«Старые клячи». Офицеры,
в советское время, как известно, служили в армии по 25 лет, а потом
имели право выхода на пенсию. Чья-то служба могла ещё продолжиться на
некоторое время, но, как правило, основная масса офицерства к пятидесяти
годам военную службу уже завершало. К
этому времени они нарабатывали хороший стаж, получали солидную пенсию,
имели квартиры, приобретали в собственность автомобили, строили гаражи,
дачи, и готовились к тому, чтобы комфортно встретить и провести
старость. Помню семью моего друга, его
родители жили достаточно дружно и вдруг отец, пятидесятилетний
подполковник ушел из семьи. А через некоторое время я стал встречать его
мать, моющей полы в нашем военторге. Я тогда ещё спросил маму: «Почему
мать Андрея моет полы у нас в магазине? Она же ведь раньше этого не
делала»? Моя мама, человек прямой в своих оценках и суждениях ответила
мне приблизительно так: «Потому, что это, сынок, удел «старых кляч»».
Понятное дело, разъясняла она мне, что мать Андрея замуж выходила,
будучи молодой и красивой, за курсанта, или совсем юного лейтенантика.
Потом в течение многих лет они с мужем переезжали с одного места службы к
другому, она растила детей, налаживала быт и готовила обеды своему
мужу. Вырастив детей, она хотела бы где-нибудь подработать, но не могла
найти места, потому, что трудно найти работу жене офицера где-нибудь в
пустыне, или на крайнем севере. Её институтский диплом, чаще
всего, пылился без надобности. Поэтому и не заработала необходимого
рабочего стажа. Это муж уходил на пенсию в сорок пять, а жене ещё нужно
было трудиться до положенных законом лет, и её пенсия была, разумеется, в
отличие от его, минимальной. Наши
офицеры, уходя на пенсию в столь ранний срок, посматривали на себя в
зеркало и находили, что они ещё очень даже ничего, ну немного
благородной седины в висках, так это ведь только украшает настоящего
мужчину. У них был хорошо обеспеченный тыл и взрослые дети, которым уже
не нужно было платить алименты. Зато их верные боевые подруги старились
быстро, им никто не компенсировал бессонные ночи, заботы, чем накормить
детей и мужа и даже порой просто выжить в нелегких бытовых условиях. И
потом, это очень трудно все время ждать мужей из безконечных
командировок, учений, спецкомадировок, читай боевых действий, тогда
армия свой хлеб зря не ела. И вот, дети
выросли, здоровье есть, деньги есть, ещё почти молодые мужики, а жены –
выработанные «старые клячи». Нет, нас рано списывать в запас, мы ещё
способны начать жить и любить с чистого листа, уверяют себя мужчины в
таком возрасте. Это хорошо понимали молодые одинокие женщины лет 28 –
30, живущие в собственных квартирах, и воспитывающие, как правило, по
одному ребеночку. И они не терялись, уводили у нас молодых пенсионеров,
чуть ли, не из каждой второй – третьей семьи. Вот и пришлось маме Андрея
идти мыть полы в магазин, просто чтобы выжить. Я потом специально
заходил в военторг посмотреть на неё взглядом мужчины, действительно
«кляча». Прошло несколько лет, и
молодые пенсионеры переставали быть молодыми, детки у разлучниц
подрастали. В армии не случайно пенсионный возраст начинается с 45.
Немногие военные пенсионеры проживали ещё десяток лет, начинались
болезни, требовался уход, и надежные женские руки. Молодой женщине
старая больная развалина уже была не нужна, все, что с него можно было
взять, уже было взято, и потянулись мужички к своим старым женам, благо,
что никто из своих квартир предусмотрительно не выписывался. А те
принимали назад своих непутевых мужчин, и снова по привычке ухаживали за
ними, лечили, стирали, кормили и хоронили. Вернулся домой умирать и
отец Андрея. Раньше думал, что это
явление чисто армейской среды, ан нет, повсюду сталкиваешься с
безконечной незлобивостью русской женщины, с её какой-то фатальной
покорностью судьбе и мужу. Как-то приходит в храм один уже пожилой
человек, нашел меня и давай материть свою жену. Я вытолкал его на улицу.
