«Пересечения». «как поверите, если буду говорить вам о небесном»? (Ин. 3.12)
Я никогда не ездил к старцам. Имена слышал, знал людей, что считали
своим долгом побывать и благословиться у подвижников. А я не ездил. Мне
один знакомый рассказывал, как он приехал к покойному уже отцу Борису в
Иваново, а тот ему и дал благословение. А вдобавок ещё и наказал: -
Исполнить обязательно. Выслушал я моего знакомца и сделал для себя
вывод: - Как хорошо, что я не мотаюсь без дела по старцам.
Но однажды в один солнечный осенний день на меня неожиданно обрушилось
предложение стать диаконом. Вот тут-то я и завертелся волчком. Ладно бы
если я этого хотел, так ведь нет. Как раз-то наоборот. Только-только
поступил в Свято-Тихоновский институт, мне учиться нужно, а здесь такое
предложение. Можно было бы, конечно, и мимо пройти. Но ведь такими
предложениями не бросаются. А вдруг это воля Божия? А я пройду мимо неё.
Думал-думал, что делать? Ведь не жребий же тянуть, правда?
И приходит мне в голову замечательная мысль: такой сложный вопрос может
разрешить только старец. А где его взять? К тем, о ком уже слышал,
прорваться нереально, а раз так, то к ним я и не поеду. Вот укажут мне
обстоятельства такого подвижника, к которому я смогу попасть, то поеду, а
нет – извините. И, по техническим причинам моё рукоположение
отменяется. Никогда не забуду: довольный собой иду принимать ванну, а
моя будущая матушка, тогда ещё ничего не подозревающая, просто жена, в
это время с кем-то разговаривает по телефону. Лежу в ванной
наслаждаюсь найденным решением и теплой водичкой. Входит супруга и
говорит: - Звонила Н., представляешь, она побывала в Пафнутьев-Боровском
монастыре. А в нём, оказывается, подвизается человек высокой духовной
жизни, его имя схиархимандрит Власий, и многие почитают его за старца.
Кстати, и попасть к нему несложно. От неожиданности я чуть
было не захлебнулся в этой самой ласковой водичке. Пришёл в себя,
отдышался. Ничего не поделаешь, надо ехать, адрес указан.
После ночной смены, имея в запасе два выходных дня, я поехал в Калужскую
область. Не стану рассказывать как ехал, но добрался в монастырь что-то
около пяти вечера. Это сегодня у дверей старца нескончаемая очередь, а
тогда было проще, ну человек двадцать от силы. А я приехал, и вообще –
никого. На двери кельи старца на гвоздике висит картонный треугольничек:
«не заходить». Ладно, сел рядышком на скамейку, достал акафист
Пресвятой и стал читать. Минуты через три дверь открывается и из-за неё
выходит, как мне показалось, ещё совсем нестарый человек в подряснике и
унтах, и с интересом смотрит на меня. – Что не заходишь? – Да вот же, батюшка, показываю на треугольник. – Это не для тебя, радость моя, заходи.
Батюшка разговаривал со мной, и одновременно облачался в схиму.
Оказалось, он спешил на вечернюю службу. Мой вопрос разрешился в течение
одной минуты, но мне от чего-то так захотелось побеседовать с ним, ещё
хоть немного, и я напросился к нему на следующее утро.
Пришли в храм, по-моему, святителя Митрофана, на втором этаже соседнего
корпуса. На службе отец Власий почему-то не пошёл в алтарь, а молился
вместе со всеми. Я стоял немного поодаль и краем глаза рассматривал
старца. Я молился рядом с таким человеком, и мне было очень хорошо,
просто от того, что он стоял рядом. После службы и
вечернего правила подумал, а где же я буду спать? Оказалось, что
свободных мест не осталось. Ничего, решил я, одежда у меня тёплая, могу и
в коридоре где-нибудь на лавочке подремать, тем более, что накануне
ночь у меня была бессонная. Неожиданно подходит ко мне старенький монах с
таким необыкновенно добрющим лицом и говорит: - Тебе негде
спать? Пойдём ко мне в келью, мой сосед уехал в Калугу и у меня есть
место. Я поспешил за добрым монахом. Оказалось, что звали его отец Нил.
