Избавившись, таким образом, от того тягостного испытания, на
следующее утро он встал, взял с собой одного из отцовских слуг, а та же четыре
просфоры и свечи и отправился в священный дом мученика. И как только он вошел
внутрь со словами благодарности, с исповедью, изливая поток слез, снова увидел
воочию Христова мученика, одетого в красный плащ, который шел ему навстречу, с
великой радостью принимая принесенное им и обращаясь к нему: "Я снова пожелал
увидеть тебя здесь, о Епифаний, потому что слишком приятен для нас, друзей
Христа, путь богобоязненных: ведь мы не столько радуемся приношению борющихся,
сколько чистой душе и вашему сердечному расположению. Вот почему я хочу, чтобы
ты, памятуя о моей дружбе, часто приходил сюда, ибо я стану тебе помощником и
буду духовно сопровождать тебя во все дни твоей жизни, и ты будешь моим, потому
что я полюбил тебя и решил, что ты будешь мне возлюбленным другом. Посему и имя
твое я собственноручно написал здесь, с левой стороны под амвоном, ибо Господь
поручил тебя мне, дабы я о тебе заботился. Итак, приходи сюда почаще, чтобы
видеть мою ответную любовь к тебе". Когда Епифаний услышал это, он остановился
безмолвно, глядя ясными очами на мученика. А один из церковных служителей
заметил, как он пристально смотрит куда-то перед амвоном, и, решив, что видит
помешанного, печально сказал: "Смотри-ка, такой красивый юноша, а сумасшедший!"
И вот когда мученик исчез, он обошел вокруг храма, молясь и прося Бога о его
доброте.
А после того как Епифаний прослушал литургию и с великой радостью
вкусил Божьих даров, он удалился, дивясь скорому участию и помощи мученика.
Таким вот образом освобожденный от тяжелого испытания благодаря заступничеству
прекрасного посредника - блаженного Андрея (потому что именно он посодействовал
его сближению с мучеником), Епифаний сперва поблагодарил Бога, затем святого
мученика Акакия и, наконец, Андрея, слугу Спасителя. С тех пор Епифаний часто
бывал в священном храме мученика, с любовью и большим желанием, подолгу
наслаждаясь драгоценным его покровительством.
Когда совершалось всенощное бдение в святой гробнице,
находящейся во Влахернах[24],
отправился туда и блаженный Андрей, творя то, что было у него в обычае. Был там
также Епифаний и один из его слуг вместе с ним. А поскольку он обычно стоял,
сколько его Рвение давало сил, иногда до полуночи, иногда до утра, уже в
четвертом часу ночи[25]
увидел блаженный Андрей воочию святую Богородицу, очень высокую, появившуюся со
стороны Царских Ворот с грозной свитой. В ее числе были и досточтимый Предтеча,
и Сын Грома, держащие Богородицу под руки с обеих сторон, и многие Другие
святые, облаченные в белое, шествовали пред нею, а иные следовали за ней с
гимнами и песнопениями духовными. И вот, когда они приблизились к амвону,
подошел блаженный к Епифанию и говорит: "Видишь ли ты Госпожу и Владычицу мира?
" Он же ответил: "Да, отец мой духовный". И пока они смотрели, Богородица,
преклонив свои колени, долго молилась, орошая слезами богоподобный и пречистый
лик свой. А после молитвы она подошла к алтарю, прося за стоящих вокруг людей.
И вот когда она окончила молитву, с прекрасным достоинством сняла с себя
мафорий, который носила на своей беспорочной голове и который видом был как
молния, и, взяв его своими пречистыми руками, - а был он велик и грозен -
распростерла над всеми стоящими там людьми. И его в течение долгого времени
видели дивные сии мужи распростертым над народом и излучающим славу Божью,
словно янтарь. И до тех пор, пока была там Святая Богородица, был виден и он, а
после того, как она удалилась, его больше не было видно, ибо она, конечно,
взяла его с собой, а благодать оставила находящимся там. Епифаний увидел это
через посредничество богоносного отца: ведь сам он, имея возможность видеть все
это, передал ему свое видение как посредник. Опекая его во всем, он наделял его
великолепной славой.
