ПСАЛОМ 100 воспевает милость Христову- Боговоплощение и путь непорочных – последователей Агнца непорочна и кротка, верных и служащих Христу и живущих посреде дому Его – Церкви Его, ради них воутрии – в воскресении Своем и в день Суда, сокрушил демонов и беззаконие.
ПСАЛОМ 101 являет образ смирения и покаяния – Сам Господь, смирив Себе даже до смерти крестныя, всех ради обнища, греха Сам не сотвори, грешников же свободил, и спас, и обогатил благодатию. Ты, Христе Боже, воскрес, обогатил Сион – Церковь Свою, благодатию Духа, яко созиждет Господь Сиона и явится во славе Божества Своего, и истина евангельская напишется в роде христианском на пути крепости Его – Страстей пречистых. Сынове раб Твоих, Христе Боже, – порожденные водою и Духом, вселятся в небесные обители.
ПСАЛОМ 102 есть похвала и благодарение Христу Богу за великие благодеяния роду человеческому. Душа хвалит Бога, яко «Слово плоть бысть» (Ин. 1:14), пострадал, умер и воскрес, сотворил милость и судьбу и удалил беззакония наша крещением святым, и жизнь вечная дана хранящим завет Его. На небеси уготова престол Свой Христос Бог с пречистою плотию. Да благословят Спасителя вси ангелы – силы небесныя, и вся дела Его – небо и земля.
ПСАЛОМ 103 о бытии мира в славу и величие Творца Христа Бога – Иже есть образ Бога невидимого, о Немже создана быша всяческая. Бог распростер великий свод, яко кожу и палатку, и второе небо – твердь – отделил от первого водою, которая не проливается, не погашает солнце, а превыспренняя – воздушное пространство – для земли, как чердак для дома, а бездна есть множество вод, которые окружают землю, делая ее как бы островом среди моря. Образно звери сельные, онагри, дикие ослы, птицы, горы, скоты – люди разных духовных состояний, приходящих в церковь. Вино, елей, хлеб – таинства церковные. Солнце позна запад свой, тьму и нощь – Христос терпел страсти и гроб и воссиял от гроба воскресением. И исполнися земля – человек – многих чудес и благодати в море великом житейском, где гади – многие нечестивые, и змей – диавол, но и корабли – церкви святые, и все верные чают пищи духовной и вечной. И Ты, Христе Боже, послеши Духа Твоего в крещении, и созиждутся, и обновиши лице земли в бессмертие – в общее воскресение. Буди слава Господня – Божество Христа и дела Его – вовеки.
ПСАЛОМ 104 на хваление Бога, «аллилуйя» есть ангельская песнь и святых Божиих. Призывайте Христа непрестанно, и пойте Его и чудеса Его, и хвалите, и взыщите Его. Бог через патриархов и чудеса, и пророчества возвещал о Христе. И Иосиф был прообразом Христа, и тьма, и преложение воды в кровь, и казни многие, и поражение виноградника, и смоквы, и первенцы египетские, и манна небесная, и вода, текущая из камня, и изведение в радости и веселии избранных людей из Египта – возвещали о Евангелии и наследовании райских селений для уверовавших во Христа, Который творил чудеса, страдал, умер и воскрес.
ПСАЛОМ 105 песнь хваления Богу Вседержителю. Исповедайте благость и спасение, явленное Христом Богом, ибо христиане ныне – достояние Божие, чада Его. Иудеи же не познали Христа, хотя видели многих пророков и чудеса в Египте. Верные, любящие Христа, собранные от всех народов, да исповедают хвалу Израилеву – Христа во плоти, пришедшаго на спасение всех.
ПСАЛОМ 106 хваление Христу Богу, яко избавил нас от греха и смерти и собрал от всех стран мира народы во един союз веры. Без воды и Духа – крещения – души алчуще и жаждущи не знали путь прав и град – Церковь, но спас Христос пришествием света и насытил души светом, и исполни благ, и извел из тьмы, и разрушил врата медные – силу демонскую; в море житейском и в корабле спасение – в Церкви Христовой.
ПСАЛОМ 107 в похвалу Христову и явление милостей роду человеческому. Воспевается слава Христова – Его воскресение, Его милости и истина, Его десница, что Бог возглагола во Святем Сыне Своем, Сыне Человеческом, Который ввел нас во град – Иерусалим Небесный, дал помощь и уничтожил враги наша – ад, смерть, демонов, грех.
ПСАЛОМ 108 изображает страдания Христовы и глас молитвы Его, яко Человека. Господь терпел от иудеев поругание, лесть, ненависть, ложь. Диавол вошел в Иуду, и лишился он благодати апостольства, осиротела душа его, занеже не помяну сотворити милость и погна Христа – Человека нища и убога, и умилена сердцем умертвити. И терпел поношение Христос на Кресте, от лица Адама взывал Христос к Богу Отцу: видеша Мя, покиваша главами своими. Помози Ми, Господи Боже Мой, и спаси Мя по милости Твоей, еже спасти от гонящих душу Мою.
ПСАЛОМ 109 есть пророчество о Христе, Сыне Давидовом по плоти, яко Боге и Творце. У Христа жезл силы – Крест животворящий, и Он, яко Царь, и Первосвященник, и Судия, имеет единую честь и силу со Отцем и господствует на небе и на земле.
ПСАЛОМ 110 ангельское и святых хваление Христу Богу. Велия дела Господня, ибо небо и землю сотворил; и яко милостив и щедр, умер и воскрес и пищу даде боящимся Его – тело и кровь Свою – и дал достояние – усыновление и Царствие Небесное. Свято и страшно для демонов имя Христа Бога, и страх Божий с благоговейной любовью порождает премудрость – Сын Божий и хвала Его, ибо «Слово плоть бысть и вселися в ны» (Ин. 1:14), – пребывает в век века.
ПСАЛОМ 111 хваление Аггеево и Захариино, то есть веселие в страхе Божием – Христа Бога, Спасителя мира. Все святые – семя Христово, в дому Его – в Церкви Христовой, где слава, и богатство, и свет, и Господь милостив, и щедр, и праведен, яко благ муж щедря и дая, дал убогим земнородным рог, вознесенный во славе – Крест святый.
ПСАЛОМ 112 ангельское хваление Христа Бога. Хвалите в незлобии и смирении, отроцы, имя Христа, яко Солнце правды, из Пречистыя Девы пришедшего и даже до гроба западного воссиявшего по воскресении на небеси и на земли. Естество Адамово – от земли нища, вознес с Собою на небеса.