Вот если можно было бы воплотить в чём-то материальном такое эфирное
духовное начало, как доброта, так вот отец Нил и был её живым
воплощением. Мы до четырёх часов утра проговорили с ним. А потом, я
просто упал и уснул. Как сейчас я жалею об этом. Мы лежали каждый в
своей кровати и разговаривали, словно мальчишки где-нибудь в пионерском
лагере. – Ты знаешь? - А ты знаешь? На мой вопрос: Действительно ли отец Власий старец? Батюшка Нил ответил:
- Не знаю, но люди говорят, что да. Я ведь с ним раньше служил в одном
храме, он был священником, а я – псаломщиком. Представляешь, он мне
как-то подарил иконку Нила Столобенского, а ровно через 20 лет меня
постригли в монашество в честь преподобного Нила. Так что я советую, ты
исполняй, что тебе батюшка Власий велит. Он был так прост и
по-детски доверчив, что я и не заметил, как в какой-то момент стал
разговаривать с ним менторски наставляющим тоном студента богословского
института. Какой же я был глупец, целую ночь провёл рядом со старцем, и
ничего не заподозрил. Всё хотел потом к нему приехать, посидеть с ним
рядышком, да так и не собрался, а потом узнал, что отец Нил уже ушёл от
нас. Я со знающим видом поучал его каким-то тонкостям по
службе, а тот и взглядом не выдал в себе старого псаломщика. До слёз
обидно, что уже не встречу его больше. Когда на некоторое время отец
Власий уходил в затвор, то ведь люди пошли к Нилу, и он для многих
находил нужное слово. Как он умел посмотреть человеку в глаза, как он
растворял тебя в своём взоре. В то утро перед литургией он
зашёл в храм, обошёл всех паломников. Каждого о чём-то спрашивал,
дотрагивался до рук, лица, благословлял. И смотрел, каждому пристально
смотрел в глаза, словно хотел вглядеться человеку в душу и оставить ней
частичку своей любви. На следующий день молимся на
литургии. Снова стою рядом с отцом Власием. И вдруг меня осеняет мысль: а
ведь он всё, о чём я думаю, слышит. Мама дорогая, как же я стал усердно
молиться! Во время службы старец стоял со склонённой головой и ни на
кого, казалось, не обращал внимания. Заходили в храм люди, ставили
свечки, писали записки, а он стоит, как столбик. Заходит пожилая женщина
в привычной православной униформе: длинная юбка, бесформенная куртка
тёмного цвета, башмаки на шнуровке и на высокой платформе, за плечами
рюкзачок. Вдруг батюшка сходит со своего места, подходит к
этой женщине, и, не говоря ни слова, разворачивает её за плечи и выводит
из храма вон. Потом точно такое же действие он совершил ещё с одной
старушкой. Смотрю, заходит девушка в коротенькой юбочке в туфельках на
шпильках. Девушка идёт по храму, и цоканье её каблучков звонко
разносится вокруг. Ну, думаю, милая, сейчас ты вылетишь отсюда птичкой
со второго этажа. Но отец схимник даже и глазом не повёл в её сторону.
Только лет через десять я снова попал в этот монастырь. Очередь к
старцу была уже фантастически огромна, но меня, как священника провели
вперёд и поставили человек за десять до входа в его келью. Перед самой
дверью старца люди снимают обувь, разулся и я. Думаю, а ведь сейчас
батюшка посмотрит на меня своими глазами рентгенами и скажет:
- Почему же ты так нерадиво живёшь, отец Александр? Что я тебе говорил
тогда? Что ты мне обещал? Да ещё и выгонит, как тех старушек. И стало
мне так страшно, что даже коленки затряслись. А потом и другая мысль: - Это ты человека испугался, а как же ты будешь перед Христом стоять? Его, почему не боишься?
