Ресурс для мирян
Главная | | Регистрация | Вход
Суббота
23.11.2024
21:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2010 » Ноябрь » 15 » священник Александр Дьяченко
03:08
священник Александр Дьяченко
«Пересечения». 
«как поверите, если буду говорить вам о небесном»? (Ин. 3.12)

         Я никогда не ездил к старцам. Имена слышал, знал людей, что считали своим долгом побывать и благословиться у подвижников. А я не ездил. Мне один знакомый рассказывал, как он приехал к покойному уже отцу Борису в Иваново, а тот ему и дал благословение. А вдобавок ещё и наказал: - Исполнить обязательно. Выслушал я моего знакомца и сделал для себя вывод:
       - Как хорошо, что я не мотаюсь без дела по старцам.
         Но однажды в один солнечный осенний день на меня неожиданно обрушилось предложение стать диаконом. Вот тут-то я и завертелся волчком. Ладно бы если я этого хотел, так ведь нет. Как раз-то наоборот. Только-только поступил в Свято-Тихоновский институт, мне учиться нужно, а здесь такое предложение. Можно было бы, конечно, и мимо пройти. Но ведь такими предложениями не бросаются. А вдруг это воля Божия? А я пройду мимо неё. Думал-думал, что делать? Ведь не жребий же тянуть, правда?
         И приходит мне в голову замечательная мысль: такой сложный вопрос может разрешить только старец. А где его взять? К тем, о ком уже слышал, прорваться нереально, а раз так, то к ним я и не поеду. Вот укажут мне обстоятельства такого подвижника, к которому я смогу попасть, то поеду, а нет – извините. И, по техническим причинам моё рукоположение отменяется. Никогда не забуду: довольный собой иду принимать ванну, а моя будущая матушка, тогда ещё ничего не подозревающая, просто жена, в это время с кем-то разговаривает по телефону.
         Лежу в ванной наслаждаюсь найденным решением и теплой водичкой. Входит супруга и говорит: - Звонила Н., представляешь, она побывала в Пафнутьев-Боровском монастыре. А в нём, оказывается, подвизается человек высокой духовной жизни, его имя схиархимандрит Власий, и многие почитают его за старца. Кстати, и попасть к нему несложно. 
         От неожиданности я чуть было не захлебнулся в этой самой ласковой водичке. Пришёл в себя, отдышался. Ничего не поделаешь, надо ехать, адрес указан.
         После ночной смены, имея в запасе два выходных дня, я поехал в Калужскую область. Не стану рассказывать как ехал, но добрался в монастырь что-то около пяти вечера. Это сегодня у дверей старца нескончаемая очередь, а тогда было проще, ну человек двадцать от силы. А я приехал, и вообще – никого. На двери кельи старца на гвоздике висит картонный треугольничек: «не заходить». Ладно, сел рядышком на скамейку, достал акафист Пресвятой и стал читать. Минуты через три дверь открывается и из-за неё выходит, как мне показалось, ещё совсем нестарый человек в подряснике и унтах, и с интересом смотрит на меня.
       – Что не заходишь?
       – Да вот же, батюшка, показываю на треугольник. 
       – Это не для тебя, радость моя, заходи.
          Батюшка разговаривал со мной, и одновременно облачался в схиму. Оказалось, он спешил на вечернюю службу. Мой вопрос разрешился в течение одной минуты, но мне от чего-то так захотелось побеседовать с ним, ещё хоть немного, и я напросился к нему на следующее утро.
          Пришли в храм, по-моему, святителя Митрофана, на втором этаже соседнего корпуса. На службе отец Власий почему-то не пошёл в алтарь, а молился вместе со всеми. Я стоял немного поодаль и краем глаза рассматривал старца. Я молился рядом с таким человеком, и мне было очень хорошо, просто от того, что он стоял рядом. 
          После службы и вечернего правила подумал, а где же я буду спать? Оказалось, что свободных мест не осталось. Ничего, решил я, одежда у меня тёплая, могу и в коридоре где-нибудь на лавочке подремать, тем более, что накануне ночь у меня была бессонная. Неожиданно подходит ко мне старенький монах с таким необыкновенно добрющим лицом и говорит:
       -  Тебе негде спать? Пойдём ко мне в келью, мой сосед уехал в Калугу и у меня есть место. Я поспешил за добрым монахом. Оказалось, что звали его отец Нил.
