Видение послушницы Ольги было записано в Киевском Покровском
монастыре заботами игумении Софии (Гриневой) в апреле 1917 года. Юная
Ольга была послушницей Ржищева монастыря. Если я не ошибаюсь, этот
монастырь был подчинен Покровскому.
21 февраля 1917 года, во вторник Недели второй Великого поста, в 5
часов утра, Ольга вбежала в псалтирню и, положивши три земных поклона,
сказала монахине-чтице, которую пришла сменить: "Прошу прощения,
матушка, и благословите: я пришла умирать". Не то в шутку, не то всерьез
монахиня ответила: "Бог благословит, час добрый. Счастлива бы ты была,
если бы в эти годы умерла". Ольге в то время было около 14 лет.
Ольга легла на кровать в псалтирне и уснула, а монахиня продолжала
читать. В полседьмого утра сестра стала будить Ольгу, но та не
шевелилась и не отзывалась. Пришли другие сестры, тоже пробовали будить,
но безуспешно. Дыхание у Ольги прекратилось и лицо приняло мертвецкий
вид. Прошло два часа в беспокойстве сестер и в хлопотах возле обмершей.
Ольга стала дышать и с закрытыми глазами, в забытьи проговорила:
"Господи, как я уснула!".
Ольга спала трое суток, не просыпаясь. Во время сна много говорила
такого, что на слова ее обратили внимание и стали записывать. Записано
было с ее слов следующее.
"За неделю до вторника 2-й недели я увидела, - говорила Ольга, - во
сне Ангела, и он мне велел во вторник идти в псалтирню, чтобы там
умереть, но чтобы я о том заранее никому не говорила. Когда я во вторник
шла утром в псалтирню, то, оглянувшись назад, увидела страшилище во
образе пса, бежавшего на задних лапах следом за мною. В испуге я
бросилась бежать, и когда вбежала в псалтирню, то в углу, где иконы, я
увидела святого Архистратига Михаила и в стороне - смерть с косой. Я
испугалась, перекрестилась и легла на кровать, думая умирать. Смерть
подошла ко мне, и я лишилась чувств.
Потом сознание ко мне вернулось, и я увидела Ангела: он подошел ко
мне, взял меня за руку и повел по какому-то темному и неровному месту.
Мы дошли до рва. Ангел пошел вперед по узкой доске, а я остановилась и
увидела "врага" (беса), который манил меня к себе, но я кинулась бежать
от него к Ангелу, который был уже по ту сторону рва и звал меня тоже к
себе. Доска, перекинутая через ров, была так узка, что я побоялась было
через нее переходить, но Ангел перевел меня, подав мне руку, и мы с ним
пошли по какой-то узкой дорожке. Вдруг Ангел скрылся из виду, и тотчас
же появилось множество бесов. Я стала призывать Матерь Божию на помощь;
бесы мгновенно исчезли, и вновь появился Ангел, и мы продолжали путь.
Дойдя до какой-то горы, мы опять встретили бесов с хартиями в руках.
Ангел взял их из рук бесовских, передал их мне и велел порвать. На пути
нашем бесы появлялись еще не раз, и один из них, когда я отстала от
своего небесного путеводителя, пытался меня устрашить, но явился Ангел, а
на горе я увидела стоящую во весь рост Божию Матерь и воскликнула:
"Матерь Божия! Тебе угодно спасти меня: спаси меня!".
Пала я на землю, и когда поднялась, то Матерь Божия стала невидима.
Стало светать. По дороге увидели церковь, а под горою - сад. В этом саду
одни деревья цвели, а другие уже были с плодами. Под деревьями были
разбиты красивые дорожки. В саду я увидела дом. Я спросила Ангела: "Чей
это дом?". - "Здесь живет монахиня Аполлинария". Это была наша монахиня,
недавно скончавшаяся.
