«Контакт» Мой хороший приятель, отец Виктор, бывший
спецназовец, рассказывал мне, как он в первый раз в своей жизни одел на
себя подрясник. И не только одел, но и пошёл в нём по Москве. Он ещё не
был рукоположен в сан, но получил благословение на право ношения
священнической одежды. «И вот иду, - говорит, - а навстречу мне идёт
дядька лет шестидесяти, здоровенный такой, и пиво на ходу из бутылки
пьёт. Поравнялся он со мной, и вдруг, ни с того, ни с сего, как даст мне
по носу. И сломал его, а так как, нос у меня был уже сломан раз
двадцать, то кровь не пошла, но всё равно, было больно и очень обидно.
За что? Ведь я же даже не глядел в его сторону. Раньше я бы убил его,
просто. Но я уже стал христианином. Да ещё и в подряснике был, сдержал
себя, хотя было очень трудно. Запомнил я того мужика, благо
дело было в моём районе. Встречаю его через некоторое время, остановил и
спрашиваю: «Ты чего же, отец, меня по носу ударил, что я тебе такого
сделал»? И представь, он отвечает: «Ты меня прости, но я сам не пойму,
какая муха меня укусила? Ведь я до последней минуты не собирался тебя
бить, а как поравнялись, меня как сила какая-то развернула, и я ударил,
пьяный был. Стыдно мне, сынок, уж прости меня старого»». Мне
тоже вспоминаются такие забавные, и немного странные случаи из моей
жизни. Как-то едем в автобусе, полдень, народу немного, только сидячие
места и заняты. Я в подряснике с крестом, стою на задней площадке. Едем.
На одной из остановок в салон заходят трое молодых ребят, лет 17,
весёлые, вроде трезвые, смеются. Оно и правильно, молодые должны
смеяться, потом наступит время забот и проблем, а пока можно и
посмеяться. Однако, замечаю, что эта смеющаяся троица начинает
постепенно перемещаться в мою сторону и потихоньку зажимать меня в угол
салона на задней площадке. Вдруг один из ребят, как бы случайно, падая
на спину, прижимает меня к стенке. Они уже вовсю хохочут, я отхожу в
другой угол, а юноша бьётся об меня уже боком. Чувствую, назревает
драка, что делать? Я не могу их бить, каноны не позволяют, а на мне ещё и
крест. Смотрю на людей, что едут вместе с нами. Видят же, что молодёжь
над священником куражится. Думаю, может, кто заступится, ведь я же не в
Москве, я же к себе в посёлок еду, и эти люди должны меня знать. А
народу забава, мужики в проход со своих мест повылезли, шеи вытянули и с
неподдельным интересом ждут, будет драка, или нет. Ладно,
думаю, раз драки не избежать, тогда так, если успеем к остановке
подъехать, я выйду, а если не успею, ну, куда деваться, сниму крест и
начнём публику веселить. Но всё «испортила» одна пожилая женщина, она
сидела к нам боком и держала перед собой большую сумку на колёсиках и
инвалидную трость. Так вот эта самая тётя и закричала на молодёжь: «Вы
что же делаете!? Как вам не стыдно, на священника руку поднимать»! И что
вы думаете? Ребятки поутихли, отошли от меня в сторонку и так же
посмеиваясь, вышли на первой же остановке. Понятное дело, что я
потом подошёл к моей спасительнице, поблагодарил её и спросил:
«Матушка, почему ты за меня заступилась? Вон ведь, здоровые дядьки едут,
а никто и пальцем не пошевелил, а ты закричала»? «Батюшка,
всё просто. Нас с родителями, когда мне было всего пять лет, выслали,
как семью кулаков, на север и загнали голых и босых на болота. Нас,
таких семей, там много было. Сказали, мол, хотите - живите, не хотите -
подыхайте, как хотите. Вот тогда, если бы не помогали мы друг другу, не
заступались бы один за другого, то не выжили бы. Там и молиться
научилась, все мы тогда только на Бога и надеялись, и выжили. А сейчас я
даже рада, что смогла вот хоть на старости лет за священника
заступиться. Так на душе светло». Живём мы, сельские
священники, скромно. Может перед кем и стоит проблема как и во что
одеться, где и какую одежду покупать, а вот у меня такой проблемы нет
вовсе. Меня полностью, за исключением белья и обуви, одевает секонд
хэнд. Люди приносят в храм много тряпок, что уже не хотят носить, а
что-то от усопших осталось. И моя староста Нина, молодец такая, никогда
не забывает про батюшку. А я человек к одежде не притязательный, за
модой не гонюсь, так что за всё, слава Богу. Но вот как-то
матушка решила, что мне обязательно нужно купить зимнюю непродуваемую
куртку. Ну, раз нужно, значит нужно, поехали на рынок. Там у одного
армянина сторговали коричневую замшевую куртку, с зимним воротником на
заклёпках, и подстёжке на молнии. Одно было подозрительно, уж больно
мало торговец просил за неё. Когда мы уже отдали деньги, он мне сказал:
«Понимаешь, брат, такие куртки уже из моды вышли». Ну, вышли, и вышли,
мне всё равно, главное, чтобы куртка была тёплая и ветер не продувал. До
сих пор я её ношу, сноса ей нет. Вот однажды иду после
занятий в семинарии на автовокзал в своей новой замшевой куртке. Одел я
её прямо на подрясник, наверно поленился его снимать. Иду в здание
областного автовокзала и краем уха слышу, как кто-то кричит: «Нет, ну вы
полюбуйтесь на этого гада! Полюбуйтесь, вот он, кровосос на нашей шее».
