Ресурс для мирян
Главная | | Регистрация | Вход
Среда
27.11.2024
13:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2010 » Декабрь » 20 » Житие и деяния святого отца нашего Андрея, Юродивого Христа ради (часть8)
00:23
Житие и деяния святого отца нашего Андрея, Юродивого Христа ради (часть8)

Избавившись, таким образом, от того тягостного испытания, на следующее утро он встал, взял с собой одного из отцовских слуг, а та же четыре просфоры и свечи и отправился в священный дом мученика. И как только он вошел внутрь со словами благодарности, с исповедью, изливая поток слез, снова увидел воочию Христова мучени­ка, одетого в красный плащ, который шел ему навстречу, с великой радостью принимая принесенное им и обращаясь к нему: "Я снова пожелал увидеть тебя здесь, о Епифаний, потому что слишком при­ятен для нас, друзей Христа, путь богобоязненных: ведь мы не столько радуемся приношению борющихся, сколько чистой душе и вашему сердечному расположению. Вот почему я хочу, чтобы ты, памятуя о моей дружбе, часто приходил сюда, ибо я стану тебе по­мощником и буду духовно сопровождать тебя во все дни твоей жиз­ни, и ты будешь моим, потому что я полюбил тебя и решил, что ты будешь мне возлюбленным другом. Посему и имя твое я собствен­норучно написал здесь, с левой стороны под амвоном, ибо Господь поручил тебя мне, дабы я о тебе заботился. Итак, приходи сюда по­чаще, чтобы видеть мою ответную любовь к тебе". Когда Епифаний услышал это, он остановился безмолвно, глядя ясными очами на мученика. А один из церковных служителей заметил, как он при­стально смотрит куда-то перед амвоном, и, решив, что видит поме­шанного, печально сказал: "Смотри-ка, такой красивый юноша, а сумасшедший!" И вот когда мученик исчез, он обошел вокруг хра­ма, молясь и прося Бога о его доброте.

А после того как Епифаний прослушал литургию и с великой радостью вкусил Божьих даров, он удалился, дивясь скорому учас­тию и помощи мученика. Таким вот образом освобожденный от тя­желого испытания благодаря заступничеству прекрасного посред­ника - блаженного Андрея (потому что именно он посодействовал его сближению с мучеником), Епифаний сперва поблагодарил Бога, затем святого мученика Акакия и, наконец, Андрея, слугу Спаси­теля. С тех пор Епифаний часто бывал в священном храме мучени­ка, с любовью и большим желанием, подолгу наслаждаясь драго­ценным его покровительством.

Когда совершалось всенощное бдение в святой гробнице, нахо­дящейся во Влахернах[24], отправился туда и блаженный Андрей, творя то, что было у него в обычае. Был там также Епифаний и один из его слуг вместе с ним. А поскольку он обычно стоял, сколько его Рвение давало сил, иногда до полуночи, иногда до утра, уже в чет­вертом часу ночи[25] увидел блаженный Андрей воочию святую Бо­городицу, очень высокую, появившуюся со стороны Царских Ворот с грозной свитой. В ее числе были и досточтимый Предтеча, и Сын Грома, держащие Богородицу под руки с обеих сторон, и многие Другие святые, облаченные в белое, шествовали пред нею, а иные следовали за ней с гимнами и песнопениями духовными. И вот, когда они приблизились к амвону, подошел блаженный к Епифанию и говорит: "Видишь ли ты Госпожу и Владычицу мира? " Он же отве­тил: "Да, отец мой духовный". И пока они смотрели, Богородица, пре­клонив свои колени, долго молилась, орошая слезами богоподобный и пречистый лик свой. А после молитвы она подошла к алтарю, про­ся за стоящих вокруг людей. И вот когда она окончила молитву, с прекрасным достоинством сняла с себя мафорий, который носила на своей беспорочной голове и который видом был как молния, и, взяв его своими пречистыми руками, - а был он велик и грозен - распростерла над всеми стоящими там людьми. И его в течение дол­гого времени видели дивные сии мужи распростертым над народом и излучающим славу Божью, словно янтарь. И до тех пор, пока была там Святая Богородица, был виден и он, а после того, как она уда­лилась, его больше не было видно, ибо она, конечно, взяла его с со­бой, а благодать оставила находящимся там. Епифаний увидел это через посредничество богоносного отца: ведь сам он, имея возмож­ность видеть все это, передал ему свое видение как посредник. Опекая его во всем, он наделял его великолепной славой.