Тут я опять потеряла Ангела из виду и очутилась у огненной реки. Эту
реку мне нужно было перейти. Переход был очень узкий, и по нему
переходить можно было не иначе, как переступая нога за ногу. Со страхом
стала я переходить и не успела дойти до середины реки, как увидела в ней
страшную голову с выпученными огромными глазами, раскрытой пастью и
высунутым длиннейшим языком. Мне нужно было перешагнуть через язык этого
страшилища, и мне стало так страшно, что я не знала, что делать. И тут
внезапно, по ту сторону реки, я увидела святую великомученицу Варвару. Я
взмолилась ей о помощи, и она мне протянула руку и перевела на другой
берег. И уже когда я перешла огненную реку, то, оглянувшись, увидела в
ней еще и другое страшилище - огромного змия с высоко поднятой головой и
разинутой пастью. Святая великомученица объяснила мне, что эту реку
необходимо переходить каждому и что многие падают в пасть одного из этих
чудовищ.
Дальнейший путь я продолжала идти с Ангелом и вскоре увидела
длиннейшую лестницу, которой, казалось, и конца не будет. Поднявшись по
ней, мы дошли до какого-то темного места, где за огромной пропастью я
увидела множество людей, которые примут печать антихриста, - участь их в
этой страшной и смрадной пропасти… Там же я увидела очень красивого
человека без усов и бороды. Одет он был во все красное. На вид он мне
показался лет 28. Он прошел мимо меня очень быстро, вернее пробежал. И
когда он приближался ко мне, то казался чрезвычайно красивым, а когда
прошел и я на него посмотрела, то он представился мне диаволом. Я
спросила Ангела: "Кто это такой?". "Это, - ответил мне Ангел, -
антихрист, тот самый, что будет мучить всех христиан за святую веру, за
святую Церковь и за имя Божие".
В том же темном месте я видела недавно скончавшуюся монахиню нашего
монастыря. На ней была чугунная мантия, которой она была вся покрыта.
Монахиня старалась из-под нее высвободиться и сильно мучилась. Я
потрогала рукой мантию: она действительно была чугунная. Монахиня эта
умоляла меня, чтобы я попросила сестер молиться за нее.
В том же темном месте видела я огромнейший котел. Под котлом был
разведен огонь. В котле этом кипело множество людей; некоторые из них
кричали. Там были мужчины и женщины. Из котла выскакивали бесы и
подкладывали под него дрова. Других людей я там видела стоящими во льду.
Были они в одних рубашках и дрожали от холода; все были босы - и
мужчины, и женщины.
Еще я видела там обширнейшее здание, и в нем тоже множество людей.
Сквозь уши их были продернуты железные цепи, привешенные к потолку. К
рукам и ногам их привязаны были огромные камни. Ангел мне объяснил, что
это все те, которые во храмах Божиих держали себя
соблазнительно-непристойно, сами разговаривали и других слушали; за то и
протянуты им цепи в уши. Камни же к ногам привязаны тем, кто в церкви
ходил с места на место: сам не стоял и другим спокойно стоять не давал. К
рукам же камни были привязаны тем, кто неправильно и небрежно налагал
на себя крестное знамение в храме Божием.
Из этого темного и ужасного места мы с Ангелом стали подниматься
вверх и подошли к большому блестящему белому дому. Когда мы вошли в этот
дом, я увидела в нем необыкновенный свет. В свете этом стоял большой
хрустальный стол, и на нем поставлены были какие-то невиданные райские
плоды. За столом сидели святые Пророки, мученики и другие святые. Все
они были в разноцветных одеяниях, блистающих чудным светом. Над всем
этим сонмом святых Божиих Угодников, в свете неизобразимом, сидел на
престоле дивной красоты Спаситель, а по правую руку Его сидел наш
Государь Николай Александрович, окруженный Ангелами. Государь был в
полном царском одеянии, в блестящей белой порфире и короне и держал в
правой руке скипетр. Он был окружен Ангелами, а Спаситель - высшими
Небесными Силами. Из-за яркого света я на Спасителя смотреть могла с
трудом, а на земного царя смотрела свободно.
Святые мученики вели между собою беседу и радовались, что наступило
последнее время и что их число умножится, так как христиан вскоре будут
мучить за Христа и за неприятие печати. Я слышала, как мученики
говорили, что церкви и монастыри будут уничтожены, а раньше из
монастырей будут изгонять живущих в них. Мучить же и притеснять будут не
только монахов и духовенство, но и всех православных христиан, которые
не примут печати и будут стоять за имя Христово, за веру и за Церковь.
