«Диаконское искусство» О том, что у меня бас и хорошие перспективы
при правильной постановке голоса, мне ещё в школе говорил один мой
приятель. Когда по его просьбе я что-то прохрипел в телефонную трубку,
он в восхищении заорал мне в ответ: - Да тебе в консерватории учиться
надо, Шура, поверь мне, в этом деле я не ошибаюсь! Но у меня тогда было
невысокое мнение о музыкальных способностях моего одноклассника, и я ему
не поверил, и напрасно. Сегодня друг моего детства один из известных
белорусских музыкальных продюсеров, имеет свою студию звукозаписи и
несколько коллективов, с которыми разъезжает по миру, и, даже исполняет
под гитару песни собственного сочинения. Поверил бы другу, сейчас бы,
глядишь, в Большом солировал. Когда стал ходить в храм на службы, то
тихонько подпевал, стоя за клиросом. Думаешь, что никто тебя не слышит.
А нет, как раз-то в храме любое параллельное хору пение очень даже
слышно, меня вычислили, но вместо того, чтобы наказать, пригласили на
клирос. Вот тут-то я и пожалел, что не слушался маму, которая всеми
силами пыталась меня, тогда ещё лопоухого второклассника, заставить
играть на пианино. Я принципиально и категорически отверг все её
попытки: – Танкистам не нужно играть на пианино! – Ладно, - устав от
наших баталий, в конце концов, сказал папа, танкист ещё с боевым стажем,
- не хочет, не мучай ребёнка. Откуда мне тогда было знать, что как
раз-то танкист из меня и не получится, а получится священник, для
которого знание нотной грамоты есть первейшая необходимость? На
клиросе я и стал понемногу учиться всей этой певческой премудрости.
Бабушки пели не по нотам, а на слух. Под их руководством я постигал
церковные гласы. И до сих пор не понимаю, что меня, тогда ещё молодого
парня, задержало в этом старушечьем коллективе? Помню своего первого
псаломщика, она же и регент в одном лице, бабушку Анну. Человек пришёл
на клирос ещё в 44 – ом, как вернули верующим храм, так и пришла. За
долгие годы беззаветного служения от её голоса ко времени моего прихода
уже ничего не осталось. Баба Аня выдавала такие звуки, что мой ребёнок
периодически пугаясь, только жалобно спрашивал: - Мама, зачем так
страшно поют? Со временем мне доверили читать Апостол. Моя первая в
этом деле наставница - послушница Мария, человек суровый и
неразговорчивый. Во время службы она преображалась, её многочисленные
морщинки исчезали, а глаза сияли. И вообще, лица моих товарок, людей
простых и неучёных, бывших прядильщиц, уборщиц, крестьянок во время
пения молитв становились такими возвышенно прекрасными, что я понимал:
ничего подобного за стенами храма мне не найти. Мария учила как
нужно читать Апостол, где должно играть голосом на повышение, где
снижаться и прочитывать фразы на полурезких выдохах. До сих пор я
встречаю такую практику возглашений у старых диаконов. – Ты должен
читать так, чтобы люди, слушающие тебя, проговаривали вслед за тобой
слова, что ты произносишь, и не только понимали смысл прочитанного, но и
плакали бы от умиления. После её смерти в память о ней мне
досталась бумажная иконка преподобной Марии Египетской, в грубом
окладе, сделанном ею самой в те далёкие годы в страшных сибирских
лагерях, при помощи одного только топора. Она вообще владела им
мастерски, это я понял, когда помогал ей собирать иконостас для
возрождаемого ею в одиночку женского монастыря. Пробовали меня
впоследствии задействовать и на правом клиросе, но отсутствие
необходимых музыкальных навыков, не позволило мне влиться в стройные
партесные ряды. Потом к нам на клирос пришла смена – юная поросль,
выпускницы регентских епархиальных курсов. Хорошие девчонки, можно даже
сказать, самоотверженные. Наш второй священник, отец Нифонт получил
благословение служить на праздники в одном из отдалённых сельских
храмов. Батюшка уталкивал нас в свой жигулёнок и мы после службы у себя в
храме мчались в ту маленькую церквушку. Помнится, как-то на Троицу в
его машинку набилось, кроме водителя, ещё восемь человек. Кто бы только
знал, как благодатно было ездить с отцом игуменом. Иисусова так и
лилась, так и лилась. Будучи по природе неисправимым холериком, батюшка
всякий раз садясь за руль, мчался, словно в последний раз, выжимая из
машины всё, на что она была способна. Я продолжал петь басом, но
вторую партию, поскольку подобрать басовую у меня не хватало умения.
