Ресурс для мирян
Главная | | Регистрация | Вход
Суббота
23.11.2024
21:07
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2010 » Декабрь » 20 » Житие и деяния святого отца нашего Андрея, Юродивого Христа ради (часть9)
00:24
Житие и деяния святого отца нашего Андрея, Юродивого Христа ради (часть9)

Проведя несколько дней в тюрьме вместе с остальными заклю­ченными, благочестивый тот мальчик был освобожден, как и все арестованные, после того как беззаконный царь-отступник погиб на войне. Когда, наконец, он оказался дома, стали расспрашивать его друзья, родственники и сверстники вместе с родителями, целуя его раны и говоря ему: "Что чувствовал ты, господин Феодор, когда висел на столбе и святую плоть твою разрывали когтями?" Он же отказался говорить. Все же, долго упрашиваемый, он нехотя рас­сказал им следующее: "Когда меня подвесили к столбу и начали пытать, сперва я с трудом терпел и, утешая себя, говорил: "Несчаст­ный Феодор, мужественно переноси и терпи эти страдания; иначе ты попадешь в самую середину вечного огня". И как только я это сказал, вдруг вижу: вот четыре евнуха с лицами, прекрасными, как роза. И один из них будто бы держит какую-то чашу, белую и блес­тящую, поражающую взгляд человека своим видом и приводящую в экстаз, а у другого в руках позолоченный сосуд, полный божествен­ного мира, словно источающего розовый аромат, остальные же двое держат на вытянутых руках белые, словно снег, покрывала, сло­женные вчетверо. Оказавшись позади меня, один из них говорит тому, кто держал сверкающую чашу: "Неси ее ко мне". А тот, под­неся чашу, говорит держащему позолоченный сосуд: "Вылей сюда". Он опрокинул сосуд, и излилось из него миро, проникнув в глаза мои наподобие молнии и через внутренности мои рассеявшись по всем членам, так что благоухание того мира победило и преодолело ужасные страдания, которые выпали мне из-за пыток. Наконец, один из них принес то самое полотно и, смочив в чаше, наложил на лицо мое и держал долгое время, так что от приятнейшего того удо­вольствия я, как уже говорил, забыл свои страдания. Когда наложивший полотно поднял его с моего лица, подошел другой, в свою очередь готовый наложить полотно, и они продолжали делать это до тех пор, пока терзавшие меня не остановились и не сняли меня со столба. И как только это произошло, они в то же мгновение отошли от меня. Я же, лишившись сладчайшего того удовольствия, сильно опечалился и даже хотел еще подвергнуться пытке. Ведь Бог уверя­ет нас, что это такая вещь, которой ум человеческий ничто не мо­жет уподобить. Ибо только начало и зрелище страданий несет ис­пытание, в то время как вся сила производимых пыток не чувству­ется, благодаря милости Божьей".

Так, стало быть, мой Епифаний, все тогда и закончилось. Я же поведал тебе об этом, дабы узнал ты, как святые ангелы кадят страж­дущим во имя Господа". Послушав об этом чуде, Епифаний внут­ренне задрожал и сказал, рассуждая в сердце своем о праведнике: "Сколь божественны слова человека, которого считают безумцем! А воистину безумные с отвращением смотрят на него, как на пар­шивого пса посреди города. Увы, в этом городе не найдется другого такого светоча, как этот святой".

Случилось так, что, пока Епифаний размышлял об этом, насту­пило время божественной литургии. Он встал и отправился в цер­ковь, потому что имел обыкновение всегда с большим рвением при­нимать участие в литургиях святой Церкви и пользоваться священ­ными книгами для потребностей своей души. А когда он вернулся, стол был накрыт, и они оба отведали даров Господа. Присутствовал при этом и я, недостойный, находясь между святыми Всевышнего, как пес, и наслаждаясь духовными беседами Андрея. Ведь он бла­годаря Святому Духу понимал языки других народов, какой кто хотел, так же как и трудные места Писания, какое бы ни было не­понятным, ибо в этом его образование достигло вершины. Был он также столь чист и красноречив и обладал такой небывалой проница­тельностью, что благодаря поразительному созерцанию Духа Святого, он знал умопостижимое и чувственное так же хорошо, как двадцать четыре буквы алфавита. Однако он общался только со мной и с Епифанием, когда ко мне являлся или к нему заходил, и никому друго­му даже ни единого слова по поводу Писания не произнес. Когда мы однажды сидели за трапезой, Епифаний сказал святому: "Отец мой, что означает "хлеб"?" Праведник ответил: ""Наилучшее", ибо Муд­рец, который должен был назвать его "наилучшим", изъяв йоту и сигму, нарек "хлебом"".