ПСАЛОМ 113 хвала Бога за изведение Израиля из Египта и в бесконечное хваление Христа Бога за дарование истинныя свободы от греха и ада. Море, и Иордан, и горы, и овни, и холмы, и земля радуются в воде крещения – апостолы, праведники, угодники и все верные, ибо от лица Господня – Христа – подвижеся благовестием евангельским земля – человек – от греха в покаяние. Камень веры нашей – Христос, и Ему слава, ибо милость и истина Его на небеси и на земли и уповают на Него дом Израилев – род христианский, и Ааронь – чин священнический, и верные, и Церковь святая, прославляя престол Христа Бога где небо небесе.
ПСАЛОМ 114 благодарственный Богу, глас моления к Богу Отцу Христа во время Страсти. Праведно Адам за грех был изгнан из рая, и милостию ввел его в рай, когда пострадал за него Господь, и душа входит в покой во стране живых – в рай на небо, где ангелы и праведники со Христом.
ПСАЛОМ 115 возносит благодарение Христу Богу за великую тайну Боговоплощения. Благодарит верный за чашу спасения, за пречистые Тайны Божественные, за усыновление Богу и за дворы Господни – церкви святые.
ПСАЛОМ 116 хвалит и благодарит Господа вся Церковь верующих во Христа, яко утвердися милость Христа Бога – спасение на Кресте, на людях, и истина Господня – Христос Бог, пребывает вовек, яко Царь и Бог вовек.
ПСАЛОМ 117 прославление Христа Бога яко Царя славы, ибо во единое царство Свое – Церковь- все племена соедини. Сам Господь много претерпел до самой вольной Страсти, и десница Живоначальной Троицы Божественной сотворила силу, и Христос смертию смерть разрушил, и сия вера во Христа есть врата Господня, ибо Христос — камень веры, даровал нам воскресение – день радования и веселия, и дом Свой – Церковь, и рог олтарев – Евангелие спасения. И мы взываем Ему: Бог мой еси Ты, и вознесу Тя, Христе Боже, яко Ты благ, мое спасение и милость Твоя вовеки.
ПСАЛОМ 118 для пения отходящим в путь, прославляет добродетели и совершенства, и молитву, и закон Божий. Содержит 176 стихов и напоминает прекрасное дерево с 22 ветвями по числу букв еврейского алфавита, причем большая ветвь имеет по 8 веточек – стихов- осьмериц, итак, 22×8 и есть 176. В 1-ой осьмерице ублажаются непорочные, святым крещением очищенные от порока греха первородного, которые любят Бога, идут путем Христова Евангелия, подвигов, заповедей, сердечной веры, любви, надежды и богомыслия.
Во второй осьмерице – поучение юнейшему народу христианскому хранить Евангелие в сердце и уме, благодать и судьбы Промысла Божия, и путь спасения и смирение.
В третьей осьмерице – прошение покрова Божия, да уразумеют очи сердечные чудеса и закон, ибо человек – пришлец на земле, и только судьбами Христовыми избавляется от гордых демонов, поношения и уничижения – греха. Путь истины, судьбы Божий, широта свиданий, оправдания – есть благодать Христова. Праведник – достояние лица Христова и причастник милостей и благости Христовой, ибо человек во грехе и, пока не смирит себя послушанием Христовым и не родится водою и Духом, не может войти в Царствие Небесное.
Глас Божий Адаму – яко земля еси и в землю отыдеши – смирил его, яко правда судьбы, и милость Божия – Боговоплощение Христово, утешило щедротами – дарованием жизни вечной роду человеческому. Много козней от диавола, но милость Божия дарует жизнь верным, и Слово Божие и Истина Его – Сын Божий, в силе и власти пребывает на небеси, и широка заповедь Его – любить и Бога, и врага. Верный возлюбил закон Божий, и весь день века сего у него поучение – призывание Христа Иисуса, ибо Он – светильник в пути и Свет, и судьбы, и покров в руке Его, и Он Помощник и Заступник и прогоняет законопреступные помыслы демонские и пригвождает к страху Божию – к закону Божию.
Призри на мя, стопы моя направи, лице Твое, Христе Боже, просвети на раба Твоего, – взывает верный и обращает очи свои ко утру воскресения Христова. Жива будет душа верного словом Божиим, и тайною пищею Христовою, и верою во Христа Спасителя.
ПСАЛОМ 119 Начиная с псалма 119 по 133 псалом – 15 псалмов, называемые «песнь степеней», составляют всю 18 кафизму, воспевают восхождение верующих во Христа Господа по степеням добродетелей от силы в силу, от юдоли плачевной в тишину и покой небесного жилища. По преданию, эти псалмы воспевались на пятнадцати степенях восхождения в церковь Соломонову, прославляя Бога.
Степень 1 (Пс. 119) – молитва в скорбях. Покаянную и смиренную молитву Бог слышит, и гласом возносимую и духом в глубине сердца. Верному нужно просить Господа, дабы Он избавил душу его от духа праздности, уныния, любоначалия, от всех страстей и помрачений ума, от прелести демонския, и от стрел, и углей огня геенского, дабы мир Христов хранила душа на земле пришельствия и покаяния.
ПСАЛОМ 120, степень 2 – богомышление, прославляет Мессию – Христа Спасителя, пришедшего на помощь и спасение рода человеческого. Душа верная, взирая на небо, прославляет Боговоплощение Христово и просит у Него помощи, да укрепит ноги и очи его в добродетели. Да подаст покров Свой от десныя руки – Божества Его, сохранит от зла душу и да прославляет вхождение – воплощение Христово во Пречистой Деве.
ПСАЛОМ 121, степень 3 – благочестие. Прославляет благочестие христиан, любящих Церковь Христову. Веселится душа о доме Господнем, о граде и дворах Иерусалима – о Церкви Христовой, идеже причастие вкупе, где единством веры в Господа Иисуса Христа соединяются все племена и народы. В Церкви велицей ангелы святые, апостолы, и все столпы церковные, и верные пребывают в мире, силе и обилии благодати Христовой, ибо они взыскали благая Иерусалима – Царствия Небесного.
ПСАЛОМ 122, степень 4 – вера к Богу. Возводит внешние и внутренние очи ко Христу Господу и Его закону. Рабы смотрели на руки господ своих, ожидая принять от них награду, так и душа наша просит благодати Христовой и милости для души и тела от поношения и уничижения гобзующих и гордых – богатых злобою и демонов.
ПСАЛОМ 123, степень 5 – причитание всяких благ Богу. Избавление христианам подается благодатию Христа Бога, яко Бог «Слово плоть бысть и вселися в ны» (Ин. 1:14), и человецы «во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3:27). Христос Господь избавляет души от помыслов лютых, от ловитвы демонской, от сети ловящих прелестию. И наша душа, яко птица, парит в высоте, получая помощь, непрестанно призывая Господа, сотворившего небо и землю: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго».