В другой раз, когда блаженный забавлялся на ипподроме, как ему
было свойственно, и выделывал нечто непотребное, глядевшие на него люди - одни
расстраивались, другие, испытывая отвращение, проклинали и поносили его, потому
что он вел себя как злой демон. А один из вельмож, проезжая мимо, увидел его и с
отвращением плюнул; слуга же Христов, долго всматриваясь в него и прозрев все,
что происходило с ним, говорит: "Хитрый и блудливый хулитель Церкви, посмотри,
ведь не ради Церкви, а ради сатаны ты просыпаешься и встаешь в полночь. Но
гляди: пришел час твоей расплаты, дабы получил ты в соответствии с тем, что
сделал, хотя и думаешь укрыться от грозного ока Испытующего". Услышав
сказанное, тот пришпорил коня и уехал: а был это морской хартуларий родом из
Амастры. А через несколько дней он заболел ужаснейшей болезнью и стал понемногу
угасать. Его носили от одной церкви к другой и от одного врача к другому, но не
было искомого средства. А когда наступила ночь, святой увидел вблизи своего дома
ангела Господня, явившегося по воздуху с запада, и был он огненный, с дикими
глазами, и выражение лица его - как пламя, пылающее в лесу; он скрежетал
зубами, желая уничтожить его, и с огненной палицей в руке подошел к дому того
несчастного, беснуясь и угрожая искоренить его до основания. Когда, наконец, он
оказался у больного, то услышал голос, рекший будто бы с вышины: "Бейте
насмешника, содомита, прелюбодея, развратника, нечестивца и злодея, и пока
бьете, так ему говорите: "Будешь блудить?"". И вот он начал бить его и
приговаривать: "Будешь блудить? Будешь прелюбодействовать? Будешь вставать чуть
свет ради дьявола?" И голос тот был слышен, и звук палицы непрерывно доносился,
а бьющего не было видно. Под таким давлением несчастный волей-неволей
согласился и вымолвил: "Не буду блудить вовеки, только помилуй меня!" Так,
истязаемый три дня и три ночи, он повторял: "Не буду блудить", и так он обрек
свою несчастную душу на вечное наказание.
Я записал это, друзья, со слов блаженного Андрея, для пользы
наших душ, чтобы мы поразмыслили, как живем в этом мире: ведь ничто не скрыто от
Бога и святых Его. А когда я спросил праведника, каким образом тот человек
совершал свой грех, он ответил, что было у него два евнуха, которыми он
пользовался для распутства. А они, бегая туда-сюда, поставляли ему без разбора
девиц, блудниц, замужних, монахинь, женщин развратных и беспутных. И так,
поглощенный этим, он вставал до того, как прокричит петух, и шел туда, где
встречался с пособниками его гибели. Часто его жена спрашивала, куда он уходит в
такой час, а он отвечал: "В церковь". А на самом деле он занимался сначала
дьявольским делом, а потом приходил в церковь[26],
пятная ее и испуская зловоние. Многие же, видя, как он рано встает, говорили:
"Вот святой человек". А он был скрытый дьявол, Бог же гнушается теми, кто
совершает подобное. Это, друзья, как уже было сказано, я решил передать и вам,
как своим возлюбленным, после того как светоч поведал мне.
ОТКРОВЕНИЕ АНДРЕЯ О КОНЦЕ МИРА
Однажды, когда Епифанию и блаженному Андрею представилась
возможность провести в досуге хотя бы одну неделю, Епифаний взял его к себе
домой. И когда они сели одни, Епифаний стал просить блаженного: "Ответь мне,
прошу, как и когда произойдет кончина этого мира, а также что есть начало мук и
как люди узнают, что оно уже близко, при дверях? По каким признакам будет видна
кончина, и куда уйдет этот наш город, новый Иерусалим, и во что превратятся
находящиеся в нем святые храмы, кресты, драгоценные иконы, книги и мощи святых?
Открой мне, прошу: ведь я знаю, что о тебе и о подобных тебе сказал Сын Божий:
"Вам дано знать тайны Царствия Небесного", и насколько больше, чем тайны этого
мира!"
А блаженный ответил: "Знай же о нашем городе: вплоть до кончины
ни один народ не пленит и не возьмет его, ни в коем случае, ибо он отдан под
покровительство Богородицы, и никто не похитит его из ее рук. Ведь многие народы
будут нападать на его стены и сломают свои рога, отступая с позором, но унося из
него дары и большое богатство.
Выслушай и о начале мук, и о кончине мира, и об остальном.
Поднимет Господь Бог во дни последние царство из бедности, и будет он (=царь)
шествовать в великой праведности, и прекратит всякую войну, и сделает бедных
богатыми, и будет все, как во времена Ноя (уподобляй, конечно, одних людей
другим, имея в виду не испорченность живших тогда, а их избавление от бед):
ведь будут люди во все их дни очень богаты, будут в непрекращающемся мире есть и
пить, жениться и выходить замуж, и, не боясь войны, в беззаботности будут
предаваться земным делам. И когда не будет больше войны, перекуют они клинки
свои в серпы, а копья и дротики - в орудия, которыми будут обрабатывать землю. А
после этого он обратит лик свой на восток и усмирит сынов Агари[27],
ибо разгневается на них Господь из-за злословия их. Посему он подвигнет и
поднимет царя римского против них, и он полностью уничтожит их и испепелит в
огне детей их; и сами они, отданные в его руки, будут преданы жесточайшему огню.