А Епифаний, улыбнувшись на это, снова с великим страхом по­вел речь о непостижимой божественности, и оба стали говорить, что "божественность есть дух, то есть некий дух, более скрытый, непо­нятный и невидимый, чем все его творения, весьма сладостный и несущий нескончаемую радость, тончайший, беспредельный и по­разительный, скорее умопостигаемый, чем созерцаемый, посколь­ку сущность его - каков он есть - не поддается описанию, и он не может быть исследован, потому что не вмещается в человеческий ум. Вот почему, когда божественность отворяет очи и становится видимой тому, кому пожелает, в его сердце изливается мед мол­нии - весьма сладостный - и, не останавливаясь, мощно захваты­вает его, мягчайший, благостный, невыразимый и вообще ни с чем не сравнимый. А находящееся над небесной твердью (то есть воз­дух), простирается на такую высоту, какую никто не может по­стичь. Ибо насколько поднимешься в рассуждении, настолько ниже окажешься, потому что эта вещь бесконечна. Положим даже, ты отыщешь вершину, но что тогда, по твоим предположениям, находится, в свою очередь, выше? Конечно же, грозное пространство, а затем огромное, неоглядное и бескрайнее море. Но оставь это и взгляни вот на что: ниже земли находится вода, под водой - пропасть, ниже пропасти - Аид, ниже Аида - бездна, ниже бездны - Эреб и воздух, темный и непроглядный, и опять: ниже бездны - бездна и ниже хаоса - хаос, и так далее. Я ведь часто спускался туда в видении, чтобы разглядеть предел земной кручи, и не находил. Затем я мысленно бросался и проходил с быстротой молнии сквозь мрачную бездну бездн, и, погрузившись в хаос и огромное, неоглядное море бездны и не столкнувшись ни со стеной облаков, ни с каким бы то ни было содержимым, я с трудом извлекал себя оттуда при помощи разумного и созерцательного духовного ока; И после своего восхождения оттуда я в непреодолимом видения отправился на восток; благодаря же силе Господа Саваофа я стал видеть все весьма отчетливо и вдруг узрел в одно и то нее время край земли и край неба. И снова прошел я ширь востока и нашел реку, на которой лежало небо, запирая изнутри поверхность земли. И я вдруг увидел оттуда множество вод земных и небесных, текущих на вос­ток, светящихся, белых и неописуемых. И снова я подался наверх и едва смог выйти из-под массы вод".

А после этого святой снова говорит ему: "Посмотри, сладчайшее мое дитя, какова будет у меня последняя речь к тебе, потому что более ты не взглянешь и не увидишь меня, ни живого, ни мертвого, ни даже мысленно. Я же расскажу тебе начистоту все, что в конце концов случится с тобой, чтобы ты всегда помнил обо мне и непрестанно хранил слова мои. Ведь после кончины отца твоего тебе пред­стоит принять монашескую схиму и стать знаменитым, по милости и благодати Единородного Сына Божьего. И распространится мол­ва о тебе, хотя и изменится имя твое в схиме. И когда овдовеет эта святая церковь, Господь побудит тебя стать светочем и проводни­ком, и опытнейшим пастырем заблудших душ. Тебе также предсто­ит проповедовать имя Христово, и жребий твой будет среди святых. Но ты, дитя, имей в душе своей страх Божий и люби Его всем серд­цем своим, и молись Ему непрестанно с обильными слезами. Вспо­минай и меня всегда в священных твоих приношениях, когда, со­вершая литургию, ты будешь стоять пред Господом в великом бла­гоговении и смирении. Послушай, Господь Бог будет тебе защитой, предоставив тебе более того, что ты заслужишь сам, а благословен­ная и прославленная Богородица станет наставницей и помощни­цей тебе. Посему подойди сюда, дитя, и давай вместе преклоним колени пред Господом и в последний раз помолимся".

