Ресурс для мирян
Главная | | Регистрация | Вход
Среда
15.05.2024
19:18
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2017 » Июль » 8 » БАДАНОВ А.С. - БЕСЕДЫ О ЛИТУРГИИ (БЕСЕДА №39) (ТОЛКОВАНИЕ МОЛИТВЫ "ДОСТОЙНО ЕСТЬ")
23:18
БАДАНОВ А.С. - БЕСЕДЫ О ЛИТУРГИИ (БЕСЕДА №39) (ТОЛКОВАНИЕ МОЛИТВЫ "ДОСТОЙНО ЕСТЬ")

На прошлой  беседе мы с вами рассмотрели земной путь который прошла пресвятая Богородица. Это был поистине крестный, тяжелый, полный скорби путь. Верующему человеку просто невозможно без духовного трепета смотреть на те события через которые прошла Богоматерь. Но именно через Её согласие принять участие в приходе Христа в этот мир, мы получили спасение от Господа. Как говорил Иоанн Златоуст – «Дева (Ева) изгнала нас из рая, через Деву (Марию) мы обрели вечную жизнь – чем осуждены, тем и увенчаны».

Итак, мы продолжаем занятия по истолкованию Божественной Литургии. На прошлых занятиях мы начали детальный разбор Евхаристического Канона и остановились на том месте, где Церковь призывает всех верующих прославить пречистую Богоматерь.

Напомню, что перед этим, священник тайно приносит Богу службу о всех почивших святых. Давайте вспомним текст этой молитвы – «Еще приносим Ти словесную сию службу, о иже в вере почивших, праотцех, отцех, патриарсех, пророцех, Апостолех, проповедницех, евангелистех, мученицех, исповедницех, воздержницех, и о всяком дусе праведнем в вере скончавшемся». После этого священник принимает кадило от диакона. Воздавая честь Дарам, он кадит Тело и Кровь Христовы и, заканчивая тайную молитву, возвышает голос и громко обращается ко всем предстоящим в храме – «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии».

Напомню, что текст Анафоры (Евхр. Канона) нельзя воспринимать, как некую конструкцию из различных молитв и возгласов, но это единый цельный текст который частью читается тайно, частью возглашается в форме возгласов, а частью поется. Слово «изрядно», которое мы слышим в возгласе, переводится, как «особенно». То есть священник приносит Богу словесную службу о всех святых, перечисляя их по порядку, и потом, как бы возлагая высший венец на этот сонм святых, говорит – «но более всего, то есть изрядно, особенно, мы приносим Тебе словесную сию службу о Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной, Славной Владычице нашей Богородице». Божья Матерь стоит во главе сонма святых, прославляемых Церковью. Святитель Семион Солунский пишет: «После священнодействия вспоминаются все, так как получили этою жертвой спасение, воспоминаются святые, так как они спострадали Христу и теперь с Ним про­славляются; а особенно (т.е. изрядно) воспоминается Всесвятая и единая Богородица, потому что как тогда, так и теперь Она есть спасение всего мира, и мы все воспеваем Ее надеясь спастись через Неё».

Мы так часто обращаемся к Богоматери с просьбой о нашем спасении, но как-то абстрактно и как-то отдалено представляем Её ходатайство о нас перед Богом. Нередко у новоначальных христиан я слышу подобную мысль - «Конечно, Она Матерь Христа, Она питает к Нему самые теплые и нежные чувства, как к Сыну и как к Богу, но где я тут грешный, я иногда боюсь даже поднять глаза, чтобы посмотреть на Её икону». И какое же удивление происходит, когда говоришь человеку – «А разе ты не знал, что Она и твоя Мать тоже?». Как же часто мы забываем, что когда Богоматерь стояла у Креста своего Сына, Господь посмотрев на Нее и на апостола Иоанна, который поддерживал Деву Марию, произнес – «жено, се, сын твой» (Иоан.19:26). Затем, как передает сам Евангелист Иоанн, Господь обратил Свой взор на апостола Иоанна и произнес – «се, Мати твоя» (Иоан.19:27). Это удивительный момент, страдая, изнемогая от боли, прибитый ко Кресту Бог печется о Матери, научая и нас до самого последнего издыхания заботится и прилагать всякое попечение о своих родителях. Но в этот моменте есть и ещё один важнейший момент для всего христианского мира. Священномученик Серафим (Чичагов) говорит – «Радуйтесь, подвизающиеся в вере, желающие спасения! Матерь Божия, конечно, с вами, искренними учениками Сына и Бога Своего, ибо в лице святого апостола Иоанна Сам Христос усыновил вас Богоматери» (Слово на Покров Пресвятой Богородицы).