Сейчас понимаю, как со мной было трудно, но девочки певчие терпели, как и
прежде мои бабушки. А я был уверен, что чем ниже мне удастся прорычать,
и чем более мой рык будет походить на буддийское горловое пение, тем
лучше. Как я был восхищён, когда при возглашении протодиаконом
многолетия в гродненском кафедральном соборе, это ещё при владыке
Валентине, в храме задрожали стёкла. Как мне мечталось достичь таких
высот. Может и пропел бы я счастливо всю свою жизнь на клиросе
родного храма, если бы не случай в лице моего знакомого, по имени
Николай. Коля, как говорится, прошёл суровую школу жизни, и к своим
двадцати пяти уже дважды побывал в местах заключения, но Бог милостив, и
мой знакомец пришёл в церковь. Мало того, что пришёл, он ещё и
трудиться начал. У него в голове постоянно появлялись какие-то
благочестивые прожекты, то он задумал строить часовенку тогда ещё не
прославленной матушке Матроне, то решил издавать православную газету. Но
все его инициативы, это я уже потом анализировал, были неизменно
связаны с кампаниями по сбору пожертвований на благие дела. Сперва ему
со всех сторон нашего отечества шли денежные переводы на часовню, но
часовня так и не появилась. Потом тоже самое произошло и с газетой,
хотя, правда, три номера ему всё-таки выпустить удалось. Шальные
деньги, собранные на святое дело, но ушедшие не по назначению, словно
древоточец, подточили и разрушили моего товарища. Хотя, уверен, желания
у него были искренними, но не совладал с собой человек. Коля стал пить и
быстро втянулся в эту пагубу. Тогда же для повышения авторитета
своей газеты он решил получить благословение правящего архиерея. И
предложил мне, как помогающему в её выпуске, съездить вместе с ним в
митрополию. Я согласился и мы поехали. По дороге Коля хвастал, что
знаком со всем руководством епархиального управления, и получить
благословение для него пара пустяков. Когда мы приехали и шли по
областному центру, Николай мне всё о чём-то оживлённо рассказывал.
Неожиданно он остановился возле ларька и, извинившись, купил бутылку
пива, которую здесь же и выпил, не отрываясь, из горлышка. – Ты что
делаешь, – спрашиваю, как же мы теперь в епархию пойдём? Он улыбнулся: –
Ничего страшного, - прорвёмся, - и снисходительно похлопал меня по
плечу. Мы ещё прошли метров двести, мой спутник незаметно отстав от
меня, снова покупает бутылку пива, и не смотря на все мои протесты, и
уже без всяких извинений, вливает в себя её содержимое. Потом он,
чему-то улыбался, не обращая на меня внимания, скалясь словно пёс, а
потом и вовсе куда-то пропал. Короче говоря, я остался в одиночестве
стоять у ворот епархиального управления. Что было делать? Идти просить
благословения для газеты, которую не издавал, или возвращаться домой не
солоно хлебавши? – Ладно, - думаю, - зайду, ведь для чего-то я сюда
ехал. Зашёл в управление и попросил проводить меня к отцу секретарю, про
дружбу с которым, мне всю дорогу хвастал несчастный Николай. Батюшка
оказался на месте, и он действительно вспомнил моего шального друга. Мы
с ним поговорили о Коле, а потом он меня спросил: - Чтобы издавать
православную газету, нужно много чего знать, и тем более, в области
самого Православия. Приятель твой бывший уголовник, а ты – то, что из
себя представляешь? Когда он узнал, что я учусь уже на последнем курсе
Свято-Тихоновского богословского института, и несколько лет провёл на
клиросе, его скептическое отношение ко мне мгновенно изменилось. Он
велел мне подождать в кабинете, а сам куда-то вышёл. Потом вернулся, и,
не говоря ни слова, взяв меня за руку, повёл, как потом оказалось, к
самому владыке. Епарх принял меня радушно. Поговорив со мной, и особенно
не интересуясь моими собственными планами на будущее, представил
сидящим в кабинете: - Отцы, готовый диакон, и с образованием, и с опытом
клиросного послушания, просто замечательно. Так что, готовься, дорогой,