В другой раз, когда блаженный забавлялся на ипподроме, как ему было свойственно, и выделывал нечто непотребное, глядевшие на него люди - одни расстраивались, другие, испытывая отвраще­ние, проклинали и поносили его, потому что он вел себя как злой демон. А один из вельмож, проезжая мимо, увидел его и с отвраще­нием плюнул; слуга же Христов, долго всматриваясь в него и про­зрев все, что происходило с ним, говорит: "Хитрый и блудливый хулитель Церкви, посмотри, ведь не ради Церкви, а ради сатаны ты просыпаешься и встаешь в полночь. Но гляди: пришел час твоей расплаты, дабы получил ты в соответствии с тем, что сделал, хотя и думаешь укрыться от грозного ока Испытующего". Услышав ска­занное, тот пришпорил коня и уехал: а был это морской хартуларий родом из Амастры. А через несколько дней он заболел ужас­нейшей болезнью и стал понемногу угасать. Его носили от одной церкви к другой и от одного врача к другому, но не было искомого средства. А когда наступила ночь, святой увидел вблизи своего дома ангела Господня, явившегося по воздуху с запада, и был он огнен­ный, с дикими глазами, и выражение лица его - как пламя, пыла­ющее в лесу; он скрежетал зубами, желая уничтожить его, и с ог­ненной палицей в руке подошел к дому того несчастного, беснуясь и угрожая искоренить его до основания. Когда, наконец, он оказал­ся у больного, то услышал голос, рекший будто бы с вышины: "Бейте насмешника, содомита, прелюбодея, развратника, нечестивца и зло­дея, и пока бьете, так ему говорите: "Будешь блудить?"". И вот он начал бить его и приговаривать: "Будешь блудить? Будешь прелюбодействовать? Будешь вставать чуть свет ради дьявола?" И голос тот был слышен, и звук палицы непрерывно доносился, а бьющего не было видно. Под таким давлением несчастный волей-неволей согла­сился и вымолвил: "Не буду блудить вовеки, только помилуй меня!" Так, истязаемый три дня и три ночи, он повторял: "Не буду блудить", и так он обрек свою несчастную душу на вечное наказание.

Я записал это, друзья, со слов блаженного Андрея, для пользы наших душ, чтобы мы поразмыслили, как живем в этом мире: ведь ничто не скрыто от Бога и святых Его. А когда я спросил праведника, каким образом тот человек совершал свой грех, он ответил, что было у него два евнуха, которыми он пользовался для распутства. А они, бегая туда-сюда, поставляли ему без разбора девиц, блудниц, замуж­них, монахинь, женщин развратных и беспутных. И так, поглощен­ный этим, он вставал до того, как прокричит петух, и шел туда, где встречался с пособниками его гибели. Часто его жена спрашивала, куда он уходит в такой час, а он отвечал: "В церковь". А на самом деле он занимался сначала дьявольским делом, а потом приходил в церковь[26], пятная ее и испуская зловоние. Многие же, видя, как он рано встает, говорили: "Вот святой человек". А он был скрытый дья­вол, Бог же гнушается теми, кто совершает подобное. Это, друзья, как уже было сказано, я решил передать и вам, как своим возлюб­ленным, после того как светоч поведал мне.

ОТКРОВЕНИЕ АНДРЕЯ О КОНЦЕ МИРА

Однажды, когда Епифанию и блаженному Андрею представилась возможность провести в досуге хотя бы одну неделю, Епифаний взял его к себе домой. И когда они сели одни, Епифаний стал просить блаженного: "Ответь мне, прошу, как и когда произойдет кончина этого мира, а также что есть начало мук и как люди узнают, что оно уже близко, при дверях? По каким признакам будет видна кончина, и куда уйдет этот наш город, новый Иерусалим, и во что превратятся находящиеся в нем святые храмы, кресты, драгоцен­ные иконы, книги и мощи святых? Открой мне, прошу: ведь я знаю, что о тебе и о подобных тебе сказал Сын Божий: "Вам дано знать тай­ны Царствия Небесного", и насколько больше, чем тайны этого мира!"

А блаженный ответил: "Знай же о нашем городе: вплоть до кон­чины ни один народ не пленит и не возьмет его, ни в коем случае, ибо он отдан под покровительство Богородицы, и никто не похитит его из ее рук. Ведь многие народы будут нападать на его стены и сломают свои рога, отступая с позором, но унося из него дары и большое богатство.