На вокзалах, что железнодорожных, что авто, всегда обитало несметное
полчище бездомных алкашей, поэтому к таким крикам и разборкам все давно
привыкли, и не обращают внимания. Не обратил на них внимания и я, а
напрасно. Оказалось, что «гад» и «кровосос» - это я. А причиной
негодования, была моя новая замшевая коричневая куртка с искусственном
зимним воротником на заклёпках. Неожиданно подбегает ко мне
нетрезвая женщина средних лет и хватается за мою куртку. «Снимай,
паразит! Люди, люди, смотрите, как эти попы нас дурят, обжирают!
Смотрите, в каких куртках ходят, а мы, простой народ, что же, с голоду
должны подыхать»!? Ну, думаю, попал, вот ведь, угораздило меня
в подряснике пойти, не позаботился снять его в семинарии, теперь
получи. Тётка, хоть и пьяная, а сильная и тяжёлая, повисла у меня на
руке и не отпускает. Но вот здесь меня выручили другие пассажиры. Двое
молодых ребят, видя в какую я попал глупую ситуацию, тут же подбежали и
оторвали от меня тётку. «Мать, - спрашивают, - давай мы тебе хлеба
купим»? Угомонилась. А однажды со мной произошла ну в очень
смешная история. Летом, иду по улице небольшого городка, что рядом с
нашим посёлком. Мне нужно было зайти к одному моему знакомому, а тот жил
в пятиэтажке. Подхожу к его подъезду, возле входа в подъезд на лавочке
две пожилые женщины раскладывают стопки журналов. Заглянул, а это уже
до тошноты знакомая «Сторожевая башня». Во, как, думаю, иеговисты. Дай
ка я с ними пообщаюсь. И забыл я, что на мне подрясник и крест. Для
иеговистов - это всё равно, что для быка красная тряпка. Бабушки, в
ответ на какой-то мой невинный вопрос, развернулись и на меня. Две таки
миленькие старушечки, худенькие, обе в береточках, у одной золотая фикса
во рту. Оценив ситуацию, они не сговариваясь друг с другом,
вытянули ко мне свои кулачки и бросились в драку. Честное слово. Это
было так неожиданно. Им не хватало только боевого клича, типа :
«Банзай»! или «Иегова вперёд»! Конечно, мне ничего не стоило
бы справиться с зарвавшимися пропагандистами, наверняка из числа бывших
активисток годов этак 60-х, но я не забывал, где на тот момент
находился. А находился я во дворе, куда стекались подъезды четырёх,
стоящих квадратом, пятиэтажных домов. И за мной в это время могли
наблюдать десятки и десятки любопытствующих глаз. И вот представьте себе
картинку. Люди с высоты своих этажей смотрят, как поп с крестом дерётся
с двумя интеллигентного вида старушками. Кого обвинят, их или меня? Ну,
конечно же, меня, и скажут, а если и не скажут, то подумают: «Совсем
уже эти попы распоясались, мало им храмов, уже по дворам старух гоняют».