к хиротонии. Вот такой снег на голову. Ехал за одним, а приехал за
совершенно другим. Но легко сказать, готовься. Ведь теперь мне нужно
было в кратчайший срок освоить премудрость диаконского искусства. Перед
моими глазами стоял гродненский протодиакон и стёкла храма, дрожащие от
силы его могучего голоса. Других примеров диаконской практики на моей
памяти, почитай что, и не было. Пошёл к отцу Нифонту: - Батюшка, мне
велено готовиться к хиротонии, и есть необходимость в кратчайшие сроки
научиться диаконскому искусству, а учителя нет. Может, вы меня
послушаете и что-нибудь посоветуете? Отец игумен оживился и решил меня
здесь же и немедленно испытать. - Так-так, - забегал он вокруг, - а
произнеси ка нам первый возглас малой ектеньи. Я набрал в грудь воздуха и
добросовестно пробасил: - Паки и паки... Батюшка, как мне
показалось, посмотрел на меня, то ли с испугом, то ли с удивлением.
Потом, словно собираясь с мыслями, он быстро-быстро потёр рука об руку,
и, подняв вверх указательный палец правой руки, глубокомысленно
произнёс: - Надо тренироваться. И я стал тренироваться. Понятное
дело, что дома басить несподручно, и большей частью тренировался
приходилось на работе. Особенно удобно это было делать по ночам. Ночью
все спят и лишние люди по горке не ходят. Оставшись на рабочем месте в
одиночестве, можно было тренироваться беспрепятственно. И только лесной
филин был единственным свидетелем и слушателем моих экзерциций. Горка
наша создавалась искусственно. Её намывали при помощи специальных
приспособлений, из за чего вокруг, насколько хватало глаз, раскинулось
огромное болото. Деревья большей частью погибли, но кое - где оставались
стоять. Вот на такой высоченный ствол мёртвой берёзы с обломанной
верхушкой, повадился по ночам прилетать большой лесной филин. Он садился
на него сверху, и подолгу не улетал, несмотря на окружающий шум и яркий
свет прожекторов. Со временем мы к нему привыкли, и даже дали ему
прозвище – «Ушастый». Иногда он начинал «ухать». И, даже зная, что это
кричит наш Ушастый, становилось немного непосебе. Как-то в разговоре
с одним машинистом, я услышал, что про горку стали поговаривать, как
про место, не то, чтобы нечистое, но неспокойное. – Рассказывают, что
там у вас по ночам слышат какие-то непонятные звуки, и от этих звуков
людям становится непосебе. – Так это наш филин кричит, успокоил я
коллегу, ничего страшного, он ласковый. И в тоже время, после разговора с
товарищем, работая в ночную смену, я стал как-то непроизвольно, всё
чаще и чаще посматривать у себя за спиной. А, оставаясь на горке в
одиночестве, в ответ на непонятные шумы, словно невзначай, начинал
читать 90-й псалом. Такое моё поведение стало меня раздражать: - И
это без пяти минут диакон, - стыдил я самого себя, - и впадает в
какие-то примитивные суеверия, - в тоже время тревожно всматриваясь в
сторону окружающих нас непроходимых болот. Однажды, как обычно
ночью, я снова тренировался произносить ектеньи. Для разминки решил
начать с уже привычного «паки и паки…». На улице было темно и тихо,
лёгкий морозец, но совсем неколючий. Для начала я попробовал голос в
нашей будке для обогрева. Будка была старая, и окна в ней держались
кое-как. Всякий раз, когда мимо проходили вагоны, стёкла начинали
дребезжать. Вспоминая того протодиакона из гродненского собора, я за
критерий подлинного диаконского профессионализма брал именно его
способность заставить дребезжать оконные стекла. Конечно, маленькая
будка, это вам не огромный кафедральный собор, но и я, простите, не
протодиакон. Всякий раз, начиная распеваться, я в надежде
прислушивался к нашим стёклам. Но это очень трудно: басить и
одновременно с этим фиксировать ещё и какие-то сторонние звуки. Хорошо
было бы, конечно, подключить к процессу тренировки кого-нибудь из наших
ребят, чтобы тот следил за состоянием окон, но мне было неудобно, боялся
насмешек. Не зажигая света, я встал с лавки и протрубил возглас!
