Ресурс для мирян
Главная | | Регистрация | Вход
Среда
15.05.2024
03:58
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2014 » Октябрь » 4 » FAQ: Философия Древней Руси
02:03
FAQ: Философия Древней Руси

6 фактов о философской традиции Византии, ее рецепции на Руси и роли паламизма

 

Если полагать философию рациональным типом деятельности, то философия предполагает определенную автономию от других видов духовной деятельности — от искусства, науки и богословия. Если так понимать философию, то в чистом виде философии в Древней Руси не было, поскольку древнерусская культура была тотально религиозна. Мы восприняли культурную традицию у греков, у Византии, прежде всего перевели на язык Кирилла и Мефодия ту часть византийского наследия, которая была связана с христианством, — священные тексты Библии, литургические песнопения и жития святых.

Философия привходила в эту культуру как некий побочный, дополнительный контекст, связанный прежде всего с духовной мудростью, но она все-таки была. Творения Платона были своего рода античным «ветхим заветом» для христианской традиции. И неслучайно один из просветителей словенских, Кирилл (Константин), назывался Философом. Он обучался у лучших учителей философии и риторики в Константинополе и одно время сам преподавал философию и был библиотекарем в храме Святой Софии. Философ — это было очень высокое звание. Может быть, выше его было только звание Богослова. Апостол и евангелист Иоанн Богослов, св. Григорий Богослов, Иустин Философ (мученик II века), Кирилл (Константин) Философ.

1. Понимание философии в Древней Руси

За основу бралось определение святого Иоанна Дамаскина, который сыграл для Востока ту же роль, которую Фома Аквинский сыграл потом для Запада, то есть роль систематизатора восточного греческого богословия в ту пору еще не разделенной Церкви. Дамаскин жил в VII–VIII веках, он происходил из благочестивой христианской арабской семьи, родом из Дамаска, из Сирии, которая тогда была православной. И в своей книге «Источник знания» он дал шестичастное определение философии, которое многократно переводилось в разных славянских списках.

Помимо того, что философия мыслилась как познание сущего, в это определение входило также и «попечение о смерти», то есть философия как память о смерти. Такое определение мы тоже взяли из платоновского «Федона»: «Философия есть наука умирать». Кроме того, философия понималась им как уподобление Богу, как теозис. Именно в этом состояла основная задача христианского философа — научиться быть подобным своему Божеству.

2. Первый философский текст Древней Руси

Философия Древней Руси

Философ Алексей Козырев об учении Григория Паламы, первом тексте древнерусской философии и апофатическом богословии

Первым таким текстом можно считать «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона (XI век), которое было написано в жанре византийской гомилетики. Это проповедь, прочитанная в Десятинной церкви над усыпальницей князя Владимира, крестителя Руси. Эта проповедь построена по хрии, то есть по всем канонам византийской проповеди: сначала парабола, притча из Ветхого Завета, потом обращение к Новому, а потом и некая мораль — что же дало христианство Руси?

«Прежде мы были, как скоты бессловесные», — говорит митрополит Иларион, — «шуйцу и десницу не разумели, не знали, где право, где лево, к земному прилежали и ни мало о небесном не пеклись. Но послал нам Господь заповеди, ведущие в жизнь вечную». И дальше в духе антиномической византийской диалектики Иларион говорит о том, как изменилось сознание русичей: «И не по-иудейски хулим, но по-христиански славословим, и не совет творим, как распять, но Распятого с креста снимаем».

Не трехчастная диалектика, «тезис — антитезис — синтез», как у Гегеля, но двухчастная, как в византийском акафисте. Своего рода метафизические качели. «Радуйся, высото неудобовосходимая человеческими помыслы, радуйся глубино неудобозримая и ангельскими очима». И создается как бы напряжение между двумя безднами, созерцание, от которого душа испытывает восторг, возвышенные чувства и слезное умиление.