ПСАЛОМ 124, степень 6 – надежда на Бога. Шествующим в Отечество Небесное должно всю надежду полагать на Господа Иисуса. Надеющийся на Господа, яко гора Сион, то есть Церковь святая, уповает на Христа Господа, и врата адова не одолеют ее. Вокруг Господа горы церковные – пророки, апостолы и все святые, в благодати Его, Который избавил их от враг видимых и невидимых.
ПСАЛОМ 125, степень 7 – возвещается веселие рода человеческого при восхождении в небесный Иерусалим. Верою во Христа и крещением святым избавляются верные от плена демонского и сподобляются великой благодати и веселия, и сеющие слезами – в покаянии, радос-тию пожнут мир Христов, ибо рукояти их – добродетели, пост, молитва, смирение, плодоносит им спасение.
ПСАЛОМ 126, степень 8 – презрение мира. Дом души человеческой созидается и сохраняется благодатию Христовою. Верный становится достоянием Господним при рождении от воды и Духа. А сынове оттрясенных – святые апостолы, яко стрелы от руки Сильного – Христа Бога, пущены в мир на поражение идолослужения. Блажени верующие Евангелию и апостолам, ибо эта вера отверзает им врата Царствия Небесного.
ПСАЛОМ 127, степень 9 – страх Господень. Блажен боящийся Господа и любящий Его, он ходит в путях Его, труды плодов его — добродетели, и добро и благо – Царство Небесное – будет ему, жена его — душа, яко лоза плодовита делами любви, и сынове – помышления, из сердца исходят благие, и мир Божий пребывает вовеки.
ПСАЛОМ 128, степень 10 – терпение. Восхваляет пророк Христа Господа, от юности даже до Креста добровольно страдавшего, Его же благодатию Церковь Христова всегда в гонении, в терпении мужественно подвизается, яко «врата адова не одолеют ей» (Мф. 16:18). Восхваляется и терпение верных, подражающих Господу, Который от юности Своей, от рождества Своего хребет Свой дал на раны за спасение мира. Смирением Господь поразил выи грешников, возвысил Сион – Церковь Свою святую, и ненавидящий Сиона, яко трава бо огнем будете изсохша.
ПСАЛОМ 129, степень 11 – покаяние (6-й покаянный). У Господа милость, толкуется воплощение Христово, Имже спасение роду человеческому и избавление подается от всех беззаконий кровию Его.
ПСАЛОМ 130, степень 12 – смирение. Восхваляется добродетель смиренномудрия, ибо есть путь восхождения на высоту жизни, ибо всяк «смиряяйся вознесется» (Лк. 14:11).
ПСАЛОМ 131, степень 13 – ревность по Бозе. Пророчество о созидании дома святаго – Церкви святой, Царствия Христова, Единого Царя царствующих и Господа господствующих, от семени Давидова по плоти происшедшаго. Возвещается о Евфрафе – месте рождения Христа, и о селении Иаковлем – Деве Богородице, о кивоте – теле Христовом и Пречистой Матере Его, вознесенных на небо, о благодати священства, о лице Помазанного – Иисусе Христе, о Завете и свидениих Его, о избрании Господом Иисусом Сиона – Церкви в жилище Себе – место покоя и селения Его. Светильник Помазанному Христу есть святой Иоанн Предтеча, и процветет святыня Господня – слава Господа Иисуса Христа – на престоле во свете неприступном.
ПСАЛОМ 132, степень 14 – любовь по Бозе к ближнему. Братия единоутробные – родившиеся в единой купели крещения во вселенной, во единстве веры во Христа Господа, ибо пребывают в обилии благодати Духа Пресвятаго, сходящей на гору Сионскую – Церковь Христову, где пребывает Бог любви, и каждый, пребывающий в любви, в Боге пребывает, и любящий Бога любит и брата своего. Любовь есть союз совершенства.
ПСАЛОМ 133, степень 15 – благодарение Богу. Христиане, горне мудрствующе всегда хвалят и благодарят Бога, пленяя всяк разум в послушание Христово. И Творец неба и земли Христос Господь благословляет верных от Сиона Своего – Церкви святой- благодатию Своею.
ПСАЛОМ 134 хваление Христу Богу, яко даровал нам свет истинный, и просвещение разума, и богопознание. Все православные христиане, и служащий алтаря, и все верные да благословят Христа Бога на земли и на небеси.
ПСАЛОМ 135 прославляет Бога Вседержителя и благодеяния и милости Христа Спасителя; яко Глава святых церквей и всех святых Крестом утвердил землю, демонов и идолослужение сокрушил и всякой плоти – всем верующим во Христа – даровал обожение и спасение.
ПСАЛОМ 136 выражает воздыхание и плач, да избавит Христос Бог пленения греховного Вавилона, да дарует обители небесного Иерусалима. Воспевается сила Креста и желание земли чуждей – человеку крещения святаго, и избавления от Вавилона мятежного, и греха- его дщери, благодати, дабы непрестанно призывая Иисуса Христа – камень нашей веры – в помощь, разбивать о Него младенцев – греховные помыслы – и блаженствовать во свете.
ПСАЛОМ 137 воспевает созидание храма и силу благодати Христа Бога, яко «Слово плоть бысть» (Ин. 1:14), и явися нам Его храм святый, и милость, и истина, и велия слава Господня – в Боговоплощении, в Божественной деснице Его спасая верных.
ПСАЛОМ 138 воспевает всеведение Божие и спасительное промышление Христа от начала вселенной.
ПСАЛОМ 139 яко молитва Христа, Сына Божия, Сына Человеческого к Богу Отцу и глас святыя Церкви и верного. Праведники исповедают имя Христово, и вселятся с лицем Божиим, и радоваться будут.
ПСАЛОМ 140 молитва к Богу Отцу Христа Господа, егда на Кресте руце Свои воздвиже, принес за грехи человеческие жертву Свою вечернюю – в кончину веков, да явит Новый Завет и обновление. Псалом сей есть и молитва христианина.
ПСАЛОМ 141 являет всем разум и премудрость, и глас молитвы к Богу Отцу Источника премудрости – Христа Господа, в вертепе – плоти человеческой, и в вертепе Вифлеемском, и во гробе и странах преисподних бывшаго, и молитва есть верных Христовых, в бедах и скорбях страждущих.