Еще я слышала, как они говорили, что нашего Государя уже не будет и что
время всего земного приближается к концу. Там же я слышала, что при
антихристе Святая Лавра поднимется на небо; все святые угодники уйдут со
своими телами тоже на небо, и все, живущие на земле, избранные Божии
будут тоже восхищены на небо.
С этой трапезы Ангел повел меня на другую вечерю. Стол стоял
наподобие первого, но несколько меньше. В великом совете сидели за
столом святые патриархи, митрополиты, архиепископы, епископы,
архимандриты, священники, монахи и мирские в каких-то особенных
одеяниях. Все эти святые были в радостном настроении. Глядя на них, и
сама я пришла в необыкновенную радость.
Вскоре в спутницы мне явилась святая Феодосия, а Ангел скрылся. С нею
мы пошли в дальнейший путь и поднялись на какую-то прекрасную
возвышенность. Там был сад с цветами и плодами, а в саду много мальчиков
и девочек в белых одеждах. Мы поклонились друг другу, и они чудно
пропели "Достойно есть". В отдалении я увидела небольшую гору; на ней
стояла Матерь Божия. Глядя на Нее, я неописуемо радовалась. Святая
мученица Феодосия повела меня затем в другие райские обители. Первой на
вершине горы мы увидели неописуемой красоты обитель, обнесенную оградой
из блестящих прозрачных белых камней. Врата этой обители издавали особый
яркий блеск. При виде ее я чувствовала какую-то особую радость. Святая
мученица открыла мне врата, и я увидела дивную церковь из таких же
камней, как и ограда, но еще светлее. Церковь та была необычайной
величины и красоты. С правой ее стороны был прекрасный сад. И тут, в
этом саду, как в прежде виденном, одни деревья были с плодами, в то
время как другие только цвели. Врата в церковь были открыты. Мы вошли в
нее, и я была поражена ее чудной красотой и бесчисленным множеством
Ангелов, которые ее наполняли. Ангелы были в белых блестящих одеждах. Мы
перекрестились и поклонились Ангелам, певшим в то время "Достойно есть"
и "Тебе, Бога, хвалим".
Прямая дорога из этой обители повела нас к другой, во всем подобной
первой, но несколько менее ее обширной, красивой и светлой. И эта
церковь наполнена была Ангелами, которые пели "Достойно есть". Святая
мученица Феодосия объяснила мне, что первая обитель была высших
Ангельских чинов, а вторая - низших.
Третья обитель, которую я увидела, была церковью без ограды. Церковь в
ней была так же прекрасна, но несколько менее светлая. Эта была, по
словам моей спутницы, обитель святителей, патриархов, митрополитов и
епископов.
Не заходя в церковь, пошли далее и по пути увидели еще несколько
церквей. В одной из них - монахи в белых одеждах и клобуках; среди них я
увидела и Ангелов. В другой церкви были монахи вместе с мирскими
мужчинами. Монахи были в белых клобуках, а мирские в блестящих венцах. В
следующей обители - церкви - были монахини во всем белом. Святая
мученица Феодосия сказала мне, что это схимонахини. Схимонахини в белых
мантиях и клобуках, с ними были мирские женщины в блестящих венцах.
Среди монахинь я узнала некоторых монахинь и послушниц наших, еще живых,
и среди них - умершую мать Агнию. Я спросила святую мученицу, почему
некоторые монахини в мантиях, а другие без мантий, некоторые же наши
послушницы в мантиях. Она ответила, что некоторые, не удостоившись
мантии при жизни на земле, будут удостоены ее в будущей жизни, и,
наоборот, получившие мантию при жизни лишены будут ее здесь.
Идя дальше, мы увидели фруктовый сад. Мы вошли в него. В этом саду,
как и в прежде виденных, одни деревья были в цвету, а другие со спелыми
плодами. Верхушки деревьев сплетались между собою. Сад этот был
прекраснее всех прежних. Там были небольшие домики, точно литые из
хрусталя. В саду этом мы увидели Архистратига Михаила, сказавшего мне,
что сад этот - жилище пустынножителей. В саду этом я увидела сперва
женщин, а идя дальше, мужчин. Все они были в белых одеждах, монашеских и
не монашеских.
