33.
Один юноша был близким другом того Епифания, о котором мы ранее
упоминали. Епифаний же наставлял его при помощи Священного Писания, желая
укрепить его в страхе Божьем. Тот, однако, сблизился с ним не для того, чтобы
соревноваться в доблести, но ради людской похвалы, чтобы и о нем говорили так
же, как о Епифаний. Часто ведь, когда Епифаний проходил, смотревшие на него и
узнававшие его люди говорили один другому: "Посмотри, как этот прекрасный юноша
шествует среди огня и не возгорается, и не подвергается порче от того, что
побуждает к наслаждениям. Потому и говорят о нем все, что не общается он никогда
с женщиной, но проводит жизнь свою чисто и безупречно, предаваясь постам,
бдениям и молитвам". А раз говорили такое о Епифаний, то и друг его захотел
услышать о себе подобное. И вот однажды, когда Епифаний встал чуть свет ради
прославления Бога, поднялся вместе с ним и названный юноша и стал рядом с ним,
исполняя псалом. А с соизволения Господа пришел туда, как один из бедняков,
блаженный Андрей, Епифаний же, заметив его и не желая разоблачать перед
кем-либо, мысленно поцеловал его. А Андрей, подойдя все же к нему поближе,
долгое время стоял молча. Но, взглянув в лицо упомянутому юноше грозным
взглядом, он дал ему пощечину, какую только мог, и промолвил: "Отойди от этого
отрока, ибо ты не достоин стоять рядом с ним, потому что ты дурно использовал
пение псалмов и стал презираем у Господа". И вот, когда ударил его праведник, он
впал в неистовство и бросился, чтобы схватить его за волосы. Но Епифаний
подбежал и воспрепятствовал его намерению, браня и порицая его такими словами:
"Воистину безумный! Ты вознамерился совершить такое, находясь посреди Божьего
храма? Не читаешь ли ты "не воздавай злом за зло"? Не так ли говорит Господь:
"Если кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую"? Позор проклятому
демону, внушившему такое! Что скажут присутствующие здесь люди? Не будет ли этот
соблазн замечен ими? Не станет ли и Господь порицать нас, говоря: "Горе тому
человеку, через которого соблазн приходит"? Если ты хочешь быть со мною рядом, я
не желаю, чтобы ты был таким. И если тебе нужно быть со мной, то держись
далеко от вражды, гнева, зависти и не спеши никому воздать злом за зло, но лучше
будь нищ духом, сокрушен сердцем, печалься и горюй о грехах своих, будь мягким
и тихим, уравновешенным среди наступающих со всех сторон вредоносных и злых
побуждений греховных, выделяйся милосердием и добротою, будь украшен добрым
нравом и суждением и духовным настроем, избегай слабости, самонадеянности,
тщеславия, гордыни, распутства, мужеложества, рукоблудия, чревоугодия и
всепоглощающего пьянства, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления.
Если, стало быть, ты желаешь общаться со мной, соблюдай все это, ибо я говорю
то, что тебе пригодится. Внимательно следи за собой, дабы не отягощать свою
юность распутством, развратом и подстрекательством к растлению, потому что не
радуется сатана никакому другому греху так, как этому и ему подобным. Смотри же,
ты молод, и великая борьба предстоит тебе против четырех драконов греховности[9],
и, если хочешь одолеть этих зверей, сокруши мышцу злой своей гордыни. Итак,
стань смиренным пред стопами Спасителя, чтобы и Он сам, борясь за тебя, победил
воинственного плотского демона и чтобы тебе была присуждена победа: ведь Господь
противодействует высокомерным, смиренным же дает благодать".
В то время как светоч Епифаний внушал все это юноше, сердце его
ожесточалось лукавым, и он тяжело перенес те слова и был раздражен сказанным.
Опечалившись, он удалился со словами: "Неужели я откажусь от этого мира именно
тогда, когда я должен наслаждаться им?" И с тех пор он больше не стремился идти
вместе с Епифанием к чему-либо духовному, но, охотно предаваясь плотскому
сладострастию, распутству и разврату, осквернял красоту своей достойной
сожаления души. Но после этого он подвергся суровейщим испытаниям и мукам, так
что и до величайшего голода дошел и выпрашивал себе на хлеб. Опечалился на это
Епифаний и просил слугу Божьего сотворить ему милость. Но святой ответил: "Нет,
дитя, нет, лучше яви сочувствие его душе, в то время как тело страдает. Оставь
его, поэтому, как есть, ибо это ему скорее подходит. Придет время, когда
Господь, увидев его унижение, вернет его в прежнее состояние". Епифаний
промолвил: "Прошу тебя, слуга Господа, дай мне знать, по какой причине столь
жестоко он предан испытаниям". Святой же Андрей ответил ему: "Ни за что другое
нв был Господь так разгневан на него, как за то, что он клятвопреступник и лжец,
дерзкий и высокомерный: ведь даже если бы он совершил и другие, худшие
прегрешения тела, Господь разгневался бы не столько за эти <грехи>, сколько за
те. Ведь бывает так, что еда, прежде чем она будет сварена в горшке, вкуса и
аромата не имеея так же и мы, грешники: пока мы не поваримся в муках и
испытаниях, не войдем в Царство Небесное". Сказал Епифаний: "Если это полезно
его душе, я больше не буду о нем говорить, но лучше посмотрю, как стойко он
проявляет мужество и с помощью Господа, движется к прекрасной обители".