Страдающий на Кресте Христос, усыновляя Ей Иоанна, тем самым и всех нас, православных христиан, усыновил Божьей Матери. Ровно с того момента, все, кто принимает крещение и следует учению Спасителя, является Её ребенком. Мы все – Её дети. И в этом контексте очень ясным и понятным становится пророчество старца Семиона, сказанное Ей около ветхозаветного Храма – «И Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец» (Лук.2:35). Чьих сердец помышления должны открыться Божьей Матери? И почему эти помышления настолько сильно будут трогать Её сердце, что будут буквально пронзать нежное сердце Богоматери? Дело в том, что это наши сердца открыты Божьей Матери. И именно потому, что Она, Пречистая видит в нас Своих детей, именно поэтому грех гнездящийся в нашем сердце буквально пронзает Её сердце. Подумать только, о нас грешных, заботится и молится Сама Богоматерь, каждый из нас Ей настолько дорог, что находится в Ей сердце.

Хочу напомнить из прошлой лекции, что православная иконография очень точно изображает исполнившееся пророчество старца Семиона. Икона, которая раскрывает нам это пророчество, называется «Семистрельная». На ней Богоматерь изображена пронзенной в сердце семью стрелами или ножами. Это семь смертных грехов человечества – гордыня, зависть, чревоугодие, блуд, гнев, алчность (корыстолюбие), уныние.

Мы так часто говорим и задумываемся о том, какие у нас отношения с Богом, но почти никогда не думаем о том, какие у нас отношения с Божьей Матерью. Мы – Её дети. Она не просто исполняет послушание Богу и из призмы послушания смотрит на нас как на Своих детей. Мы и есть Её дети. В противном случае, наши грехи, наши помышления не пронзали бы Её сердце, не подвигали к непрестанной молитве и плачу о всех нас. Да, братья и сестры, как бы это не было странным, но Она плачет даже там в Раю и есть не мало свидетельств святых видевших слезы Богоматери. Это горькие слезы, от которых плачут даже иконы. И увы, если мы думаем, что Божья Матерь плачет о ком-то там, но не о нас лично. В этих слезах есть и твое имя и твоя жизнь. Божья Матерь знает тебя, знает тебя лично. Как земная мать знает своего ребенка, так же и Пречистая Мария знает каждого из нас, только куда глубже чем любой из живущих на земле людей.

Протоиерей Александр Ветелев профессор Московской Духовной Академии, так пишет в своих сочинения – «У каждого из нас две матери: одна мать, которая нас родила — это мать по плоти, а другая наша духовная Мать — Матерь Божия. Наша мать по плоти, как бы мы ее ни любили и не оберегали, рано или поздно, но покидает нас, умирает. Матерь же Божия никогда и никого из нас не покинет. Она всегда с нами. Она слышит нас, внемлет нашим мольбам. Она там, где горе, несчастье, слезы. Она простирает руки Свои к нам, покрывая своим покровом. Недаром святой Андрей, Христа ради юродивый, был восхищен духом на небо и не увидал там Богоматерь. Ибо Она не столько на небе, сколько на земле, среди людей, чтобы помогать им, чтобы утирать слезы обиженным, утешать скорбящий, укреплять надеждою немощных и несчастных, и всех нас, обращающихся к Ней за помощью. Как нам не величать, не благодарить, не прославлять Божию Матерь за все Ее благодеяния роду человеческому.». (Ветелев А., прот. Рождество Пресвятой Богородицы)

И вот мы, Церковь Христова обращаемся с умилением к Божьей Матери и поем –
«Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу,  Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим  и славнейшую без сравнения Серафим,  без истления Бога Слова рождшую,  сущую Богородицу Тя величаем».
Какие удивительные и величественные слова Церковь посвящает Богоматери. И действительно, изрядно, с особым усердием о ком мы ещё можем вспоминать перед Христом, как не о Его Пречистой Матери?