И будет восстановлена вся Иллирия в Римской империи. И Египет принесет дань
свою. И наложит он десницу свою на море и укротит светловолосые народы, и
смирит врагов под рукою своею, и будет держать свой скипетр тридцать два года.
А на двенадцатый год своего царствования не будет собирать подати и дары, но
восстановит святые храмы и воссоздаст разрушенные алтари. И не будет больше
суда, ни притесняющих, ни притесняемых, потому что он с помощью страха заставит
сынов человеческих быть благоразумными, а преступников из знати смирит и
предаст смерти. Ведь в те времена все золото, где бы оно ни было укрыто, по
указанию Божьему будет обнаружено пред властью его, и веялкой он развеет его
среди людей своих, и станут богатыми великие его, и будут, как цари, а бедные
станут, как правители. И будет у него великое рвение, будет преследовать
иудеев, и в городе этом не найдется ни одного исмаилита. И он крепко свяжет этот
город, и не будет ни одного играющего на лире или кифаре или совершающего
постыдное дело, ибо всех таких людей он возненавидит и сметет из града
Господня. И будет тогда великая радость и ликование блага придут из земли, а из
моря - богатства. И будет так, как при Ное, когда веселились в мире, пока не
пришел потоп.
А по прошествии этого царства наступит начало мук. Тогда
поднимется сын беззакония и будет царствовать в этом городе три с половиной
года, и сделает так, что наступит беззаконие, которого не бывало от начала мира,
да и не будет. Ибо, воссев, он объявит! чтобы отец сходился с дочерью, и сын с
матерью, и брат с сестрой; если же нет, то сопротивляющийся будет приведен к
смерти и приравнен к Иоанну Предтече в Судный День. Тогда он соединит монахинь
с монахами, а также со жрецами, и станет беззаконие совокупления хуже убийства,
а сам он растлит мать и дочь, и в это время, пользуясь вседозволенностью из-за
проклятой безнаказанности, глупцы станут бесстыдно ржать на собственных сестер.
И поднимутся гниль и зловоние, как мерзость пред Господом, и жестоко
разгневается Господь Бог, и в великой ярости посмотрит на всю землю, и повелит
своему грому в вышине и молниям, и начнут они мощно низвергаться на землю в
великом страхе, и многие города будут сожжены в огне, а люди от грохота
устрашающих тех громов будут скованы великим ужасом и умрут ужасной смертью, а
многие будут испепелены молниями. Горе же земле от угрозы Вседержителя и от
безграничного гнева и ярости его, уже надвигающейся на весь обитаемый мир! Но
скипетр этот будет сломан и брошен в неугасимое пламя. А после тех дней
блаженны живущие в Риме или в ризе, или в Арменопетре, или в Стробиле, или в
Кариуполе, ибо в этих городах и местах они обретут покой. Ведь во всех остальных
местах войны будут и смуты, и большое смятение, по слову сказавшего, что "вам
предстоит услышать войны и молву о войнах" и так далее.
А после этого поднимется другой царь над этим городом, и он будет
грозным ослом, отрицающим Иисуса Христа. Прочитав писания эллинов[28],
он обратится к эллинству и сотворит войну со святыми, и будет преследовать
Церковь Божию. А через несколько дней царствования он испепелит в огне храмы
святых. Драгоценный крест он назовет виселицей. Тогда он склонит священников к
падению и будет прилюдно истязать народ на улицах. И в те дни восстанут родители
на детей и дети на родителей и убьют их. А брат предаст брата и друг - друга. И
многие, признающие Господа нашего Богом и Царем всего, наденут венцы
мученичества. Тогда, изгнав живущих на островах, он погонит их в земли Фракии и
Македонии. И превратятся острова в пустыни, в пещеры демонов и змей. И будут
ужасные удары высоко в небе, и великие землетрясения, и падение городов. Ибо
восстанет народ на народ и царство на царство, и будет страшное разрушение на
земле, и скорбь, и терзание сынам человеческим. Тогда с быстротой молнии явится
огонь с неба, грозно затеняющий все лицо земли, и многочисленные стаи птиц, и
тогда земля наполнится гнусными змеями, пожирающими людей, снисходительных ко
грехам. Ибо все это и есть начало мук.
А после того как придет к концу это безбожное царство, явится
царь Эфиопии из первого рога, который, как говорят, будет держать кормило власти
двенадцать лет. Он будет добрым и станет царствовать в мире, и восстановит храмы
святых, разрушенные до него, и, как благой царь, будет любим народом, и при нем
любовь к Господу распространится во всем обитаемом мире, и будет радость и
веселие.
