«огород круглый год». Отца Павла, архимандрита и моего
духовника, я застал копающимся в огороде. К церковному дому прилегал
участок земли, в несколько соток, и эта земля приносила старику великое
утешение. Батюшка, происходя из крестьян Орловской губернии, любил
работать на земле, посвящая огороду каждую свободную минуту. И всё у
него на этом участке было по уму. «Здесь у меня грядки со всякой
мелочёвкой, редиска, тут, петрушка, укроп, а как без укропа? Своё оно и
есть своё, на рынок-то не набегаешься, да и цены там кусаются. Вот тама у
меня, значит, теплица под огурцы будет, и ещё тепличку для помидоров с
перцами соорудим. К осени огурчиков засолим, чтоб по зиме, нам с тобой,
Сашка, было чем закусить, - довольный шуткой, смеётся батюшка».
Но меня на тот момент огурцы интересовали меньше всего, и поважнее были
темы. «Батюшка, сегодня самый главный вопрос, который волнует,
буквально всех, это вопрос о конце света. Ведь с кем не заговоришь, все
обращают внимание на явные признаки его приближения, здесь и оскудение
святости, и увеличение числа природных катастроф, и…». Я, было, собрался
и дальше пальцы загибать, но отец Павел перебил неожиданным вопросом:
«Ты мне, вот что лучше скажи, стоит или не стоит в этом году картошку
сажать? Может, я лучше тамбовской, привозной куплю? А что, она у них
хорошая лёжкая». Мне даже обидно стало, я такую тему
животрепещущую поднимаю, а он всё про свой огород. Батюшка видит, как я
про себя возмущаюсь, и улыбается: «Так я ж тебе на твой вопрос и
отвечаю. Вот ты сам посуди, что для Господа есть наша земля? Да почитай
тот же огород, что и у меня. Ты знаешь, как много приходиться трудится,
чтобы земля дала урожай? Подкормить почву нужно, нужно, а поливать, а
полоть? Всё нужно. И для чего? А, чтобы урожай получить. А Господь? Он
ведь ещё и саму землю должен был создать, и создавал её из «ничего».
Создай, да ещё смотри, чтобы она снова в «ничто» не обратилась. И ради
чего весь этот каторжный труд? Да всё ради "урожая" праведных
человеческих душ. Только, если я работаю весну и лето, то Бог трудится
круглый год. Вот такой у Него и выходит «огород круглый год». Если я
работать работаю, а урожая не получаю, так мне ту же картошку проще на
рынке купить, а землю бросить. Вот тебе и ответ на твой вопрос. Когда
«Божий огород» перестанет давать урожай праведников, тогда и наступит
миру конец. Незачем будет на него такие силы тратить». Давно уже
нет отца Павла, а я всё вспоминаю его мудрое крестьянское богословие и
тружусь над своей «грядкой». И действительно видишь, как люди, подобно
семенам, попадают в храм, стоят на службах, беседуют со священником.
Редко кто приходит по зову души, всё больше из-за болезней и
неустроенности. Вот и думаешь, какое «семечко» задержится и даст корни, а
какое, подобно перекати полю, покатится дальше, гонимое ветрами мира
сего. Недавно разговорился с одним мужчиной. Ему 67, вышел на
пенсию, где-то всё подрабатывал, и у телевизора сидеть было некогда. А
как работать прекратил, во двор вышел, сел на лавочку и кругом
огляделся. Посмотрел и ужаснулся: «Что же это вокруг творится, батюшка,
раньше мне головы было некогда поднять, а сейчас по улицам хожу медленно
и всё замечаю. Непонятно мне: что с людьми произошло, откуда она
взялось эта лавина зла, мы же были добрыми? Куда что делось? А по
телевизору всё хохочут, хохочут. Всё думаю, зачем я жизнь прожил, кто
ответит? Я уже старый, почитай все друзья мои померли, и мне пора в путь
собираться, только куда, и кто меня ждёт? Ломаю голову, по ночам не
сплю, всё ответ ищу. К тебе, вот, посоветоваться пришёл». Поговорили мы с
ним, пригласил его на службы ходить. Видел его в прошлое воскресение,
непривычно ему в храме, неуютно, потоптался он среди народа, да, видать,
и ушёл. Придёт ли ещё? Трудно начинать жизнь по-новому, если тебе уже
67. Ну, это старики, а у молодых всё должно быть по-другому.
Просят меня помолиться об одном парне, ему всего-то 26, а уже тяжёлое
онкологическое поражение. Ему бы из храма не выходить, а он войти не
может. Два сорокоуста потребовалось, чтобы он только в церковь пришёл со
священником поговорить. Пришёл, да и то пьяненький. Убеждаю его,
молиться тебе нужно, а он мне: «Я в таком состоянии, что сам себе не
принадлежу. Словно кто-то другой, а не я, мною командует. Молитвослов в
руки взять не могу. Он меня словно обжигает, какая уж тут молитва». «Я
завтра соборую, приходи в храм. От тебя вообще ничего не потребуется,
сядешь на лавочку и будешь сидеть, я сам за тебя молиться стану».
