«Письмо». Это было так давно. Господи, какой же я
старый. Помню, как в один из воскресных дней к нам в храм, уже после
службы, зашла молодая высокая девушка. Не могу назвать её красавицей, и в
тоже время, черты её лица располагали к себе. В глазах читалась
внутренняя свобода и раскованность. И ещё, сразу было понятно, что она
нерусская, хотя и славянка. - Я Зорица Андрич из Сербии. Мой
отец работает в Москве, а мы будем жить у вас в посёлке. Теперь я буду
приходить к вам в храм, а вы, батюшка, будете моим духовным отцом.
Этот абсолютно безапелляционный тон, эти резко очерченные тонкие губы,
растянувшиеся в широкой улыбке. Да, в этом была вся наша Зорица.
Совершенно и во всём свободный человек. Она не задумываясь, могла
позвонить тебе ночью и задать вопрос, который вполне можно было бы
разрешить и днём. Причём, ей и в голову не могло придти, что она делает
что-то не так. И что её поступки могут вызывать, у кого бы то ни было,
раздражение или досаду. Зорица раньше довольно серьёзно
занималась баскетболом и играла за молодёжную сборную своей страны, а
сейчас, пока её отец работал в Москве, училась на журналиста.
Понятное дело, что девушка с таким непосредственным отношением к жизни,
вскорости перезнакомилась, наверное, со всеми сербами, работавшими в
Москве и учащимися в Троицкой семинарии. О ком не спросишь, все ей
хорошо знакомы, и даже закадычные друзья. Причём, для друзей она была
абсолютно открыта, и готова была поделиться всем, что имела в личной
собственности. А поскольку имела она немного, то и делиться ей пока ещё
было нечем, за исключением внимания и сердечного тепла. Хотя,
согласитесь, сегодня этого, как раз-то, чаще всего и не хватает.
Зорица очень любила свой родной Новий Сад. Рассказывая о нём, она
воодушевлялась, её глаза начинали блестеть, а голос неизменно переходил
на верхние тона от восхищения его улицами и домами, а самое главное,
мостами. Но мы, всякий раз, как только начинался рассказ о Новем Саде,
старались перевести разговор на другую тему, потому, что как только дело
доходило до мостов, Зорица начинала плакать в голос. Потому, что
знаменитых мостов через Дунай в Новем Саде тогда уже не было. А сама
девушка вспоминала, как они со сверстниками выстраивали из самих себя
живой щит, чтобы спасти эти самые мосты. Но ничего не получилось, и на
её глазах американские самолёты бомбили её детство. Живя в нашей стране, сербская девчонка обрела новую родину. И особенно она не уставала восхищаться нашими святынями. –
О, Лавра! О, преподобный Сергий! И таких «о!», из её уст, да ещё с
могучим сербским акцентом, исходило безконечное множество. В
вопросах веры Зорица была носителем какого-то абсолютно детского
мировосприятия. Она никогда не задавалась скептическими вопросами, всё,
что она видела, или, с чем сталкивалась, казалось ей истиной в последней
инстанции, а её делом было - радоваться. И она радовалась. -
Батюшка, - говорила она мне, - у вас в России всё так…, - и она пыталась
подобрать то слово, которое могло бы вместить в себя всё её восхищение
нашими святыми, подвижниками, и просто верующими людьми. Но из всех
слов, что хотелось ей высказать, оказалось, что кроме как «прикольно», у
неё ничего больше не находилось. Всё у неё было «прикольно».
Возвращается из Дивеева, впечатлений столько, что и говорить не может. –
Зорица, тебе понравилось в монастыре? – Ой, батюшка, слов нет. Она
делает жест руками, закатывает глаза и произносит свою знаменитую фразу:
- В Дивеево всё так «прикольно»! Приезжал при ней к нам служить на
престол наш владыка. Зорица внимательно ловила каждое слово из его
проповеди. А за праздничным столом ухитрилась угостить святителя
сербским блюдом из фасоли. Потом она ещё долго вспоминала разговор с ним
и неизменно заканчивала свой рассказ словами: - Наш владыка, у неё
получалось «владика», такой «прикольный»! Понятно, что и сама
Зорица старалась рассказать нам о своей родине, её святынях. И чаще
всего она называла имя святителя Василия Острожского. – Мы, сербы,
почитаем его как вы почитаете преподобного Серафима. Он очень любил
людей. Батюшка, как я хочу, чтобы ты побывал у нас в Черногории у
святителя Василия . Как-то после очередной поездки домой,
Зорица привезла нам фильм о великом святителе. Правда, фильм был на
сербском, и поэтому она, как могла, его переводила. Меня поразили такие
кадры. Не помню, уж по какой причине, возможно в связи с недавней
войной, мощи святителя провозили крестным ходом по сербской земле. И вот
показывают: лошадь. На лугу пасётся лошадь, а мимо на автомобиле везут
святые мощи. Лошадка прекращает щипать траву, тревожно вытягивает шею в
сторону передвигающейся автоколонны, и вдруг срывается с места и галопом
скачет за мощами. Машины ускоряют ход, а лошадка всё скачет и скачет.
