10(23) ноября Грузинская Церковь прославляет страдания святого великомученика и Победоносца Георгия. В этот день святой великомученик был подвергнут колесованию - пытке, не уступавшей по жестокости распятию на кресте. Пытки в языческом мире были не только средством устрашения народа, это было особым видом искусства. Его хранил, как сакральное предание, вскормленный молоком волчицы Рим, «Новый Вавилон», город, попиравший своим сапогом три части света: Европу, Азию и Африку. Римский Колизей, где гладиаторы бились со львами, где христиан бросали на съедение диким зверям, стал сердцем языческого мира. Там встречались вместе император, жрецы и простолюдины; их объединяло одно чувство - наслаждение страданиями, жажда крови. Арена цирка представляла собой «сад пыток», заботливо взращенный руками жрецов, магов и весталок - дев, посвященных демону. Умение пытать и убивать людей было доведено до степени артистического Мастерства.. Палачи были виртуозами своего дела. Новый вид мучения и смерти воспринимался толпой, как блестящее театральное представление, им восхищались, как изобретением государственной важности. Колизей- храм сатаны, обнажал демоническую сущность языческого мира. Сатана - великий артист, которого Христос назвал лжецом и человекоубийцей, открыл в «Новом Вавилоне» театр смерти, но кровь мучеников сделала Колизей святым местом для христианского мира. Кровь Христа искупила человечество; кровь мучеников, по словам Тертулиана, «явилась семенами будущего восхода Церкви».
Первое гонение на христиан началось во времена Нерона, последнее, десятое, - при Диоклетиане и его преемниках. Им окончился период истории Церкви, названный «эпохой гонений». Однако вся история Церкви - сплошной мартиролог, написанный кровью, каждая страница ее - перечень имен мучеников, ведомых и неведомых миру. В этой царственной, священной книге описаны подвиги и мучения Георгия Победоносца.
На некоторых иконах святой Георгий изображен поражающим копьем Диоклетиана. Этот гонитель христианства, сочетавший в себе необъятную власть императора и оккультные силы верховного жреца Рима, являлся олицетворением язычества. Перед смертью святой Георгий молился, чтобы на нем кончилось гонение, и, хотя оно продолжалось еще несколько лет, это было уже агонией языческого мира, предсмертными судорогами пораженного зверя.
Образ святого Георгия, умерщвляющего дракона, - символ победы святых христианской Церкви над злом и грехом.
Если в церковных песнопениях Христос называется Солнцем, то святые мученики - это Его лучи. Каждый святой - это победа над дьяволом, источником греха. Изображение святого Георгия, поражающего Диоклетиана. - символ победы Церкви над ее видимыми противниками, теми, кто боролся с христианством мечом н огнем, кто пытался железной рукой палача вырвать из груди, народа имя Христа.
Святой Георгий родился в Каппадокии, в горной стране, во многом похожей на Грузию. Через эту местность шли племена предков колхов, направлявшихся из своей прародины Двуречья - колыбели человечества - на север. Отец святого Георгия занимал высокий пост в римской армии. Он открыто исповедовал христианство и претерпел мученическую смерть. После смерти мужа мать святого Георгия удалилась в свое родовое имение, находившееся в Палестине, близ города Лидды. Многие вельможи домогались ее руки, но она оставалась верна своему супругу-мученику, подобно тому, как он был верен Христу.
Детство святого Георгия проходило под покровом молитв его матери. В ней он видел высокий пример христианки, от нее он слышал рассказы о своем отце, дух которого не сломили пытки и не устрашила смерть. Нежную любовь и глубокую привязанность к матери святой Георгий сохранил на всю жизнь. Перед смертью он завещал, чтобы его тело было перенесено на родину матери. В юношеском возрасте святой Георгий по примеру своего отца поступил в армию. Отважный и опытный воин в сражениях с врагами государства, он вскоре получил звание полководца и трибуна. Император Диоклетиан приблизил его к себе и полюбил, как сына. Есть сведения, что император хотел сделать Георгия своим преемником. Это вызывало зависть у царедворцев, которую они до времени скрывали. Они ненавидели Георгия, но не находили повода, чтобы обвинить его в чем-либо перед императором. Диоклетиан в начале своего царствования не преследовал христиан, он разрешил им строить храмы и проводить богослужения. В Никомедии, в резиденции императора, была воздвигнута огромная христианская базилика, вмещавшая до двадцати тысяч человек. Даже среди родственников Диоклетиана были христиане.
Этот император - один из самых противоречивых и трагических персонажей в истории Рима. Он был сыном раба - вольноотпущенника. Нередко в истории Рима императорский трон становился эшафотом, на который возводили царей, словно для того, чтобы затем, как во время сатурналий, сбросить их вниз на копья воинов. Для римских патрициев Диоклетиан - сыр раба из Иллирики, казался Спартаком на престоле Юлиев и Антониев, потомков троянских царей. Диоклетиан показал себя искусным, правителем. Он провел важные реформы в армии и стране, отразил натиск врагов, грабивших провинции. Он сидел на троне Рима столь же твердо, как в седле боевого коня. Так продолжалось пятнадцать лёт. Но небо над империей стали заволакивать тучи. Одно бедствие следовало за другим: голод, эпидемии, восстания в провинциях, сотрясали огромное государство.