34.
А другой отрок по имени Иоанн был приятелем Епифанш поскольку они
вместе воспитывались. Поэтому Иоанн любил Епифания как своего соученика, однако
вовсе не подражал его добродетели. И вот однажды, когда оба они сидели в
оживленном месте и о чем-то беседовали, какая-то распутная женщина, проходившая
мимо, заметила их и начала, пакостница, делать знаки и соблазнительные движения,
пытаясь - гангрена! - хоть одного выманивать ради своей похоти. Поскольку она
вытворяла такое, Епифаний повернул лицо в другую сторону и промолвил: "Посмотри
на эту бесстыжую лису, как она выкручивается, пытаясь коварно схватить птицу,
поймать душу какого-нибудь юноши!" Иоанн же, будучи очень развращенным, стал
украдкой смотреть на нее. Заметив его испорченность, опечалился Епифаний
погибели души его, ибо, поистине склонный к распутству, он сходил с ума,
несчастный, по и точенной червями женской плоти. Тогда Епифаний шикнул на ту
женщину, и она тотчас исчезла. Иоанн же сказал Епифанию: "Да накажет ее Бог за
то, что взволновала она мне сердце, злосчастная!" А Епифаний ответил: "Счастье,
если взволновала, но не похитила: ведь всякий, кто смотрит на женщину с
вожделением, уже прелюбодействует с нею в сердце своем. И если ты будто бы не
вожделеешь, почему же ты с удовольствием смотришь на блудницу? Вот почему я
сказал, что взволновала, но не похитила". Промолвил Иоанн: "Но разве дьявол
сотворил женщину? Конечно, Бог, и Он же предписал это. Ведь если бы Он не желал,
чтобы это происходило, зачем привел бы Он ее в мир? Следовательно, Бог является
при чиной этого". Молвит Епифаний: "Очеловече, не говори необдуманно: я
догадываюсь, что ты не ведаешь, что говоришь. Однако что ты на это скажешь: Бог
дал нам нож не для того, чтобы мы резали друг друга, но дабы мы путем отсечения
отрезали что-нибудь из пред назначенного для этой цели. Бог создал веревку не
для того, чтоб мы душили сами себя, но чтобы пользовались ею там, где нам
необходимо. Бог создал палку не для того, чтобы мы били друг друга, а чтобы мы
опирались на нее. Но давай оставим все это и вспомним об исследуемом вопросе:
Бог и женщину создал, чтобы мир возрастал и чтобы всякий, кто хочет быть с
женщиной, наслаждался ею в согласии с законами, установленными Богом. Таким
образом, человеку следует уже в юности уяснить это, и, если он может сохранить
девственную чистоту, благодарение Богу, если же не может, то следует поискать и
найти женщину благочестивую и добродетельную и, с согласия её и ее родителей,
взять ее в жены; а в дальнейшем ни она, ни он не имеют позволения блудить в
другом месте, но должны быть, как пара голубей, непорочны и чисты. Стало быть,
если они будут соблюдать это так, как сказал Господь, то узнают друг друга во
время Воскресения и будут как ангелы Божьи. Вот почему и блаженный Иоанн рек:
"Жена, по закону Господа, сочетается браком с мужем и соединяется с ним ради
рождения детей, а не для похоти". Посему все те, которые распутничают,
прелюбодействуют или предаются содомской мерзости, даже если теперь забавляются,
будто слепые и бесчувственные животные, в конце времен узрят то, что им
предстоит: и ужасный тот огонь, и плачь неутешный, и внешнюю тьму, и тех
карающих ангелов, которые держат огненные палицы и бьют согрешивших против меня,
которым предстоит быть ввергнутыми в тот огонь. Поэтому ныне, если не можешь
укрепить себя в чистоте, возьми себе жену, по закону Бога, дабы и здесь прожить
благочестиво, и в веке грядущем вкусить великой помощи Божией ". И сказал ему в
ответ Иоанн: "Блаженны уста твои и рот твой, господин мой Епифаний, ибо ты
изрек такое. Но не думай, будто Бог всех так же умудрил, очистил и избрал, как
тебя: ведь и я хочу быть, как ты, но не могу; хотел я поститься весь день и
молиться всю ночь, да не могу; хотел подать нищим, да нет у меня злата или
серебра, ни чего-либо другого в достатке. Если бы было по-моему, я не желал оы
ни гневаться на кого-либо, ни клеветать, ни творить что-либо вредное, но ведь,
хочу я того или не хочу, я понуждаем - то природой, то демоном, а то и
собственным выбором или дурной привычкой - делать противоположное". Говорит ему
праведный Епифаний: "Это все отговорки, брат мой, но они нам ничуть не на
пользу. Ты сказал: "Я хотел быть как ты, но не могу". Что же, в самом деле, из
присущего мне ты считаешь особенным, как ты сказал? Разве ты не можешь читать
Священное Писание? Или ты не можешь проводить время в храмах святых? Разве ты
не способен вместе со всеми испытывать любовь? Или не можешь соблюдать пост? Но
ведь Гос-ц°Дь не считает это обязательным: он не требует ничего иного, кроме как
не предаваться чревоугодию и не пьянствовать. Ты же сказал. дескать, "хочу
молиться, но не могу". Почему не можешь? Ты молод и, словно прекрасное дерево,
расцвел в своей юности. Если такое оправдание ты представишь в Судный День,
будет дано тебе одно женообразное существо - добродетельная старуха, и осудят
тебя, потому что скажут тебе: "Посмотри на эту несчастную, как она всей душою
тщилась угодить Богу, а ты, будучи молодым, осмеливаешься произносить такое?"