Это кадры, что успели отснять создатели фильма, а вообще, рассказывали:
бывало, за мощами вслед увязывались стада рядом пасущихся овец и коз.
Животные чувствовали святыню и не хотели уходить от неё.
Зорица прожила с нами несколько лет. За это время она получила высшее
образование, успела поработать в Москве, а потом, всё же, засобиралась
домой. Прощаясь, она подарила нам большую икону святителя Василия.
Обняла меня одной рукой, другой, размазывая слезы на щеках, и сквозь
всхлипывания проговорила: - Так жалко уезжать, я уже полюбила всех вас. –
И потом, глядя на меня сверху вниз, добавила: - Батюшка, ты такой
«прикольный». Приезжай к нам в Сербию, я буду молиться, чтобы ты побывал
у святителя Василия. Все эти годы образ Василия Острожского
висел у меня в алтаре. Иногда, глядя на него, я вспоминал нашу Зорку, и
молился о ней. Где ты сейчас, добрый друг, как сложилась твоя судьба?
И вот в мае звонок. Звонит верующая женщина, моя хорошая знакомая: -
Батюшка, мы здесь с друзьями подумали, и решили, что тебе этим летом
нужно будет обязательно съездить в Черногорию. Есть возможность. Ты там и
по святым местам поездишь, о нас всех помолишься, да и отдохнёшь. Так
что - матушку «подмышку» и вперёд. Вот так-так, да я уже не
помню, когда в Москву-то последний раз ездил. А тут Черногория.
Во-первых, далеко, а во-вторых, я за границей ни разу не был,
страшновато. А как здесь без меня приход останется? Да и где я столько
денег наберу, чтобы нам с матушкой по Европам путешествовать? Поэтому,
я, естественно, отказался. И, хотите, верьте, хотите – нет, но пошла
такая «бомбардировка». Чуть ли не каждый третий разговор с людьми, и
даже незнакомыми мне, сводился, в конце концов, к Черногории. Всё, свет
клином на ней сошёлся. Да, что же это за такое!? Пришлось лезть в
интернет. Открываю святыни Черногории, и первой строкой – святитель
Василий Острожский. И я всё понял. Набираю номер моей знакомой: - Маша, я согласен.
Чёрные Горы – удивительно красивая земля. Море, прозрачное, как стекло,
непередаваемо прекрасного цвета. Солнце и люди. Если и существует рай
на земле, так это в Черногории. Мы летели на «деревню к дедушке». Я
поначалу думал, что лечу в один город, а меня привезли совершенно в
другой. Как хорошо, что нас встречали. Мужчина и женщина. Женщина
размахивала листком бумаги с нашей фамилией. Люди нам совершенно чужие,
но встречали, словно старых друзей. Оно и понятно, мы же православные.
Никогда и нигде нас так не принимали, как в этом доме в посёлке Светый
Стефан. Мы с матушкой никак не могли понять, почему к нам скромным
сельским священникам так отнеслись? Может, нас с кем-то спутали? Я
попытался было осторожно разведать, но в ответ мне только улыбались и
успокаивали: - Всё в порядке, батюшка, мы ждали именно вас. И начались
поездки по монастырям и храмам. И каждая поездка становилась для нас
откровением и сопровождалась очередным чудом. Ну, представьте,
нас заводят в совершенно пустой храм, открывают раку, и перед нами мощи
святителя Петра Цетиньского, а на них сверху - десница Иоанна
Крестителя. К нам подходит монах, и ничего не говоря, вручает акафист
Предтече Иоанну на русском языке. И мы с матушкой вдвоём служим молебен.
