Вы же любите театральные премьеры? Так вот, вчера в театре «Современник» была премьера спектакля «Скрытая перспектива» с Чулпан Хаматовой
в роли военного фотографа. Только я не буду писать о своих театральных
впечатлениях, можно? Я и на премьере-то не был. Я был за несколько дней
до премьеры на прогоне, потому что Чулпан попросила взглянуть профессиональным журналистским взглядом, допускает ли она ошибки какие-нибудь, нелепицы… Вообще-то,
их всерьез консультировал прекрасный военный фотограф Юрий Козырев, как
раз получивший World press photo. Вообще-то, я никогда не был военным
репортером, строго говоря, а только пару раз заносило на войну по
касательной. Плюс теракты, бедствия, революции — это было. Несколько
несуразиц я в этом спектакле заметил и сообщил Чулпан, не знаю,
исправили ли. Ну, например, что в самодельной мине, на которой
подрывается героиня, вряд ли будет шрапнель, скорее болты или обрезки
арматуры. Или что слова «смерть» и «умру» репортеры про себя не говорят
из суеверных соображений — пользуются эвфемизмами. Чулпан
слушала, а потом спросила все-таки актерское: «Ну, тебе хоть
интересно?» И — да! — мне было интересно. Это нервная любовная история,
но интересно мне было не про нервную любовь, а тогда, когда герои
принимались спорить о том, должен ли репортер вмешиваться в события или
только снимать их. Вот человек кровью истекает — ему жгут накладывать
или фотографировать его? Вот дети раненые — фотографировать их или
грузить в свою машину и везти в госпиталь? А в районах эпидемий детям ли
больным отдать свои лекарства или себе колоть, чтобы живым и здоровым
вернуться оттуда и написать, как они там помирают? На самом деле,
любой профессиональный репортер знает ответы. Жгутов никому не
накладывать. В машину никого не сажать. Вакцину колоть себе. И
фотографировать все время, и записывать в блокнот. Так профессионально.
Без этого нет журналистики, нет репортерства. Но правда и то, что
лучшие профессиональные репортеры не могут выдержать своего
профессионального репортерства. И это плохо заканчивается. Вот Анна
Политковская: когда случилось, что Анна перестала просто писать о
жертвах чеченской войны, но взялась помогать им, чтобы рано или поздно
присоединиться к их списку? Вот Леша Шведов: в его некрологе «Новая
газета» пишет «никогда не изменял профессии», а изменял постоянно — и
после «Норд-Оста», и после Беслана, вместо того чтобы просто снимать
пострадавших, объединял их в общественные организации, сплачивал,
составлял списки, искал помощь… Про себя я хорошо помню, когда впервые
изменил профессии. В Генуе. Во время саммита Большой восьмерки. Тогда
полиция с применением слезоточивого газа, дубинок и водометов разгоняла
стотысячную демонстрацию антиглобалистов. А я сидел над бегущей толпой
на камне, на скале, возвышавшейся над набережной, закрыл нос мокрым
платком и писал в блокнот. Слезы, сопли и пот градом текли, конечно, но
ничего было, терпимо. А потом я увидел, как совсем рядом со скалой, на
которой я сидел, споткнулась и упала в бегущей толпе девчонка лет
шестнадцати. Девчонка была белокожая совсем, с рыжими дредами на голове и
одета была в некоторое подобие индийского сари. Она упала и не могла
встать. Толпа бежала прямо по ней. И я знал, что должен был сидеть на
своей скале и записывать в блокнот подробности. Но я спустился со скалы,
растолкал бегущих и затащил девчонку на скалу. Она была без сознания,
но дышала, и сердце билось. И я держал ее на руках, а блокнот потерял. И
когда полицейская цепь прошла мимо нас, я отнес эту девчонку к машинам
скорой помощи. А сам вернулся искать блокнот. И не нашел. С этого
дня, в сущности, я больше не репортер. Один раз позволив себе соучастие,
я стал позволять и впредь. Начальство не сразу догадалось. Но я
сочувствовал и соучаствовал в украинской «оранжевой революции», в
лондонских антивоенных маршах, в московских маршах несогласных… Слава
Богу, я вовремя успел написать заявление об уходе и прекратить
репортерскую деятельность официально. Теперь я там, в кадре. Я не
освещаю событий, они со мной происходят — веселые, грустные, печальные,
трагические… Печальных больше. Иногда кто-то из репортеров наводит на
меня камеру и щелкает затвором. И уезжает. И я понимаю, почему. Я даже
понимаю, почему репортеры не отдают свои лекарства детям, с которыми я
вожусь. Репортерам нужно сдать репортаж. И мне, кстати, тоже нужно,
чтобы они его сдали.
|