Ведь ни у кого не сработает, что хулиганят – то как раз эти самые
«божии одуванчики». А им наверно лестно, может это у них за мученичество
считается, от попа подзатыльник получить. Так что, друзья
мои, не нашёл я больше ничего лучшего, как бежать. Бежал позорно, как
писал классик, «подобно лани», с предложенного мне поля боя.
Почитай, что каждый год мне приходится бывать зимой в Москве на
Рождественских чтениях. Встретился там с одним знакомым батюшкой, и тот
мне рассказал, что ему накануне вечером какие-то молодые люди в метро
угрожали, и даже преследовать стали, хорошо, говорит, что успел до
милицейского поста добежать. «Ты вечером подрясник не одевай, разные
люди в Москве живут, будь осторожен», предупредил он меня.
Наша секция проходила в самом центре города, в Историческом музее, что
на Красной площади. Работа секции подходила к концу, а музей ещё был
открыт, поэтому я решил пройтись по залам посмотреть экспозицию, тем
более, что всегда любил и люблю историю. Гуляю, рассматриваю разные
древности, и замечаю, что за мной ходят и явно хотят заговорить, но не
решаются, две ещё совсем нестарые женщины. Тогда я улыбнулся и первым
обратился к ним. Оказалось, что обе они из Петербурга, и
отбывают на родину этим вечером, что-то около полуночи. Чем-то я им
приглянулся, и им захотелось сделать мне приятное. Они предложили
сходить с ними посмотреть балет в Большом театре. «Это же дорогое
удовольствие, девушки». Те в ответ снисходительно улыбнулись. «Сразу
видно, что ты не театрал. Кто же из настоящих ценителей будет покупать
билеты в Большой театр? Никаких денег не хватит. Пойдем, мы тебя так
проведём». Оказывается, в билетных кассах можно попросить
билет на «место неудобное», он стоит всего-то 20 рублей, правда с него
ничего и не увидишь. А и не надо. Нужно подождать немного, и как
прозвучит третий звонок, смело идти в зал и любезные тётеньки тебе
предложат занять свободное место. Вот таким образом, я в первый раз в
своей жизни смотрел балет нашего замечательного театра. Помня
наставление моего друга, я планировал разоблачиться ещё по выходу из
музея. Но, когда представил себе, как затрапезно буду смотреться без
подрясника на фоне людей, специально собравшихся в Большой, то решил
повременить, тем более, что был не один. А по окончании представления
настолько оставался под впечатлением от увиденного, что и вовсе забыл
обо всём. Потом мы гуляли по Красной площади, они рассказывали мне о
своём городе, в котором я ещё никогда не был, а потом мы расстались.
Оставшись один, я спустился в подземный переход возле гостиницы Москва,
чтобы пройти в метро. Странно, но вокруг практически никого не было,
иду один, и вдруг, в одном из тупичков большого перехода я увидел их.
Наверно именно об этих людях мне и рассказывал тот батюшка. Сложно
описать чувства, охватившие меня в ту минуту. Но теперь-то я точно знаю,
о чём думал несчастный капитан Кук, в последние мгновения своей жизни.
Передо мной стояло с десяток молодых людей в совершенно невообразимой
одежде с раскрашенными лицами и зелёными ирокезами. Я остолбенел,
молодые люди тоже замолчали и во все глаза уставились на меня. Мы стояли
и с нескрываемым удивлением рассматривали друг друга. Внезапно, один из
них несмело пошёл мне навстречу, и тогда я тоже пошёл к нему. Мы
остановились, и как-то одновременно протянули друг другу руки.
«Здравствуй», - сказал я ему. «Здравствуй», - ответил он, и мы
улыбнулись. Прошло уже несколько лет с той встречи. А я всё с
благодарностью вспоминаю тех женщин из Питера, что неожиданно сделали
мне такой подарок, балет «Анюта», на новой сцене Большого театра.
Рассказываю вам про тех забавных ребят, что встретил в подземном
переходе, и думаю: «А может тот самый мальчик, что пошёл мне навстречу,
сам сейчас рассказывает кому-то. «Представляешь. Ночь. Подземный
переход, мы стоим, никого не трогаем. И вдруг, такой страшный, бородатый
поп, весь в чёрном. Мы оторопели, куда бежать. А он, не поверишь,
подошёл ко мне, улыбнулся и говорит: "Здравствуй".
|