Восьмидесятые годы XX века.
Преподаватель научного атеизма спрашивает студентку:
- Так что же, Вы не знаете кто такая Надежда Крупская?
Та совершенно искренне отрицательно мотает головой.
Преподаватель не унимается: - А кто такой Ленин Вы знаете?
- Нет, не знаю.
- А Вы сама-то откуда будете?
- Из деревни Упорово.
Преподаватель в задумчивости подходит к окну:
- Может действительно бросить вот так все и уехать в Упорово?
Часть первая
Люди стремятся к иным формам жизни. Жизнь и так окружает нас полным до горизонта кольцом, но нам хочется иных форм жизни, хотя бы для себя. Поэтому в июле 1985 года нас, филологов, отправили на фольклорную практику в Упоровский район.
- Будете как Шурик из "Кавказской пленницы" собирать сказки, песни,
тосты, - шутил руководитель нашей группы. Сам он оставался в Упоровской
гостинице, а мы, разбившись по небольшим группам, разъезжались по
ближайшим глухим деревням.
Нам четверым: мне и трем одногруппницам Ирине, Тане и Людмиле предстояло покорять языковые просторы деревни Бызово.
Деревня эта представляла собой одну длиннющую улицу вдоль реки Тобол.
Сельсовет был совмещен с фельдшерско-акушерской службой, поэтому он
размещался в старой избе со столом, в котором хранилась печать, и новым
гинекологическим креслом прямо перед этим столом. Добрая старушка
отметила наши командировочные.
Девицы мои косились на гинекологическое сооружение.
А я смотрел на белый флажок, который лениво трепыхался над зданием сельсовета.
- А чего он белый? - решился я спросить старушку.
- Он был красный, но как его в 1918 году повесили, с тех пор никто и поменять не решался.
Разместили нас в здании начальной школы, выдав чугунную сковородку и
три набора постельного белья. Столовой не было, сельмаг располагался
только в Упорово. Туда как раз завезли одеколон,
поэтому основная часть жителей деревни Бызово потянулась в Упорово кто
на машинах, кто на телегах, кто на тракторах, а кто и на комбайнах за
предметами первой необходимости. Я вернулся оттуда с двумя булками хлеба
и банкой тушенки.
Было очень тихо. По дороге я завернул в местный клуб полюбопытствовать. Клуб был старым сараем, где Зорро
распластал своей саблей киноэкран на мелкие кусочки, а по краям
сломанных деревянных кресел располагались метровые сталактиты из
щелканных семечек и окурков. Пустынно.
В первые же часы к нам прибился местный мужичок, синий портаками (наколками) с ног до головы, - "Пятница",
который с вожделением смотрел на нашу пачку индийского чая. Я
дружелюбно отдал ее ему и он тут же сварганил на нашей плитке почти
белого чифирю, и закинувшись, рассказал, что в деревне у них пятьдесят парней и только три девчонки.
- Так что твои далеко не уйдут, - сформулировал он нечто о моих одногруппницах.
- Что ж так? - поинтересовался я.
- Раньше сядешь, раньше выйдешь, - открыл он мне закон жизни.
"Бедные бызовские девушки", - подумал я.
Бызовских юношей мы увидали вечером, и появление их было фантасмагорическим:
- Без пятнадцати шесть на скамейки единственной улицы села
Бызово вышли старушки, у каждой из который в руках имелся непременный
набор из старенькой тарелочки и ножа.
- В шесть часов по деревне прогнали коров, которые шли
степенно домой, полные молока и раздумий о вечности. Задумавшись, они,
конечно, оставляли после себя свежие лепехи коровьего дерьма.
- Бабушки принимали коров и уходили в дома.
- И вот тут появлялись они. На мотоциклах: явах, чезетах, уралах, ижаках и просто минсках, именуемых в простонародье "козел". Загорелые и белобрысые, в белых майках и черных рабочих штанах, с непременными чюнями (резиновыми галошами) на ногах, они летели через единственную улицу деревни Бызово как триумфаторы.
- И свежее коровье дерьмо разлеталось из под их колес во все стороны как победный салют.
- Доехав до конца деревни на скорости, они разворачивались и разъезжались по домам.