Выслушай и о начале мук, и о кончине мира, и об остальном. Поднимет Господь Бог во дни последние царство из бедности, и будет он (=царь) шествовать в великой праведности, и прекратит всякую войну, и сделает бедных богатыми, и будет все, как во времена Ноя (уподобляй, конечно, одних людей другим, имея в виду не испор­ченность живших тогда, а их избавление от бед): ведь будут люди во все их дни очень богаты, будут в непрекращающемся мире есть и пить, жениться и выходить замуж, и, не боясь войны, в беззаботно­сти будут предаваться земным делам. И когда не будет больше войны, перекуют они клинки свои в серпы, а копья и дротики - в орудия, которыми будут обрабатывать землю. А после этого он обратит лик свой на восток и усмирит сынов Агари[27], ибо разгневается на них Господь из-за злословия их. Посему он подвигнет и поднимет царя римского против них, и он полностью уничтожит их и испепелит в огне детей их; и сами они, отданные в его руки, будут преданы жесточайшему огню. И будет восстановлена вся Иллирия в Римской империи. И Египет принесет дань свою. И нало­жит он десницу свою на море и укротит светловолосые народы, и сми­рит врагов под рукою своею, и будет держать свой скипетр трид­цать два года. А на двенадцатый год своего царствования не будет собирать подати и дары, но восстановит святые храмы и воссоздаст разрушенные алтари. И не будет больше суда, ни притесняющих, ни притесняемых, потому что он с помощью страха заставит сынов человеческих быть благоразумными, а преступников из знати сми­рит и предаст смерти. Ведь в те времена все золото, где бы оно ни было укрыто, по указанию Божьему будет обнаружено пред властью его, и веялкой он развеет его среди людей своих, и станут богатыми великие его, и будут, как цари, а бедные станут, как правители. И бу­дет у него великое рвение, будет преследовать иудеев, и в городе этом не найдется ни одного исмаилита. И он крепко свяжет этот город, и не будет ни одного играющего на лире или кифаре или совершаю­щего постыдное дело, ибо всех таких людей он возненавидит и сме­тет из града Господня. И будет тогда великая радость и ликова­ние блага придут из земли, а из моря - богатства. И будет так, как при Ное, когда веселились в мире, пока не пришел потоп.

А по прошествии этого царства наступит начало мук. Тогда под­нимется сын беззакония и будет царствовать в этом городе три с половиной года, и сделает так, что наступит беззаконие, которого не бывало от начала мира, да и не будет. Ибо, воссев, он объявит! чтобы отец сходился с дочерью, и сын с матерью, и брат с сестрой; если же нет, то сопротивляющийся будет приведен к смерти и при­равнен к Иоанну Предтече в Судный День. Тогда он соединит мо­нахинь с монахами, а также со жрецами, и станет беззаконие сово­купления хуже убийства, а сам он растлит мать и дочь, и в это вре­мя, пользуясь вседозволенностью из-за проклятой безнаказанности, глупцы станут бесстыдно ржать на собственных сестер. И подни­мутся гниль и зловоние, как мерзость пред Господом, и жестоко разгневается Господь Бог, и в великой ярости посмотрит на всю зем­лю, и повелит своему грому в вышине и молниям, и начнут они мощ­но низвергаться на землю в великом страхе, и многие города будут сожжены в огне, а люди от грохота устрашающих тех громов будут скованы великим ужасом и умрут ужасной смертью, а многие бу­дут испепелены молниями. Горе же земле от угрозы Вседержителя и от безграничного гнева и ярости его, уже надвигающейся на весь обитаемый мир! Но скипетр этот будет сломан и брошен в неуга­симое пламя. А после тех дней блаженны живущие в Риме или в ризе, или в Арменопетре, или в Стробиле, или в Кариуполе, ибо в этих городах и местах они обретут покой. Ведь во всех остальных местах войны будут и смуты, и большое смятение, по слову сказав­шего, что "вам предстоит услышать войны и молву о войнах" и так далее.

А после этого поднимется другой царь над этим городом, и он будет грозным ослом, отрицающим Иисуса Христа. Прочитав писа­ния эллинов[28], он обратится к эллинству и сотворит войну со свя­тыми, и будет преследовать Церковь Божию. А через несколько дней царствования он испепелит в огне храмы святых. Драгоцен­ный крест он назовет виселицей. Тогда он склонит священников к падению и будет прилюдно истязать народ на улицах. И в те дни восстанут родители на детей и дети на родителей и убьют их. А брат предаст брата и друг - друга. И многие, признающие Господа на­шего Богом и Царем всего, наденут венцы мученичества. Тогда, из­гнав живущих на островах, он погонит их в земли Фракии и Македонии. И превратятся острова в пустыни, в пещеры демонов и змей. И будут ужасные удары высоко в небе, и великие землетрясения, и падение городов. Ибо восстанет народ на народ и царство на цар­ство, и будет страшное разрушение на земле, и скорбь, и терза­ние сынам человеческим. Тогда с быстротой молнии явится огонь с неба, грозно затеняющий все лицо земли, и многочисленные стаи птиц, и тогда земля наполнится гнусными змеями, пожирающими людей, снисходительных ко грехам. Ибо все это и есть начало мук.

А после того как придет к концу это безбожное царство, явится царь Эфиопии из первого рога, который, как говорят, будет держать кормило власти двенадцать лет. Он будет добрым и станет царствовать в мире, и восстановит храмы святых, разрушенные до него, и, как благой царь, будет любим народом, и при нем любовь к Гос­поду распространится во всем обитаемом мире, и будет радость и веселие.

Но минует и это царство, и придет другой царь из Аравии, как говорят, на один год. И в его царствование будут собраны воедино святые части драгоценного и животворного древа, по указанию не­видимого Бога, и будут отданы царю. И он придет в Иерусалим, в то место, где ступали ноги Христа, истинного Бога нашего, и своими собственными руками установит там драгоценное древо и царскую диадему. И предаст он вместе с тем Господу Богу также душу свою.

