С Мишкой мы познакомились ещё в начале 90-х. Я приезжал к
родственникам в Москву и встретился с ним у них на квартире. Крепкого
телосложения, с большими добрыми глазами на лице, украшенном рыжей
курчавой бородой. Он мне сразу понравился, и я даже ощутил с ним некое
сродство, а причину понял после. Оказывается, мы с ним родились в одном и
том же роддоме, в Лефортово, в Синичках, что рядом с храмом Петра и
Павла. Только Мишка появился на свет на 12 лет раньше меня.
Священник Александр Дьяченко
Их дом находился тоже где-то в тех же местах, недалеко от храма.
Представляете, ещё недавно стоял частный деревенский дом, а сейчас это
уже почти центр Москвы. Правда, до наших дней дошли только фотографии
этого дома. Очень трогательные, с маленьким Мишкой на руках у бабушки, и
такие же, только с мамой и папой. Потом дом снесли, а их семья получила
просторную трёхкомнатную квартиру в доме сталинской постройки. Мишка
вырос, а родители состарились и умерли, и он стал жить один.
После школы ушёл служить в армию. Сохранились Мишкины фотографии в
форме сержанта ВДВ. После службы он выучился на кинооператора, а потом
целых 25 лет отработал на студии «Центрнаучфильм». Фильмы про всякие
необычные физические явления, сюжеты из неизвестной истории российской
глубинки, фильмы о животных и ещё о множестве всякой всячины были
отсняты Мишкиной камерой.
Он колесил по стране, а потом, вернувшись в московскую студию,
просматривал сотни метров отснятой им плёнки для того, чтобы умудриться
вместить всё самое интересное в каких-нибудь 15-20 минут, которые и
должен был продолжаться фильм. Потом эти короткометражки в кинотеатрах
ставили в качестве заставок перед показом основной ленты. Мы с
мальчишками из моего детства смотрели эти фильмики с удовольствием.
Думал ли я тогда, что когда-нибудь стану дружить с одним из тех, кто их
снимал?
В одной из своих поездок по Кубани Мишка встретил свою Маришу и, не
долго думая, увёз её в Москву. Любовь с первого взгляда и на всю жизнь.
Мариша была на много лет младше мужа, и ещё не успела получить
профессию, зато умела хорошо рисовать. Она стала помогать Мишке
оформлять заставки в его фильмах, много рисовала их общих друзей. А
друзей у них действительно было много. С детьми им, правда, не повезло,
но они всё равно были счастливы.
Мишка, ещё служа в десанте, пристрастился к прыжкам с парашютом.
Придя на гражданку, продолжал прыгать во время учёбы в институте, а
потом и работы кинооператором. Более того, Мишка приспособился крепить
кинокамеру у себя на шлеме. Прыгая с парашютом, он одновременно включал и
камеру. Кому же не хочется посмотреть на себя, парящего в воздухе, с
широко расставленными руками и ногами, кричащего что-то тем, кто остался
внизу — и не испытывает, и никогда не испытает счастья свободного
полёта.
Откуда только Мишка не прыгал, кого только не снимал. И спортивные
прыжки с самолета, и прыжки с высоченных башен, и даже горных вершин. Я
никогда не интересовался самой технологией прыжков, но послушать
увлечённого человека всегда интересно. Однажды Мишка рассказал, как
пришлось ему прыгать с одним человеком необычной судьбы. Этот человек,
не помню уже при каких обстоятельствах, повредил позвоночник и был
обречён на неподвижный образ жизни. Но вопреки судьбе и благодаря
необычайному мужеству, он сумел доказать всем, и прежде всего самому
себе, что способен не только вернуться к прежней нормальной жизни, но
даже больше, решиться на подвиг.
Ещё лёжа на больничной койке, Павел — так звали того человека — дал
себе слово, что придёт время, и он обязательно прыгнет с парашютом, а
потом ещё и опустится в морские глубины. Действительно, вместе с
экипажем легендарного капитана Кусто он опускался на дно Средиземного
моря, а потом, в одной сцепке вместе с Мишкой, выпрыгнул из самолёта с
высоты 1700 метров. После прыжка они сфотографировались на аэродроме во
всей этой парашютной сбруе на фоне изумительно высокого неба. Эту
фотографию он мне показывал и говорил про напарника: «Это Павел Думнов,
поразительного мужества человек».