И, оставляя в стороне весьма многое, я говорю тебе лишь одно: ничто нам не будет
полезно в этом мире, ни извинение, ни оправдание, ибо заключена в нас свободная
воля. И если вообще ты любишь меня и доверяешься мне, беги от разврата, избегай
чревоугодия, пьянства и того, чтобы ежечасно выбегать на улицу и смотреть в
окна, пытаясь увидеть чужую соблазнительную красоту. Итак, борись, чтобы
спастись и обрести благодать и милость от Господа в Судный День: ведь никто не
поможет нам - разве только Божие милосердие и наши деяния".
Пока они так говорили друг с другом, случайно оказался в том
месте и блаженный Андрей, проходивший мимо. И как только заметил его Епифаний,
быстро поднялся и, оставив Иоанна, подошел к блаженному. И пошли они в укромное
место, где Андрей начал говорить Епифанию боговдохновенные речи, в том числе и
такое: "О дражайший и возлюбленный Господом, я полагаю, что слова, которые ты
рек тому юноше, сидевшему с тобой только что, были сказаны напрасно". Епифаний
ответил: "Напрасно? В каком смысле?" А святой: "Вовеки не послушается он тебя,
потому что очень сильно развращен. Ведь я был мысленно рядом с вами, когда вы
говорили между собой. Взгляни же на то, что случится с ним в скором времени
после этого часа, потому что он развратник, прелюбодей и - что отвратительнее
всего - содомит. Незадолго до этого Господ! намеревался истребить его с земли
из-за того, что он оскорбляет Дух
Святой, проводя свою жизнь в распутстве. Но ангел, охраняют; его душу, попросил
Господа, чтобы был дан ему срок для покаяния хотя бы один год, - и внял Господь
Бог ангелу, и было дано ему,
как просил ангел. И повелел справедливый Судия также сурово и губительному
ангелу разрушения, говоря: "Если в течение указанного
срока он раскается в том, в чем согрешил, с ним все будет
хорошо; если же он пребудет в том же самом состоянии, пошли е тяжелейшую
болезнь, и она размягчит его плоть, разрушит костные
соединения и, таким образом, отправит в ад его несчастную душу". Но он истратил
это время на бесполезные дела и, не воспользовавшись ничем, навлек на себя гнев;
посему горе этому развратнику и нечестивцу! Он, конечно, раскается, вспомнив
слова твои, когда будет сидеть во мраке и тени смерти". Говорит ему Епифаний:
"Господин мой, прикажешь ли, чтобы я возвестил ему то, что ты только что сказал
мне? Быть может, войдет в его сердце страх Господний, и, покаявшись, он свернет
с дурного пути своего?" Ответил ему блаженный: "Если скажешь это ему, он
рассмеется, он совершенно окаменел умом и рассудком. Но даже Господь не велел
говорить такое кому бы то ни было, если только Он не позволит при помощи суда
совести открыть это и обратить человека. Ведь если бы это было в его интересах,
он, конечно, сделал бы день кончины явным и известным для сынов человеческих. А
посему торопись, возлюбленный сын мой, и борись за то, чтобы осветить свою жизнь
прекрасными добродетелями, дабы, когда Бог перенесет нас отсюда, мы стали
восприемниками тех благ, которые Он от сотворения мира предрек любящим Его".