Но минует и это царство, и придет другой царь из Аравии, как
говорят, на один год. И в его царствование будут собраны воедино святые части
драгоценного и животворного древа, по указанию невидимого Бога, и будут отданы
царю. И он придет в Иерусалим, в то место, где ступали ноги Христа, истинного
Бога нашего, и своими собственными руками установит там драгоценное древо и
царскую диадему. И предаст он вместе с тем Господу Богу также душу свою.
И тогда поднимутся в этом городе три юнца, бесстыдных, глупых и
бесполезных, и будут править в мире сто пятьдесят дней. И после этого,
рассердившись друг на друга, по наущению дьявола, они объявят друг другу
жестокую войну. И первый поднимется и войдет в Фессалонику, говоря ей:
"Фессалоника, ты победишь врагов своих, ибо ты гордость святых, и тебя освятил
Всевышний". И тогда он вооружит народ свой с семи лет и старше, а жрецов и
монахоз снабдит воинским вооружением. И он построит большие суда и пойдет в
Рим, и, став перед воротами, скажет ему: "Радуйся, трехулочный Рим, твой меч
остер, твои стрелы многочисленны, и тебя чтут; храни же веру свою, чтобы не
отпала она от тебя, ибо блаженны живущие в тебе". Тогда пойдут в поход
светловолосые народы и пройдут между Делосом и Аделосом, и примут друзей своих.
А второй юноша также выступит в поход на Месопотамию, а из
островов - на Киклады, и отправит в поход жрецов и монахов из-за безумной ярости
против остальных. И он поднимется, и он двинется в центр мироздания (но
некоторые говорят, что в Александрию), и там примет соратников своих, с которыми
будет судим, рассерженный и беснующийся.
А третий выступит и тоже вооружит Фригию, Карию, Галатию, и Азию,
и Армению, и Аравию. И, придя в Силеон, он скажет ему следующее: "Ты называешься
Силеоном, но ты не будешь ни похищен, ни захвачен никем из врагов твоих".
Сказав это, он тоже пойдет к непокоренному народу, то есть не бывшему под ним
или его соратниками.
После того как они сойдутся вот так, друг против друга, тогда
выкуют великую и страшную войну самим себе и изрубят друг друга на куски,
подобно баранам в лавке мясника. И будут убиты эти три царя, и из-за этого
убийства прольется кровь римлян, как нестерпимый дождь, и ни одного из них не
останется. Тогда смешается в том месте море с кровью их на двенадцать стадиев[29].
И затем каждая женщина станет вдовой, так что семь женщин будут стремиться
обрести одного мужчину и не обретут, до тех пор пока не услышат об этом и не
придут мужи из чужой страны. И уцелевшие отроки станут мужчинами до срока, не
понимая этого, как свиньи от великой похоти. Тогда блаженны и трижды блаженны
будут служащие Господу в горах и в пещерах, ибо не увидят творящегося прилюдно
зла, но будут в одиночестве ждать у дверей великой милости, сладчайшие агнцы,
которым суждено быть принесенными в жертву ради Христа лукавым демоном
Антихристом.
Тогда, из-за того что не будет ни одного благородного мужа, но
все негодяи, поднимется позорная женщина из Понта и воцарится в этом городе.
Эта женщина - вакханка, дочь дьявола, колдунья, падкая до женщин и мужчин, и во
дни ее будут взаимные наветы, убийства прямо на улицах и в домах, и сын убьет
отца, а отец сына, и мать убьет дочь, а дочь - мать, и брат убьет брата, а друг
- друга, а будет великое зло и ненависть в этом городе, и в святых церквах-
разврат, и распутство, и кровосмесительство, и игра на кифаре, и пляски, и
сатанинские песни, и насмешки, и игрища, которых человек не видел и не сможет
увидеть вплоть до того времени. Ведь эта нечистая царица, выставляя себя богиней
и сражающейся с Богом, стремящаяся побороться с Ним, вымажет испражнениями
святые алтари и запятнает весь народ грязью своего бесстыдства. И она обратит
лицо свое ко злу, и разграбит все имущество церковное, и соберет драгоценные
образа святых и драгоценные кресты, и святые Евангелия, и всякую книгу
Апостолов, и всякую книгу Писания, и сделает большую кучу, и, подбросив огня,
все испепелит. И она разрушит церкви и будет искать мощи святых, чтобы
уничтожить их, и не найдет, ибо Бог невидимой силой перенесет их из этого
города. И тогда эта несчастная разрушит алтарь великой церкви Мудрости Божьей
и, сокрушив весь храм, встанет, повернувшись на восток, и надменно скажет
Всевышнему следующее: "О тот, Кого называют Богом, разве побоялась я смести Твое
имя с лица земли? Смотри, что я сделала с Тобой, бессильный, а Ты не можешь
тронуть даже волос мой! Впрочем, погоди немного, и я опрокину твердь, поднимусь
на нее и посмотрю, кто сильнее, и увижу, кто имеет силу среди богов и богинь".