Когда все в связи с перестройкой бросились в малое
предпринимательство, бросились и Мишка с Маришей. А куда было деваться,
работу на студии они всё равно потеряли. Не знаю, что уж там
«предпринимал» мой знакомый, но почему-то через некоторое время он
оказался в подвале у чеченцев. И уже чеченские «предприниматели»
убеждали Мишку в том, как ему повезло, что у него есть возможность
подарить им его родительскую квартиру в доме сталинской постройки. Он,
правда, немного поупорствовал, но его упорство закончилось тем, что
кроме потери квартиры ещё и Мариша заболела.
Оказавшись без крыши над головой, Мариша попала в Кащенко, а Мишку с
его парашютным барахлом и семейными фотографиями приютили наши
московские родственники. Вот у них на квартире мы с ним и познакомились.
Мишка и Мариша прожили в чужом доме целых десять лет. Мишка понимал,
что нужно что-то делать, ведь не будешь же всю оставшуюся жизнь обитать в
приймаках, но похоже, что так и не смог ничего придумать. Он
периодически устраивался куда-то что-то сторожить, но сторожил недолго.
Его постоянно что-нибудь не устраивало на очередной работе, и уже через
несколько месяцев он сторожил где-то в другом месте. А Маришка любила
цветы и все годы их неустроенной жизни торговала ими в подземных
переходах.
Однажды я узнал, что Мишка работает сторожем в одном из старинных
московских храмов и таким образом приобщается к вере. Он вообще много
говорил со мной о вере. Ему даже хотелось уехать в какой-нибудь
монастырь. Ведь, в конце концов, это было бы и решением его жилищной
проблемы. Но Мариша, что с ней было делать? Теперь ей нужно было
периодически ложиться в больницу, принимать дорогостоящие лекарства, ей
нужны были свой участковый психиатр и Москва.
Когда я приезжал к ним в гости, Мишка немедленно бежал за водкой, и
вместе с Маришей они накидывали на стол нехитрый ужин. В привычке
священников основную часть пищи принимать вечером, это уж такая
специфика нашего образа жизни. Помню, как мой собеседник один раз
удивился:
- Бать, как же ты много ешь.
На что мне, с сожалением, хотелось ответить:
- Мишка, как же ты много пьёшь.
Наши разговоры могли продолжаться до утра, потом я шёл на нужную мне
секцию Рождественских или ещё каких-нибудь чтений, а Мишка ложился
спать.
Не найдя себя в сторожах, мой друг стал осваивать компьютер. И уже
через некоторое время, действительно, прилично им овладел. Он наловчился
делать маленькие фильмы, и с помощью специальных программ мог
представить любого из своих друзей парашютистов в каких угодно
героических видах. А среди них были люди финансово состоятельные, и они
за эти дурашливые фильмы подкидывали Мишке на жизнь.
Фото: mr_bad, photosight.ru
В разговорах со мной он рисовал в своём воображении разные планы решения своих проблем, а я звал его к себе:
- Мишка, приезжай, я вам отдам второй этаж нашего дома, питаться
будете в трапезной, живите хоть годами, я тебе ещё и зарплату, как
сторожу, буду платить.
Он шумно вздыхал и молчал, и лишь однажды спросил:
- А разве смогу я пользоваться интернетом у вас в деревне? Даже если и
смогу, то представь, какой будет его скорость? Да и Марише Москва
нужна. Сам понимаешь.
Как-то он заявился к нам в гости, естественно, днём. Просиживая ночи
напролёт в интернете, человек превратился в ночного жителя, поэтому
приехав, сразу же завалился спать. Ночь он, как медведь-шатун, бродил у
меня по кухне. А утром, когда я стал его звать на литургию, шумно
вздохнув, ответил:
- Батюшка, ты не обижайся, но я домой поеду, очень уж мне без компьютера неуютно.
Ещё один раз мне удалось вытащить Мишку в наши палестины. Я предложил
ему съездить в село Годеново, Ярославской епархии, к знаменитому
Ростовскому кресту. Это одна из величайших православных святынь,
сохраняющаяся в нашем народе с начала 15 века. Всё время, пока я вёз
моего гостя, его мучила головная боль, не прошла она и в храме у Креста.
Вернувшись из поездки, я сразу же отвёз Мишку на электричку и
отправил в Москву. В то время его уже мучили продолжительные головные
боли. Но самою большою болью была для него Мариша. Он постоянно мучился
вопросом:
- Случись что со мной, как она останется одна?