Следует сказать, что молитва «Достойно есть» состоит из двух частей и причем совершенно различного происхождения. Немного забегая вперед, скажу, что первая ее часть значительно моложе второй.

В 8 веке в городе Дамаске жили родители известного всему миру преподобного Иоанна Доамаскина. Благочестивые супруги тратили почти все свои доходы на то, чтобы выкупать пленных и заключенных людей из темниц. Однажды, они увидели совершенно осиротевшего христианского мальчика по имени Косма и решили взять его к себе. Мальчик был родом из Иерусалима. Благочестивая чета воспитывала маленького Косму наравне с родным сыном Иоанном. Чтобы дети были грамотны и в православной вере и в светских науках, родители выкупили у арабов пленного ученого монаха из Калабрии. Как повествует предание, дети с особой жадностью впитывали все чему их учил инок. Однажды, инок-учитель сообщил их родителям, что Косма и Иоанн знают все, что знал их учитель и вполне сами могут учить других. Родители щедро отблагодарили инока и отпустили его назад в монастырь Саввы Освященного, откуда он и был украден в рабство. Вскоре после смерти отца, будущий святой монах Иоанн становится первым советником при дамасском калифе. Тем временем церкви пришлось терпеть особое испытание. Греческий император Лев Исаврянин восстал против православного иконопочитания. Друг детства Косма убедил Иоанна выступить на защиту иконопочитания и даже написать апологетическое сочинение защищавшее почитание икон. Кстати, некоторые труды Дамаскина написаны в соавторстве с Космой. Апология настолько была блестящей, что вскоре разлетелась по всему греческому Царству и дошла до императора Льва. Иконоборец ложью и клеветой побудил калифа думать, что Иоанн Дамаскин готовит заговор Не став разбираться калиф повелел отрубить Иоанну Дамаскину руку. Это была та самая знаменитая история, когда по слезным молитвам Иоанна и Божья Матерь чудесным образом прирастила Иоанну отрубленную руку. После этого случая, Иоанн и Косма раздали все свое имущество и отправились в монастырь Саввы Освященного. В нижней части иконы Богоматери, через которую Дамаскин получил чудесное исцеление, он приделал серебренное изображение руки. Икона впоследствии получила название Троеручицы. После явления Богоматери, Иоанн начал писать богословские труды и песнопения, которыми он и прославился на весь мир. Сам Косма, который поощрял Иоанна на этот благословенный труд, так же удостоился увидеть пречистую Богоматерь. После этого посещения он составил для Неё знаменитую песнь «Честнейшую Херувим…». Предание говорит нам, что Сама Богоматерь явилась Косме и сказала следующие слова - «Приятны Мне песни твои, но эта приятнее всех других, приятны Мне те, которые поют духовные песни, но никогда Я столь близка не бываю к ним, как когда поют они эту новую песнь твою…». Сама Божья Матерь засвидетельствовала об особой благодати этой молитвы, сказав что не бывает Она к молящимся настолько близка, как когда они поют эту молитву.

Впоследствии святой Косма был рукоположен во епископа Маиума. Почил он в глубокой старости в 787 году.

Почти два века Церковь пела эти так милые и близкие сердцу Богородице слова - «Честнейшую Херувим  и славнейшую без сравнения Серафим,  без истления Бога Слова рождшую,  сущую Богородицу Тя величаем».

И вот 11 июня 982 года на святой горе Афон произошло удивительное явление. Недалеко от русского Андреевского скита, в овраге стояла келия одного старца. Однажды старец отлучился по своим делам оставив на ночь в келии своего послушника. Глубокой ночью в дверь келии постучался неизвестный монах который смиренно представился Гавриилом. Так как ночь на Афоне это время молитвы, гость разделил молитвенной правило послушника. И вот, когда послушник уже приготовился петь «Четнейшую херувим», гость неожиданно сделал замечание, сказав, что в их местах поют по-иному, добавляя перед «Честнейшую херувим» такие слова – «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего». Удивленный послушник решил добавить эти слова к молитве. И вдруг, икона Божьей Матери «Милующая» перед которой молился послушник, начала сиять ярким таинственным светом. Послушник в этот момент почувствовал такую неземную радость, что даже зарыдал от умиления. Он попросил гостя записать эти чудесные слова, чтобы не забыть их. Как свидетельствовал потом послушник, что гость пальцем написал на каменной плите эти слова и что камень под его рукой был словно воск. После этого гость исчез, а икона некоторое время ещё продолжала излучать таинственный свет. Вскоре вернулся старец.