Вот что скажет и сделает эта гангрена, и даже больше того, плюя в вышину и кидая
камни; но я воздержусь от того, чтобы рассказать о ней еще более ужасное.
В то время Господь Бог Вседержитель согнет лук свой и
необузданный гнев свой и со страшной силой всей своей мощи протянет длань свою
к этому городу и крепко схватит его. И серпом мощи своей он срежет слой земли с
нижней части города и скажет водам, от века омывающим его, чтобы они поглотили
его. И они в грозном послушании, со страшной скоростью и ужасающим грохотом
изольются. И он снесет с земли его основание и поднимет его вверх, словно
вращающийся жернов, так что находящиеся внутри города в сильном испуге будут
кричать: "Горе нам!" И когда он опять будет сброшен, бурлящие снизу воды мощно
низвергнут его, накрыв грозным и бескрайним морем бездны. Вот так, сын мой
Епифаний, придет конец нашему городу, и то, что я тебе рассказал, что
впоследствии должно случиться с этим миром, есть те самые ужасы, которые, как
сказал Господь наш Иисус Христос, и будут началом мук.
Затем, после исхода этого города, наступит конец. И некоторые
говорят, что по окончании царствования язычников Бог позаботится о возвышении
божественных царств Израиля, чтобы они правили все время до окончания седьмого
века, приводя во свидетельство Реченное Исайей: "И будет в последние дни так,
что поднимет Господь Бог знамя по исполнении царствования язычников для овец,
рассеянных среди язычников, и соберет погибших Израиля в святом граде
Иерусалиме, и будет Израилю, как в тот день, когда он Ушел из Египта" а также
сказанное блаженным Павлом: "Когда войдет полное число язычников, тогда весь
Израиль спасется". Так единодушно говорят они, а Ипполит-мученик рек, что с
пришествием Антихриста иудеи первыми будут введены в заблуждение; и Христос,
свидетельствуя вместе с ним, говорил, что "Я пришел во имя Отца Моего, и не
принимаете Меня; иной придет во имя свое и его примете", то есть что Он соберет
их в городе Иерусалиме и отдаст им то, что им принадлежит, дабы отсечь от них
тогда гибельное основание для рассеяния. Ведь не сделай Он этого, они сказали
бы во время Суда, дескать, "если бы Ты собрал нас в Иерусалим и вернул нам наше,
мы давно поверили бы Христу и отвергли основание для ненависти, заключавшееся в
том, что язычники предпочтительнее вас". А теперь, собранные и получившие свое
и при этом пребывающие в том же самом неверии, как они спасутся, если вот-вот
явится Антихрист среди них - Антихрист, которому они и поверят, согласно
грозному слову Сына Божьего? Ибо один Бог не лжет, сказавший: "Я есмь истина". И
вот когда Он соберет их, то прежде всего лишит их этого оправдания: ведь и Павел
рек, что они спасутся не от вечного наказания, а от блуждания в течение стольких
лет по чужим землям, от поругания язычников и от несказанного позора. Ведь
пребывая в столь великой нужде и таком осмеянии, перенося в течение стольких лет
насмешки язычников, они спасутся от рабства и ярма, потому что были собраны на
своей земле, но не спасутся, как я уже сказал, от вечного наказания, ибо, если
страдание не убедило их поверить в животворного и единородного Сына Божьего,
как же убедит их так называемая радость? И так далее".
Епифаний сказал: "Оставь это, дражайший отец, а возвести мне
следующее: ведь некоторые говорят, что эта великая церковь Божья[30]
не потонет вместе с этим городом, но с помощью невидимой силы повиснет в
воздухе". А праведник ответил: "Что ты говоришь, дитя? Как же она останется,
если весь город утонет? Неужели Бог живет в рукотворных храмах? Однако не совсем
ложно это мнение: останется лишь колонна на Форуме, ибо в ней находятся
драгоценные гвозди. Поэтому только она одна останется и будет спасена, так что
проходящие корабли, привязывая к ней свои канаты, будут рыдать и оплакивать этот
Вавилон, говоря: "Горе нам, что затонул город наш великий, в который мы заходили
и в котором успешно вершили свои дела".