Жрецы говорили Диоклетиану, что это признаки гнева богов и скорой гибели империи. Они настойчиво убеждали его: умилостивить богов и спасти страну можно только ценой огромной гекатомбы - уничтожением всех христиан империи. Диоклетиан, будучи верховным жрецом, и сам считал величие и великолепие Рима неразрывно связанным с языческой религией. Римские цезари особенно ненавидели христиан за то, что они отказывались приносить им жертвы, как земным божествам. Диоклетиан созвал совет из своих приближенных, чтобы составить план гонения на христиан. Предполагалось начать гонение внезапно и одновременно во всех областях империи. В ночь на Рождество в Никомедии пролилась кровь первых мучеников, В эту ночь был сожжен столичный храм, переполненный людьми. На совещании во дворце выступил, император. Закончил речь он словами: «Христиан не должно быть». Затем вельможи и полководцы стали предлагать различные планы уничтожения христиан. Святой Георгий находился при царе. Зная о готовящемся гонении, он заранее распорядился отпустить рабов на свободу, продать имущество и раздать бедным. (Он снял с себя ношу мирских забот и почувствовал себя странником на земле).
Встав с места, Георгий обратился к императору со словами:
«Над царями должна царствовать справедливость, а ты замышляешь преступление, неслыханное даже среди варваров; вместо того, чтобы творить правосудие и защищать народ, ты хочешь идти войной против своих же подданных, которые не совершили преступления и не сделали тебе никакого зла».
- Кто тебя научил сказать это? - спросил префект столицы.
- Истина, - ответил Георгий.
- А что такое истина? - повторил слова Пилата префект.
- Христос, которого вы собираетесь снова распять.
Диоклетиан подал знак рукой и стража набросилась на Георгия. Его связали и стали бить по лицу, поволокли в подземелье. Во дворце была тюрьма, куда заключали врагов императоров и особо опасных преступников, чтобы царь мог лично допрашивать заключенного или присутствовать при пытках.
Палачи считали свое дело не ремеслом, которое может исполнить простой воин, а древней наукой, в которой Рим мог соперничать с Китаем и Ираном. Палач был необходим императору так же, как оруженосец, страж и врач. Вырвать из уст заключенного имена его сообщников или государственную тайну было таким же искусством, как найти и вырыть спрятанный клад. Георгия бросили на пол подземелья и придавили грудь огромным камнем так, что он едва мог дышать. На следующий день император спустился в подземелье и с насмешкой спросил:
- «Ну, как ты чувствуешь себя?».
- «С Христом мне и здесь хорошо».
Император приказал пытать его, пока он не отречется от Христа. Георгия привязали к колесу, около которого была укреплена доска с воткнутыми в нее гвоздями и лезвиями ножей. При каждом вращении колеса лезвия глубоко вонзались и разрезали тело, как удары мечей. Обычно во время такой пытки люди умирали от боли и потери крови. Думая, что святой Георгий мертв, палачи развязали ремни, сняли бездыханное тело с колеса и бросили в подземелье. Георгий лежал неподвижно, обагренный кровью, как будто плащ полководца он сменил на царскую мантию пурпурного цвета. Но святой Георгий был жив; он еще не до дна испил предназначенный ему кубок страданий. Шесть месяцев до казни длились его мучения. Одна изощренная пытка сменяла другую, как будто весь ад и языческий Рим соединились в одном усилии сломить волю мученика и заставить его отречься от Христа. Император, владеющий пол миром, и узник, закованный в цепи, сошлись друг с другом в ратоборстве. Никомедия стала ареной битвы, на которую были устремлены взоры язычников и христиан империи. Казалось, этот невидимый поединок решает судьбы Рима и Церкви.
Мученичество святого Георгия было подобно триумфальному шествию победителя, а его смерть - коронованию.
Колесование святого Георгия - праздник, который совершается только в Грузии. (В греческих церквях память святого Георгия празднуется в день его смерти и в день перенесения его мощей из Никомедии в город Лидды).
Святой Георгий назван Победоносцем. Еще восемь лет после казни Георгия в стране лилась потоками кровь мучеников и пылало пламя гонений. Казалось, Диоклетиан одержим одной безумной идеей - уничтожить всех христиан, стереть их с лица земли. Восемь лет гонений унесло больше жизней, чем самая кровопролитная война в истории Рима.
Но Церковь осталась неколебимой. И Диоклетиан признал свое поражение. Он отрекся от престола, оставил столицу и уехал к себе на родину. Христиан он ненавидел, а римлян презирал. Когда преемники Диоклетиана решили снова призвать его на императорский престол, он ответил: «Если бы вы знали, какую капусту я развожу у себя на огороде в Далмации, то никогда бы не сказали мне об этом». Такими словами престарелый император распрощался с языческим Римом. Впоследствии, как и Нерон, он кончил жизнь самоубийством.
Почитание святого Георгия в Грузии началось на заре христианства. По свидетельству Арсения Икалтоэли, святая Нино, просветительница Грузии, была двоюродной сестрой Георгия Победоносца. Из ее уст народы Грузии узнали о жизни и мученичестве ее великого брата. Храмы святого Георгия построены не только в городах и селениях, но к на вершинах гор. Святой Георгий считается покровителем воинов, земледельцев, пастухов и путников. Ему молятся об избавлении от демонических сил.
Храмы во имя святого Георгия и их руины пользовались среди народов Грузии особым почитанием. Всадник, даже если он преследовал врага или спешил передать важную весть, останавливал на всем скаку коня перед храмом святого Георгия, чтобы осенить себя крестным знамением и попросить святого о помощи. Некоторые храмы святого Георгия войско возводило по обету после победы. Полководцы и цари участвовали в этих работах и носили камни для постройки храмов.
Святой Георгий, - самый чтимый из святых в Грузии.
Он - ее защита и надежда.
Он - щит и меч Грузии.
|