И тогда поднимутся в этом городе три юнца, бесстыдных, глупых и бесполезных, и будут править в мире сто пятьдесят дней. И пос­ле этого, рассердившись друг на друга, по наущению дьявола, они объявят друг другу жестокую войну. И первый поднимется и вой­дет в Фессалонику, говоря ей: "Фессалоника, ты победишь врагов своих, ибо ты гордость святых, и тебя освятил Всевышний". И тог­да он вооружит народ свой с семи лет и старше, а жрецов и монахоз снабдит воинским вооружением. И он построит большие суда и пой­дет в Рим, и, став перед воротами, скажет ему: "Радуйся, трехулочный Рим, твой меч остер, твои стрелы многочисленны, и тебя чтут; храни же веру свою, чтобы не отпала она от тебя, ибо блаженны живущие в тебе". Тогда пойдут в поход светловолосые народы и прой­дут между Делосом и Аделосом, и примут друзей своих.

А второй юноша также выступит в поход на Месопотамию, а из островов - на Киклады, и отправит в поход жрецов и монахов из-за безумной ярости против остальных. И он поднимется, и он двинет­ся в центр мироздания (но некоторые говорят, что в Александрию), и там примет соратников своих, с которыми будет судим, рассер­женный и беснующийся.

А третий выступит и тоже вооружит Фригию, Карию, Галатию, и Азию, и Армению, и Аравию. И, придя в Силеон, он скажет ему следующее: "Ты называешься Силеоном, но ты не будешь ни похи­щен, ни захвачен никем из врагов твоих". Сказав это, он тоже пой­дет к непокоренному народу, то есть не бывшему под ним или его соратниками.

После того как они сойдутся вот так, друг против друга, тогда выкуют великую и страшную войну самим себе и изрубят друг друга на куски, подобно баранам в лавке мясника. И будут убиты эти три царя, и из-за этого убийства прольется кровь римлян, как нестер­пимый дождь, и ни одного из них не останется. Тогда смешается в том месте море с кровью их на двенадцать стадиев[29]. И затем каждая женщина станет вдовой, так что семь женщин будут стремиться об­рести одного мужчину и не обретут, до тех пор пока не услышат об этом и не придут мужи из чужой страны. И уцелевшие отроки станут мужчинами до срока, не понимая этого, как свиньи от вели­кой похоти. Тогда блаженны и трижды блаженны будут служащие Господу в горах и в пещерах, ибо не увидят творящегося прилюдно зла, но будут в одиночестве ждать у дверей великой милости, слад­чайшие агнцы, которым суждено быть принесенными в жертву ради Христа лукавым демоном Антихристом.

Тогда, из-за того что не будет ни одного благородного мужа, но все негодяи, поднимется позорная женщина из Понта и воцарит­ся в этом городе. Эта женщина - вакханка, дочь дьявола, колду­нья, падкая до женщин и мужчин, и во дни ее будут взаимные наве­ты, убийства прямо на улицах и в домах, и сын убьет отца, а отец сына, и мать убьет дочь, а дочь - мать, и брат убьет брата, а друг - друга, а будет великое зло и ненависть в этом городе, и в святых церквах- разврат, и распутство, и кровосмесительство, и игра на кифаре, и пляски, и сатанинские песни, и насмешки, и игрища, ко­торых человек не видел и не сможет увидеть вплоть до того времени. Ведь эта нечистая царица, выставляя себя богиней и сражаю­щейся с Богом, стремящаяся побороться с Ним, вымажет испражнениями святые алтари и запятнает весь народ грязью своего бес­стыдства. И она обратит лицо свое ко злу, и разграбит все имуще­ство церковное, и соберет драгоценные образа святых и драгоценные кресты, и святые Евангелия, и всякую книгу Апостолов, и всякую книгу Писания, и сделает большую кучу, и, подбросив огня, все ис­пепелит. И она разрушит церкви и будет искать мощи святых, что­бы уничтожить их, и не найдет, ибо Бог невидимой силой перенесет их из этого города. И тогда эта несчастная разрушит алтарь вели­кой церкви Мудрости Божьей и, сокрушив весь храм, встанет, по­вернувшись на восток, и надменно скажет Всевышнему следующее: "О тот, Кого называют Богом, разве побоялась я смести Твое имя с лица земли? Смотри, что я сделала с Тобой, бессильный, а Ты не можешь тронуть даже волос мой! Впрочем, погоди немного, и я опро­кину твердь, поднимусь на нее и посмотрю, кто сильнее, и увижу, кто имеет силу среди богов и богинь". Вот что скажет и сделает эта гангрена, и даже больше того, плюя в вышину и кидая камни; но я воздержусь от того, чтобы рассказать о ней еще более ужасное.