По прошествии же года, отпущенного Иоанну для покаяния его и
обращения, увидел Епифаний в ночном видении раба Божьего Андрея, будто тот взял
его и отвел в труднодоступные места, безобразные и зловонные. Он держал лампу и
ею озарял ту тьму неосвещаемую. Мне кажется, что это происходило под землей. И
вот увидели они там стражников, засовы и оковы, отвратительные и мрачные. А
заключены в них были мыши, кошки и лисицы, в иных же - ослы и змеи, гадюки и
аспиды, вороны и вороны, дикие звери и псы, и многие другие, числом
превосходящие небесные светила. Осмотрев, наконец, все это, они вошли в
какую-то клетушку, в которой не было ничего, кроме человеческих и собачьих
испражнений. Молвил тогда Епифаний блаженному: "Умоляю тебя, зачем мы пришли
сюда? Разве на то были направлены наши старания, чтобы, оказавшись здесь,
глядеть на эти жалкие существа? " Отвечает блаженный: "Нет, дитя, но на то,
чтобы ты увидел это место: ведь это то место, которое твой друг Иоанн приобрел
для себя. Нечистоты, которые ты видишь, - это его деяния, труд и работа. Однако
взгляни на то, что здесь написано". Тогда посмотрел Епифаний и видит: мрачная
доска в воздухе, и на ней написано: "Вечное местопребывание и неизбежное
наказание Иоанна, сына Келевстиона" (ведь таково было имя отца его). Епифаний
промолвил: "Горе мне, грешному! Даже тем, кто враждебен мне, я не пожелал бы
оказаться здесь. Но что это за нечистоты?" А блаженный ответил: "Вот, взгляни:
те, чьи Деяния подобны его деяниям, будь то мужчины или женщины, готовят все
это для себя, чтобы, когда они умрут, души их, скованные Цепями, насытились
этими испражнениями. А после воскресения плоти они будут целиком преданы огню".
Епифаний же вопросил блаженного об увиденных им мышах, псах, диких зверях,
ослах, мулах и змеях, находящихся там. И говорит праведник: "Все это души
преступников и грешников". Епифаний воскликнул: "Увы мне, господин мой, неужели
такой вид обретают души людей?" Святой ответил: "Нет, дражайший сын мой, но Бог
устроил для нас, чтобы они казались такими, показав, чему становится подобна
каждая в этом мире благодаря своему образу жизни, постыднейшим делам и
страстям: ведь одни души принадлежат убийцам, другие - прелюбодеям, третьи -
развратникам, четвертые - содомитам, пятые - ворам, сребролюбцам, еретикам,
тщеславным и обвиненным в остальных страстях и прегрешениях. Таковы души,
которые уподобились неразумным животным и стали похожи на них. Вот чему Господь
сделал так, чтобы они предстали в таком виде: ведь убийц он считает за
скорпионов, идолопоклонников - за зверей, прелюбодеев - за потерявших рассудок,
магов и колдунов считает змеями, тех, кто сходится со зверями и содомитов
уподобляет мыши и изъеденному червями псу, брошенному в навоз, развратников
считает свиньями, воров - волками, хитрецов - лисами, сребролюбцев - котами,
гневливых - дикими зверями; лжецы для него как змея, ненасытные - как лошади,
пьяницы - как бесноватые, а еретики - как навоз, распутники - как ослы, а
пособников разврата, которые клятвами и обманами привлекают мужчин к женщинам
для соития и делают их храмом дьявола и прибежищем мерзости, считает за
приближающегося Антихриста; к хулителям от носится как к воронам, к болтливым -
как к воронам, а к тем, кто бесчувственно осуждает чужие грехи, - как к
взбесившимся псам пожирающим человеческую плоть, распевающих песни считает
визжащими поросятами, а кифаристов - инструментами дьявола, на пляшущих женщин
смотрит как на Иродиаду, на блудниц - как на коз, а на юнцов, которые погрязли в
игрищах, насмешках, кривлянии, пьянстве и растлении мальчиков, - как на нечистых
земных пресмыкающихся, зверей и порождения ехидны".
И когда святой в видении поведал об этом Епифанию, тот проснулся,
пораженный тем, что открылось ему. А с наступлением утра дошла до него молва,
дескать: "друг твой Иоанн охвачен разрушительной болезнью, и не пойдешь ли ты
проведать его?" Он же, услыхав об этом и зарыдав, промолвил: "О, если бы не мое
бессилие! Ведь это было в моем видении!" Поднявшись, однако, он пошел проведать
больного и, как только увидел его погибающим от разрушительно болезни, вымолвил:
"Что за ужасающее диво! Вот пророчество блаженного Андрея и вот в какой истине
он вознесен". Иоанн, заметив его и глубоко застонав, произнес: "Помолись за
меня, Божий святой, чтобы пощадил меня Бог и явил сострадание мне в на стоящем и
чтобы не принял я конца земной жизни, ибо я знаю, не поднимусь с этого моего
ложа". А благочестивый Епифаний ответил: "Брат, Господь сделает то, что нужно,
ибо Он сам знает, что полезно; чем же я могу послужить тебе? Лучше молись Богу,
и Он творит подобающее Его милости". Но день за днем угасал несчастный, и
стекала плоть его на землю, как вода, и стал неразличим весь его облик, и
сыпались кости его в преисподнюю. И настолько раз рушились и распались все его
сочленения, что все, кто видел его были испуганы и кричали: "Господи, помилуй!"