«Батюшка, постараюсь, только не обещаю, повторяю, я себе уже не
принадлежу, что мой двойник утром скажет, то я и сделаю». На соборование
он не пришёл. Редко, очень редко встречаешь людей, чьё с
детства предназначение молитва и храм. Посмотришь, у нас ведь в
воскресной школе много ребятишек, а так, чтобы в храм самим, без
родителей, не приходят. А как подрастают, так мы их на службах и вовсе
не видим. Может, что-то делаем не так? Не знаю. Вот только Анечка сама
пришла. Дело ещё было при прежнем батюшке, за несколько лет до моего
настоятельства. Училась она в девятом классе, и кроме неё в семье в
церковь никто не ходил. Пришёл подросток в храм, самый
обыкновенный ребёнок из самой обычной семьи, в которой слово "Бог"
никогда не произносилось с большой буквы. Постояла девочка на службе, а
потом объявляет батюшке: «В школу я больше не пойду, теперь буду ходить к
вам в церковь». Больших усилий стоило уговорить её закончить девять
классов, но не больше. Потом на церковные деньги её посылали в Москву
учиться иконописи. Возвратившись из столицы, девочка самостоятельно
работать ещё не могла, нужна была практика под руководством опытных
мастеров. Планировали пристроить её в одну такую артель, но Анечка
открылась, что мечтает о монастыре. Мать поначалу было
противилась решению дочери уйти в монастырь, но, в конце концов, не
устояв перед напором её просьб, согласилась. И Анечка с радостью уехала в
соседнюю епархию, где стала трудницей в одной из женских обителей.
Правда пробыла она там недолго, всего около полугода. Что там произошло,
я сказать не могу, но как предполагаю, с девочкой случилось то, что
называют у нас иногда «страхованием». Она пересеклась с силой, которой
обычно не позволяется проявлять себя перед неопытными подвижниками. А у
неё эта встреча почему-то произошла, и Анечка так испугалась, что
оказалась в психиатрической больнице. После лечения, ни о каком
возвращении в монастырь уже не могло быть и речи. Девушка жила с мамой и
продолжала ходить к нам на службы. Состояние Анечки улучшалось, и если
можно было говорить о признаках болезни, то проявлялись они большей
степенью в её отчуждённости от мира. Как правило, она старалась остаться
одной, практически ни с кем не разговаривала, только отвечала на
вопросы, сама же их почти не задавала. Анна не смотрела телевизор, не
интересовалась внешним миром. Зато не пропускала ни одной службы, и,
ещё, у неё неожиданно открылся талант к рисованию. И раньше девушка
училась рисовать, но каких-то видимых успехов не достигла, а сейчас она
стала писать лики святых. Писала быстро, с помощью одной только
шариковой ручки. Её рисунки заметили и предложили начать
работать с профессиональными иконописцами. Для Анечки наступило трудное
время, учиться приходилось по-настоящему. Что-то у неё получалось легко,
а какие-то нюансы никак не выходили. Тогда она садилась в уголок и
плакала, тихо и безутешно. Всем сразу же становилось жалко этого, по
сути, совсем ещё ребёнка, её утешали, как могли, подсказывали, ободряли.
Тогда она, улыбаясь сквозь слёзы, вновь и вновь выводила неподдающиеся
элементы, до тех пор, пока у неё, наконец, не начинало получаться.
Я не сказал, что девушка, всё время, пребывая в каком-то своём
собственном мире, постоянно улыбалась. Чувствовалось, что тот её мир был
добрым и очень светлым. Она никогда не позволяла себе с кем-нибудь
заспорить, или, не приведи Господи, повысить голос. Если кому-то было от
неё что-то нужно, она беспрекословно отдавала, или отходила, уступая
место, будь то в храме, или трапезной. И ещё, она постоянно причащалась.
Часто исповедовалась, и, как правило, всё только в одном, что попускала
себе тщеславные мысли, когда люди хвалили её работу. Ей всегда
становилось физически больно, когда рядом кто-нибудь ругался, когда люди
не ладили между собой. «Батюшка, я не могу выносить, когда вижу, что
между людьми нет любви, мне становится плохо и хочется убежать».
В монастыре Анечку научили послушанию. Она продолжала считать себя
монахиней в миру, и отдавалась в полное послушание маме и настоятелю.