И скорбь по нему будет сорок дней. А после тех дней будет дана
царская власть Риму, Силеону и Фессалонике, ибо конец уже будет близок. А потом
дела пойдут хуже и ужаснее, и гибельнее: ведь в тот год отворит Господь Бог
врата в Индалии, которые запер Александр Македонский, и выступят семьдесят два
царя со своими народами, так называемые нечистые народы, отвратительнее всякой
мерзости и зловония, и рассеются по всей земле поднебесной, поедая живую людскую
плоть, выпивая кровь, с наслаждением пожирая собак, мышей, лягушек и всякую
мерзость мира. И горе всякой земле, по которой они пройдут. И потому в эти дни
да не будет, Господи, христиан, если это возможно! Но знаю, что будут. И воздух
в эти дни омрачится, словно в трауре, из-за пакости, которую сотворят эти
отвратительные народы. Солнце превратится в кровь, взирая на мерзости,
устремившиеся на землю. А луна и все звезды померкнут, ибо станут есть они даже
прах земной. Они обратят алтари в жаровни и используют драгоценные сосуды для
мерзости. Тогда пусть населяющие Азию бегут на острова Киклады (потому что Азия
будет оплакивать острова, а острова - Азию), ибо туда эти народы не пойдут. Но
горевать будут шестьсот шестьдесят дней.
Тогда поднимется Сатана-Антихрист из племени Дана (не
собственной силой, однако, он превратится в человека, вовсе нет, но Господь Бог
сделает для него оболочку, позорную и мерзкую, дабы исполнилось в нем реченное
пророками), и будет освобожден из адских оков, в которые его заключил Владыка
Христос, когда был там, и войдет он в оболочку, изготовленную для него. И когда
обратится он в человека, возмужает и воцарится, тогда начнет являть свое
обольщение, как сказал Иоанн Богослов. Затем он поднимет войну против островов
Киклад (островами же, как говорит Исайя, являются церкви язычников), в то время
как Илия и Енох, и Сын Грома выйдут возвестить о его обольщении и о втором
пришествии Господа Иисуса Христа[31].
И он горько унизит живущих в то время христиан, истязая их до последнего вздоха
и губя - чудовищный негодяй! Тогда тот, кто не впадет в заблуждение, окажется
большим и могущественным другом Христа, ибо блаженны все святые, но более,
безусловно, те, которые засвидетельствовали святость свою во времена Антихриста,
они блаженны и трижды блаженны, ибо величайшая слава примет их на бесконечные
века. Но сначала он намеревается убить Илию, затем Еноха и, наконец, Сына Грома,
а потом он предаст жестокой смерти тех, кто не верит в него. Тогда произойдет
между ним и Владыкой страшная война: ведь когда он узнает, что существование
этого мира подходит к концу, то в ужасном неистовстве выступит против неба,
сверкая молниями, громыхая и производя удары, так что от звука воплей
поднебесная будет трястись и грозно звенеть. И кто тогда не будет потрясен и
испуган, сладчайшее дитя? Блаженны тогда те, которые не соблазнятся против
Владыки нашего Иисуса Христа, истинного Бога нашего, блаженны тогда те, которые
не отделят себя от рожденного святой Девой Марией, блаженны те, которые умрут
из-за любви к Нему и изобличат в лицо дракона и ложь его, блаженны те, которые
проявят мужество при встрече с драконом и храбро заклеймят его преступления,
прекрасные светочи, драгоценнейшие жемчужины, сладостные, милые и медоточивые
сердца, и те, которые верят в Отца и Сына, и Святого Духа, в Святую, Единосущую
и Животворящую Троицу".
В то время как блаженный сидел и вещал это, Епифаний, слушавший
о том, что должно случиться с землей, зарыдал с глубокими стонами: ведь, как я
уже говорил, он был слишком сострадателен. Затем он сказал святому: "Прошу тебя,
скажи мне, как будет сметено с лица земли человечество и как затем произойдет
воскресение?" Святой сказал: "Одних уничтожат нечистые народы, других погубят в
непрерывных войнах, а остальных верующих Антихрист убьет из-за Господа. А тем,
которые поверят Антихристу, Господь Бог пошлет крылатых зверей, по слову
Иезекииля, имеющих на хвостах своих жала, наполненные ядом, и те, у которых не
будет на челе знака печати Христовой, цельного и чистого, будут ужалены этими
зверями и, отравленные опасным ядом, умрут горестной смертью. Тогда, если
кто-нибудь из святых, спрятавшихся от Антихриста в пустынях, будет найден,
Господь силой Духа Своего соберет их всех в святом граде Сионе: это "вписанные
для житья".