Оказалось, что это муж одной из наших прихожанок. Женщины, имеющей
способность работать и днем и ночью, вырастившей кучу детей и ещё
большую кучу внуков. А ко мне он пришел исполнить угрозу, данную им
жене. Вот, мол, я батюшке всё расскажу какая ты гулящая. Потом
она нашла меня, извинилась за него и говорит: «Вот уж последних лет
десять он так себя ведет. Жизни от него не стало. Честит меня перед
всеми, оскорбляет. Живем с ним в одной квартире. Он её разделил и всё
смотрит, чтобы я его границу не пересекала. Совсем умом тронулся
старик». Но, самое главное, где-то, через год, этого дядечку
парализовало, и ненавистная ему жена, до последнего его дня кормила,
подмывала, поворачивала в постели. Он её материт, а она его кормит.
«Зачем он тебе нужен»? Спрашивал я её, сдай его вон в дом инвалидов. «Не
могу, батюшка, стыдно мне как-то, что люди скажут, все-таки он отец
моих детей». Ей стыдно, ему - нет. Как-то
пригласили меня причастить умирающего мужчину. Наша прихожанка, всю
жизнь в одиночку воспитывавшая двоих детей инвалидов, хлопотала о своем
непутевом муже, который оставил их лет пятнадцать назад. Прихожу
в дом. На кровате сидит худой изможденный болезнью человек. Смотрит на
меня и улыбается. Помню, меня поразили его зубы. Часть зубов на нижней
челюсти отсутствовало, а верхние, соответствующие им, неестественно
вытянулись вниз, словно у него выросло ещё пять-шесть дополнительных
клыков. Почти лысый, лишь один вихор впереди. Смотрит на меня,
улыбается. Я поговорил с ним. Ни о
каком покаянии он и слышать не хотел, да и грешником себя не считал.
Говорит: «Я жизнь во прожил», и показывает мне большой палец правой
руки. «У меня только официально было пять жен. Шестерых детей родил.
Вообще от баб отбоя не было». Умирать, правда, он прибился к своей
первой жене, никто из его последующих женщин не приютил у себя этого
человека, только жена – христианка. «Не могу я, батюшка, чтобы отец моих
детей умер как бомж. Вот хочу его перед смертью причастить, чтобы
молиться о нем можно было». Долго нам с
ним пришлось говорить, чтобы хотя бы в малой степени вызвать в нём
какое-то покаяние за его непутевую жизнь. Он искренне считал, что старая
жена приняла его назад не из жалости, а из-за неотразимой наружности и
прочих мужских достоинств. Возможно, к этому времени он уже несколько
повредился умом, по иному никак не могу объяснить его слов и поведения. Интересно
устроена человеческая жизнь. Вот плачет женщина, муж ушел к другой, а
не ругает его. Говорит, что на самом деле-то он её любит, а виновата во
всём разлучница. Это она приворожила ненаглядного и увела, как бычка
на верёвочке. Он несчастненький, она сочувствует ему, приходит в
церковь, молится о нем, думает, как бы ему помочь, чтобы вернулся, и
жить по-прежнему. При таких
обстоятельствах спрашиваю обычно: «Сколько ему лет, а молодой подруге,
а, сколько у него денюжек»? И если разница в возрасте значительна, а
золотой запас героя любовника невелик, то успокаиваю женщину, «Не
волнуйся, мать, вернется скоро твое сокровище». Бывает,
приходит в храм такой дяденька лет под шестьдесят и срывающимся от
волнения голосом уверяет меня, что полюбил молодую лет тридцати. Сколько
чувств, какая экспрессия в движениях, вот она настоящая любовь,
единственная, посетила на посошок жизни, и он не в силах пойти наперекор
взаимным чувствам. И тогда я ему обычно советую: «Ты только смотри не
выписывайся из квартиры, и старой своей жене не забывай цветы посылать
на 8 марта. Чтобы потом тебе не под забором помирать. Чтобы по - людски
похоронили, а не в целлофановом пакете». Думаешь,
какие страсти. Чисто шекспировские. Вот кто-кто, а он мог описать такое
горение плоти, тем более, что и сам, говорят, имел немалый опыт
любовных похождений. С каким восторгом принимали его графини и
герцогини, за честь считали иметь в друзьях великого поэта, а умирать
вернулся в свой дом, к своей жене много старшей себя, необразованной
длинноносой крестьянке. К такой же «старой кляче», что и мать моего
друга детства Андрея.
|