В то время Господь Бог Вседержитель согнет лук свой и необуз­данный гнев свой и со страшной силой всей своей мощи протянет длань свою к этому городу и крепко схватит его. И серпом мощи сво­ей он срежет слой земли с нижней части города и скажет водам, от века омывающим его, чтобы они поглотили его. И они в грозном послушании, со страшной скоростью и ужасающим грохотом изо­льются. И он снесет с земли его основание и поднимет его вверх, слов­но вращающийся жернов, так что находящиеся внутри города в сильном испуге будут кричать: "Горе нам!" И когда он опять будет сброшен, бурлящие снизу воды мощно низвергнут его, накрыв гроз­ным и бескрайним морем бездны. Вот так, сын мой Епифаний, при­дет конец нашему городу, и то, что я тебе рассказал, что впослед­ствии должно случиться с этим миром, есть те самые ужасы, кото­рые, как сказал Господь наш Иисус Христос, и будут началом мук.

Затем, после исхода этого города, наступит конец. И некоторые говорят, что по окончании царствования язычников Бог позаботит­ся о возвышении божественных царств Израиля, чтобы они правили все время до окончания седьмого века, приводя во свидетельство Реченное Исайей: "И будет в последние дни так, что поднимет Гос­подь Бог знамя по исполнении царствования язычников для овец, рассеянных среди язычников, и соберет погибших Израиля в свя­том граде Иерусалиме, и будет Израилю, как в тот день, когда он Ушел из Египта" а также сказанное блаженным Павлом: "Когда войдет полное число язычников, тогда весь Израиль спасется". Так единодушно говорят они, а Ипполит-мученик рек, что с пришест­вием Антихриста иудеи первыми будут введены в заблуждение; и Христос, свидетельствуя вместе с ним, говорил, что "Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; иной придет во имя свое и его примете", то есть что Он соберет их в городе Иерусалиме и отдаст им то, что им принадлежит, дабы отсечь от них тогда гибель­ное основание для рассеяния. Ведь не сделай Он этого, они сказали бы во время Суда, дескать, "если бы Ты собрал нас в Иерусалим и вернул нам наше, мы давно поверили бы Христу и отвергли основа­ние для ненависти, заключавшееся в том, что язычники предпочти­тельнее вас". А теперь, собранные и получившие свое и при этом пребывающие в том же самом неверии, как они спасутся, если вот-вот явится Антихрист среди них - Антихрист, которому они и пове­рят, согласно грозному слову Сына Божьего? Ибо один Бог не лжет, сказавший: "Я есмь истина". И вот когда Он соберет их, то прежде всего лишит их этого оправдания: ведь и Павел рек, что они спасутся не от вечного наказания, а от блуждания в течение стольких лет по чужим землям, от поругания язычников и от несказанного позора. Ведь пребывая в столь великой нужде и таком осмеянии, перенося в течение стольких лет насмешки язычников, они спасутся от рабства и ярма, потому что были собраны на своей земле, но не спасутся, как я уже сказал, от вечного наказания, ибо, если страдание не убе­дило их поверить в животворного и единородного Сына Божьего, как же убедит их так называемая радость? И так далее".

Епифаний сказал: "Оставь это, дражайший отец, а возвести мне следующее: ведь некоторые говорят, что эта великая церковь Бо­жья[30] не потонет вместе с этим городом, но с помощью невидимой силы повиснет в воздухе". А праведник ответил: "Что ты говоришь, дитя? Как же она останется, если весь город утонет? Неужели Бог живет в рукотворных храмах? Однако не совсем ложно это мне­ние: останется лишь колонна на Форуме, ибо в ней находятся дра­гоценные гвозди. Поэтому только она одна останется и будет спасе­на, так что проходящие корабли, привязывая к ней свои канаты, будут рыдать и оплакивать этот Вавилон, говоря: "Горе нам, что затонул город наш великий, в который мы заходили и в котором успешно вершили свои дела".

И скорбь по нему будет сорок дней. А после тех дней будет дана царская власть Риму, Силеону и Фессалонике, ибо конец уже будет близок. А потом дела пойдут хуже и ужаснее, и гибельнее: ведь в тот год отворит Господь Бог врата в Индалии, которые запер Алек­сандр Македонский, и выступят семьдесят два царя со своими наро­дами, так называемые нечистые народы, отвратительнее всякой мерзости и зловония, и рассеются по всей земле поднебесной, поедая живую людскую плоть, выпивая кровь, с наслаждением пожи­рая собак, мышей, лягушек и всякую мерзость мира. И горе всякой земле, по которой они пройдут. И потому в эти дни да не будет, Господи, христиан, если это возможно! Но знаю, что будут. И воздух в эти дни омрачится, словно в трауре, из-за пакости, которую сотворят эти отвратительные народы. Солнце превратится в кровь, взирая на мерзости, устремившиеся на землю. А луна и все звезды померк­нут, ибо станут есть они даже прах земной. Они обратят алтари в жаровни и используют драгоценные сосуды для мерзости. Тогда пусть населяющие Азию бегут на острова Киклады (потому что Азия будет оплакивать острова, а острова - Азию), ибо туда эти наро­ды не пойдут. Но горевать будут шестьсот шестьдесят дней.

