Во время Великого поста желательно вырваться из потока повседневной суеты и забот. Постараться обновить в своем сердце и уме вечные истины: откуда мы, кто мы и куда идем. Всему этому способствует чтение духовной литературы. Постараемся во время поста придать верное направление устроению своей духовной жизни, отложить все и вся, и в первую очередь, обратиться к воспитанию своей души.
У святого преподобного Серафима Саровского было еженедельное правило прочитывать весь Новый Завет. С понедельника по четверг он читал четыре Евангелия - по одному каждодневно, а в остальные дни недели книгу Деяния Апостолов и послания. Возьмем пример с него. Попробуем, быть может не столь большими частями, читать Священное Писание. Осмысленно и с рассуждением - как применить прочитанное в своей жизни. Но при этом помните, что при чтении нужно соблюдать определенные духовные законы. Для руководства обратимся к наставлениям святителя Игнатия Брянчанинова.
Святитель Игнатий Брянчанинов
Закон первый (подходи к Святому Евангелию с величайшим благоговением): Раскрывая для чтения книгу - святое Евангелие, вспомни, что она решит твою вечную участь. По ней мы будем судимы, и, смотря по тому, каковы были здесь на земле по отношению к ней, получим в удел или вечное блаженство, или вечные казни (Иоан.12:48).
Бог открыл свою волю ничтожной пылинке - человеку! Книга, в которой изложена эта великая и всесвятая воля - в твоих руках. Ты можешь и принять и отвергнуть волю Создателя и Спасителя твоего, смотря по тому, как тебе угодно. Твоя вечная жизнь и вечная смерть в руках твоих: рассуди же, сколько нужно тебе быть осторожным, благоразумным. Не играй своею участью вечною!
Закон второй (Обязательно молись перед чтением Евангелия): Молись в сокрушении духа Господу, чтоб Он открыл тебе очи видеть чудеса, сокровенные в законе Его (Пс.118:18), который - Евангелие. Открываются очи, - и усматривается чудное исцеление души от греха, совершаемое Словом Божиим. Исцеление телесных недугов было только доказательством исцеления души, доказательством для плотских людей, для умов, заслепленных чувственностью (Лук.5:24).
Закон третий (Учись видеть в евангельских героях себя): Читая о прокаженных, расслабленных, слепых, хромых, беснующихся, которых исцелил Господь, помышляй, что душа твоя, носящая многоразличные язвы греха, находящаяся в плену у демонов, подобна этим больным. Научайся из Евангелия вере, что Господь, исцеливший их, исцелит и тебя, если ты будешь прилежно умолять Его об исцелении твоем.
Закон четвертый (Чтобы понимать Евангелие нужно исполнять его): Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия; старайся исполнять его заповедания, читай его делами. Это - книга жизни, и надо читать ее жизнью.
Закон пятый (Правильно понимать Евангелие возможно, только, пользуясь толкованиями святых отцов): Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания. Писание произнесено святыми Пророками и Апостолами, произнесено не произвольно, но по внушению Святого Духа (2 Петр.1:21). Как же не безумно истолковывать его произвольно? (Рекомендуем вам толкования святителя Иоанна Златоуста, блаженного Феофилакта Болгарского - Ред.)
Святый Дух, произнесший чрез Пророков и Апостолов Слово Божие, истолковал его чрез святых Отцов. И Слово Божие и толкование его - дар Святого Духа. Только это одно истолкование принимает святая Православная Церковь! Только это одно истолкование принимают ее истинные чада!
Кто объясняет Евангелие и все Писание произвольно: тот этим самым отвергает истолкование его святыми Отцами, Святым Духом. Кто отвергает истолкование Писания Святым Духом; тот, без всякого сомнения, отвергает и само Священное Писание.
И бывает Слово Божие, слово спасения, для дерзких толкователей его, запахом в смерть, мечем обоюдоострым, которым они заклают сами себя в вечную погибель (2 Петр. 3:16; 2 Кор. 2:15,16). Им убили себя навечно Арий, Несторий, Евтихий и прочие еретики, впавшие произвольным и дерзким толкованием Писания в богохульство.
Закон шестой (Учите отрывки из Евангелия наизусть): Преподобный Пахомий Великий, один из знаменитейших древних Отцов, знал наизусть святое Евангелие и вменял ученикам своим, по откровению Божию, в непременную обязанность выучить его. Таким образом, Евангелие сопутствовало им повсюду, постоянно руководило ими (Житие Пахомия Великаго). Знал Евангелие наизусть святый Тихон Воронежский.
Какое счастье, какое богатство - стяжание Евангелия памятью! Нельзя предвидеть переворотов и бедствий, могущих случиться с нами в течении земной жизни. Евангелие, принадлежащее памяти, читается слепым, узнику сопутствует в темнице, говорит с земледельцем на ниве, орошаемой его потом, наставляет судию во время самого присутствия, руководит купца на торгу, увеселяет больного во время томительной бессонницы и тяжкого одиночества.
|