И, став на колени, они стали молиться: "Отец, Сын и Дух Святой, животворящая и нераздельная Троица! Мы, бедные, блуждающие, нищие и нагие, не имеющие, где голову преклонить, молим Тебя! Во имя Твое мы склоняем колени наших душ и тел, сердца и духа, мы просим, призываем и умоляем тебя: Бог, Бог с грозным именем Саваоф, благой и святой Владыка, Создатель, Творец, Вседержитель, приклони ухо Твое и благосклонно прими просьбу, мольбу и про­шение нас, смиренных! Удостой нас очищения силой Твоей и име­нем Твоим, сострадательный и милосердный, великодушный и мно­гомилостивый Господь! Приди, Отец, Сын и Святой Дух! Приди, грозная молния божественности! Приди, грозная сила! Приди, во имя Отца и Сына, и Святого Духа, и благослови нас, и освяти! Смешай и наполни нас Святым Духом, сочувствуя прегрешениям нашим, ко­торые мы совершили в слове, деянии, желании или мысли. Умоля­ем Тебя: прости, оставь, отпусти их нам, добрый, мягкосердечный, снисходительный, сострадательный, многомилостивый! Не усты­ди нас и не отвергни от лица Твоего, о склоняющийся с радостью и очарованием сладчайшей любви к просьбам тех, кто любит Тебя. Прошу Тебя, Владыка, будь милостив к сыну моему, склонившему колени позади меня, ничтожного! Освети его очи вспышкой Твоей божественности, очисти его духовные чувствования Святым Духом Твоим, укрась размышления души его несказанным ароматом веч­но живой Твоей благодати, вдохни в него дух мудрости, дух силы, дух стойкости, дух любви, мира и кротости, дух обильных слез, дабы он, направляемый и ведомый ко благу священной Твоей десницею, сотворил все наилучшее для Тебя, обретя спасение в силе Твоей!"

Помолившись так, святой встал, поцеловал глаза Епифания, его лицо, и грудь, и руки, и, повелев ему спокойно пребывать в своей комнате, удалился, оставив его горько плачущим. Он отправился в места для прогулок, в нижние портики, и в течение всей ночи мо­лился за тех, кто пребывает в опасностях, в страданиях, в нужде и плену, и за весь мир. Затем он лег на землю и, узрев всех святых, пришедших к нему, словно друзья, с улыбкой на лице испустил дух. И вдруг аромат мира и фимиама распространился в том месте, где святой испустил дух. И тогда одна бедная женщина, жившая непода­леку в хижине, ощутив сладость благовоний и мира, благоухающих, несравненных и уму непостижимых, поспешно встала, попросила огня, и пришла в то место, откуда доносился аромат. Там она обна­ружила блаженного, окончившего свою жизнь, и божественное благоухание, источаемое еще сильнее прежнего, и поток мира, чудесно изливающийся от останков его, словно река. И побежала она, и с клят­вами стала рассказывать другим об этом чуде, призывая Бога в свиде­тели. И хотя многие побежали туда, но, приблизившись, никого уже не нашли, разве только удивились сильно аромату мира и фимиама. Останков же праведника нигде не смогли обнаружить, потому что Господь перенес их по своему решению в те места, которые знает один лишь Он, ведающий даже о тайных подвигах святого.

Скончался же блаженный Андрей, тайное солнце и столп огнен­ный высотою с небо, бедный странник и безумец ради Господа, отвергаемый всеми, в месяце мае, двадцать восьмого дня, проведя шестьдесят шесть лет в тайной борьбе - но Богу его служение было известно.

Я же, Никифор, милостью Вседержителя Бога находящийся в числе священников той великой церкви в Царице городов, которая названа Мудростью Божьей, описал эту удивительную и достойную хвалы жизнь отца Андрея, почитаемого среди святых; одно я уви­дел собственными глазами, а другое узнал от славного Епифания, ставшего здесь архиепископом, и прибавил к сочинению, благода­ря милости и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, у ко­торого слава и власть во веки веков. Аминь.


 

[1] Выражение τα σέλη έσθίων, вероятно, было очень грубым и означало что-то вроде «питающегося екстрементами»

[2] Под театром подразумевается ипподром, а сам поединок является реминисценцией известного библейского эпизода (1Цар. 17).

[3] Под толпой эфиопов подразумевается войско демонов, которые в византийской агиографии часто рисуются в облике темнокожих.

[4] Эта глава, по видимому, пердставляет собой пародию на богословский диспут между Епифанием и любителями схоластической мудрости, которых автор пытается выставить в смешном и глупом виде.

[5] Эта часовня была построена Василием I в первые годы его правления и служила религиозным центром для купцов, наводнивших Форум Константина (здесь он назван Константинопольским, как будто Андрей жил во времена, когда не было других форумов) в IX веке.

[6] Намазывание всего тела елеем напоминает обряд крещения.

[7] Виссон – тончайшее полотно.

[8] В день Страшного Суда каждому монаху будет дано по шесть крыльев, и он, таким образом, станет херувимом или серафимов.

[9] Возможно, четыре дракона греховности представляют антитезу четырем основным добродеделям.