К счастью батюшка меня не прогнал, и даже ни в чём не укорил. Меня он,
правда, не вспомнил, но подарил иконочку Угличских святых. Долго я потом
голову ломал, почему именно Углич? Но когда год назад наша дочь
привезла к нам с матушкой на смотрины молодого человека из Углича, я
сразу понял, что это наш будущий зять. Вообще, я заметил,
что люди высокой духовной жизни никого не обличают, и умеют быть
требовательными только к себе, а о других предпочитают молиться. Таков
закон любви. Третий и последний раз я ездил в монастырь
вместе с нашей старостой Ниной и её внуком Санькой. Мальчик в 11 лет
заболел непонятной болезнью. Сперва его укусил домашний кот, а потом у
него стала внезапно и резко подниматься температура свыше сорока
градусов. Могла держаться час другой, а потом возвращалась в исходное
состояние. И так повторялось в день по нескольку раз. Врачи уже
разложили мальчика на маленькие кусочки, всего просмотрели, изучили, но
так, ни к какому выводу и не пришли. Санька проболел полгода и дела его
всё ухудшались. Нину я уже ни о чём не спрашивал. О состоянии внука
говорили её печальные заплаканные глаза. - Слушай, говорю, а давай съездим к отцу Власию, попросим его молитв. На тебя уже смотреть невозможно.
Только не сообразили и поехали 8 марта. И так к святому человеку не
попасть, а нас угораздило собраться в монастырь в выходной день. Что
делать? С такой температурой мальчишку здесь на несколько дней не
оставишь. Подошёл к охраннику, попросил его помочь. Тот только развёл
руками, смотри, мол, народу сколько, и каждый со своей бедой. - Попроси людей, отче, может, пропустят.
Вышел я перед людьми, рассказал про мальчика и стал просить пропустить,
решил, если нужно будет, то и на коленях просить буду. Только не
понадобилось. Люди, что дожидались здесь уже по нескольку дней,
пропустили. Сказали: - Раз батюшка просит, значит действительно надо.
В мире, где дело есть только до самого себя, православные не потеряли
способность сострадать. И снова во мне эта мысль: любить может только
тот, кто в смирении переносит страдания. В благополучии человек способен
на подачку, а в страдании вырастает до самопожертвования. Чтобы
действительно сочувствовать, нужно соучаствовать. В келью Санька зашёл с родителями. Пока подходил к батюшке, тот посмотрел на него и сказал:
- Всё пройдёт, это возрастное. Взял кисточку и помазал ребёнку маслом
нужные места. На всё про всё три минуты. Сам я к отцу Власию не пошёл,
неудобно было его время занимать. Возвращаемся назад, Нина говорит:
- Раз святой человек сказал, что болезнь пройдёт, значит так и будет. В
этот день у мальчика температура не повышалась вообще. На следующий
день один раз поднялась до 38, и то только на полчаса. Через неделю
приехали они к нам в храм и соборовались всей семьёй. С этого дня
температурные волны полностью прекратились, а Санькины родители пришли в
Церковь. Настоящий подвижник никогда не трубит о себе.
Народ сам его находит, а они люди скромные, и везде стараются быть
последними и незаметными. Помню, приехали мы в Дивеево. Люблю приезжать
туда в будние дни, когда людей поменьше. Подойдёшь к раке и застынешь
возле мощей. И так на душе хорошо, стоял бы и стоял. Но, рано или поздно
к тебе, как правило, подходит матушка монашенка и просит помочь в
алтаре. Идёшь вынимать просфоры. Монастырь-то женский и священников в
нём мало, а просфор много, и даже очень много. Вот и поминаешь живых и
усопших, а что делать? Кто-то же должен эту работу исполнять.
В боковом алтаре нас тогда собралось священников человек шесть. Стоим,
вынимаем частички. Имена записываются в большие общие тетради, и таких
тетрадей там много. Просфоры подносят мешками, наподобие наволочек.