ПСАЛОМ 142 воспевает страдания безгрешного Христа Господа. Сей есть от седми покаянных псалмов, есть молитва сокрушенного сердца, о грехах кающегося. Верный просит Бога: во истине Своей, Христе Господи, оправдать душу его и избежать темниц ада. Вспоминая воскресение Христово, бывшее заутро, просит и его душу воскресить и указать путь Христов, изъять от врага диавола.
ПСАЛОМ 143 изображает победу во бранех Христа Иисуса над геенским голиафом и тьмою демонскою. Здесь прославляется Крест Христов, милость Его, которую Он явил в тайне воплощения. Ибо Он приклонил небеса и сошел на землю, блеснул молнию – свет евангельский даровал, сокрушил уста неправды, суету – силу демонскую. И поет верный теперь песнь .новую во псалтири душевной о воплощении и воскресении Христовом. А сыны чуждые за неверие во Христа Господа пребывают во тьме.
ПСАЛОМ 144 богодухновенный, восхваляет величие Бога Вседержителя, Его премудрость, истину, промышление о всем создании, вочеловечении Христа Господа, о вечном Его Царствии. Верный благословляет Царя славы, вознесшагося на Крест, и род и род Его – христиане – прославляют Его величие и смирение, великолепие славы святыни Его, яко Слово плоть бысть, и силу таинств церковных, и милость Его. И преподобные, носящие образ Божий, – апостолы, святители, мученики и все избранные от мира – благословляют Бога, ибо Он усыновляет чрез таинство крещения сынов человеческих и вводит в царство благодати, даруя в пищу им тело и кровь Свою. Близ Господь всем призывающим Его во истине: «Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» Хвалу Господню – истинного Человека и истинного Бога, Христа Господа – да благословит всяка плоть – всякий верующий вовек.
ПСАЛОМ 145 хваление и радость веселия за обращение новых людей благодатию Христа Господа, рожденных водою и Духом в обители Иерусалима Небесного. Хвалит верный Господа в жизни сей даже до смерти, когда тело возвращается в землю, ибо оно от земли взято, а дух восходит к Богу. Господь верному Помощник, Он творит суд обидимым, дает пищу алчущим – причастие тела и крови Своей, Господь освобождает окованных грехами, хранит пришельцы – приходящего к благочестию, сирот и вдов – душ, обрученных Богу крещением святым, в Сионе – Церкви святой.
ПСАЛОМ 146 хвала Христу Господу о созидании Церкви во вселенной. Господь созидает Церковь Свою, где ангелы и святые, как множество звезд, и имена их Самому Богу ведомы. Поют верные Богу в гуслех своих – сердцах боголюбивых, и благоволит Господь пребывать в боящихся Его и уповающих на милость Его.
ПСАЛОМ 147 похвала в веселии, прославление божественной благодати, явленной Христом Господом новому Иерусалиму – Церкви святой и всем верным. Новый Иерусалим и Сион есть Церковь святая, кровию Христовою основанная, в ней Господь укрепи вереи врат Своих – Ветхий и Новый Завет, верным во Христа, которым дарует мир, примиряя верных с Богом и насыщая таинствами Христовыми, ибо таких милостей не сотворил Бог всякому языку и судьбы Своея не явил им, кроме рода христианского.
ПСАЛОМ 148 есть песнь божественного хваления всей твари небесной и земной Своему Создателю. Хвалите Господа Иисуса Христа, сшедшаго с небес, хвалите Его в вышних – седящего выну со Отцем. Всю тварь Бог в чину Своем укрепил, вода пребывает превыше небес, а Сам Бог с херувимами, на которых Он почивает, где небеса небес. Человек со стихиями, где горы, растительность и все звери и птицы, на земле прославляют Бога. По степени любви, богомыслию и благодати вернии разделяются: царие, князи, судии земстии, юноши и девы, старцы с юнотами, – воставляя единую Церковь соединенных единою верою во Христа и союзом любви.
ПСАЛОМ 149 хваление Богу от лица христиан, обновленных пречистою кровию Христа Господа и во единстве веры славословящих Его. Радуется Церковь святая о Царе своем – Христе Спасителе, и лик святых в тимпане и псалтири – посте и молитве, и богомыслии – на ложах – чистых сердцах своих – хвалят Бога, ожидая суд написан, когда праведные внидите в живот вечный (Мф. 25:46).
ПСАЛОМ 150 прославляет человеколюбие Бога Вседержителя, и человек, яко разумное творение, прославляет Творца всей твари и превозносит Его вовеки. Хвалят Бога святые, освященные в храме Духом Святым, умом и сердцем, языком и всеми чувствами: в псалтири и гуслях, в тимпане и лице, во струнах и органех, и в Новом Завете христиане должны представить телеса свои в жертву живу, святу, благоугодну Богови, в словесное служение свое. Прославляет Бога человек очима, егда отвращает очи свои не видети суеты, да видит правоты. Песнословит Бога устнами и языком, удерживая язык свой от зла, да не глаголати льсти. Приносит хваление Богу руками, чуждаго не похищая-й, но простирая руки свои на подаяние Христа ради требующим. Совершает славу Богу ногами, уклоняясь от всякого пути лукаваго. Прославляет Бога ушима, преклоняясь к слышанию Евангелия святаго и песнопения церковного. Славословит Бога сердцем, не уклоняя сердца своего в словеса лукавствия, но горя любовию к Богу непрестанно, по апостолу, всегда и везде взывая в сердце: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицы ради, помилуй нас».
И человек, проводя такую добродетельную жизнь, бывает орган доброгласен, сладкопеснен и благоприятен, пребывая в духе и истине – свете Христовом, прославляя Бога.
Слово 2. Ключ богодухновенной Псалтири
Богодухновенная Псалтирь в ветхозаветной Церкви называлась книгой хвалений и разделялась на пять частей, а теперь они собраны в 20 кафизм. Псалмы есть хвалебно-благодарственные, молитвенные, учительные (где говорится о вере и нравственности), мессианские – о Спасителе, о пророчествах и преобразовательные.
Главное в псалмах – мессианское прозрение, что Сын Божий – Мессия – принес победу добра над злом, и возносится гимн веры евангельской прежде Боговоплощения. И иудеям, и язычникам возвещается освобождение от духовного рабства, ибо смерть побеждена воскресением. Возвещаются евангельские истины и восхваляется Церковь Бога Живаго.
Совершенный Человек и истинный Бог – Сын Божий – Посредник, Примиритель, Победитель смерти и тления имел душу разумную, свободную, имел ум. Сущность Божества соединилась с человеческим естеством – родился от Духа Святаго и Девы. Яко Адам был и был безгрешным, без греха первородного родился, чистым и святым. Творчески Духом создал Себе Бог плоть человеческую. Оправдание мы имеем во Христе Богочеловеке, в Котором два естества – рожденное и нерожденное.