Когда в Москву привозили эту святыню, люди сутками стояли только для
того, чтобы приложиться к ней, а нам, пожалуйста, хоть весь день. Только
молитесь, не умолкайте. Нас всё удивляло в Черногории, и
особенно сами черногорцы. Мы подружились с нашим гидом и шофёром, и
кормильцем, и, как про него сказала наша хозяйка Грета: «Милорад – это
наше всё». Причём, не познакомились, а именно подружились. Крепкий
сильный мужчина, инструктор по дайвингу, и ещё много по чему. Вылитый
Эмир Кустурица. Кстати, когда последний бывает в Черногории, то
неизменно заезжает к Милораду. Помню, как он рассказывал нам о
чуде, произшедшем на его глазах с парализованной девочкой, исцелившейся
возле мощей преподобного Симеона Дайбабеского. Рассказывает, и,
умиляясь, плачет. Я поначалу думал, что Милорад сам по себе такой
человек, но потом, познакомившись с другими сербами понял, что они здесь
все такие. Да и как можно быть другим, когда живёшь в окружении таких
святынь, а у тебя самого под боком пещерный храм, чуть ли не первого
христианского века. Преподобный Симеон, монах из Острога, в начале
прошлого века раскопал своими руками этот самый древний храм. А указание
о том, что храм существует и его нужно обязательно найти, пришло во сне
простому пастуху, некогда жившему здесь, и пасшему рядом с пещерой
своих овец. Монах раскопал пещеру, устроенную крестом, с
маленьким помещением пещерного храма, и остался в нём на всю жизнь. Уже в
наши годы, когда обретали мощи преподобного Симеона и открыли его
гробницу, то благовонный запах вдруг стал неудержимо распространяться и
накрыл всю округу. В километре от входа в монастырь раскинулся корпусами
алюминиевый завод. Так вот, благоухание от мощей перекрыло собой все
производственные запахи. А люди не могли понять, откуда всё это, и
только потом узнали. Мы вошли в пещерный храм, молодой человек,
единственный, который там находился, разрешил нам самим открыть раку и
приложиться к благоухающим мощам. Мы в абсолютном одиночестве стояли в
древнем храме рядом с преподобным, и пели тропари. Русские и сербы,
объединённые одной верой, одной историей, одной Любовью. И нам не нужен
был переводчик, мы так легко понимали друг друга. И вот,
наконец, Острог. Описать дорогу к монастырю словами невозможно, её нужно
именно проходить, или проезжать, причём лучше всего двухэтажным
экскурсионным автобусом. Только в нём, пробираясь по узкому серпантину,
где разойтись, по-моему, возможно только двум встречным осликам, и
непонятно каким образом проложенном на такой высоте, ты по-настоящему
начинаешь осваивать Иисусову молитву, и творишь её не в тишине сердца, а
на весь салон. Причём, точно так же рядом с тобой в унисон её орут и
остальные попутчики. Всё-таки, ничто так не сближает людей, как
совместная молитва. Наша встреча со святителем состоялась, и я
понял, почему та лошадка всё мчалась и мчалась вслед за святым
человеком. Всякий раз, вновь и вновь вставая в очередь к мощам, я
вспоминал её бег, и думал, а у меня насколько хватит сил? И только после
прочитанной над нами отцом Венидиктом молитвы возле мощей святителя, мы
смогли расстаться с этим местом. На обратном пути Милорад
завез нас в женский монастырь в Рустово. Лучше бы он этого не делал,
потому, что стоит он у меня теперь перед глазами, и всё тут.
Вспоминается, как принимали нас матушки монашенки с послушницами –
искушеницами. Столько внимания и тепла, я же ведь теперь всегда
сравнивать стану. Монастырь, как и многие здесь храмы, стоит на
вершине горы, с которой открывается необыкновенный вид на Адриатическое
море. Тишина. Море, горы и птицы. И Бог. Мы послужили молебен в
новом деревянном храме, освященном в честь наших Царственных
страстотерцев. После молебна сёстры рассказали нам, что этот храм,
оказывается, был построен по благословению и попечением отца Илии. Он
приезжал в Черногорию несколько лет назад, и его точно так же, как и
нас, возил по святым местам всё тот же Милорад. Но приезжал он не один, а
в сопровождении своих состоятельных духовных чад. Они проехали здесь по
многим православным монастырям, посмотрели состояние храмов и
монашеских келий. Результатом поездки стала значительная помощь Сербской
церкви. А когда они приехали в Рустово, то батюшка неожиданно обратился к своим спутникам:
- Братья, соберём наши карманные деньги и сделаем взнос на устроение в
Черногории храма в память о русских страдальцах. Карманных денег и
хватило на то, чтобы построить эту славную церквушечку. А после
постройки храма один из благодетелей побеспокоился о его внутреннем
убранстве. Во время освящения церкви митрополитом Амфилохием, из числа
искушениц две сестры были пострижены в монашество с именами Ольги и
Татианы. Уже прощаясь, я подошёл к матушке Ольге, совсем
худенькой и воздушной на вид девочке. - Скажи, матушка, монахом быть
тяжело? Она засмеялась, протестующее помахав руками: - Нет-нет, монашество - это радость! И улыбка во всё лицо, как у Зорицы.