Кстати, если говорить о послушании, то лучше всего оно постигается
именно в монастырских стенах. Оно и понятно, разве сможет та же самая
мать игуменья поддерживать порядок среди сестёр, если каждая из них
будет делать то, что ей вздумается. И, потом, послушание, как считается в
монашеской практике, есть прямой путь к спасению, и ценится очень
высоко. Но иногда из-за послушания не по разуму даже курьёзы
случаются. Одна женщина рассказала мне поразительный случай. Ей позвонил
старенький уже и тяжелобольной архимандрит. Она ездила к нему на
исповедь и считала его своим духовным отцом. Батюшка к тому времени
перенёс операцию и нуждался в уходе. И, кроме того, он стал слепнуть и
не мог читать правило, о чём скорбел сугубо. Вот и понадобилась ему
помощь, чтобы человек, находясь с ним рядом, мог и пищу сварить, и
постирать, и почитать вслух молитвы. Он попросил знакомую игуменью
прислать ему в помощь послушницу, до тех пор, пока он или выздоровеет,
или отойдёт в мир иной. Вот и должна была эта женщина привезти матушку
послушницу к отцу архимандриту. «Еду я, - рассказывает она, -
веду машину, и в одном безлюдном местечке хорошо так превысила скорость.
Спускаюсь с горочки, а вот они, родимые, тут как тут, с радаром
наизготовку. Думаю, сейчас меня оштрафуют, а денег нет, только на
бензин. Но поскольку я места эти знаю хорошо, то решила, не доезжая до
автомобиля ГАИ, свернуть на просёлочную дорогу и объехать его стороной.
Дорога там, понятно, не шоссе, поэтому, пожалев свою спутницу, предлагаю
ей: - Я сейчас с дороги сверну, а тебя на повороте выброшу. Ты пройдёшь
по трассе немного за гаишников, я тебя там заберу, и мы дальше поедем.
Та головой машет, мол, всё понятно. Подъезжаем к повороту на просёлочную
дорогу, послушница открывает дверь и на всём ходу выбрасывается из
машины в кювет. Улетела в сугроб и только ноги из снега торчат. Я в
ужасе, торможу и бегу к ней: - Что случилось!? Зачем ты прыгала? – Как
зачем, - удивляется, - ты же сама сказала «выброшу из машины», вот я по
послушанию и выбросилась. Хорошо, ещё гаишники всего этого не видели,
что бы я им сказала»? Со временем Анечкино мастерство росло. И
не только в том отношении, что удавалось ей всё тоньше и тоньше
накладывать светотени, или искуснее выписывать узоры райских одежд. У
неё всё лучше и лучше получались лики и руки святых. Она научилась
смотреть на мир их глазами. Или, если можно так сказать, лики святых
смотрели выражением глаз самой Анечки. Она интуитивно вкладывала в них
свою собственную неизменную печальную мудрость и одновременно какой-то
отпечаток неземной радости, которые читались в её собственном взоре.
Иногда у неё начинали катиться слёзы, сами по себе, тогда мама давала ей
таблетки, и слёзы прекращались. Я сейчас вспоминаю, она никогда не
называла человека просто по имени, она говорила Нине, «Ниночка», Зинаиде
- «Зиночка», и обращалась к людям только на ты. Её
работодатели, будучи сами по себе, людьми не очень воцерковленными,
оставляли за Анной самый трудный участок работы. Выписывая детали, и
богато отделывая иконы, они неизменно привозили к Анечке писать лики и
руки святых. Я видел, как под её быстрыми и безошибочными мазками образы
оживали. Конечно же, она писала и для нашего храма, и многие прихожане
заказывали ей именные образочки. Так Анна стала основным работником в
семье, и уже сама содержала маму. К деньгам у неё было особое
отношение, если постараться дать ему определение, то можно сказать,
«никакое». Деньги её совершенно не интересовали. Она никогда не
торговалась при оплате за работу. Однажды я даже решил её испытать, и,
рассчитываясь с ней за очередную работу, когда она, улыбаясь, сказала,
что хочет получить пять тысяч, сделал удивлённое лицо и сказал: - Анна,
побойся Бога, это слишком дорого. Она, не меняясь в лице, и всё так же
улыбаясь: - Тогда, четыре тысячи. Вновь нахожу повод торговаться, всё
больше и больше сбивая цену. Анна: - Батюшка, я мечтала подарить эту
икону храму, возьмите её, пожалуйста, как жертву, - и всё та же
неизменная спокойная улыбка. Долгое время Анечка не могла
получать пенсию по инвалидность, поскольку всякий раз на вопрос
председателя комиссии о средствах к существованию, простодушно
рассказывала о своих иконах. Из её ответов выходило, что она такая
богачка, что не ей нужно пенсию давать, а она должна содержать
сотрудников психбольницы. Девушка не спорила, она смотрела на людей в
белых халатах и улыбалась им своей доброй ласковой улыбкой. В