[10] Порт у Золотого Рога, напротив Перы.

[11] Число узлов является напоминанием о четырёх драконах греха. Возможно, четверг выбран магом по той же причине.

[12] Сжигание магических инструментов считалось действенным средством против магии.

[13] Возможно, рыжие демоны, нападавшие в полночь на Епифания, противопоставлены огненным ангелам Господним, о которых речь пойдёт в нескольких местах ниже.

[14] «Халкопратеи», важнейшая часовня Девы Марии в Константинополе, была возведена в V веке и находилась на расстоянии примерно150 метров к северо-западу от Святой Софии.

[15] Византии Великий Пост не включает Страстную Неделю.

[16] Одна из старейших церквей в Константинополе. Во времена автора жития считалось, что ее воздвиг Константин I.

[17] То есть Бог решил, что существование людей будет ограничено этими веками.

[18] То есть Адам.

[19] Мысль о том, что число спасённых будет соответствовать числу падших ангелов, появляется также в западном богословии, у Григория Великого.

[20] Никифор смешивает разрушение Иерусалима римлянами в 70 г. н. э. и осквернение Храма при Антиохе Епифане в 169 и 167 гг. до н.э.

[21] Андрей, вероятно, - один из них.

[22] Этот день – или 14 декабря, или 20 января, или 17 августа.

[23] Эта усыпальница была построена около 400 года в юго-западной части Константинополя.

[24] Святая гробница представляла собой постройку базилики Матери Божьей во Влахернах (в северо-западном районе Константинополя). Считалось, что она была построена Львом I для хранения покрова Божьей Матери, который был привезен в Константинополь предположительно в его царствие.

[25] Поскольку ночь (время от заката до восхода солнца) разделялась на 12 равных частей, четвертый час соответствовал приблизительно 10-11 часам вечера, но вообще это зависело от времени года.

[26] Таким образом, этот человек не просто распутничал, но и грешил против Церкви, так как совершал соитие утром в воскресенье.

[27] Сынами Агари названы арабы.

[28] Слова «эллин» и «эллинство» в византийскую эпоху синонимичны словам «язычник» и «язычество».

[29] Стадий – мера длины, равная 184,97 м.

[30] То есть Святая София.

[31] Высшее в тексте жития уже говорилось, что Илия, Енох и Иоанн («Сын Грома») все еще живут на земле, хотя никто не узнает их.

[32] Это скорее пословица, чем загадка.



Просмотров: 745 | Добавил: Ривалдо | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Декабрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Форма входа
Именины перлы Талмуд брачные знакомства объявления Гоголь молитва горький крестьянин Аверкий Антихрист Апокалипсис Таушев бог евреи логика православие юмор Школа Святой Олег Брянский Старец Власий старец адрес как добраться до старца Телефон старцы Оптина пустынь Святые благотворительность Иконы троица прозорливый священник полезное ссылки история Махнач не убий цитаты семья Георгий Победоносец святой Георгий Спас нерукотворный Христос Апостолы Николай Угодник монастыри Афон Николай Чудотворец апологетика чистота икона Благословение Символ веры Исповедь Таинство видео выживание психология спорт Дружба старообрядцы ислам Александр Дьяченко Грубас Псалтырь Дьяченко звуки природы юродивый каппадокия Византия Шаварш Карапетян шахматы православный сайт знакомств иврит вера память смертная надежда терпение Сталин Вернадский Гёте наука и религия БЛАГОДЕЯНИЯ БОЖИИ слава Богу за все
Категории раздела
Святые [23]
Святые – это не просто добрые, праведные, благочестивые люди, а причастные Богу, очистившие и открывшие свое сердце для Бога.
Старцы и прозорливые священники [14]
Старчество в России начало практиковаться в 1800-х годах в Белобережской пустыни под Брянском .
Иконы [12]
Иконы в древней Руси называли Библией для неграмотных.
Полезное [33]
Например, полезные ссылки
История [10]
История - это наука предостережения!
Семья [7]
Когда я и моя жена расходимся во мнениях, мы обычно поступаем так, как хочет она. Жена называет это компромиссом. Марк Твен
Бог [4]
Бога человекам невозможно видети, на него же чини ангельстии не смеют взирати...
Монастыри, храмы, церкви, часовни [2]
Апологетика [10]
Выживание [3]
Разное [7]
Таинства [2]
Психология [1]
Книги [6]
Другие религии [6]
Животные [2]
Архив записей
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 46
Гостей: 46
Пользователей: 0
Total users: 48
Copyright MyCorp © 2024