Возбужденный увиденным, послушник все поведал своему наставнику. Старец сразу же понял, что в эту ночь в их келии побывал сам архангел Гавриил. Вскоре на Афоне был созван Собор старцев на котором был поведано о случившемся. После услышанного весь Собор единодушно воспел «Достойно есть», а плиту на которой архангел чудесно начертал неземные слова молитвы, старцы отправили патриарху Николаю в Константинополь, как свидетельство случившегося чуда. С тех пор к так понравившейся Богоматери песни «Честнейшую херувим» составленной святым Космой, Церковь прибавила и слова которые чудесным образом открыл христианскому миру архангел Гавриил. Песня «Достойно есть» с тех пор стало одним из любимых православных песнопений и оно поется во время каждой Литургии, а так же в заключении определенных частей службы или в конце ее. Эта молитва так же оставлена нам для ежедневного пения в утренних молитвах.
Нужно сказать, что икона Божией Матери «Милующая» с того времени стала называться «Достойно есть». Празднование ее памяти было установлено на 11 июня, в день чудесного посещения архангела Гавриила.

Икона легко узнаваема. На ней представляется поясное изображение Богородицы у Которой на правой руке восседает прильнувший к Ней Младенец Христос со свитком в руке. Традиционно перед иконой молятся при душевных и телесных болезнях, при начале и окончании всякого дела, при эпидемиях, о счастье в браке, и при несчастных случаях.

Теперь давайте детально разберем слова этой молитвы и рассмотрим таинственный смысл, который скрыт в этой удивительной молитве.


Слова «Достойно есть» с которых начинается молитва, нужно понимать, как – поистине, то есть справедливо. Божья Матерь достойна всякого прославления и ублажения. У православного человека, который деятельно уже стал членом Церкви, никогда даже не встанет вопрос – справедливо ли такое прославление Божией Матери? Безусловно, в высшей степени справедливо. Эти слова являются в некотором роде духовным камертоном для христианина. Они настраивают на особую духовную торжественность, величественность и высоту. В домашней молитве я никогда не советую читать эту молитву сразу. Скажите «Достойно есть» и сделайте небольшую паузу. Прикоснитесь к этой торжественности. Эти слова неземного происхождения. Приготовьтесь, ведь сейчас вы обратитесь к Самой Божьей Матери. Это обращение должно быть одновременно торжественным и умилительным, исполненным всяческого смирения. Ведь поистине справедливо и достойно, что мы ублажаем и прославляем Богоматерь.

Слово «воистину» переводится, как истинно, а слово «блажити Тя», переводится, как «ублажать Тебя». Эти слова отсылают нас к тем Евангельским событиям в которым беременная Дева Мария встречается со своей родственницей Елисаветой. Бог благословил двух Женщин дети Которых в буквальном смысле родятся, чтобы изменить мир, изменить и преобразить всю вселенную. От благословения Господня, Дева Мария исполнилась Духа Божьего и произнесла удивительные слова, которые впоследствии Церковь назовет – «Песнь Богородицы». В этих словах Богоматерь пророчествует о том, что Ее, хрупкую, кроткую, смиренную и скромную девушку будут ублажать все народы, по всей земле. Она сказала - «величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды, что сотворил Мне величие Сильный» (Лук.1:46-49).

Что значит – ублажать? Ублажать означает прославлять, восхвалять. Богоматерь говорит о родах, тут имеются ввиду все грядущие поколения людей. Синодальный перевод несколько не точно передает слова этой песни. Когда Божья Матерь говорит, что возрадовался Её дух о Боге Спасителе, то далее стоит слово «Что». Получается – «возрадовался Мой Дух, что призрел Он на смирение Мое».  В Церковнославянском переводе все намного проще. Там стоит частица «яко», которая переводится, как – «потому что».  То есть Божья Матерь говорит, что ее будут прославлять все народы (почему?) потому что - сотворил Бог Ей величие. Какое? – Сделал для Нё неслыханное и величайшее дело: Она – Матерь Мессии!