Тогда поднимется Сатана-Антихрист из племени Дана (не соб­ственной силой, однако, он превратится в человека, вовсе нет, но Господь Бог сделает для него оболочку, позорную и мерзкую, дабы исполнилось в нем реченное пророками), и будет освобожден из ад­ских оков, в которые его заключил Владыка Христос, когда был там, и войдет он в оболочку, изготовленную для него. И когда обратит­ся он в человека, возмужает и воцарится, тогда начнет являть свое обольщение, как сказал Иоанн Богослов. Затем он поднимет войну против островов Киклад (островами же, как говорит Исайя, явля­ются церкви язычников), в то время как Илия и Енох, и Сын Гро­ма выйдут возвестить о его обольщении и о втором пришествии Гос­пода Иисуса Христа[31]. И он горько унизит живущих в то время хри­стиан, истязая их до последнего вздоха и губя - чудовищный негодяй! Тогда тот, кто не впадет в заблуждение, окажется большим и могущественным другом Христа, ибо блаженны все святые, но более, безусловно, те, которые засвидетельствовали святость свою во времена Антихриста, они блаженны и трижды блаженны, ибо величайшая слава примет их на бесконечные века. Но сначала он намеревается убить Илию, затем Еноха и, наконец, Сына Грома, а потом он предаст жестокой смерти тех, кто не верит в него. Тогда произойдет между ним и Владыкой страшная война: ведь когда он узнает, что существование этого мира подходит к концу, то в ужас­ном неистовстве выступит против неба, сверкая молниями, громы­хая и производя удары, так что от звука воплей поднебесная будет трястись и грозно звенеть. И кто тогда не будет потрясен и испуган, сладчайшее дитя? Блаженны тогда те, которые не соблазнятся про­тив Владыки нашего Иисуса Христа, истинного Бога нашего, блаженны тогда те, которые не отделят себя от рожденного святой Де­вой Марией, блаженны те, которые умрут из-за любви к Нему и изоб­личат в лицо дракона и ложь его, блаженны те, которые проявят мужество при встрече с драконом и храбро заклеймят его преступ­ления, прекрасные светочи, драгоценнейшие жемчужины, сладост­ные, милые и медоточивые сердца, и те, которые верят в Отца и Сына, и Святого Духа, в Святую, Единосущую и Животворящую Троицу".

В то время как блаженный сидел и вещал это, Епифаний, слу­шавший о том, что должно случиться с землей, зарыдал с глубокими стонами: ведь, как я уже говорил, он был слишком сострадателен. Затем он сказал святому: "Прошу тебя, скажи мне, как будет сме­тено с лица земли человечество и как затем произойдет воскресе­ние?" Святой сказал: "Одних уничтожат нечистые народы, других погубят в непрерывных войнах, а остальных верующих Антихрист убьет из-за Господа. А тем, которые поверят Антихристу, Господь Бог пошлет крылатых зверей, по слову Иезекииля, имеющих на хвостах своих жала, наполненные ядом, и те, у которых не будет на челе знака печати Христовой, цельного и чистого, будут ужа­лены этими зверями и, отравленные опасным ядом, умрут горест­ной смертью. Тогда, если кто-нибудь из святых, спрятавшихся от Антихриста в пустынях, будет найден, Господь силой Духа Своего соберет их всех в святом граде Сионе: это "вписанные для житья".

Когда Антихрист уже будет сражен и схвачен вместе со своими демонами, и заточен в оковы огненными ангелами, и заключен под стражу, чтобы предстать перед судом, и будет спрошен по справедливости о тех душах, которые он погубил, тогда ведь и прозвучит труба, и мертвые воскреснут нетленными. А затем живущие, как сказал Павел, оставшиеся до пришествия Господня, изменившись в мгновение ока от тления к нетленности, вместе с ними будут вос­хищены на облаках в сретение Господу на воздухе. Итак, когда кто-нибудь увидит, что мерзкие народы пришли в этот мир, о дитя, тогда он узнает, что все при дверях и что вскоре придет Судия" ,

Все это блаженный поведал Епифанию той ночью, когда они не спали, и я, ничтожный, был при этом. А когда в церкви прозвучал сигнал, Епифаний отправился туда, а блаженный стал наедине с самим собой молиться в его доме.

