирог, отец достал бинокль.

– На, Степка, подарок, трофейный немецкий, четырнад­цатикратного приближения. Будет тебе память обо мне.

С тех пор Степан с биноклем не расставался, даже ког­да изгнанный из монастыря красными скитался голод­ный, все равно не стал отцов подарок менять на хлеб.

Любуясь с колокольни окрестностями, Степан заметил вдали за перелесками на холме какое-то движение. Он навел бинокль и аж отшатнулся от увиденного: остроко­нечные буденовки – сомнений не было: красные. «Навер­ное, продразверстка, о которой говорил Никифор Аки­мович». Первый порыв был бежать вниз предупредить, но на это не хватит времени, пока все село обежишь, они

уж тут будут. Рука машинально взялась за веревку иоль-шого колокола. Степан перекрестился и ударил в набат. Он видел сверху, как выбегают из изб люди, многие с вед­рами, и растерянно озираются, но, не видя пожара, бегут к церкви. Убедившись, что набат созвал всех, Степан ус­тремился вниз, навстречу ему, запыхавшись, бежали отец Петр и Никифор Акимович.

– Ты что, Степан, белены объелся?! – закричал отец Петр. Степан рассказал об увиденном.

– Значит, так, мужики, – коротко распорядился Никифор, – хлеб в сани, сколько успеете, и дуйте за кривую балку к лесу, там схороним до времени.

Въехав в село и наведя следствие, Коган распорядил­ся посадить отца Петра и Степана под замок в сарай и приставить к ним часового. Прилетел на взмыленной лошади Крутов:

– Ну, Илья Соломоныч, гуляем и отдыхаем!

– Да ты что, товарищ Крутов, издеваешься, под рев­трибунал захотел?! – вспылил Коган. – Сорвано задание партии: хлеба наскребли только на одни сани.

– Да не горячись ты, Соломоныч, договорить не дал: нашелся весь хлеб, за оврагом он. Надо звонарю спа­сибо сказать, помог хлеб за нас собрать, – загоготал Крутов.

– Кому спасибо сказать разберемся, а сейчас вели хлеб привезти и – под охрану. – После уж примирительно спро­сил: – Как это тебе так быстро удалось?

Крутов, довольно хмыкнув, похлопал себя по кобуре:

– Товарищ маузер помог, кое-кому сунул его под нос – и дело в шляпе.

Когда уже сидел за столом, Крутов, опрокинув в рот стопку самогона и похрустев бочковым огурчиком, спросил:

– А этих, попа с монашком, отпустить что ли?

Коган как-то задумался, не торопясь и не обращаясь ни к кому, произнес:

– Этот случай нам на руку, надо темные крестьянские массы от религиозного дурмана освобождать. Прикажите привести попа, будем разъяснительную работу проводить.

Когда отца Петра втолкнули в избу, он перекрестился на передний угол и перевел вопросительный взгляд на Крутова, считая его за главного. Коган, прищурив глаза, презрительно разглядывая отца Петра, заговорил:

– Мы вас не молиться сюда позвали, а сообщить вам, что губком уполномочил вас, саботажников декрета со­ветской власти о продразверстке, расстреливать на месте без суда и следствия.

– Господи, да разве я саботажник? Степка – он по молодости, по глупости, а так, никто и не помышлял про­тив. Мы только Божью службу правим, ни во что не вме­шиваемся.

– Ваши оправдания нам ни к чему, вы можете спасти себя только конкретным делом.

– Готов, готов искупить вину, – обрадовался отец Петр.

– Вот-вот, искупите. Мы соберем сход, где вы и ваш помощник перед всем народом откажетесь от веры в Бога и признаетесь людям в преднамеренном обмане, который вы совершали под нажимом царизма, а теперь, когда со­ветская власть дала всем свободу, вы не намерены даль­ше обманывать народ.

– Да как же так? – забормотал отец Петр. – Это не­возможно, это немыслимо.

– Вот идите и помыслите. Через полчаса дадите ответ.

– Иди, поп, да думай быстрей! – заорал изрядно за­хмелевший Крутов. – А то я тебя, контру, лично шлепну, и твою попадью, и вообще всех в расход пустим.

Отец Петр вспомнил заплаканную матушку и деток, сердце его сжалось, и он закричал:


Просмотров: 766 | Добавил: Ривалдо | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Март 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Форма входа
Именины перлы Талмуд брачные знакомства объявления Гоголь молитва горький крестьянин Аверкий Антихрист Апокалипсис Таушев бог евреи логика православие юмор Школа Святой Олег Брянский Старец Власий старец адрес как добраться до старца Телефон старцы Оптина пустынь Святые благотворительность Иконы троица прозорливый священник полезное ссылки история Махнач не убий цитаты семья Георгий Победоносец святой Георгий Спас нерукотворный Христос Апостолы Николай Угодник монастыри Афон Николай Чудотворец апологетика чистота икона Благословение Символ веры Исповедь Таинство видео выживание психология спорт Дружба старообрядцы ислам Александр Дьяченко Грубас Псалтырь Дьяченко звуки природы юродивый каппадокия Византия Шаварш Карапетян шахматы православный сайт знакомств иврит вера память смертная надежда терпение Сталин Вернадский Гёте наука и религия БЛАГОДЕЯНИЯ БОЖИИ слава Богу за все
Категории раздела
Святые [23]
Святые – это не просто добрые, праведные, благочестивые люди, а причастные Богу, очистившие и открывшие свое сердце для Бога.
Старцы и прозорливые священники [14]
Старчество в России начало практиковаться в 1800-х годах в Белобережской пустыни под Брянском .
Иконы [12]
Иконы в древней Руси называли Библией для неграмотных.
Полезное [33]
Например, полезные ссылки
История [10]
История - это наука предостережения!
Семья [7]
Когда я и моя жена расходимся во мнениях, мы обычно поступаем так, как хочет она. Жена называет это компромиссом. Марк Твен
Бог [4]
Бога человекам невозможно видети, на него же чини ангельстии не смеют взирати...
Монастыри, храмы, церкви, часовни [2]
Апологетика [10]
Выживание [3]
Разное [7]
Таинства [2]
Психология [1]
Книги [6]
Другие религии [6]
Животные [2]
Архив записей
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Total users: 48
Copyright MyCorp © 2024