Следует сказать, что Сама Богородица при земной жизни чуждалась и всячески избегала земной славы. Даже в тот момент, когда Она уже знает, что Бог избрал Её для совершения Боговоплощения, даже тога, Она называет Себя смиренной Рабой. Она всегда держалась в стороне и никогда не приходила разделить славу Сына. Вот Христа прославляют за совершённые чудеса, вот встречают Его криками «Осанна» и постилают одежды пред Ним, но нигде не видно Богоматери, она Сама смиренно уходит и находится как бы в тени Своего Сына. Но вот над Христом совершают поругание, Его бесславят, прибивают к Кресту, тогда Божья Матерь рядом с Ним. Но Сам Бог прославляет Деву Марию. В Евангелии от Луки рассказывается случай, когда среди с жадностью слушавших Христа людей, одна женщина воскликнула - «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (Лк. 11:27). Эта женщина конечно не знала, что больше тридцати лет назад, юная Дева сказала Елисавете «Ублажат Меня все роды», а Елизавета ответила Ей: «Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего». Женщина даже не подозревала насколько точно она подтвердила исполняющееся пророчество об ублажении Богоматери, сказав «Блаженно чрево». Неизвестная женщина ублажила, то есть прославила Богородицу. Посмотрите, Господь не только не опровергает прославление Своей Матери, но подтверждает правильность такого поступка. Христос лишь указывает на то, что блаженными могут стать все, кто слушает и исполняет то о чем Он учит -
«Блажены слышащие слово Божие и соблюдающие его!» (Лк, 11, 28). Это было первое публичное, открытое при всем народе ублажение Божией Матери.

Ещё раз напомню, что первая часть молитвы имеет нечеловеческое происхождение. Молясь и восхваляя Богоматерь этими словами, христианин как бы примыкает к небесному сонму ангелов и вместе с ними воспевает величайшую славу Матери Творца.
Мне очень близка мысль митрополита Иллариона (Алфеева), в своей книги «Церковь. Небо на земле» владыка пишет о Богоматери следующее – «Она настолько приближена к Богу, что является единственной как бы границей между тварным и несотворенным естеством, то есть между естеством Божественным и человеческим, и все знающие Бога познают и Ее — как Место Невместимого; и все восхваляющие Бога воспоют и Ее после Бога».

Важно помнить, что именование Девы Марии Богородицей это православный догмат. Когда мы говорим – Богородица – мы исповедуем тайну Боговоплощения, тайну в которой Мария родила Слово Божие дав Ему человеческое естество. То есть само слово – Богородица или Богоматерь – для православных христиан является не меньшей святыней чем исповедание Символа Веры или других догматов Церкви. Эти именования Девы Марии следует произносить с благоговением не только в молитве, но и вообще когда мы употребляем их в речи.
Как мы узнали из прошлых занятий, почитание Девы Марии началось ещё при Её жизни. Многие люди стремились увидеть Её хотя бы краешком глаза. После Её Успения слава и почитание Богородицы распространилась по всей вселенной. Она Мать Бога. Бесчисленным потоком мир изливал и продолжает изливать к Ней свои молитвы.
Впервые Дева Мария была названа Богородицей в середине III века, в сочинениях Дионисия Великого. Христианский мир буквально сразу же подхватил это именование Девы Марии и стал использовать его в литургической жизни. Но уже в 5 веке возникла ересь, которая по своей природе не меньше чем ересь нечестивого Ария.

В то время Константинопольскую кафедру возглавлял архиепископ Несторий. Он имел представительный вид, был небольшого роста с выразительными глазами рыжей шевелюрой. Как свидетельствует историк Сократ Схоластик, Несторий по характеру был очень честолюбив и отчасти вспыльчив.

Возглавив Константинопольскую кафедру, Несторий начал вести борьбу с еретиками. Он закрывал арианские храмы и всячески притеснял еретиков. Сохранились даже его речи обращенные к императору Феодосию II в которых можно видеть его надменный и честолюбивый характер. Вот несколько цитат из них - «Дай мне землю, очищенную от еретиков, и я дам тебе небо», «Царь, раздави со мной еретиков, и я раздавлю с тобой персов».