Выйдя из сада, я увидела вдали на хрустальных блестящих колоннах
хрустальную крышу. Под этой крышей было много людей: монахов и мирских,
мужчин и женщин. Тут Архистратиг Михаил стал невидим. Далее нам
представился дом: был он без крыши, четыре же его стены были из чистого
хрусталя. Его осенял воздвигнутый как бы на воздухе крест,
ослепительного блеска и красоты. В этом доме находилось множество
монахинь и послушниц в белых одеждах. И здесь я между ними увидела
некоторых из нашего монастыря, еще живых. Еще дальше стояли две
хрустальные стены, как бы две стены начатого постройкой дома. Двух
других стен и крыши не было. Внутри, вдоль стен, стояли скамьи: на них
сидели мужчины и женщины в белых одеждах.
Затем мы вошли в другой сад. В этом саду стояло пять домиков. Святая
мученица Феодосия сказала мне, что эти домики принадлежат двум монахиням
и трем послушницам нашего монастыря. Она их назвала, но велела имена их
хранить в тайне. Около домиков росли фруктовые деревца: у первого -
лимонное, а у второго - абрикосовое; у третьего - лимонное, абрикосовое и
яблоня, у четвертого - лимонное и абрикосовое. Плоды у всех были
спелые. У пятого деревьев не было, но места для посадки были уже
выкопаны.
Когда мы вышли из этого сада, то нам пришлось спуститься вниз. Там мы
увидели море; через него переправлялись люди: одни были в воде по шею, у
других из воды были видны только одни руки; некоторые переезжали на
лодках. Меня святая мученица перевела пешком.
Еще мы видели гору. На горе в белых одеждах стояли две сестры нашей
обители. Выше их стояла Матерь Божия и, указывая мне на одну из них,
сказала: "Се даю тебе в земные матери". От ослепительного света,
исходящего от Царицы Небесной, я закрыла глаза. Потом все стало
невидимым.
После этого видения мы стали подниматься в гору. Вся эта гора была
усеяна дивно пахнувшими цветами. Между цветами было множество дорожек,
расходившихся в разных направлениях. Я радовалась, что так тут хорошо, и
вместе с тем плакала, что придется расстаться со всеми этими чудными
местами, и с Ангелами, и со святой мученицей.
Я спросила Ангела: "Скажи мне, где мне придется жить?". - И Ангел, и
святая мученица ответили: "Мы всегда с тобою. А где бы ни пришлось жить,
терпеть всюду надо".
Тут я опять увидела Архистратига Михаила. У сопровождавшего меня
Ангела в руках оказалась Святая Чаша, и он причастил меня, сказав, что
иначе "враги" воспрепятствовали бы моему возвращению. Я поклонилась
своим святым путеводителям, и они стали невидимы, а я с великой скорбью
вновь очутилась в этом мире".
Все это со слов Ольги мною было записано в Киеве 9 апреля 1917 года.
Далее повествование о видениях Ольги поведется уже со слов ее старицы м. Анны.
"В первые дни своего сна, - так рассказывала мне м. Анна, - Ольга все
искала во сне шейный крест. По движениям ее было видно, что она его
кому-то показывала, кому-то им грозила, крестила им и сама крестилась.
Когда первый раз проснулась, говорила сестрам: "Этого враг боится. Я им
грозила и крестила, и он уходил".
Тогда решили дать ей в руку крест. Она крепко зажала его в правой
руке и не выпускала его 20 дней так, что силой нельзя было его у нее
вынуть. При пробуждении она его выпускала из руки, а перед тем как
заснуть, снова брала его в руку, говоря, что он ей нужен, что с ним ей
легко.
После 20 дня она его уже не брала, объяснив, что ее перестали водить
по опасным местам, где встречались "враги", а стали водить по обителям
райским, где некого было бояться.
Однажды во время своего чудесного сна Ольга, держа в одной руке
крест, другой распустила свои волосы, покрыла их бывшей у нее на шее
косынкой. Когда проснулась, то объяснила, что видела прекрасных юношей в
венцах. Юноши эти подали ей тоже венец, который она надела себе на
голову. В это-то время она, должно быть, и надевала косынку.