А с наступлением утра они опять сели и стали беседовать о духов­ном. И поскольку там лежала книга Василия Великого, святой по­будил Епифания взять и прочесть ее: было же это увещевательное слово на Крещение, начало которого: "Мудрец Соломон". Пока оно читалось, блаженный с удовольствием внимал, улыбаясь и радуясь, а Епифаний проливал слезы на книгу и издавал глубокие стоны. Тогда сказал ему блаженный: "Дитя мое, почему ты плачешь? Луч! ше радуйся, по слову блаженного Павла, рекшего: "Радуйтесь всегда! в Господе!" Ибо те, которые трудятся духовно, должны веселить­ся и радоваться, а те, которые, наоборот, исполняют желания дья­вола, пусть будут мрачными, потому что "свет Божий пришел в этот мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет"". Ответил ему Епифаний: "Разве я не грешник и не оплакиваю дурные деяния мои? Как мне оправдаться? Ведь этот святой говорит мне: "Когда, - гово­рит, - ты приблизишься к Богу? Когда мы признаем в тебе наше­го?" Слушая эти упреки, разве могу я не плакать над жалким сво­им оправданием? Да и как он примет его, великий господин?" Свя­той ответил: "Это слово, дитя мое (неужели ты не знаешь?), с упреком обращено к тем, кто еще не принял божественное крещение". Епи­фаний сказал: "Да, почтенный отец, и я это знаю, однако вот что говорят любители загадок из простого народа: "Тебе говорю, невест­ка, чтобы и теща услышала[32]"". Хотя Епифаний так ответил, блаженный, слегка улыбнувшись, убедил его еще почитать. И когда он читал, неожиданно до их ноздрей долетело благоухание, так что Епифаний трепетал и изумлялся долгое время. Но блаженный Анд­рей заметил того, кто принес это неиссякаемое благовоние. Когда же то слово было прочитано, исчез и аромат. Епифаний удивился, что с окончанием слова прекратилось приятное благоухание, и спро­сил праведника такими словами: "Прошу тебя, великий господин, скажи, что за аромат долетел до нас, когда я начал чтение?" Отве­тил блаженный: ""Как сладки гортани моей слова твои, лучше меда устам моим!" А уста и гортань следует понимать духовно, ибо это сказано о душевных устах и гортани". Епифаний молвил: "Оставь это и скажи мне, узнал ли ты что-нибудь из видения? Ведь и я знаю это благодаря твоим драгоценным молитвам". Блаженный же отве­тил: "Что мне сказать тебе, мой дорогой? Ангелы Господни были здесь в большом количестве, когда ты читал, а один из них, превоз­нося речения Святого Духа, согласно которым радость несет усла­ду, в веселии воскурял подобающие Божеству благовония". Епифа­ний спросил: "Но где находят фимиам, кадильницу и угли почтен­ные ангелы спасения, будучи нематериальными и не пользуясь материальным?" А блаженный, пристально взглянув на него и про­тянув ему свою руку, молвил: "Удивительные вещи ты говоришь, человече: ну кто тебе сказал, что ангелы обладают осязаемыми ка­дильницами или имеют мирские благовония, или нуждаются в уг­лях этого мира? Ведь духовные существа обладают духовным, а ма­териальные - материальным. Ангелы же, когда хотят кадить, ничто иное не воскуряют пред Святым Всевышним, кроме того, что выше всякого понимания, я имею в виду то сладчайшее благовоние, ко­торое исходит от грозного и неприступного Божества. А поскольку они находятся рядом с грозным троном Вседержителя, то принима­ют благоухание посылаемой оттуда молнии и поэтому непрерывно кадят несказанным ароматом божественности. И вот когда они считают нужным и хотят наделить кого-нибудь этой сладостью, то ста­новятся пред ним и обдают его лицо божественным благовонием в той мере, в какой желают, так что он оказывается в радостном недо­умении, вдыхая сладчайший аромат. Они распространяют благово­ния и иным образом (принося какие-то из райских цветов), и в сво­ем невидимом присутствии наполняют ими дыхание человека. Свя­тые ангелы, однако, имеют позволение тремя способами окуривать тех, кто относится к ним с любовью и почтением. Во-первых, когда читаются священные книги, они невидимо располагаются вокруг, желая послушать богоугодные речения Святого Духа. Во-вторых, когда кто-нибудь молится и ведет беседу с Богом, они с большой любовью становятся рядом и молятся вместе с ним. В-третьих, ког­да кто-нибудь из-за своей любви к Богу терпит побои, страдание или плеть, тогда они имеют право воскурить благовоние, умастить и подбодрить того, кто страдает за благочестие.

Ведь написано, что когда безбожник Юлиан отправлялся похо­дом на персов, он решил спуститься к Пифийскому демону, находя­щемуся в Дафне, чтобы тот дал ему откровение о предстоящей вой­не - победит он или проиграет. И вот когда он принес жертвы Пифийской статуе, та поведала ему, что не дает откровений в эти дни, так как там лежат самые стойкие и богоугодные мощи славных и трижды благословенных мучеников - Вавилы и трех мальчиков. Тогда нечестивый отступник приказал антиохийцам без трепета и страха перенести их оттуда и положить там, где он хочет, давая, та­ким образом, свободу лукавейшему духу, явившемуся ему. И тогда все жители города, выйдя со свечами, песнями и мольбой, взяли урну святых и двинулись в путь с песнопением: "Да постыдятся все слу­жащие истуканам, хвалящиеся идолами". Говорили они, не стра­шась, и что-то другое. А богоненавистный царь услыхал это и при­казал правителю города задержать всех, кто участвовал в молении. Тогда правитель, выбежав на широкую улицу, многих схватил и заключил в тюрьму; в их числе привели к нему и одного мальчика из городской знати, будто бы лет пятнадцати, именем Феодора. Был он прекрасен видом и совершенно безупречен, и говорили, будто он во всеуслышанье называл себя христианином и слугою Христо­вым. Правитель, долго увещевая его отступить от истины, не смог убедить его. Увидав, что тот не подчиняется, он приказал повесить мальчика на столбе, высечь и пытать. И вот он был подвешен на кресте и выдержал мучения, а к вечеру его сняли со столба и броси­ли в заточение.