Так многострадально окончил свой жизненный путь тот несчастный и был печалы
унесен в преисподнюю.
А через несколько дней боговдохновенный Андрей встречает посреди
улицы Епифания и, напомнив ему о том, что узрел он в ночном видении, поверг его
в ужас и трепет и сказал: "Знаешь ли, дитя, где прошлой ночью бродили мы оба в
мрачных покоях преисподней? Заметил ли ты находящиеся там засовы и стражников,
бывших под землею? Узнал ли ты хмурое и мрачное обиталище своего друга? Прочел
ли ты ту зловещую таблицу - что на ней написано? Осознал ли ты, что души
грешников от века пребывают словно во мраке и в тени смерти? Да избавит нас
Господь Бог от того, что там!" Дивный же Епифаний, пока слушал праведника,
почувствовал головокружение и трепет и промолвил: "Я видел это, почтенный
отец, и, увидав, был охвачен страхом; поэтому помолись за сына своего, дабы не
был я приговорен к тому, что там: потому что страх обуял меня, и тьма накрыла
меня, и я боюсь, как бы повелитель тьмы не увлек меня, охваченного греховными
соблазнами". Блаженный ответил: "Меня радует, дитя, что ты устрашился. Потому я
каждый раз и побуждаю тебя бороться, дабы стать наследником Царствия Небесного;
потому я и прошу, и молю тебя, благословенное дитя, всегда направлять свой бег
к благочестивой борьбе, чтобы душа моя, видя тебя преуспевающим в благих делах,
возрадовалась вместе с духом". И пока он это говорил, какие-то люди стали
приближаться к тому месту, и праведник, оберегая свою добродетель, поцеловал
Епифания и удалился прежде, чем они подошли.
35. О МАГЕ ВИГРИНЕ.
Жила в Неории[10]
одна женщина, благоразумная и благоговеющая пред Господом, а мужа имела
негодного и очень сластолюбивого, растратившего все, что было у него: ведь он,
неразумный, проводил все свое время в блудилищах. А жена, будучи весьма
богобоязненной, сильно огорчалась и не знала, что делать.
И вот пришла ей на сердце мысль найти какого-нибудь духовного
человека, чтобы он посодействовал ей ко благу и уничтожил дурную цель ее мужа.
Поскольку это было у нее в мыслях, она принялась разузнавать о человеке,
обладающем такой силой. И тут одна женщина указала ей на некоего мужа Вигрина,
могущего, как она сказала, выполнить все ее желания. Тогда она быстро собралась
и отправилась к нему. Там, однако, она обнаружила большую толпу. Когда он
исполнил все желания и толпа исчезла, подошла и эта женщина; они сели, и
женщина начала рассказывать ему о своей печали, говоря, будто "муж мой предался
соблазнам распутной жизни и, переходя из одного публичного дома к другому,
растратил все мое состояние вместе со своей душою. Но ему мало этого:
неподалеку от меня он сошелся с какой-то беспутной девкой и каждый день ходит к
ней, Расхищая все мое имущество. Ныне, однако, я прослышала о тебе, будто ты
один из имеющих доблесть у Господа и что многих ты избавил от опасностей. Вот
почему я пришла к тебе, и, если ты можешь, помоги мне, и я дам тебе все, что в
моих силах". На эти слова он дал ей такой ответ: "Все, что ты хочешь и любишь,
ты получишь от меня: ведь если ты прикажешь, я уничтожу его страсть так, что он
не будет общаться с женщинами. Или, если хочешь, я дам разрешение, и смерть
заберет его. Если, однако, желаешь, я предам его духу зла, и он будет бродить,
одержимый демоном. Итак, подумай и проясни для меня, что тебе угодно". Сказала
ему та женщина: "Ничего иного не желаю, господин мой, кроме того, чтобы мой
супруг освободился от этого и одну меня любил и ценил". Он же ответил: "Я
исполню для тебя, как ты просила". И, пока она там сидела, он рассказал ей
все, что она делала начиная с детского возраста. Выслушав, женщина изумилась и,
пораженная, тихо села. А он говорит ей: "Встань, отправляйся к себе домой и
приготовь мне светильник, масло, фитиль, пояс и огонь, и в четверг я явлюсь туда
и сделаю то, что тебе нужно". И вот он пришел в четверг, взял масло и, шепча и
приговаривая, вылил его в светильник; затем взял фитиль, зажег его и поставил
туда, где находились иконы женщины. Затем он взял также и пояс, нашептывая
какие-то речи, относящиеся к его нечестивому занятию, и, завязав четыре[11]
узла, отдал ей со словами: "Повяжи его вокруг своей нижней одежды". Затем
говорит: "Дай мне один тримисий, чтобы я раздал бедным за спасение твоей души".