3. Идеи исихазма

Конечно, для Руси очень важно было, чем жила Византия до поры, пока Византия не пала от «агарян», под ударами турок в 1453 году. Нельзя сказать, что эти связи были совсем уж тесными, но раз Константинопольский патриарх Филофей посылает преподобному Сергию в 1372 году в леса под Радонежем крест и митрополичий параман с золотым крестом, то это означает, что молитвенный подвиг русского инока был известен и в Византии. А подвижничество Сергия пришлось на время расцвета исихазма в Константинополе, «умного делания», которое идет от египетских отцов пустыни V века, но в XIV веке специфицировался в учение епископа Фессалоникийского Григория Паламы и выразил себя в паламизме — учении о божественных энергиях.

Наш замечательный филолог Гелиан Михайлович Прохоров еще в прошлом веке ввел в оборот термин «политический исихазм», который подхватили (кто-то полемически, а кто-то с восторгом) и который означал, что исихазм не просто был молитвой священно безмолвствующих, не просто некой тишиной уединения в монашеской келье, но определенным месседжем в социальную жизнь. Прежде всего это идея симфонии Церкви и государства, идея догматического союза, который должен объединять кесаря, владыку светского, и патриарха, духовного владыку.

И победа исихазма в константинопольских спорах, утверждение паламизма на Константинопольском соборе 1351 года и ряде других поместных соборов значило очень многое, в том числе и для Руси. Выбирался определенный тип духовности, где собирание духа в его цельности, молитвенное созерцание, аскеза, стремление к надмирному, к созерцанию нетварного Фаворского света ставилось гораздо выше, чем не только радости земные и прелести мирской жизни, но и в каком-то смысле успехи рационального богопознания. Палама, конечно, наследник платоновской традиции в философии со свойственным ей мистицизмом, с упованием на то, что человеческий взор может проникнуть в занебесную область, может созерцать надзвездные выси.

4. Философия паламизма

Политическая философия Аристотеля

Историк Александр Марей об уравнивающей справедливости, понятии полиса и природе рабства

Понятие энергии, которое выбирает Палама, аристотелевское. Поэтому в паламизме мы видим интересный синтез Платона и Аристотеля. Мы не можем познать Бога по существу и не можем сами стать богами по сущности, но мы можем вступить в соработничество с Богом через его божественные энергии. Это соработничество по-гречески называется «синергия». Эти энергии нераздельны и неслиянны с сущностной природой Божества. И, что очень важно, они нетварны, и именно в этом состоял спор Григория Паламы с Варлаамом и Акиндином, в котором он одержал победу, а Варлааму и Акиндину была произнесена анафема.

Поэтому вторую неделю Великого поста Православная церковь празднует именно память Григория Паламы, так же как первую неделю она празднует Торжество Православия, прежде всего в память об Иоанне Дамаскине, утвердившем иконопочитание. То есть эти фигуры, пожалуй, равно значимы для восточного православного богословия.

5. Особенности богословско-философских текстов Руси

И в России паламитские тексты, не столько тексты самого Паламы, сколько, может быть, круг источников, связанный с духовным молитвенным созерцанием, — Божественные гимны Симеона Нового Богослова, «Диоптра» («Зерцало») Филиппа Монотропа (Пустынника), «Лествица» Иоанна Лествичника — через юго-восток, через Болгарию проникали в Киев, Псков, Новгород, а затем и в Москву.

И поздняя, уходящая палеологовская Византия дает это мощное богословско-философское завещание своей преемнице — поднимающейся Руси. Те тексты, которые появляются у русских богословов, может быть, и не носят слишком самостоятельного характера, но часто являются компиляцией этой духовно-аскетической литературы, а также и Ареопагитского корпуса — компендиума текстов, приписываемых святому Дионисию Ареопагиту, судье афинского ареопага, обращенного апостолом Павлом.

На самом деле эти тексты возникли позже и являют собой пример христианского неоплатонизма — апофатического богословия, где Бог мыслится как пресущественный мрак, излучающий из себя божественный свет. И вот этот свет, мистика света, которая и в католическом богословии по-своему выражается в учениях Гроссетеста, Фомы, она выражается и в православном богословии: Бог — это «Солнце незаходимого света». И поэтому аскет, монах, исихаст должен подготовить себя к такому подвигу, чтобы сподобиться созерцания этого нетварного света.