Но как правило, надменная гордыня непременно уводит человека от Бога. Так произошло и с Несторием. Константинопольский архиепископ посчитал православные взгляды на учение Богоматери неправильными и начал прилюдно учить, что Деву Марию нельзя называть Богородицей, но следует называть Человекородицей или Христородицей или Богоприимицей. Несторий в своем учении умалял божественную природу Иисуса Христа. Христос по Несторию был не Бог, а человек, в котором жил Бог, при этом природа божественная и человеческая в Нем отделимы друг от друга. Это вызвало возмущение, тем более, что Божия Матерь считалась покровительницей Византийской столицы. Несторий учил, Дева Мария родила Христа не от Бога, но от человека, и только после -  преодолев человеческую слабость - Христос возвысился до Сына Божьего (мессии) и лишь тогда Он стал орудием спасения. Это безусловно ересь, которая окончательно была осуждена Церковью на Эфесском соборе в 431 году. Сохранилось даже постановление Собора,  которое гласит - «Святой собор, собранный благодатью Божией, по повелению благочестивейших и христолюбивейших наших императоров, в митрополии Ефесе, Несторию, новому Иуде. Знай, что ты, за нечестивые твои проповеди и противление канонам… низложен и лишен церковной степени».

Православная Церковь с самого основания учит, что в Лице Господа Иисуса Христа Бог соединился с человеком от самого зачатия Христа в утробе Девы Марии и что Христос, будучи совершенным человеком, есть совершенный Бог и потому мы именуем Пречистую Деву – Богородицей.

Иногда почти невозможно перевести на русский язык многие слова церковно-славянского. При переводе теряется глубина и смысл самого слова. Часто чтобы перевести какое-то слово необходимо заменять его целым предложением. Слово «присноблаженная» происходит от слов «присно» и «блажити». Слово «присно» с церковнославянского языка переводится, как «всегда» или «беспрерывно». В полном Церковно-Славянском словаре протоиерея Григория Дьяченко, слово «присноблаженный» переводится, как «достойный всегдашнего прославления». То есть слово «блажити» нужно понимать, как «почитать достойной всяческой похвалы». И того, по-русски это слово будет звучать так – беспрерывно достойная всяческой похвалы и прославления.

В православной Литургике приставка «пре-» указывает на превосходную степень. То есть слово «Пренепорочную» следует понимать, как в высшей степени не имеющей никакого порока. Святоотеческое предание называет Богоматерь «непорочной и незнакомой с земными страстями» указывая на то, что Она никогда не согрешила, даже помыслом. Порочностью в богословии называют состояние греховности. Следовательно Божья Матерь не просто противоположность порочности, то есть святость, но даже свыше обычного о святости представления, чем свидетельствует приставка пре-. Божию Матерь так же называют «Пресвятой», в буквальном смысле «сверх-святой», этим подчеркивается превосходство Ее святости над святостью любого другого святого.

Но, говоря о термине о Пренепорочности Божьей Матери мы решительно отвергаем католическую ересь о непорочном зачатии Богоматери. Католики учат, что во время зачатия Марии святыми Иоакимом и Анной, будущая Богородица была очищена от первородного греха. Возникновение этой ереси появилось в следствии ложного понимания католиками самой сути греха. Католики учат, что грех это не сколько болезнь, сколько наследование нравственной вины. И в случае с Рождеством Богородицы, как учат католики, Бог очистил Её, то есть снял всякую вину и следствие вины, потому что предизбрал Её как сосуд для воплощения. Но в этом случае совершенно непонятным становится Её крещение, которое по древнему Синаксарию Она приняла от Иоанна Богослова. Более того, признание Богородицы чуждой первородного греха ставит под вопрос необходимость Её искупления и вообще Её нужду во Спасителе. Безусловно это ересь и причем идущая вразрез с Божественным Евангелием, где Матерь Божия прямо называет Бога Своим Спасителем – «и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» (Лук.1:47).

Часто в диспутах католики приводят в пример наш, православный канон Рождеству Богородицы, где в шестой песни есть такие слова - «Поем святое Твое рождество, чтим и непорочное зачатие Твое, Невесто богозванная и Дево: славят же с нами ангелов чини, и святых души». Католики нарочно пытаются запутать в своей ереси людей отказываясь видеть даже банальную последовательность событий о которых говорится в каноне. В шестой песни говорится о непорочном зачатии Христа, так как слово зачатие стоит после Рождества Богородицы, а не наоборот.