И она дала, пообещав дать еще, если исполнится то, что она хочет. И ее муж
возненавидел то, что творил, и прекратил это делать, и стал любить одну лишь
жену свою и усердствовать на благо своего дома.
И вот через шесть дней видит та женщина во сне, будто стоит она
одна на какой-то равнине, и подходит к ней старик-эфиоп и начинает, будто бы
заигрывая, обнимать и целовать ее и говорит: "Хорошо, что я нашел тебя, моя
госпожа. Сюда, дорогая моя, давай вдвоем с тобой возляжем, ибо мы только что
сочетались браком: я сильно желал тебя и искал предлога, чтобы привести тебя ко
мне. Теперь, наконец, прекрасная моя супруга, давай возляжем вместе, дабы и ты
насладилась мною, и я бы насытился красою твоею". Когда же„ это случилось и он
произнес такое, она задрожала, стала проклинать его, убегая и в страхе заклиная
отойти от нее. Он же бессовестно порывался силой соединиться с нею. А она
говорила: "Отойди от меня, ибо мужа имею и с другим не сойдусь". Таким образом
терзаемая и одолеваемая во сне, эта женщина проснулась и, будто с трудом избежав
удара и придя в себя, стала размышлять над увиденным: что бы это могло быть и
откуда дьявол взял такую дерзость в отношении к ней - ведь знала она, что тот
эфиоп был лукавый демон.
И пока она так размышляла, сон снова овладел ею, и вот - пёс
огромный, черный и бесстыдный обнял ее и стал целовать уста в уста словно
человек. Охваченная дрожью, она пробудилась ото сна в страхе молвила самой себе:
"Горе мне, несчастной и грешной, ибо лукавый влюбился в меня и вовсе не дает мне
покоя; и что мне делать, не знаю. Отчего со мной это случилось, не ведаю". На
другую ночь снова видит она, будто стоит в театре, где проводились конные бега,
и целует находящиеся там статуи, подстрекаемая развратным стремлением к соитию с
ними. И опять она наблюдает, как пес хватает ее и убегает. А потом она увидела,
будто ест лягушку, а то и змею, и пресмыкающихся, и других тварей, еще хуже, чем
эти. Несчастная терзалась такими снами, не получая с тех пор добрых сновидений.
Тогда, опечаленная и не ведающая, что предпринять, стала она проводить время в
молитвах и постах и просила Бога указать, отчего приключилось с ней такое и что
нужно сделать, чтобы освободиться от этих ужасов.
И поскольку женщина вела себя таким образом, видит она во сне,
будто стоят ее иконы, словно бы обращенные на запад, и она тоже, и что она
молится, словно какая-нибудь одержимая и прослывшая сумасшедшей. Пока она так
молилась, подошел к ней какой-то юноша и сказал: "Поскольку ты почтила меня
постом, вот, я явился сказать тебе причину случившегося". И с этими словами
показывает ей те иконы и говорит: "Посмотри, что сотворил тебе проклятый маг".
Она же взглянула и видит: были они измазаны человеческим калом сверху донизу и
испускали ни на что не похожий смрад. И когда увидала это женщина, изумилась и,
повернувшись, говорит юноше: "Прошу тебя, открой мне, кто сделал это?" А он в
ответ: "Вигрин, колдун и маг, противный Богу, ибо ты дала ему разрешение. Итак,
ныне в этих иконах твоих нет ничего, кроме краски, кала, дерева и демонических
духов: ведь благодать Божия покинула их, не выдержав зловония и низости
демонов". Пока он это говорил, ''видела она, что светильник наполнен псиной
мочой, на фитиле написано имя Антихриста, а высоко в воздухе начертано:
"Жертвоприношения демонов". Объяснив все это женщине, юноша тот исчез, а она
проснулась. Тогда, обдумав увиденное во сне, она изумилась, задрожала и стала
ругать себя такими словами: "Горе мне, грешнице, что же случилось со мной?
Думала я, что иду к пастырю, а была приведена к волку, несчастная! Казалось мне,
что направляюсь я к гавани, а упала в яму! Полагала, что обрела спасение, а
попала в гибельную пропасть!"
