Николай I любил, когда
популярные в то время артисты играли спектакли непосредственно в
императорском дворце Царского Села. По окончании спектакля артистов, как
правило, приглашали отужинать в любимом зале императора – Янтарном.
Янтарную комнату подарил ему Фридрих Великий, и Николай очень дорожил
этим подарком.
И вот как-то после спектакля артисты Беккер и Годунов мало что выпили
лишнего, да вдобавок еще и поссорились. В ссоре же они так
раздухарились, что от слов перешли к делу, и Годунов швырнул в Беккера
тяжелой бутылкой от шампанского. Бутылка в Беккера не попала, но зато
разбилась, ударившись об стену, а на самой стене остался скол – кусок
янтаря отскочил от панно.
Присутствующие при этой сцене страшно перепугались, едва представив,
что будет, когда государь император узнает о порче дорогой ему отделки.
Кусок янтаря нужного размера и цвета найти сразу ни за что не удастся, а
значит, и починить панно быстро попросту невозможно.
Посадили, конечно, Годунова и Беккера под арест, но делу это никак и
ничем не помогло. Все ожидали императорского гнева. И если в результате
происшествия министр двора надеялся отделаться резким выговором, то
директор театра сильно опасался не менее как отставки. Что же до
виновников – то им пророчили приказ забрить голову и надеть красную
шапку, то есть, проще говоря, отправить на воинскую службу в солдатском
чине.
Так как Николай I в Янтарной комнате бывал практически ежедневно, то
буквально через несколько дней, любуясь игрою солнца в янтаре, он
заметил отсутствие крупного фрагмента в мозаике. Удивленный император
немедленно вызвал министра двора.
– Что сие значит?! – вопросил он, указывая на злосчастную стену.
Министр, заикаясь от страха, разъяснил, что мозаику испортили
артисты, после последнего спектакля выпив лишнего. О чем думал государь в
этот момент, мы уже никогда не узнаем, но он, печально взглянув на
своего министра, дал совет:
– Впредь, дорогой мой, артистам нужно побольше воды давать за ужином!
К удивлению и удовольствию все участников происшествия, дело тем и закончилось.
|