          Вот если можно было бы воплотить в чём-то материальном такое эфирное духовное начало, как доброта, так вот отец Нил и был её живым воплощением. Мы до четырёх часов утра проговорили с ним. А потом, я просто упал и уснул. Как сейчас я жалею об этом. Мы лежали каждый в своей кровати и разговаривали, словно мальчишки где-нибудь в пионерском лагере.
       – Ты знаешь? 
       -  А ты знаешь?
          На мой вопрос: Действительно ли отец Власий старец? Батюшка Нил ответил:
       -  Не знаю, но люди говорят, что да. Я ведь с ним раньше служил в одном храме, он был священником, а я – псаломщиком. Представляешь, он мне как-то подарил иконку Нила Столобенского, а ровно через 20 лет меня постригли в монашество в честь преподобного Нила. Так что я советую, ты исполняй, что тебе батюшка Власий велит. 
         Он был так прост и по-детски доверчив, что я и не заметил, как в какой-то момент стал разговаривать с ним менторски наставляющим тоном студента богословского института. Какой же я был глупец, целую ночь провёл рядом со старцем, и ничего не заподозрил. Всё хотел потом к нему приехать, посидеть с ним рядышком, да так и не собрался, а потом узнал, что отец Нил уже ушёл от нас.
         Я со знающим видом поучал его каким-то тонкостям по службе, а тот и взглядом не выдал в себе старого псаломщика. До слёз обидно, что уже не встречу его больше. Когда на некоторое время отец Власий уходил в затвор, то ведь люди пошли к Нилу, и он для многих находил нужное слово. Как он умел посмотреть человеку в глаза, как он растворял тебя в своём взоре.
         В то утро перед литургией он зашёл в храм, обошёл всех паломников. Каждого о чём-то спрашивал, дотрагивался до рук, лица, благословлял. И смотрел, каждому пристально смотрел в глаза, словно хотел вглядеться человеку в душу и оставить ней частичку своей любви.
         На следующий день молимся на литургии. Снова стою рядом с отцом Власием. И вдруг меня осеняет мысль: а ведь он всё, о чём я думаю, слышит. Мама дорогая, как же я стал усердно молиться! Во время службы старец стоял со склонённой головой и ни на кого, казалось, не обращал внимания. Заходили в храм люди, ставили свечки, писали записки, а он стоит, как столбик. Заходит пожилая женщина в привычной православной униформе: длинная юбка, бесформенная куртка тёмного цвета, башмаки на шнуровке и на высокой платформе, за плечами рюкзачок. 
         Вдруг батюшка сходит со своего места, подходит к этой женщине, и, не говоря ни слова, разворачивает её за плечи и выводит из храма вон. Потом точно такое же действие он совершил ещё с одной старушкой. Смотрю, заходит девушка в коротенькой юбочке в туфельках на шпильках. Девушка идёт по храму, и цоканье её каблучков звонко разносится вокруг. Ну, думаю, милая, сейчас ты вылетишь отсюда птичкой со второго этажа. Но отец схимник даже и глазом не повёл в её сторону.
         Только лет через десять я снова попал в этот монастырь. Очередь к старцу была уже фантастически огромна, но меня, как священника провели вперёд и поставили человек за десять до входа в его келью. Перед самой дверью старца люди снимают обувь, разулся и я. Думаю, а ведь сейчас батюшка посмотрит на меня своими глазами рентгенами и скажет:
       - Почему же ты так нерадиво живёшь, отец Александр? Что я тебе говорил тогда? Что ты мне обещал? Да ещё и выгонит, как тех старушек. И стало мне так страшно, что даже коленки затряслись. А потом и другая мысль:
       - Это ты человека испугался, а как же ты будешь перед Христом стоять? Его, почему не боишься? 
         К счастью батюшка меня не прогнал, и даже ни в чём не укорил. Меня он, правда, не вспомнил, но подарил иконочку Угличских святых. Долго я потом голову ломал, почему именно Углич? Но когда год назад наша дочь привезла к нам с матушкой на смотрины молодого человека из Углича, я сразу понял, что это наш будущий зять. 
         Вообще, я заметил, что люди высокой духовной жизни никого не обличают, и умеют быть требовательными только к себе, а о других предпочитают молиться. Таков закон любви. 
         Третий и последний раз я ездил в монастырь вместе с нашей старостой Ниной и её внуком Санькой. Мальчик в 11 лет заболел непонятной болезнью. Сперва его укусил домашний кот, а потом у него стала внезапно и резко подниматься температура свыше сорока градусов. Могла держаться час другой, а потом возвращалась в исходное состояние. И так повторялось в день по нескольку раз. Врачи уже разложили мальчика на маленькие кусочки, всего просмотрели, изучили, но так, ни к какому выводу и не пришли. Санька проболел полгода и дела его всё ухудшались. Нину я уже ни о чём не спрашивал. О состоянии внука говорили её печальные заплаканные глаза.