Когда Антихрист уже будет сражен и схвачен вместе со своими
демонами, и заточен в оковы огненными ангелами, и заключен под стражу, чтобы
предстать перед судом, и будет спрошен по справедливости о тех душах, которые он
погубил, тогда ведь и прозвучит труба, и мертвые воскреснут нетленными. А затем
живущие, как сказал Павел, оставшиеся до пришествия Господня, изменившись в
мгновение ока от тления к нетленности, вместе с ними будут восхищены на облаках
в сретение Господу на воздухе. Итак, когда кто-нибудь увидит, что мерзкие народы
пришли в этот мир, о дитя, тогда он узнает, что все при дверях и что вскоре
придет Судия" ,
Все это блаженный поведал Епифанию той ночью, когда они не спали,
и я, ничтожный, был при этом. А когда в церкви прозвучал сигнал, Епифаний
отправился туда, а блаженный стал наедине с самим собой молиться в его доме.
А с наступлением утра они опять сели и стали беседовать о
духовном. И поскольку там лежала книга Василия Великого, святой побудил
Епифания взять и прочесть ее: было же это увещевательное слово на Крещение,
начало которого: "Мудрец Соломон". Пока оно читалось, блаженный с удовольствием
внимал, улыбаясь и радуясь, а Епифаний проливал слезы на книгу и издавал
глубокие стоны. Тогда сказал ему блаженный: "Дитя мое, почему ты плачешь? Луч!
ше радуйся, по слову блаженного Павла, рекшего: "Радуйтесь всегда! в Господе!"
Ибо те, которые трудятся духовно, должны веселиться и радоваться, а те,
которые, наоборот, исполняют желания дьявола, пусть будут мрачными, потому что
"свет Божий пришел в этот мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет"".
Ответил ему Епифаний: "Разве я не грешник и не оплакиваю дурные деяния мои? Как
мне оправдаться? Ведь этот святой говорит мне: "Когда, - говорит, - ты
приблизишься к Богу? Когда мы признаем в тебе нашего?" Слушая эти упреки, разве
могу я не плакать над жалким своим оправданием? Да и как он примет его, великий
господин?" Святой ответил: "Это слово, дитя мое (неужели ты не знаешь?), с
упреком обращено к тем, кто еще не принял божественное крещение". Епифаний
сказал: "Да, почтенный отец, и я это знаю, однако вот что говорят любители
загадок из простого народа: "Тебе говорю, невестка, чтобы и теща услышала[32]"".
Хотя Епифаний так ответил, блаженный, слегка улыбнувшись, убедил его еще
почитать. И когда он читал, неожиданно до их ноздрей долетело благоухание, так
что Епифаний трепетал и изумлялся долгое время. Но блаженный Андрей заметил
того, кто принес это неиссякаемое благовоние. Когда же то слово было прочитано,
исчез и аромат. Епифаний удивился, что с окончанием слова прекратилось приятное
благоухание, и спросил праведника такими словами: "Прошу тебя, великий
господин, скажи, что за аромат долетел до нас, когда я начал чтение?" Ответил
блаженный: ""Как сладки гортани моей слова твои, лучше меда устам моим!" А уста
и гортань следует понимать духовно, ибо это сказано о душевных устах и гортани".
Епифаний молвил: "Оставь это и скажи мне, узнал ли ты что-нибудь из видения?
Ведь и я знаю это благодаря твоим драгоценным молитвам". Блаженный же ответил:
"Что мне сказать тебе, мой дорогой? Ангелы Господни были здесь в большом
количестве, когда ты читал, а один из них, превознося речения Святого Духа,
согласно которым радость несет усладу, в веселии воскурял подобающие Божеству
благовония". Епифаний спросил: "Но где находят фимиам, кадильницу и угли
почтенные ангелы спасения, будучи нематериальными и не пользуясь материальным?"
А блаженный, пристально взглянув на него и протянув ему свою руку, молвил:
"Удивительные вещи ты говоришь, человече: ну кто тебе сказал, что ангелы
обладают осязаемыми кадильницами или имеют мирские благовония, или нуждаются в
углях этого мира? Ведь духовные существа обладают духовным, а материальные -
материальным. Ангелы же, когда хотят кадить, ничто иное не воскуряют пред Святым
Всевышним, кроме того, что выше всякого понимания, я имею в виду то сладчайшее
благовоние, которое исходит от грозного и неприступного Божества. А поскольку
они находятся рядом с грозным троном Вседержителя, то принимают благоухание
посылаемой оттуда молнии и поэтому непрерывно кадят несказанным ароматом
божественности. И вот когда они считают нужным и хотят наделить кого-нибудь этой
сладостью, то становятся пред ним и обдают его лицо божественным благовонием в
той мере, в какой желают, так что он оказывается в радостном недоумении, вдыхая
сладчайший аромат. Они распространяют благовония и иным образом (принося
какие-то из райских цветов), и в своем невидимом присутствии наполняют ими
дыхание человека. Святые ангелы, однако, имеют позволение тремя способами
окуривать тех, кто относится к ним с любовью и почтением. Во-первых, когда
читаются священные книги, они невидимо располагаются вокруг, желая послушать
богоугодные речения Святого Духа. Во-вторых, когда кто-нибудь молится и ведет
беседу с Богом, они с большой любовью становятся рядом и молятся вместе с ним.