Проведя несколько дней в тюрьме вместе с остальными заклю­ченными, благочестивый тот мальчик был освобожден, как и все арестованные, после того как беззаконный царь-отступник погиб на войне. Когда, наконец, он оказался дома, стали расспрашивать его друзья, родственники и сверстники вместе с родителями, целуя его раны и говоря ему: "Что чувствовал ты, господин Феодор, когда висел на столбе и святую плоть твою разрывали когтями?" Он же отказался говорить. Все же, долго упрашиваемый, он нехотя рас­сказал им следующее: "Когда меня подвесили к столбу и начали пытать, сперва я с трудом терпел и, утешая себя, говорил: "Несчаст­ный Феодор, мужественно переноси и терпи эти страдания; иначе ты попадешь в самую середину вечного огня". И как только я это сказал, вдруг вижу: вот четыре евнуха с лицами, прекрасными, как роза. И один из них будто бы держит какую-то чашу, белую и блес­тящую, поражающую взгляд человека своим видом и приводящую в экстаз, а у другого в руках позолоченный сосуд, полный божествен­ного мира, словно источающего розовый аромат, остальные же двое держат на вытянутых руках белые, словно снег, покрывала, сло­женные вчетверо. Оказавшись позади меня, один из них говорит тому, кто держал сверкающую чашу: "Неси ее ко мне". А тот, под­неся чашу, говорит держащему позолоченный сосуд: "Вылей сюда". Он опрокинул сосуд, и излилось из него миро, проникнув в глаза мои наподобие молнии и через внутренности мои рассеявшись по всем членам, так что благоухание того мира победило и преодолело ужасные страдания, которые выпали мне из-за пыток. Наконец, один из них принес то самое полотно и, смочив в чаше, наложил на лицо мое и держал долгое время, так что от приятнейшего того удо­вольствия я, как уже говорил, забыл свои страдания. Когда наложивший полотно поднял его с моего лица, подошел другой, в свою очередь готовый наложить полотно, и они продолжали делать это до тех пор, пока терзавшие меня не остановились и не сняли меня со столба. И как только это произошло, они в то же мгновение отошли от меня. Я же, лишившись сладчайшего того удовольствия, сильно опечалился и даже хотел еще подвергнуться пытке

Просмотров: 709 | Добавил: Ривалдо | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Декабрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Форма входа
Именины перлы Талмуд брачные знакомства объявления Гоголь молитва горький крестьянин Аверкий Антихрист Апокалипсис Таушев бог евреи логика православие юмор Школа Святой Олег Брянский Старец Власий старец адрес как добраться до старца Телефон старцы Оптина пустынь Святые благотворительность Иконы троица прозорливый священник полезное ссылки история Махнач не убий цитаты семья Георгий Победоносец святой Георгий Спас нерукотворный Христос Апостолы Николай Угодник монастыри Афон Николай Чудотворец апологетика чистота икона Благословение Символ веры Исповедь Таинство видео выживание психология спорт Дружба старообрядцы ислам Александр Дьяченко Грубас Псалтырь Дьяченко звуки природы юродивый каппадокия Византия Шаварш Карапетян шахматы православный сайт знакомств иврит вера память смертная надежда терпение Сталин Вернадский Гёте наука и религия БЛАГОДЕЯНИЯ БОЖИИ слава Богу за все
Категории раздела
Святые [23]
Святые – это не просто добрые, праведные, благочестивые люди, а причастные Богу, очистившие и открывшие свое сердце для Бога.
Старцы и прозорливые священники [14]
Старчество в России начало практиковаться в 1800-х годах в Белобережской пустыни под Брянском .
Иконы [12]
Иконы в древней Руси называли Библией для неграмотных.
Полезное [33]
Например, полезные ссылки
История [10]
История - это наука предостережения!
Семья [7]
Когда я и моя жена расходимся во мнениях, мы обычно поступаем так, как хочет она. Жена называет это компромиссом. Марк Твен
Бог [4]
Бога человекам невозможно видети, на него же чини ангельстии не смеют взирати...
Монастыри, храмы, церкви, часовни [2]
Апологетика [10]
Выживание [3]
Разное [7]
Таинства [2]
Психология [1]
Книги [6]
Другие религии [6]
Животные [2]
Архив записей
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Total users: 48
Copyright MyCorp © 2024