       - Слушай, говорю, а давай съездим к отцу Власию, попросим его молитв. На тебя уже смотреть невозможно.
         Только не сообразили и поехали 8 марта. И так к святому человеку не попасть, а нас угораздило собраться в монастырь в выходной день. Что делать? С такой температурой мальчишку здесь на несколько дней не оставишь. Подошёл к охраннику, попросил его помочь. Тот только развёл руками, смотри, мол, народу сколько, и каждый со своей бедой.
       -  Попроси людей, отче, может, пропустят. 
          Вышел я перед людьми, рассказал про мальчика и стал просить пропустить, решил, если нужно будет, то и на коленях просить буду. Только не понадобилось. Люди, что дожидались здесь уже по нескольку дней, пропустили. Сказали:
       - Раз батюшка просит, значит действительно надо. 
          В мире, где дело есть только до самого себя, православные не потеряли способность сострадать. И снова во мне эта мысль: любить может только тот, кто в смирении переносит страдания. В благополучии человек способен на подачку, а в страдании вырастает до самопожертвования. Чтобы действительно сочувствовать, нужно соучаствовать. 
          В келью Санька зашёл с родителями. Пока подходил к батюшке, тот посмотрел на него и сказал:
       -  Всё пройдёт, это возрастное. Взял кисточку и помазал ребёнку маслом нужные места. На всё про всё три минуты. Сам я к отцу Власию не пошёл, неудобно было его время занимать.
          Возвращаемся назад, Нина говорит:
       -  Раз святой человек сказал, что болезнь пройдёт, значит так и будет. В этот день у мальчика температура не повышалась вообще. На следующий день один раз поднялась до 38, и то только на полчаса. Через неделю приехали они к нам в храм и соборовались всей семьёй. С этого дня температурные волны полностью прекратились, а Санькины родители пришли в Церковь. 
        Настоящий подвижник никогда не трубит о себе. Народ сам его находит, а они люди скромные, и везде стараются быть последними и незаметными. Помню, приехали мы в Дивеево. Люблю приезжать туда в будние дни, когда людей поменьше. Подойдёшь к раке и застынешь возле мощей. И так на душе хорошо, стоял бы и стоял. Но, рано или поздно к тебе, как правило, подходит матушка монашенка и просит помочь в алтаре. Идёшь вынимать просфоры. Монастырь-то женский и священников в нём мало, а просфор много, и даже очень много. Вот и поминаешь живых и усопших, а что делать? Кто-то же должен эту работу исполнять. 
        В боковом алтаре нас тогда собралось священников человек шесть. Стоим, вынимаем частички. Имена записываются в большие общие тетради, и таких тетрадей там много. Просфоры подносят мешками, наподобие наволочек.
        Ещё перед поездкой в монастырь хотел исповедоваться. Когда священник служит один на приходе, то исповедь для него становится проблемой. Причащаться можно и без исповеди, а душу-то всё равно чистить нужно. До принятия сана я ведь тоже с грехами воевал, если можно, конечно, так сказать. Думал, что многое уже в себе поборол, могу жить спокойно и пожинать заслуженные плоды. Да не тут-то было. Чем дальше в лес, тем больше дров. Став священником увидел, что те страсти, что считались мной окончательно разгромленными, неожиданно стали вырастать из тоненьких росточков в толстенные стволы эвкалиптов. И я понял, что борьба, на самом деле, ещё только начинается. Потому и исповедь нужна священнику, как воздух.
        Думаю, кого бы из отцов попросить меня исповедовать. Все так усердно молятся, неловко людей от дела отрывать.
        Смотрю, заходит к нам в помощь старенький согбенный батюшка. Я подумал, что это кто-то из старичков, уже, будучи на покое, доживающих свой век здесь при монастыре. Встал он напротив меня, взял копие и тоже поминает. Только, поминал он медленно. Имя прочитает, вынет частичку, подумает, потом уже положит на тарелочку. Нет, думаю, отец, мы так с тобой каши не сварим, вон какие наволочки просфор подносят. В этот момент к нам подошёл ещё один молодой батюшка и стал помогать. И вдруг, старичок обращается к нему и говорит:
       - Накрой меня епитрахилью и прочитай разрешительную молитву.