В-третьих, когда кто-нибудь из-за своей любви к Богу терпит побои, страдание
или плеть, тогда они имеют право воскурить благовоние, умастить и подбодрить
того, кто страдает за благочестие.
Ведь написано, что когда безбожник Юлиан отправлялся походом на
персов, он решил спуститься к Пифийскому демону, находящемуся в Дафне, чтобы
тот дал ему откровение о предстоящей войне - победит он или проиграет. И вот
когда он принес жертвы Пифийской статуе, та поведала ему, что не дает откровений
в эти дни, так как там лежат самые стойкие и богоугодные мощи славных и трижды
благословенных мучеников - Вавилы и трех мальчиков. Тогда нечестивый отступник
приказал антиохийцам без трепета и страха перенести их оттуда и положить там,
где он хочет, давая, таким образом, свободу лукавейшему духу, явившемуся ему. И
тогда все жители города, выйдя со свечами, песнями и мольбой, взяли урну святых
и двинулись в путь с песнопением: "Да постыдятся все служащие истуканам,
хвалящиеся идолами". Говорили они, не страшась, и что-то другое. А
богоненавистный царь услыхал это и приказал правителю города задержать всех,
кто участвовал в молении. Тогда правитель, выбежав на широкую улицу, многих
схватил и заключил в тюрьму; в их числе привели к нему и одного мальчика из
городской знати, будто бы лет пятнадцати, именем Феодора. Был он прекрасен видом
и совершенно безупречен, и говорили, будто он во всеуслышанье называл себя
христианином и слугою Христовым. Правитель, долго увещевая его отступить от
истины, не смог убедить его. Увидав, что тот не подчиняется, он приказал
повесить мальчика на столбе, высечь и пытать. И вот он был подвешен на кресте и
выдержал мучения, а к вечеру его сняли со столба и бросили в заточение.
Проведя несколько дней в тюрьме вместе с остальными
заключенными, благочестивый тот мальчик был освобожден, как и все арестованные,
после того как беззаконный царь-отступник погиб на войне. Когда, наконец, он
оказался дома, стали расспрашивать его друзья, родственники и сверстники вместе
с родителями, целуя его раны и говоря ему: "Что чувствовал ты, господин Феодор,
когда висел на столбе и святую плоть твою разрывали когтями?" Он же отказался
говорить. Все же, долго упрашиваемый, он нехотя рассказал им следующее: "Когда
меня подвесили к столбу и начали пытать, сперва я с трудом терпел и, утешая
себя, говорил: "Несчастный Феодор, мужественно переноси и терпи эти страдания;
иначе ты попадешь в самую середину вечного огня". И как только я это сказал,
вдруг вижу: вот четыре евнуха с лицами, прекрасными, как роза. И один из них
будто бы держит какую-то чашу, белую и блестящую, поражающую взгляд человека
своим видом и приводящую в экстаз, а у другого в руках позолоченный сосуд,
полный божественного мира, словно источающего розовый аромат, остальные же двое
держат на вытянутых руках белые, словно снег, покрывала, сложенные вчетверо.
Оказавшись позади меня, один из них говорит тому, кто держал сверкающую чашу:
"Неси ее ко мне". А тот, поднеся чашу, говорит держащему позолоченный сосуд:
"Вылей сюда". Он опрокинул сосуд, и излилось из него миро, проникнув в глаза мои
наподобие молнии и через внутренности мои рассеявшись по всем членам, так что
благоухание того мира победило и преодолело ужасные страдания, которые выпали
мне из-за пыток. Наконец, один из них принес то самое полотно и, смочив в чаше,
наложил на лицо мое и держал долгое время, так что от приятнейшего того
удовольствия я, как уже говорил, забыл свои страдания. Когда наложивший полотно
поднял его с моего лица, подошел другой, в свою очередь готовый наложить
полотно, и они продолжали делать это до тех пор, пока терзавшие меня не
остановились и не сняли меня со столба. И как только это произошло, они в то же
мгновение отошли от меня. Я же, лишившись сладчайшего того удовольствия, сильно
опечалился и даже хотел еще подвергнуться пытке
|