Говоря это, женщина размышляла, что нужно сделать: сохранить
иконы или не сохранить, и что ей делать с ними, если они оказались
загрязненными. Пока она мучительно размышляла об этом, пришло ей на ум доверить
случившееся Епифанию: ведь она жила рядом с домом его отца и знала, что он
добродетельный юноша. И вот Дождалась она установленного часа, в который он
возвращался из священной церкви Святой Божьей Мудрости, встретила его у ворот и
припала к его ногам, извещая его обо всем случившемся. Он же, выслушав и сильно
опечалившись, сказал со слезами: "Проклятие тебе, дьявол, что не прекращаешь ты
злоумышлять против сынов человеческих!" Затем, приняв решение, как поступить с
этим, он молвил женщине: "Пойди и сожги тот пояс в огне, а светильник и фитиль
уничтожь, иконы же принеси ко мне, и да исполнится воля Божия. Знаю я, конечно,
что на меня перейдут угрозы и измышления лукавого демона, но, имея помощником
Господа моего Иисуса Христа и драгоценную молитву светоча моего, я не испугаюсь
зла, ибо Он всегда со мною".
Женщина же выполнила то, что повелел ей Епифаний, и отдала ему
иконы. Той ночью видит она во сне, будто пришел к ее дверям какой-то эфиоп,
нагой и обожженный, и, не решаясь войти внутрь, стоит снаружи и жалуется. А
другой эфиоп, проходивший мимо этого места, как увидел обгоревшего, стал
спрашивать, каким образом он получил эти ожоги. И услышал в ответ: "Злодей
Епифаний научил ту несчастную, как обжечь меня столь ужасно, и я больше не могу
терпеть эту боль. Ведь, получив заклятие от нашего магистра, я оказался
привязанным к поясу четырьмя узлами, но когда он был сожжен, я освободился и
убежал оттуда.[12]
Что бы мне сделать злодею Епифанию за то, что он устроил мне это бесчестие,
разлучив меня с моей женой? Смотри, Епифаний, я изолью на тебя горькое безумий
из своей чаши и объявлю тебе бой!" А женщина с наступлением утра все, что
увидела, возвестила Епифанию. Он же, услыхав об этом, улыбнулся и сказал: "Да,
да, он пойдет в виноградник Господа и украдет виноградную гроздь, но поскольку
там находится крестьянин - сторож виноградника, что может случиться? Скорее
всего, он привяжет его к межевому камню - ведь я знаю силу охраняющего меня".
И той ночью, с позволения Господа, дьявол берет с собой огромное множество
демонов, называемых рыжими,[13]
и нападает на Епифания, почивающего в полуночный час. Но Господь отверз уши
юноши, и он услыхал их возню, но вовсе не был потрясен этим: ведь был он тверд
в уповании на Бога. И вот начали рыжие демоны воспламенять его к позорным мыслям
и распалению плоти, но благочестивейший юноша остался твердым и призывающим
Бога. И ведь нечестивцы эти показывались в преображенном виде: одни - как звери,
другие - как драконы, волки и скорпионы; они пугали его и набрасывались на
него, чтобы сожрать, и, попросту говоря, устрашали его всеми силами, какими
владели. Он же, увидав их бесстыдство, рек: "Поскольку я вижу, как вы, суетясь
понапрасну, прижимаете меня, вот, я достаю меч, тот самый, который Господь
даровал мне, и сейчас двинусь на вас". Говоря это, он со слезами воздел руки к
Богу и начал петь девятый псалом, и когда он дошел до "Ты вознегодовал на
народы, погубил нечестивого, имя его изгладил, и у врага совсем не стало оружия,
и погибла память о нем вместе с молвой", внезапно раздался звук с неба, и вдруг
появилась сеть, словно молния, и раскидала их всех, кричащих "увы!" И Епифаний,
таким образом освободившийся от них, восславил Бога, с помощью которого он
спасся и не был посрамлен.
Когда же наступило утро и Епифаний отправился искать святого
Андрея, встретила его та женщина и говорит: "Теперь я истинно знаю, что
благодаря тебе Бог уничтожил всех моих врагов" - и рассказала ему то, что
увидела ночью. И говорит ей Епифаний: "Это прекрасная вера твоя приуготовила
тебе все это, ибо мы лишь грешные люди, нуждающиеся в милости Господа".
Вымолвив это, он удалился и застал блаженного Андрея играющим и танцующим перед
Халкопратеями[14].
Как завидел святой Епифания, пошел к нему, улыбающийся и радующийся, а подойдя
близко, сказал: "Видел ли ты сторожа, как он охраняет виноградник Господа и как
изгоняет ворон и воронов?" Отвечает Епифаний: "Я был сильно потрясен, отец, но
тебе-то известен жар рыжих демонов и сколько ужасов показали мне эти звери и
пресмыкающиеся вместе с остальными". Блаженный промолвил: "Но еще больший жар
ослабил Господь. Однако если бы этому не дано было случиться, как та женщина
избавилась бы от своих страданий? Как были бы умерщвлены вороны и
пресмыкающиеся и как был бы наказан тот эфиоп? И да будет тебе известно: "Носите
бремена друг друга"".