Все мои усилия привести его в храм не увенчались успехом, хотя в
своей жизни он встретился с настоящим чудом. Оно случилось с Мишкой во
время его 1001 прыжка. У него долго не раскрывался парашют, и вдруг
чудом раскрылся почти перед самой землёй. Ему удалось погасить скорость
падения, и хотя он сломал ногу, но остался жив. После неудачного прыжка
Мишка торжественно поклялся, что больше не прыгает, но таким одержимым
людям верить нельзя. И спустя какое-то время он напрыгал ещё с полтысячи
прыжков. А сразу после того несчастного случая, по выходе из больницы
он позвонил мне и говорит:
- Срочно приезжай, что-то покажу. Тебе это будет интересно.
Дома он усадил меня перед монитором и рассказывает:
- Когда я прыгнул, то по привычке сразу же включил камеру. После
падения запись долго не просматривал, не до того было, а тут интересно
стало, думаю, дай-ка гляну, что там записалось.
Он нажал нужную кнопку и пошла запись. Сперва я услышал отчаянный мат
и увидел, как с бешеной скоростью неумолимо приближается земля, и
вдруг: «Встанем пред Царицею Небесною…». Это Мишка запел песню
иеромонаха Романа. Он сам не помнил, как и почему запел, но парашют
немедленно раскрылся. Вместо удара о землю, пускай и не плавное, но
приземление.
Прошло около года, как мы ездили с Мишкой в Годеново, а я никак не
мог выбраться в столицу, да, наверно, уже и не хотел выбираться. Шумный
город на нас, провинциалов, действует отрицательно, мы теряемся в этих
каменных джунглях, а от цен в московских кафешках у нас теряется
аппетит, да и не понятно толком, чья это сегодня столица, каких народов?
А потом, я у себя лягу спать, и у меня за окном соловей будет петь всю
ночь, а в Москве, будь то у родственников или у друзей, всю ночь буду
слушать пение тормозов и рёв моторов.
Декабрь. Вечер. Звонит Мариша:
- Саша, Мишка умер уже как два месяца, а я вот только нашла у него
твой телефон. Может, приедешь, хочу тут тебе кое-что показать.
Мишку похоронили на Немецком Введенском кладбище, у них там родовое
место. Чеченцы смогли отобрать у него отцовскую квартиру, но не
отцовскую могилу. Это, наверно, единственная собственность, какая у него
оставалась. Он умер поздней осенью. Уже выпал первый снег, и Мариша
почему-то взяла и поставила над его могилкой «грибок», какие ставили
раньше в Москве над торговками пива и мороженого. По бокам обложила
«грибок» венками, и у неё получился домик. Когда уже вовсю стал падать
снег, она приходила на кладбище и проползала в этот домик через
специально проделанный ею лаз. На могилке возле креста стоял Мишкин
портрет. Мариша зажигала свечу и разговаривала с мужем:
- Мишка, ты посмотри, как здорово, теперь у нас с тобой есть свой
домик, и нас отсюда уже никто не выгонит. Только мне здесь холодно без
тебя, одной очень холодно. Забери меня, Мишка.
Когда я приехал к Марише, она немедленно повела меня к столику с компьютером:
- Ты только посмотри, что Мишка придумал. Когда он был жив, я не совалась в его дела, а сейчас полезла, и смотри, что нашла.
Оказалось, что Мишка, понимая, что Мариша станет после него
самостоятельно осваивать компьютер, на что уйдет у неё не один год,
поразбросал по разным папкам и программам свои фотографии, а под ними
сделал подписи. Вместо себя живого он оставила ей себя виртуального, но
чей голос можно услышать.
Она заходит в какую–нибудь папку, а там Мишка, улыбка в 32 зуба и
подпись: «Привет, Маришка, это я, и вовсе я от тебя никуда не уходил, ты
же видишь, как я тебе улыбаюсь», или: «Это я с бабушкой», «А это — с
мамой». «Передай привет отцу Александру, пусть он не забывает молиться о
нас». «Мне хорошо, Маришка, и ты по мне не тоскуй, я ведь тебя люблю, и
продолжаю любить, а для любви нет преград. Помнишь, мы читали с тобой у
апостола Павла: «Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества
прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».
|