Христос сошел с небес, родился, как человек рос, укреплялся духом, крестился во Иордане, приходил в храм, страдал. Требовался Ему сон, вкушал пищу. Ум Его возрастал в премудрости. При жизни радовался и плакал, любил детей, ревновал о славе Божией, о храме.
Богодухновенная Псалтирь воспевает Христа, Спасителя мира, где Он часто от лица сынов человеческих взывает. В псалмах возвещается, что Христос есть десница Божия, лице Бога Отца, крыло, покров святый, крепость сынов человеческих, правда, утверждение, рог спасения – то есть Царствие Христово. Христос понес болезни адовы от рождества Своего даже до Креста – грех Адамов гневом Божиим на демонов разоренный, то есть воплощением, когда «приклони небеса и сниде на землю».
Псалтирь возвещает: Христос взыде на херувимах и во тме крова Своего Божества непостижимого обитал, возгремел и послал стрелы, то есть благовестив и веру, и источники водные крещения святаго, и избавил людей от демонской прелести в широту любви райской, и воздал по правде – праведникам Царствие Небесное. Быть «непорочен», ибо Сын Божий благий и сошел на землю, и взошел на небо без порока и греха. И христианин взывает в Псалтири: «С Преподобным и Избранным – Христом Спасителем, будет», ибо «прилепляяйся же Господеви един дух есть» с Господом Иисусом.
В Псалтири возвещается: Христос люди, смиренныя грехами, спас кровию и смертию Своею, и просветил души истиною, и избавил покаянием от греха, и явил путь Свой на небо, как Бог препоясал силою Божества верных, научая их руце на брань с сатаною, защитою Креста. И враги, демоны, дают хребет, то есть боятся Креста. А не рожденные крещением и верою во Христа – не спасаются, и яко прах бывают сынове чуждии.
Бог Отец дал отмщение Сыну Христу Богу – силу спасительную, и небеса поведают Ему славу Божию, и ангелы, и апостолы, и Церковь возвещают спасение миру.
Христос в солнце положи селение Свое, во Отце, в Деве Богородице, в Церкви, в верных яко исполин, яко силен победить диавола и смерть, дал закон благодати, оправдание в века.
Христос обретается яко рука Отча, во Святом Отце живущий, на Него же уповаша отцы наши, пророки и патриархи, во смирении взывающий Отцу: Аз же есмь червь, а не человек, к Тебе, Отче, привержен есмь от чрева Матери, Девы Богородицы, Бог Мой. Сей приял благословение от Бога Отца, Сей приял род ищущих Господа – христиан, и вознесением отверзл врата вечныя.
Святые отцы видят в богодухновенной Псалтири глубокий смысл – ключ разумения всего Священного Писания.
«Земля даде плод свой» – разумеется: Богородица роди Иисуса Млада – Превечного Бога. Яко дождь сходит на руно тихо, тако Христос сниде во утробу Девы, ключи Девы не вредив.
«Междорамие в блещании злата» есть Крест Христов, а «глас грома Твоего в телеси» – проповедь евангельская в мире сем.
«Петь в десятострунной псалтири» – когда весь человек телесный в пяти чувствах и сокровенный, внутренний – умом, волею, чувствами духовными, совестью, памятью в десяти заповедях воспевает благочестием Бога.
Когда пророк возглашает в псалме «слава моя», разумеется душа человеческая, а слава Божия – лицо Господа. Суета же есть богатство и честь. А смирение есть и сокрушение духа, и состояние безблагодатное, ибо прах и пепел человек, не рожденный от Духа, и не имеет жизни вечной. А «град ограждения, Сион, селение Божие» есть Церковь.
Беззаконие же есть грех первородный. Ложь конь во спасение – сила, богатства, прах, ибо погиб Голиаф и погиб фараон с войсками. А достояние непорочных есть Царствие Небесное, бо Агнец Божий принес за всех единую жертву на Кресте.
Дух Святый движет ум человеческий и воспевает Христа, поправшего гордость сынов Адамовых, и украшенного добротою, кротостию и правдою, и утвердившего престол Богочеловеку на небе. Ибо ныне Господь сил с нами вовеки, и вся языцы восплещите руками в радости и пойте Богу нашему Христу. Человек малым чем умаленный от ангела и в чести от Творца сый, но беззаконием приложися скотом несмысленным.
Жертва хвалы на пути жизни сей, где спасение и сыноположение. Пророк взывает: Воспою и пою во славе моей, – то есть в естестве человеческом Христа Бога, истину и милость, Его воскресение и вознесение, и будет слава Его по всей земле. А без покрова Божия человек «яко стена преткновенная и оплот разрушенный». Мерило – веса совести и суд души.
А «венец лета благости Божией» – воплощение, и воскресение, и вознесение, и дарование Духа. Агнец Божий «взошел еси на высоту Креста, пленил еси плен, отверзл рай, ибо Господня исходища смертная на Голгофе даровало воскресение, и сокрушил главы врагов – демонов и смерти. Шествие Бога – евангельское домостроительство Христа, с князи – апостолами, посреде дев – душ уверовавших.
Претерпел Христос поношение и суд от братии Своей – народа Израилева, по плоти человеческой – одеяние, вретища, и был в притчу, и глумились о Нем. Как сын Адамов взывал Богочеловек: Услыши Мя, Господи Отче, не отврати лица Твоего от Отрока Твоего, – перед Своими страданиями.
У неуверовавших во Христа двор и жилище их – тело и душа, пусты, без благодати живущие, ибо приложися беззаконие – грехопадение в раю, с прародительским грехом к беззаконию богоубийства.
«Яко дождь на руно, яко капля, каплющая на землю» было Боговоплощение и пришествие в мир, и бывает в душу верного. Воспевает Псалтирь: яко посреде земли во Иерусалиме спасение, где Господь стерл еси главы змиев в воде – в святом крещении, как в Красном море, сокрушил силою Креста врагов – роги грешных – силу демонскую. А рог Праведного – Крест Христов – вознесется в день Суда. В Сионе, в Церкви, благодать сокрушает крепостью луков, оружие и меч брань сатаны и спасает вся кроткия земли, даже до дня гнева – Страшного Суда, дня десницы Вышняго Отца- Единородного Сына Иисуса Христа.