В этом плане мы видим отражение (или выражение) этого света и в иконе «Преображение» Феофана Грека, и в «Троице» Андрея Рублева, которая была посвящена преподобному Сергию, и в иконах Дионисия — эти истонченные, как бы изнутри светящиеся пальцы святых монахов, аскетов. Все это косвенным образом, конечно, выражает собой влияние той самой мистики нетварного света, которая раскрывается в паламизме в середине XIV века в византийском богословии.

6. Возврат к паламизму в Новейшее время

Интересно, что, когда на Западе происходит ренессанс неотомизма в начале первой четверти XX века — это связано и с критикой модернизма, и просто с обращением к классическому наследию, когда появляются фигуры Жильсона, Маритена, — православные, оказавшиеся в эмиграции, тоже задают себе вопрос: а что же является спецификумом нашей православной философии?

И происходит новое возвращение к паламизму в русской эмиграции: отец Георгий Флоровский с его идеей неопатристического синтеза, архиепископ Василий Кривошеин, протопресвитер Иоанн Мейендорф, архимандрит Киприан Керн — все это славные имена русских богословов XX века, которые как бы заново открывают наследие святителя Григория Паламы, переводят его тексты, пишут книги о Паламе, то есть это такой наш ассиметричный ответ «лорду Керзону». Вот у вас томизм, а у нас паламизм!

И действительно, после того, как в 1959 году выходит книга протопресвитера Иоанна Мейендорфа «Введение в изучение Григория Паламы», в католических журналах на Западе начинается бурная дискуссия: кардинал Шарль Журне, друг Маритена, другие ученые монахи критикуют паламизм за то, он разделяет Божество как нечто абсолютно единое на сущность и энергию. Во всяком случае, возникает некое поле для дискуссий, а значит, и для встречи Востока и Запада в современном христианском богословии XX века.

«Святыня под спудом», то наследие, которое представляет собой паламизм в истории Византии и Древней Руси, вдруг начинает раскрываться и дает определенный импульс религиозной философии XX века, вытесняя в определенном смысле гностическую по своим истокам софиологию Владимира Соловьева, Флоренского, Булгакова.

кандидат философских наук, доцент кафедры истории русской философии философского факультета МГУ, заместитель декана философского факультета МГУ

Просмотров: 1173 | Добавил: Ривалдо | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Октябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Форма входа
Именины перлы Талмуд брачные знакомства объявления Гоголь молитва горький крестьянин Аверкий Антихрист Апокалипсис Таушев бог евреи логика православие юмор Школа Святой Олег Брянский Старец Власий старец адрес как добраться до старца Телефон старцы Оптина пустынь Святые благотворительность Иконы троица прозорливый священник полезное ссылки история Махнач не убий цитаты семья Георгий Победоносец святой Георгий Спас нерукотворный Христос Апостолы Николай Угодник монастыри Афон Николай Чудотворец апологетика чистота икона Благословение Символ веры Исповедь Таинство видео выживание психология спорт Дружба старообрядцы ислам Александр Дьяченко Грубас Псалтырь Дьяченко звуки природы юродивый каппадокия Византия Шаварш Карапетян шахматы православный сайт знакомств иврит вера память смертная надежда терпение Сталин Вернадский Гёте наука и религия БЛАГОДЕЯНИЯ БОЖИИ слава Богу за все
Категории раздела
Святые [23]
Святые – это не просто добрые, праведные, благочестивые люди, а причастные Богу, очистившие и открывшие свое сердце для Бога.
Старцы и прозорливые священники [14]
Старчество в России начало практиковаться в 1800-х годах в Белобережской пустыни под Брянском .
Иконы [12]
Иконы в древней Руси называли Библией для неграмотных.
Полезное [33]
Например, полезные ссылки
История [10]
История - это наука предостережения!
Семья [7]
Когда я и моя жена расходимся во мнениях, мы обычно поступаем так, как хочет она. Жена называет это компромиссом. Марк Твен
Бог [4]
Бога человекам невозможно видети, на него же чини ангельстии не смеют взирати...
Монастыри, храмы, церкви, часовни [2]
Апологетика [10]
Выживание [3]
Разное [7]
Таинства [2]
Психология [1]
Книги [6]
Другие религии [6]
Животные [2]
Архив записей
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Total users: 48
Copyright MyCorp © 2024