Когда блаженный изрек это, Епифаний сказал: "Коль скоро ты все
ведаешь, прошу тебя, скажи мне: что представлял собой тот пояс и что -
светильник и четыре узла на поясе, и вода, и масло, и фитиль, и почему тот
глупец с их помощью совершил свое дело для женщины?" Блаженный ответил:
"Выслушай, если хочешь узнать, ибо я и прежде ничего не скрывал от тебя, и
теперь не скрою. У дьявола в обычае сначала изгонять благодать Божию из
человека, а потом беспрепятственно входить в него. Однако не из страха перед
ним исчезает благодать, но из-за отвращения и содрогания, вызванного зловонием
его греха; и не с помощью насилия демон ввергает человека во грех, но благодаря
свободному выбору: ведь он подбадривает и возбуждает его, и человек, не
выдержав достойным образом его домогании, отклоняется с пути и впадает во грех.
И дьявол получает оправдание по той самой причине, что человек совершает грех
по собственному выбору. Из-за этого благодать Господа покидает его. Таким вот
образом поступил враг и в отношении той женщины. Ведь он видел, что она всегда
любила Бога всей душой, и, не в силах покорить ее, рассеял свои семена через ее
мужа и убедил ее по собственной воле пойти к тому обманщику. А поскольку она
сама просила, чтобы ее желания исполнились, душа же погибла, посмотри, что он
сделал, для того чтобы добиться гибели ее души и поселиться в ней (ведь она по
собственному выбору предоставила злодею все необходимое для магии): он сказал ей
приготовить светильник, масло, фитиль, пояс и огонь, желая похитить у нее
благодать святого крещения. Так, светильник потребовался вместо святой купели,
вода - взамен той святой воды, масло - вместо святого масла, а фитиль и огонь -
взамен лампад, зажигаемых для крещения, пояс же - вместо пояса, которым
опоясываются во время крещения. Взяв у нее все это, бездельник лицемерно лишил
ее спасения, которое исходит от крещения. Потому эфиоп и сказал ей, что "ты
становишься моей женой", то есть "ты принадлежишь мне, а не Христу". То же самое
он сотворил и с ее иконами, и от них прогнал благодать, вымазав их сухим калом:
он тайно растер его и подбросил в светильник, и таким образом сделал испражнения
собственным вкладом в жертвоприношение губительному дракону. Что же касается
четырех узлов на поясе, то к ним был привязан сатана, и до тех пор пока пояс не
был сожжен, он не мог отделиться: ведь Вигрин приказал, чтобы она носила его
под одеждой и, таким образом, сатана будет обвязан вокруг; ее бедер".
Епифаний промолвил: "Дивен Бог в тебе, ибо ничего не укрыл от
тебя! Но откуда маг узнал и рассказал ей то, что она делала начиная с юности?"
Блаженный ответил: "Разве ты не знаешь, что демоны неотделимы от христиан? А
посему, раз они неотделимы, ясно, что и дела наши они узнают. Ведь когда
кто-нибудь приходит к магу, маг задает дьяволу, который сопровождает пришедшего,
такой вопрос: "Скажи мне, что он совершил с детских лет до сих пор?" Он же,
будучи неотделимым и за всем наблюдая, возвещает ему об этом как своему
демону-сообщнику и соучастнику. Ведь подобно тому как ангелы Божий нам многое
возвещают, так и им демоны говорят т что знают".
После того как блаженный поведал об этом, Епифаний, удивившись и
восславив человеколюбивого Бога, поцеловал святого и удалился. В пути, однако,
он поразился тому, что ничто из происходящего не укрывалось от него, ни
относящееся к нему самому, ни случавшееся с другими.
36. О ВИДЕНИИ ПРОРОКА ДАВИДА.
И снова в один из дней, когда заканчивался[15]
Великий Пост и множество людей царствующего града славило владыку Христа
пальмовыми ветвями и гимна ми, блаженный Андрей увидел седовласого мужа, весьма
красиво го, который появился в храме Святой Мудрости Божьей с бесчисленными
спутниками, и держали они пальмовые ветви и кресты отбрасывающие блеск молнии, и
пели они мелодию, приятную, cладостную
и спасительную. Подбадривая друг друга, они шествовали, как будто направляясь к
амвону, и лица их были прекрасны. А тот седовласый держал лиру и ударял по
струнам, подыгрывая поющим так что блаженный, очарованный и обрадованный этим
зрелищем, запрыгал и сказал: "Вспомни, Господи, Давида и всю кротость его: вот,
услышали мы Госпожу-Заступницу, и нашли Ее и радостную Мудрость, похожую на
Нее". Когда он говорил это, некоторые из мудрецов, находящихся там, стали
говорить ему: "Как же это, дурачок? Взгляни, ты совсем не прав: разве имеет
Псалтирь в этом отрывке из стиха указание на Госпожу-Заступницу? Так о чем же ты
говоришь?" Отвечал им святой: "Жилище, жилище и Божие отдохновение". Они же,
как услышали это, из-за неведения своего захохотали
|