— Боже, во Святем Иисусе, Сыне Божием, путь Твой, ибо приводит к Отцу. Много чудес было Иакову и Иосифу, а евангельская проповедь, яко молния, осветила всю вселенную. В разуме пророческого озарения Давид от лица Христа взывает внимать евангельскому закону. В притчах ганания – где тайны возвещает иному роду христианскому, Бог не избрал ни Иосифова, ни Ефремова колена, в идолопоклонство впадшие золотым тельцом, ни скинию Силомскую, а избрал колено Иудино, исповедующее Бога, и Сион – Церковь Христа, и Давида в пастыря.
Пророк оплакивает разрушение Иерусалима и древнего храма и просит Спасителя мира очистить грехи народа, овец пажити Своей, да возвестим хвалу Твою.
Боже сил, призри с Небесе и посети виноград с десницею Отчею и Сыном Человеческим – Иисусом Христом.
Радуйтеся Богу душею и телом, то есть в Псалтири с гусльми, в новомесячьи – в день Богоявления Христа. Аз бо есмь Господь Бог Твой Христос, изведый Израиля из земли египетския, и распятый, и воскресший.
Христос взывает, что в воплощении Его среди людей мнози стали друзи Его и братие Его – Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси – по благодати усыновления и обожения. Дух через Давида взывает: Воскресни, Боже Христе, суди земли – людям земнородным, яко Ты во всех языцех, верующих во Христа.
В псалме 82 пророк возвещает о временах антихриста, когда восстанут на верных потомки Идумейска, сыны
Исава, Исмаилите, от Агари рожденныя, Моав – сыны Лотовы, и агаряне, и иноплеменники, и ассирийцы.
В день предсубботний – пятницу, псалом прославляет Крест Христов, когда сотворен был Адам. Ибо теперь мы людие Его, Христа, и овцы пажити Пастыря Христа Бога.
— Вино веселит сердце, и хлеб – тайна тела и крови Христовых. В псалмах закон Божий упоминается как заповеди, свидения, оправдания, словеса, судьбы, пути, стези, советы.
Христос воспевается яко блажен Муж, Иже греха не сотвори; жезл есть Крест Христов, узы Его – закон Божий. Христос уснух и спах и возстах – в воскресение, и поразил Крестом врагов. И знаменася на нас свет лица Бога Отца – Христос Господь, даровавший таинство пшеницы и вина – причащение.
Слышится в псалмах глас Христа: «в мире усну на Кресте, яко Ты, Отче, вселил Мя еси во гроб. Вонми гласу моления Моего, ибо никтоже прииде к Отцу, токмо Мною». И глас души: «Воскресни, Господи, гневом Твоим и возстани и пошли обетование», – ибо человеком смерть и Бог Судитель праведен, и Человек победил диавола и смерть. И чудно имя Иисуса, о Нем же всяко колено небесных и земных и преисподних поклонится.
Иисусе Христе, что есть человек – потомок Адама, яко помниши его, егда Слово плоть бысть и вселися в ны, и умалил Себя, став Человеком. И Бог вся покорил по воскресении и вознесении, яко Царю веков и уготова на суд престол крестный, за правду даруя жизнь вечную нищим и убогим, во аде праведникам и всем верным.
Словеса Господня чиста, очищена седмерицею – семью дарами Духа и таинствами и семью соборами.
Глас души человеческой – Сына Божия к Богу Отцу — послет Ти помощь от Святого Христа Спасителя, помянет жертву Твою на Голгофе, исполнит вся прошения и воскресит из мертвых, ибо силою Твоею возвеселится Царь Христос, и желание сердца Его – спасти людей, Спаситель яко Человек взывал к Отцу: избави от оружия – от смерти и ада, душу Мою, спаси Мя от уст Львовых и от рог – от диавола.
Поведа имя Твое, Отче, братии Моей – апостолам, Христос открыл тайну спасения, ибо обнищавшему нас ради Христу похвала в Церкви, где ядят убозии и насытятся тайныя пищи ттела и крове Христовы, и Господь, яко Добрый Пастырь, пасет верных на месте злачне, да верный взыдет на гору Господню Небеснаго Иерусалима. От лица человечества Спаситель взывал: грех юности Моея и неведения в раю Адамов не помяни, виждь смирение Мое и труд, виждь враги Моя – смерть, демоны, ад, сохрани душу Мою и избави Мя, яко скры Мя в селении Своем в теле плоти. На камень горы Голгофы вознесе Мя. Не отврати лица Твоего от Меня, яко отец Мой Адам и мати Моя Ева оставили Меня в грехе первородном. Верую видети благая Господня на земли живых: рай, небо, Царствие Небесное Услыши, Господи, глас моления в вертограде на Кресте, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое – искупленных на Кресте, яко да воспоет Тебе слава Моя, душа человеческая, по образу и подобию Божию созданная, взысках Господа Вседержителя, творя волю Его, и услыша Мя, яко нищий волею обнища, да обогатит человека, и ополчится ангел Господень окрест боящихся Его – верующих во Христа, ибо от крещения приставляется верному хранитель ангел, и вкушает плоть и кровь Христову, и видит, яко благ Господь, дарующий живот вечный.
Богатии Иудеи обнищаша с жертвами законными за неверие во Христа, а взыскающие верою Христа имеют жизнь вечную, яко чада Божий, и хранит их Господь и избавит души раб Своих оружием Креста Христова и щитом воскресения.
Душа Христова возрадовалася, когда яко Бог сошел во ад и разрушил его. Яко человек, взывал Христос Отцу: вонми суду – искал бо Иудеем жизнь вечную, а они Ему – смерти. Суди Ми, Господи, по правде Твоей, и воскрес Христос Бог из мертвых, и со славою вознесеся на небеса, и седе одесную Бога Отца, да возрадуются и возвеселятся вернии, ибо мир, благодать им оставляет Спаситель и Церковь до скончания века, и язык Мой – род христианский, поучится правде Евангелия, ибо на небеси милость Твоя – Богочеловек на престоле Своем, яко умножил милость – даровал всем спасение, и упиются благодатию от тука дому Твоего – Церкви святой, яко у Тебе, Христе Боже, источник живота, а тамо падоша вси делающий беззаконие – демони с неба спали, неверные после Страшного Суда изриновени будут в геенну огненную. Открыт ко Господу путь Твой, повинися Господеви, ибо кротцыи наследят землю – Царство Небесное.
Христос же юнейший бех, яко Отроча младо, но Превечный Бог, Ветхий деньми, состарехся, ибо обогати человека Божеством, и седе на небе, и весь день в веке сем милует, и взаим дает благодать Свою, ибо спасение праведных от Господа, и поможет им Господь.
Слово 3. Христос Бог – слава и упование псалмопевцев
Пророку Даниилу архангел Гавриил возвестил о Христе Спасителе, что помазан будет Святый святых, и заглажены будут преступления, и возсияет правда вечная, и смертию Своею Христос после 69 седмин – 483 лет- утвердит Новый Завет – Евангелие вечное (Дан. гл.9).