       – Батюшка, Вы хотите, чтобы я Вас исповедал?
       – Нет, ты только прочитай надо мной молитву. 
          Пока молодой батюшка молился, я подумал:
       -  Попрошу я этого дедушку меня исповедать. Ему, наверное, даже приятно будет, что я к нему обращусь, а не к молодым отцам. Поэтому и говорю старенькому батюшке, так, слегка покровительственным тоном: 
       -  Отец, поисповедуй меня. Тот в ответ, молча, кивнул головой, и принял привычную позу исповедующего. Я встал на колени и стал каяться.
       -  Вот такой грех, говорю, меня больше всего мучает. Согрешаю, батюшка, помолись обо мне. Он помолился, посмотрел на меня сверху вниз и сказал:
       -  А ты брат, больше не греши. Отошёл я от него и думаю:
       -  Действительно, как всё просто, а ты больше не греши, и всё тут.
          Вдруг, из главного алтаря к старчику спешит целая делегация из местных служащих отцов и матушек алтарниц.
       – Батюшка Илия! Батюшка Илия! Мы Вас потеряли. Матушка игуменья велела нам Вас найти и подобающим образом принять. 
          С видимым сожаление старенький священник отложил копие, и последовал за ними из алтаря. Но прежде чем положить копие, он поднял на меня глаза, и вновь повторил:
       - Ты просто не греши, вот и всё
          Я смотрю вслед уходящему старичку и спрашиваю молодого батюшку:
       - Отец, кто это? 
       - Как?! Ты не узнал? Это же Илия Оптинский!
         Уезжал я из Дивеева в приподнятом настроении. Ехал к преподобному Серафиму, хотел душу почистить, и он свёл меня с отцом Илией.
        Хорошее место Дивеево. Приезжаешь туда, и, кажется, вроде ничего не изменилось, хотя на самом деле, всё там другое, и вода, и земля, и воздух. И понимаешь это только когда уезжаешь. Переехал какую-то невидимую черту, и всё. Всё другое.
Как велик может быть человек. Через преображение его души преображается и весь окружающий его мир. Прекрасна душа - радуется и природа. Когда это понимаешь, то перестаёшь удивляться, почему мы так загадили нашу землю. 
        Кстати, та страсть, в которой я тогда каялся перед отцом Илией, порой поднимает голову, но всякий раз на помощь приходит взгляд старца и его слова: «а ты, просто, не греши». И грех отступает.
Просмотров: 1377 | Добавил: Ривалдо | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Ноябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Форма входа
Именины перлы Талмуд брачные знакомства объявления Гоголь молитва горький крестьянин Аверкий Антихрист Апокалипсис Таушев бог евреи логика православие юмор Школа Святой Олег Брянский Старец Власий старец адрес как добраться до старца Телефон старцы Оптина пустынь Святые благотворительность Иконы троица прозорливый священник полезное ссылки история Махнач не убий цитаты семья Георгий Победоносец святой Георгий Спас нерукотворный Христос Апостолы Николай Угодник монастыри Афон Николай Чудотворец апологетика чистота икона Благословение Символ веры Исповедь Таинство видео выживание психология спорт Дружба старообрядцы ислам Александр Дьяченко Грубас Псалтырь Дьяченко звуки природы юродивый каппадокия Византия Шаварш Карапетян шахматы православный сайт знакомств иврит вера память смертная надежда терпение Сталин Вернадский Гёте наука и религия БЛАГОДЕЯНИЯ БОЖИИ слава Богу за все
Категории раздела
Святые [23]
Святые – это не просто добрые, праведные, благочестивые люди, а причастные Богу, очистившие и открывшие свое сердце для Бога.
Старцы и прозорливые священники [14]
Старчество в России начало практиковаться в 1800-х годах в Белобережской пустыни под Брянском .
Иконы [12]
Иконы в древней Руси называли Библией для неграмотных.
Полезное [33]
Например, полезные ссылки
История [10]
История - это наука предостережения!
Семья [7]
Когда я и моя жена расходимся во мнениях, мы обычно поступаем так, как хочет она. Жена называет это компромиссом. Марк Твен
Бог [4]
Бога человекам невозможно видети, на него же чини ангельстии не смеют взирати...
Монастыри, храмы, церкви, часовни [2]
Апологетика [10]
Выживание [3]
Разное [7]
Таинства [2]
Психология [1]
Книги [6]
Другие религии [6]
Животные [2]
Архив записей
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 41
Гостей: 41
Пользователей: 0
Total users: 48
Copyright MyCorp © 2024