1 марта, в среду вечером, Ольга, проснувшись, сказала: "Вы услышите,
что будет в двенадцатый день". Бывшие тут сестры подумали, что это число
месяца и что в это число с Ольгой может произойти какая-нибудь
перемена. На эти мысли Ольга ответила: "В субботу". Оказалось, что это
был 12 день ее сна. В этот день у нас в обители узнали об отречении
Государя от престола. Первой узнала об этом по телефону из Киева я.
Когда вечером Ольга проснулась, я в страшном волнении сказала ей: "Оля!
Оля! Что случилось-то: Государь оставил престол!".
Ольга спокойно ответила: "Вы только сегодня об этом услышали, а у нас
там давно об этом говорили. Царь уже там давно сидит с Небесным Царем".
Я спросила Ольгу: "Какая же тому причина?". "Какая была причина
Небесному Царю, что с Ним так поступили: изгнали, поносили и распяли?
Такая же причина и этому Царю. Он - мученик". "Что же, - спрашиваю я, -
будет?". Ольга вздохнула и ответила: "Царя не будет, теперь будет
антихрист, а пока новое правление". - "А что, это к лучшему будет?".
"Нет, - говорит, - новое правление справится со своими делами, тогда
возьмется за монастыри. Готовьтесь, готовьтесь все в странствие". "Какое
странствие?" - "Потом увидите". "А что же брать с собою?" - спрашиваю.
"Одни сумочки". - "А что в сумочках понесем?". Тут Ольга сказала одну
старческую тайну и прибавила, что и все то же понесут.
"А что будет с монастырями? - продолжаю допытываться. - Что будут
делать с кельями?". Ольга с живостью ответила: "Вы спросите, что с
церквями делать будут? Разве одни монастыри будут теснить? Будут гнать
всех, кто будет стоять за имя Христово и кто будет противиться новому
правлению и жидам. Будут не только теснить и гнать, но будут по суставам
резать. Только не бойтесь: боли не будет, как бы сухое дерево резать
будут, зная, за Кого страдают".
"Но мы, - говорю, - и в монастыре одни других гоним". "То, - отвечает, - не вменится, а вот это гонение вменится".
При этом разговоре сестры пожалели Государя: "Бедный, бедный, -
говорили они, - несчастный страдалец! Какое он терпит поношение!". На
это Ольга весело улыбнулась и сказала: "Наоборот, из счастливых
счастливейший. Он - мученик. Тут пострадает, а там вечно с Небесным
Царем будет".
19 день своего сна, в субботу 11 марта, Ольга, проснувшись, сказала
мне: "Услышите, что будет в 20 день". Я думала, что это число месяца, а
Ольга пояснила: "В воскресенье". В воскресенье 12 марта был 20 день ее
сна… (Далее видения не касаются загробного опыта и личности Государя)".
…После того она долго была в большой задумчивости и тоске и плакала.
На расспросы сестер отвечала: "Как мне не плакать, когда я уже не увижу
ничего из того, что видела, а все здешнее, даже и то, что прежде было
мне приятно, все мне теперь противно, а тут еще эти расспросы… Господи,
скорее бы опять туда!".
Когда потом записывалось в Киеве бывшее с Ольгой, то она сказала:
"Пишите - не пишите: все одно - не поверите. Не то теперь время настало.
Разве только тогда поверят, когда начнет исполняться что из моих слов".
Таковы видения и чудесный сон Ольги. Эту Ольгу и старицу ее я видел, с
ними разговаривал. На вид Ольга самая обыкновенная крестьянская
девочка-подросток, малограмотная, ничем по виду не выдающаяся. Глаза
только у нее хороши были - лучистые, чистые, и не было в них ни лжи, ни
лести. Да как было и лгать, и притворяться пред целым монастырем, да еще
в такой обстановке - почти 40 дней без пищи и питья?!!.. Я поверил и
верю: Аминь глаголю вам: иже аще не приимет Царствия Божия, яко отроча, не имать внити в не (Лк. 18, 17).
(Нилус С. "На берегу Божией реки". СПб., 1996 г.; "Россия перед Вторым пришествием". М., 1993 г.)
|