Пророк Иона воспевал трехдневное воскресение Христа.
Пророк Захария ликовал, взывая – ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима. Се Царь Твой Христос Спаситель Богочеловек грядет к тебе праведный и спасающий, кроткий, готовый на заклание, сидящий на ослице и на молодом осле, призывая к Себе сынов Израиля и язычников (Зах.гл.9).
Пророк Михей возвещал о Вифлееме, где родится от колена Иудина Владыка Христос, Царь вечный (Мих. 5:1-2).
Пророк Софония ликовал, созерцая время Богоявления (Соф. 3:14-15).
В книге Премудрости Соломона (гл.2:12-20) глубоко и прямо открывается злоба и ярость сынов противления на Праведника Иисуса, Сына Божия. Иудеи не познали тайн Божиих и предадут Сына Человеческого на оскорбление, и мучение, и бесчестную смерть за то, что называет Отцом Своим Бога.
А пророка Исайю именуют евангелистом ветхозаветным, ибо он возвестил в главе 53 в озарении Духа Святаго тайну спасения рода человеческого – в глубоком смирении умален Сын Божий паче сынов человеческих – Той же язвен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония наша, наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы исцелехом. На Голгофу, яко овча на заколение, ведеся, дабы даровать нам воскресение, усыновление и Духа Святаго.
Прииде бо Сын Человечь взыскати и спасти погибшаго (Лк. 19:10>).
Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла: всяк, падый на камени том, сокрушится, а на Нем же падет стрыет его (Лк. 20:17-18).
И будут верные «равни бо суть ангелом и сынове суть Божий, воскресения сынове суще» (Лк. 20:36).
О Христе ап. Иоанн говорит, что Он Бог Слово и мир сотворил, Он и жизнь, и свет, и Слово плоть бысть и вселися в ны и видехом славу Его, яко Единородного от Отца, исполнь благодати и истины. Бога никто не видел, а Сын Человеческий, Сын Божий, явился как Агнец Божий, вземляй грехи мира. Иисус говорил Никодиму, который, видя Его чудеса, познал, что Он от Бога пришел: «Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие. И никтоже взыде на небо, токмо сше-дый с небесе Сын Человеческий, Сый на небеси» (Ин. 3:5,13), подобает вознестися Сыну Человеческому на Кресте, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3:15).
«Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный» (Ин. 3:16).
Отец бо любит Сына, и вся даде в руце Его. Веруяй в Сына имать живот вечный, а иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем (Ин. 3:35-36).
Учение Христово напояет водою от Духа для жизни вечной и научает поклонятися Отцу духом и истиною, Бог есть Дух и иже кланяется Ему духом и истиною достоит кланятися (Ин. 4:24).
Перед страданиями Своими Господь говорил: «Ныне иду к Пославшему Мя, да Утешителя пошлю вам, и пришед Он обличит мир о гресе и о правде, и о суде. О гресе убо, яко князь мира сего осужден бысть» (Ин. 16:5-11).
«Дух Истины наставит вас на всяку истину. Он Мя прославит, яко от Моего приимет и возвестит вам. Ибо вся елика имать Отец – Моя суть и Аз иду к Отцу… Елико аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам. Доселе не просисте ничесоже во имя Мое: просите, и приимете, да радость ваша исполнена будет. Аз изыдох от Отца и приидох в мир и паки оставляю мир и иду к Отцу. Но дерзайте, яко Аз победих мир. И рече Иисус: Отче, прииде час, прослави Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тя. Се же есть живот вечный – да знают Тебе единаго истиннаго Бога и Егоже послал еси Иисуса Христа. Аз прославих Тя на земли (дело спасения со-верших). И ныне прослави Мя Ты, Отче, славою, юже имех прежде мир не бысть. И Моя вся Твоя суть, и Твоя Моя. И вероваша яко Ты Мя послал еси. О сих молю, святи их во истину Твою: Слово Твое истина есть. Яко же Мене послал еси в мир, и Аз послах их в мир, и за них Аз свящу Себе, да и тии будут священи во истину, да вси едино будут, якоже Ты, Отче, во Мне и Аз в Тебе, да и тим в нас едино будут. И Аз славу, юже дал еси Мне, дах им, да будут едино, яко же Мы едины есьмы. И да разумеет мир, яко Ты Мя послал еси, и возлюбил еси их, яко же Мене возлюбил еси. Отче, ихже дал еси Мне, хощу да идеже есмь Аз, да и тии будут со Мною, да видят славу Мою, юже дал еси Мне. И сказал Господь: Царство Мое несть от мира сего, яко Царь есмь Аз. Аз на сие родихся и на сие приидох в мир, да свидетельствую истину, и всяк, иже есть от истины, послушает гласа Моего. На суде у Пилата иудеи кричали: Распни, распни Его! Пилат не видел во Иисусе никакой вины. Иудеи же обвиняли: Мы закон имамы, и по закону нашему должен есть умрети, яко Себе Сына Божия сотвори. Иисус же, нося Крест Свой, изыде на лобное место, идеже пропяша Его, и с Ним два злодея. Воины же, егда пропяша Иисуса, прияша ризы Его и сотвориша 4 части, коемуждо воину часть, и хитон. И сбылось Писание – разделиша ризы Моя себе и о иматисме Моей меташа жребий. Иисус же, приклонь главу Свою, сказал: Совершишася (спасение рода человеческого, и то, что писали пророки)» (Ин.16-19).
После воскресения же говорил Господь ученикам Своим, называя их братиею: Восхожду к Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему. И показал им руце и нозе и ребра Своя, рече им: Мир вам. Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы. И дуну и глагола им: Приимите Дух Свят. Фома же взывал: Господь мой и Бог мой. И пишет Иоанн Богослов: Да веруете, яко Иисус есть Сын Божий, и да верующе, живот имате во имя Его.
И подвижники благочестия с великою любовию призывали Иисуса Христа, Спасителя нашего везде, всегда и гласно, и умно в сердечном внимании и покаянии – Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.
В Псалтири, как в раю, насаждено все. Полезное и нужное, вся жизнь человеческая, состояние духа, движение ума, открывается покаяние, добродетель, бого-хваление, благодарение, славословие Бога. Сам Господь наш Иисус Христос освятил эту божественную книгу, выражая Свое состояние псаломски: «Боже Мой! Боже Мой! Векую Мя оставил еси» (Мк. 15:34). Восходя на гору Елеонскую, воспевал хвалительные псалмы: 112, 113, 114, 115, 116, 117.