Что такое честнословие? Протоиерей Григорий Дьяченко в Ц-С словаре объясняет это слово, как предмет великих похвал и почестей.  В данном случае, церковь воспевает о том, что Богоматерь имеет несравненно больше похвал и почестей даже чем Херувимы и Серафимы, которые находятся в непосредственной близости с Богом. Более того, Церковь подчеркивает, что Её почесть и слава даже не сравнивается с почестью и славой Херувимов и Серафимов. Своей честью, Божья Матерь превосходит почитание вообще всего, что сотворено Богом. Ведь только Бог Отец и Преславная Мария могут обратиться к Иисусу Христу со словами – Сын Мой. Какое величие, какая слава. Она вторая после Бога. И Это величие даровал Ей Бог. Она Сама свидетельствует об этом говоря в Своей песни – «сотворил Мне величие Сильный».

Церковно-славянский глагол «истлети» переводится, как поддаваться порчи или повреждению. Например – «тленный мир» или «тлеет фитиль» и т.п. Когда Церковь говорит о том, что Богоматерь родила Христа без истления, то имеется ввиду безболезненно и неповреждённо то есть сверхъестественно. Говоря о неповрежденности, мы прежде всего исповедуем Её девственность. Божья Матерь была девственницей до Рождества Христова и чудесным образом осталась Девой и после.

Святой первых веков христианства Игнатий Богоносец упоминает чудесное девство Богородицы в числе трех тайн, которые были сокрыты от диавола. Святой Игнатия пишет - «От князя века сего сокрыто было девство Марии и Ее деторождение, равно и смерть Господа, три достославные тайны, совершившиеся в безмолвии Божием». Более того, литургическая жизнь Церкви удивительным образом сравнивает прохождение Христе через материнскую утробу без повреждения девственности с воскресением Христа и Его чудесным выходом из гроба без повреждения печатей - «Сохранив цела знамения, Христе, воскресл еси от гроба, ключи Девы невредивый в рождестве Твоем, и отверзл еси нам райския двери» (пасхальный канон, песнь 6).

Сегодня часто можно услышать протестантскую ересь о том, что у Богоматери были ещё дети помимо Христа. Приводятся какие-то непонятные факты раскопок и пр. Но протестанты, которые возвеличили тезис «solo scriptura» (только Писание), сами же пошли против Библии. Ведь о том, что Мария будет пребывать Девой и после Рождества Христова, пророчествовал пророк Иезекииль говоря – «И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены». (Иез 44:2).

Сектанты так же говорят о братья и сестрах Христа, которые упоминаются в Евангелии. Но это не родные братья и сестры Христа, а сводные. Это дети Иосифа, которые остались у него после первого брака. Когда супруга Иосифа умерла, Божиим промыслом он стал обручником Девы Марии, а Мария стала приемной матерью для детей Иосифа. Но Церковь от самого своего основания учит, что Мария была и осталась Девой. Впрочем Она и Сама о Себе свидетельствует в Евангелии отвечая благовествующему архангелу – «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лук.1:34). Святитель Иоанн Златоуст в толковании на Евангелие от Матфея пишет, что «такой праведник как Иосиф не мог решиться познать Деву после того, как она столь дивно стала матерью, удостоилась родить неслыханным образом и произвести необыкновенный плод».

Подчеркивая эту великую Тайну, Церковь прославляет Богоматерь, как Приснодеву, то есть как сохранившую девственность навсегда. Иоанн Дамаскин немного приоткрывает эту Тайну и говорит нам – «Господь как по зачатии Своем сохранил зачавшую Его Девой, так и по рождении сохранил девство Ее неповрежденным, один только пройдя через Нее и сохранив Ее заключенной. Зачатие совершилось через слух, а рождение обыкновенным для рождающихся путем... Ибо для Него не было невозможным — и пройти через врата, и не повредить их печатей. Итак, Приснодева и по рождестве пребывает Девой, не имев до смерти никакого общения с мужем... Да и каким образом Родившая Бога и из последовавшего затем опытно узнавшая чудо допустила бы соединение с мужем? Нет. Даже думать так, не то что делать, не свойственно здравомыслящему уму». (Точное изложение православной веры).