Когда одна из молоденьких матушек благословлялась, я взял её запястье и
показал своей матушке: - Ты посмотри, какие у неё тоненькие ручки. На
что моя вторая половина мне тихо заметила, что и у неё самой они не
толще. Рассказывают, что здесь, недалеко от монастыря
тренировалась группа альпинистов перед восхождением на Эверест. Сперва
они должны были пройти местные подъёмы, затем продолжить тренировки на
Монблане, а потом уже и штурмовать высочайшую вершину планеты. Две
альпинистки как-то зашли в монастырь, да так и остались в нём на всю
жизнь. Теперь они здесь штурмуют свой духовный Эверест. А
однажды Милорад указал мне на остров Святителя Николая и сказал: - Я
возил туда на лодке отца Илию. От острова Свята Стефана, вон туда.
Видишь? Там на острове стоит маленький храм Святого Николая. Батюшка в
нём молился, потом я отплыл от берега, а он разулся и опустил ножки в
воду. Старец смотрел на меня и улыбался счастливый, как ребёнок. Никогда
прежде он не входил в море. Нас там любят. Отец Хризостом,
игумен маленького островного монастыря на Скадарском озере, бывший
краповый берет, воевал вместе с нашими добровольцами за Сербию. Так вот,
он всегда пребывал в полной уверенности, что все русские святые. Когда
его потом, после начала туристического бума, вновь спросили: – Ты и
теперь уверен, что все русские святые, и даже те, что сюда приезжают?
Он, помолчав, ответил: - Да, наверное, кроме этих все остальные святые. А
потом всё равно добавил: - эти тоже святые, только они этого, к
сожалению, не знают. Отец Миленко из Котора, уже поздно вечером
провёл нас в храм в честь евангелиста Луки и вынес из алтаря серебряный
ковчег с большой мироточащей частицей его мощей. Мы прикладывались к
мощам и не могли ничего понять, нас охватил необыкновенный восторг и
одновременно радость. Мы не могли оторваться от ковчежца, всё, продолжая
и продолжая прикладываться к святыне. Это было пиршество духа, мы были
счастливы. Отец Миленко вдруг куда-то убежал, и мы услышали запись хора
Троицкой лавры. – Отец Александр из Москвы подарил, - всё повторял
батюшка, одновременно вместе с нами испытывая блаженный восторг. Он ещё
что-то говорил, но мы не понимали его слов. Но зато отлично поняли, что
русские и сербы братья во Христе, братья на веки. Они простили нам наше
предательство. Совсем недавно для того, чтобы отделить
Черногорию от Сербии задумали провести по Черногории опрос: - Кто вы -
черногорцы, или сербы? Один из уважаемых старейшин большой
патриархальной семьи на вопрос детей и внуков, что им отвечать. Сказал: -
Пишите, мы - Русские. Наш самолёт взмывал над морем и чёрными
горами, мы возвращались домой. Нужно будет ещё осмыслить и уложить по
полочкам, всё, что мы здесь увидели и услышали, найти подходящие слова и
определения. Ведь здесь даже кошки отзываются на «мац-мац», а не как у
нас - на «кис-кис», это точно, я проверял. А пока, я подобно апостолам
на горе Фаворской только и могу, что лепетать какие-то обрывочные
безсмысленные фразы. Зорица, милая-милая Зорица, спасибо тебе,
за твои молитвы. Мы побывали на твоей родине, мы прикоснулись к твоим, а
теперь уже и к нашим, святыням. Мы подружились с людьми Черногории, и
даже приняли участие в праздновании Славы в одной из здешних семей.
И если ты когда-нибудь спросишь меня: - Батюшка, тебе понравилось у
нас? Я, наверно, только и смогу что безпомощьно ответить: - Зорица, у
вас там так «прикольно»!
|