И апостолы внушали назидать себя псаломски, воспевая их в веселии сердца.
Первые христиане всегда и везде воспевали псалмы. Земледелец, идущий за плугом, жнец на ниве своей, виноградарь, пастухи пели псалмы как любимую песнь народа Божия.
У древних иноков было три занятия псалмопение, рукоделие и молитва. И пение 12-ти псалмов было внушено ангелом Божиим. Совершалось круглосуточное пение Псалтири в обители неусыпающих. Пели псалмы в часы 3-й, 6-й, 9-й с древних времен. Псалмопение есть пища наших душ, истинная и непорочная, ибо преподается горнее и божественное любомудрие. И душа беседует со Святым Духом, и освящается душа и тело, и на скрижалях сердца человеческого изображается закон, ведущий к жизни вечной. Отцы молились перед псалмопением: «Господи Иисусе Христе! Отверзи очи и уши сердца моего, чтобы услышать мне словеса Твои и исполнить волю Твою. Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего». И Владыка многомилостивый по снятии покрывала страстей давал милость созерцать тайны Священного Писания душевными очами и уму восходить в святилище славы Божией, и в поэтической форме воспевать примирение славы Божией с человечеством. Псалтирь дышит святостью и богодухновенностью. В усладительном сладкопении язык выговаривает псалмы, а ум молится.
Святой Василий поучает, что святая Псалтирь душеполезна, Бога славит вкупе со святыми ангелами, и воспевает, и за весь мир Бога молит. И ты, брате, в богохвалении потерпи Господа, и сохрани пути Его, и вознесет тя, еже наследити землю, и открыет очи твои, да разумееши чудеса от закона Господня.
«Вельми бо есть полезно, еже поучатися псалмом и прочитывати прилежно Псалтирь, ибо уне есть солнцу престати от течения своего, нежели оставити Псалтирь», – глаголет Иоанн Златоуст.
Пение Псалмов уши украшает, ангелы на помощь призывает, демоны устрашает, тьму неведения прогоняет, святыню содевает, ум просвещает, заглаживает грехи, веру прибавляет, и надежду, и любовь.
Псалмопение петь – хвала Божия – душу возвышает, уста очищает, сердце веселит, мир Христов в разуме водворяет и премудрость, и величие, и крепость Божию прославляет, и благословение Божие призывает, и Творцу, и Богу, и Царю, и Отцу Небесному усыновляет.
Святой Афанасий говорит, что в словах Псалтири «измерена и объята вся человеческая жизнь: все состояние души, все движения мысли… Нужно ли совершить покаяние и исповедь, угнетает ли тебя скорбь и искушение, гонят ли тебя или строят против тебя козни, уныние ли овладевает тобою или, видя себя счастливым, а врага униженным, желаешь ли принести Богу благодарность и похвалу? – все могут найти в божественных псалмах наставление» (Еп.Феофан. Псалмы 1, 2 и 51, 1897, с.15).
Церковное правило говорит: «разумно да будет, како подобает особь пети Псалтирь», начиная умиленно:
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Царю Небесный, Трисвятое по Отче наш, и тропари, глас 6:
Помилуй нас, Господи, помилуй нас: всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим, помилуй нас.
Слава: Честное пророка Твоего, Господи, торжество, небо Церковь показа, с человеки ликуют ангели, того молитвами, Христе Боже, в мире управи живот наш, да поем Ти: Аллилуиа.
И ныне: Многая множества моих, Богородице, прегрешений, к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя: посети немощствующую мою душу и моли Сына Твоего и Бога нашего дати ми оставление, яже содеях лютых, едина благословенная.
Господи, помилуй (40 раз). Та же молитва Святей Живоначальней Троице:
Всесвятая Троице, Боже и Содетелю всего мира, поспеши и направи сердце мое начати с разумом и кончати делы благими богодухновенныя сия книги, яже Святый Дух усты Давидовы отрыгну, ихже ныне хощу глаголати аз, недостойный, разумея же свое невежество, припадая молюся Ти, и еже от Тебе помощи прося: Господи, управи ум мой и утверди сердце мое, не о глаголании устен стужати си, но о разуме глаголемых веселитися, и приготовитися на творение добрых дел, яже учуся, и глаголю: да добрыми делы просвещен, на судищи десныя Ти страны причастник буду со всеми избранными Твоими. И ныне, Владыко, благослови, да воздохнув от сердца, « и языком воспою, глаголя сице: Приидите, поклонимся (трижды).
Таже постой мало, дондеже утишатся вся чувства, рцы: Блажен муж: разумно, со умилением и вниманием сердечным.
На Руси Псалтирь была настольной книгой, ибо по ней учили детей грамоте и страху Божию, и псалмопение возгревает молитвенный дух и любовь к своему Создателю. Все, как бы в богатой сокровищнице, собрано в книге Псалмов. Псалмы входят в православное богослужение.
Блаженный Филимон, предаваясь подвижническим трудам, вил верви и плел корзины, которые отдавал эконому, получая от него хлебцы, коими питался. У него было правило: пропевать за ночь всю Псалтирь и песни неспешно, без суетливости. Молясь и услаждаясь созерцанием небесного, ум его пребывал в духовном радовании, осеняемый божественным просвещением.
Больше всего св. авва Филимон услаждался чтением Псалтири: «Бог так напечатлел в душе моей силу псалмов, как в самом пророке Давиде, и я не могу оторваться от услаждения сокрытыми в них всяческими созерцаниями; ибо они объемлют все Божественное Писание» (Добротолюбие, том 3, стр.262).
Так же преподобный отец наш Спиридон, подвижник Киево-Печерской лавры, имея страх Божий и ища премудрость Божию, знал на память всю Псалтирь, каждый день пропевая ее. Тридцать лет трудясь с другом своим Никодимом в печении просфор, он совершал ежедневное богохваление, воспевая Псалтирь, и сподобился дара чудотворения.
Чтение Псалтири по умершим есть благочестивый обычай в Православной Церкви. Над телом умершего монаха и мирянина непрерывно до погребения и в память его после погребения читать Псалтирь «со умилением и сокрушением сердечным, разумно, со вниманием, а не борзясь, якоже и умом разумевати глаголемая».
На каждой славе читается молитва «Помяни, Господи, Боже наш…», положенная в конце последования на исход души, воспоминая имя усопшего, а по окончании кафизмы – Трисвятое по Отче наш, тропари и положенную на каждой кафизме молитву, начиная затем новую кафизму словами: «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу…».
* * *
Ключ к Псалтири. – М.:»Аксиос» – 2002 г.
|