Слово Божие – (греч. Логос) – так в православии называется Вторая Ипостась Святой Троицы, воплотившееся в Иисусе Христе.  О Слове Божьем сказано в Евангелии от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1).  Ещё одно доказательство того, что Дева Мария именно Богородица, потому что родила вторую Ипостась пресвятой Троицы. Поэтому в молитве и говорится – сущую Богородицу – то есть истинную Богородицу восхваляем.  Но можно усмотреть и кое-что ещё в этих словах. Сущий (Иегова) – это одно из Имен Бога. Более того, Церковь учит, что Иеговой называется именно вторая Ипостась Святой Троицы, то есть Слово Божие. Даже сейчас вы можете посмотреть на икону Христа и в Его нимбе прочитаете три греческих буквы – O (омикрон), W (омега) и N (ню), которые образуют слово Сущий или в переводе Иегова. Это надписание имеет принципиальный характер, поскольку указывает на Божество Иисуса Христа, указывает на то, что Он и есть Иегова, Который говорил с Ветхозаветной Церковью. То есть тут можно увидеть указание на то, кого родила Дева Мария, Она родила Бога, Бог же есть Троица, какую из трех Ипостасей Она родила? Ответ – Иегову, Слово Божие.

Но не только поэтому мы называем Ее Богородицей. Иоанн Дамаскин в томном изложении православной веры учит, что Богородицей называется Мария, так же из-за православного учения об обожении человеческой природы - «Святая Дева мыслится и называется Богородицей не только ради Божественного естества Слова, но и по причине обожествления человеческой природы».

Заканчивается молитва словами – Тя величаем. Да, мы величаем, мы прославляем Пречитую, Преславную Божию Матерь. Мы прославляем Её, как пречудную лествицу соединившую землю и Небо. Мы прославляем Её, Ходатаицу вымаливающую милости для нас грешных. Мы величаем Её, как Матерь всех христиан, закрывающая нас как своих детей от гнева Божия. Мы величаем Её, как открывающую нам двери милостей и щедрот Божиих. Мы величаем Преславную Деву непрестанно молящуюся о нас и спасающую от различных бед. Мы величаем Тебя Пречистая, Преблагословеенная, Славная Богородица! Радуйся Благодатная, Господь с Тобою!

Анатолий Баданов
Воронеж. 30 января 2015

Категория: Апологетика | Просмотров: 808 | Добавил: Ривалдо | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Форма входа
Именины перлы Талмуд брачные знакомства объявления Гоголь молитва горький крестьянин Аверкий Антихрист Апокалипсис Таушев бог евреи логика православие юмор Школа Святой Олег Брянский Старец Власий старец адрес как добраться до старца Телефон старцы Оптина пустынь Святые благотворительность Иконы троица прозорливый священник полезное ссылки история Махнач не убий цитаты семья Георгий Победоносец святой Георгий Спас нерукотворный Христос Апостолы Николай Угодник монастыри Афон Николай Чудотворец апологетика чистота икона Благословение Символ веры Исповедь Таинство видео выживание психология спорт Дружба старообрядцы ислам Александр Дьяченко Грубас Псалтырь Дьяченко звуки природы юродивый каппадокия Византия Шаварш Карапетян шахматы православный сайт знакомств иврит вера память смертная надежда терпение Сталин Вернадский Гёте наука и религия БЛАГОДЕЯНИЯ БОЖИИ слава Богу за все
Категории раздела
Святые [23]
Святые – это не просто добрые, праведные, благочестивые люди, а причастные Богу, очистившие и открывшие свое сердце для Бога.
Старцы и прозорливые священники [14]
Старчество в России начало практиковаться в 1800-х годах в Белобережской пустыни под Брянском .
Иконы [12]
Иконы в древней Руси называли Библией для неграмотных.
Полезное [33]
Например, полезные ссылки
История [10]
История - это наука предостережения!
Семья [7]
Когда я и моя жена расходимся во мнениях, мы обычно поступаем так, как хочет она. Жена называет это компромиссом. Марк Твен
Бог [4]
Бога человекам невозможно видети, на него же чини ангельстии не смеют взирати...
Монастыри, храмы, церкви, часовни [2]
Апологетика [10]
Выживание [3]
Разное [7]
Таинства [2]
Психология [1]
Книги [6]
Другие религии [6]
Животные [2]
Архив записей
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Total users: 48
Copyright MyCorp © 2024