- Старушки выносили свои тарелочки с ножичками и соскребали дерьмо хотя бы с окон.
Это зрелище повторялось здесь кинематографично и ежедневно.
Чифирный Пятница принес нам немного картошки и даже предложил помыться в
бане у его матери-старушки. После четырех отсидок, он был добрым, наш
новый синекожий друг. Мы пожарили картошки, поели и стали думать, как бы
нам пройтись по домам и пособирать фольклору.
Но тут к нам пришли три юноши, которые вежливо спросили, которая из
девушек моя, и стали в простых и доходчивых формах склонять одногруппниц
к началу половой жизни. Разговор закончился на повышенных тонах, и один
из визитеров был отправлен в накаут чугунной сковородкой по голове.
Прошипев сакраментальное: "Быстрее сядешь, быстрее выйдешь", юноши отправились восвояси.
Я пожалел о дедовском "Зауэре", который зря остался лежать в моем
диване дома. Что оставалось делать? Мы пошли в баню к маме Пятницы.
Девчонки мылись, а я сторожил их снаружи, рассматривая выставку тюремного творчества.
Трое остальных сыновей нашей хозяйки мотали сроки и трогательно
отправляли матери-старушке носовые платки, на которых пастой из
шариковых ручек, разведенной в одеколоне, были изображены различные
сцены, многие из которых носились в виде наколок моим народом.
Было там, правда, несколько изображений церквей, но не в религиозном
смысле. Платочки эти были прибиты большими гвоздями прямо к стене.
Вечером нам пытались выбить мотоциклом входную дверь, но попытка увенчалась неуспехом.
Утром нас разбудили выстрелом из двух стволов в окно, под которым
спал как раз я. Девушки мои быстренько скатились под кровати, все было
засыпано стеклами. Человек - стрелявший, склонился в комнату с
лучезарной улыбкой и букетиком полевых цветов, снова был вырублен
чугунной сковородкой.
И мы в спешке покинули гостеприимное Бызово огородами, "татьянами"
скользя на свидание с холодным Онегиным, вооруженным сковородкой.
Да, надо сказать, бызовским девушкам не позавидуешь.
Часть вторая
У моего друга жена легкомысленно относилась к головным уборам зимой и
заболела менингитом. Пока она болела, она посмотрела фильм "Шоу-герлс", и
так была поражена фильмом, что уехала работать стриптизершей на Ближний
Восток, кажется в Бейрут. Может у нее и нет особой фигуры и пышных
форм, но там [важны] белые волосы и Восток.
Еще через несколько времени мы возвращались с моим секретарем из
командировки, после Рождественских чтений в Москве. Нам почему-то
попался "штабной" вагон. Секретарь мой имел особенность выпить банку
крепкого пива и тут же превращаться в безумца. И вечером он очень хотел
стать безумцем, но я как-то уложил его спать. Напротив нас в купе ехала
миловидная девушка по имени Елена. Она не училась и не работала в
столице, "просто возвращалась". Ну и ладно.
Утром я застал своего секретаря уже похмелившегося и втыкающего
перочинный нож в настенную подушку как раз над спящей Леной. Я дал ему
еще, и он улегся спать. Проснувшаяся Лена сделала вид, что ничего не
произошло. Мы разговорились, и выяснилось, что Лена родом из деревни Бызово. Я вспомнил нашу чудесную летнюю фольклорную практику, короче мы поболтали о кое-чем общем.
А еще через полгода, мы с сыном возвращались поздно вечером из
типографии, я сдавал газету, а его не с кем было оставить дома. И
встретили пару девушек: менингитную жену-стриптизершу и Лену из
московского поезда. Оказалось, что они напарницы. Работают стриптизершами,
теперь уже в Берлине. Тут же под каким-то фонарем показывали мне
фотографии из отелей и стрип-клубов. Лена, кажется, немного стеснялась.
Разговор про западных мужиков и их нравы я замял за малолетностью моего
сына.
Но что менингит - это страшная болезнь, связанная с половыми извращениями, он, кажется, запомнил.
Я понял про девушек из Бызово. Они, как и все мы, ищут новых форм жизни.