последний раз нашу Анну клали в областную психиатрическую больницу,
чтобы подтвердить всё-таки назначенную ей прошлым годом вторую группу
инвалидности. В больнице она должна была провести несколько месяцев, и
поэтому мы спешили с ней закончить иконы для большой деревянной ризы на
престол. Сперва она писала «Тайную вечерю», и написала её быстро, сюжет
классический и трудности не представлял. Зато следующий образ «Моление о
чаше», оказался очень редким, а поскольку мы писали в старом стиле, то
Анечке пришлось создавать собственную икону, что раньше ей приходилось
делать очень редко. В «Несении креста» она крупно выделила фигуру
Спасителя, сгибающуюся под тяжестью ноши. На последней, четвёртой доске,
она повторила хорошо известное «Снятие с креста». Икона, не смотря на
статичность форм, вышла у неё настолько живой, что я невольно
воскликнул: - Аннушка, получилось так живо, словно ты сама была
участницей тех событий». Из больницы она поначалу звонила и
говорила с нами бодрым голосом. Вместе с другими больными Анечка
расписывала тарелки, но через некоторое время начала грустить и даже
плакала в трубку: - Батюшка, заберите меня отсюда, я очень скучаю по
храму и по всем вам. Мы старались её, как могли, поддержать, уговаривая
потерпеть: - Ведь врачи желают тебе только добра. – Меня не пускают в
церковь, я не могу причаститься, жаловалась Анечка. А ещё через
несколько дней мы узнали, что она тяжело заболела и находится в
реанимации. Тогда же от неё был и последний звонок: - Батюшка, мне очень
плохо, молитесь обо мне, у меня всё болит. И, ещё, я мечтаю вновь всех
вас увидеть, только здесь понимаю, как же я вас люблю". Внезапно
разговор оборвался, и строгий женский голос запретил мне беспокоить
больную. Уже потом мы узнали, что у Анны ночью внезапно
поднялась температура, она стала бредить и метаться в постели. Была
ночь, дежурной сестре в психбольнице хотелось спать, а наша девочка
своими стонами ей мешала. Большая сильная женщина, привязала её руки к
верхней спинке, а ноги – к самой кровати, заткнула рот полотенцем, и так
оставила на ночь. Она вовсе не была злой, эта медсестра, просто человек
привык к чужому страданию. Зачем кого-то беспокоить? Всем хочется
спать. Утром Анну нашли уже в критическом состоянии и сразу
отправили в реанимацию. Большую сильную женщину, от греха подальше,
немедленно уволили. Когда мать, дежурившая возле Анечки, увидела что та,
наконец, пришла в себя, то сообщила ей: - Я подаю в суд на руководство
психиатрической больницы. В ответ Анечка улыбнулась своей ласковой
улыбкой и попросила: - Не нужно, мама, прости их. Ты себе не
представляешь, как ТАМ хорошо. Мы хоронили её за неделю до
великого поста. После отпевания гроб везли на машине, и хотя шофёр
старался ехать медленно, но из-за выпавшего накануне снега, народ
всёравно не поспевал, приходилось почти бежать. Моя «грядочка» бежала по
снегу, одновременно пела и плакала. И вдруг меня кто-то окликнул: -
Батюшка, смотрите, - человек показывает рукой на солнце. В тот
февральский день небо было привычно серым, но сейчас мгла разошлась и мы
увидели солнце, окружённое круговой радугой. В ней, словно в воде,
слева и справа отражались точно такие же два светила. Солнце играло,
будто на Пасху, и я впервые увидел это явление. Когда стали
зёмлёю забрасывать могилу, небо вновь затянулось серой мглой. А на
следующий день все слегли. Начинаем первую неделю поста, а у нас ни
одного чтеца. Вспоминаю Анечку и думаю, вот вроде и человек был
неприметный, придёт вечно позже всех, проберётся, как мышка, на своё
местечко и застынет у стены на всю службу, стоит не шелохнётся. А ушла, и
храм опустел. Конечно, духовный плод созревает независимо от земного
возраста, и Господь знает что делает, посылая жнецов на Свой «огород».
Мы это понимаем, но только нам-то теперь как без её улыбки? На
днях её последние иконы рассматривал, понять хотел, почему они у неё
будто живые? Так может писать только тот, кто всё это сам видел. Беру
самую последнюю, четвёртую по счёту, и, словно прозреваю: да вот же она,
наша Анечка, возле креста стоит, саму себя изобразила. А ведь она была
человеком скромным, и никогда бы на такое без благословения не
дерзнула. Выходит, что же, Господь Сам, укрепляя в предстоящих
страданиях, провёл нашу девочку Его крестным путём до Голгофы, и
благословил стать ей рядом со Своим крестом? А на том опустевшем месте в храме возле стены, теперь стоит её мама.
|