Ещё перед поездкой в монастырь хотел исповедоваться. Когда священник
служит один на приходе, то исповедь для него становится проблемой.
Причащаться можно и без исповеди, а душу-то всё равно чистить нужно. До
принятия сана я ведь тоже с грехами воевал, если можно, конечно, так
сказать. Думал, что многое уже в себе поборол, могу жить спокойно и
пожинать заслуженные плоды. Да не тут-то было. Чем дальше в лес, тем
больше дров. Став священником увидел, что те страсти, что считались мной
окончательно разгромленными, неожиданно стали вырастать из тоненьких
росточков в толстенные стволы эвкалиптов. И я понял, что борьба, на
самом деле, ещё только начинается. Потому и исповедь нужна священнику,
как воздух. Думаю, кого бы из отцов попросить меня исповедовать. Все так усердно молятся, неловко людей от дела отрывать.
Смотрю, заходит к нам в помощь старенький согбенный батюшка. Я подумал,
что это кто-то из старичков, уже, будучи на покое, доживающих свой век
здесь при монастыре. Встал он напротив меня, взял копие и тоже поминает.
Только, поминал он медленно. Имя прочитает, вынет частичку, подумает,
потом уже положит на тарелочку. Нет, думаю, отец, мы так с тобой каши не
сварим, вон какие наволочки просфор подносят. В этот момент к нам
подошёл ещё один молодой батюшка и стал помогать. И вдруг, старичок
обращается к нему и говорит: - Накрой меня епитрахилью и прочитай разрешительную молитву. – Батюшка, Вы хотите, чтобы я Вас исповедал? – Нет, ты только прочитай надо мной молитву. Пока молодой батюшка молился, я подумал:
- Попрошу я этого дедушку меня исповедать. Ему, наверное, даже приятно
будет, что я к нему обращусь, а не к молодым отцам. Поэтому и говорю
старенькому батюшке, так, слегка покровительственным тоном:
- Отец, поисповедуй меня. Тот в ответ, молча, кивнул головой, и принял
привычную позу исповедующего. Я встал на колени и стал каяться.
- Вот такой грех, говорю, меня больше всего мучает. Согрешаю, батюшка,
помолись обо мне. Он помолился, посмотрел на меня сверху вниз и сказал:
- А ты брат, больше не греши. Отошёл я от него и думаю: - Действительно, как всё просто, а ты больше не греши, и всё тут. Вдруг, из главного алтаря к старчику спешит целая делегация из местных служащих отцов и матушек алтарниц. – Батюшка Илия! Батюшка Илия! Мы Вас потеряли. Матушка игуменья велела нам Вас найти и подобающим образом принять.
С видимым сожаление старенький священник отложил копие, и последовал за
ними из алтаря. Но прежде чем положить копие, он поднял на меня глаза, и
вновь повторил: - Ты просто не греши, вот и всё Я смотрю вслед уходящему старичку и спрашиваю молодого батюшку: - Отец, кто это? - Как?! Ты не узнал? Это же Илия Оптинский!
Уезжал я из Дивеева в приподнятом настроении. Ехал к преподобному
Серафиму, хотел душу почистить, и он свёл меня с отцом Илией.
Хорошее место Дивеево. Приезжаешь туда, и, кажется, вроде ничего не
изменилось, хотя на самом деле, всё там другое, и вода, и земля, и
воздух. И понимаешь это только когда уезжаешь. Переехал какую-то
невидимую черту, и всё. Всё другое. Как велик может быть человек.
Через преображение его души преображается и весь окружающий его мир.
Прекрасна душа - радуется и природа. Когда это понимаешь, то перестаёшь
удивляться, почему мы так загадили нашу землю. Кстати, та
страсть, в которой я тогда каялся перед отцом Илией, порой поднимает
голову, но всякий раз на помощь приходит взгляд старца и его слова: «а
ты, просто, не греши». И грех отступает.
|