Неожиданно рядом с будкой раздался визг и шум падающего на асфальт
тяжёлого предмета. Потом визг, как мне показалось, перешёл в поросячье
хрюканье и звук быстро удаляющегося топота копыт. И хотя, на улице была
зима, но возле нашей будки территория расчищалась до асфальта, а звук
поросячьих копытец я знаю, и не спутаю ни с чем. Вот тогда – то мне и
вспомнилось предупреждение машиниста. Вот оно, началось! Нечистая
сила. Немедленно, откуда-то из глубин памяти стали угодливо всплывать
гоголевские жующие свиные рыла, Вий с подельниками, красная свитка. Да и
как им не появиться, если человек готовится к принятию священного
сана!? Враг ходит вокруг каждого из нас, а уж вокруг завтрашнего
диакона, их точно целый хоровод. Запугивают, но, вишь ты, как
возгласа-то испугались. И я, по правде говоря, тоже испугался. В тот
момент, мне стало понятно, что означает выражение - волосы встали
дыбом. Не помня себя, я мгновенно оказался сидящим на столе. И,
поджавши под себя ноги, в голос читающим «Да воскреснет Бог…». Как,
однако, полезно знать такие молитвы. Потом прислушался. За окном
вновь тишина. И тогда я решил осторожно выйти из будки, чтобы поглядеть
вслед умчавшимся бесам. Тихонько слезаю со стола и, подойдя на цыпочках к
двери, медленно, чтобы ничто не скрипнуло, начинаю её открывать. Так
же крадучись выхожу на улицу, и тут мне в спину бьёт жуткое,
душераздирающее уханье филина. – Ты ещё тут, Ушастый, - закричал я в
негодовании, - молчи, и без тебя тошно! Скорее бы уж кто-нибудь из
ребят приехал. Стал изучать следы вокруг нашего домика, но всё было
чисто, никаких отпечатков копыт. Ну и дела. Ладно, думаю, рассказывать
никому ничего не стану, лучше в следующую ночь я здесь вокруг будки
святой водичкой окроплю. Недели через две мне пришлось выйти с другой
сменой в сортировочный парк. Когда во время работы я зашёл в пункт
обогрева попить чайку, то кроме дежурного охранника, лежащего на лавке, в
помещении никого не было. Узнав, что я с горки, он сразу же сел, и с
интересом переспросил: - Ну, да, с горки? Вот так-так! – А что тут
особенного, - спрашиваю? Охранник подсел ко мне с заговорщицким видом: –
Да местечко у вас там нехорошее, - он делает ударение на последнем
слове и проговаривает его отчётливо по слогам. И моё сердце замирает в
предчувствии прикосновения к тайне: – А кто это говорит? - Да я тебе
говорю, - он даже привстал от волнения. Ты понимаешь, недели две назад я
проводил груз и возвращался на дежурный пункт. Ночь изумительная,
тепло, тихо. Работы почти нет. Тишина. Иду в собственных мыслях. И
вдруг! Возле самой будки у вас на горке кто-то как заорёт! И так
страшно, не по-человечески. И от этого крика у меня в груди всё
задрожало, зарезонировало. Мужики и раньше про горку предупреждали, что
там, мол, чего-то не то. Но от неожиданности меня прямо – таки
подбросило, я поскользнулся и упал. Пытался кричать, а от страха горло
перехватило, я на четвереньки и побежал. А тут ещё, словно филин какой, в
след по-сумасшедшему захохотал. Короче, еле ушёл. Потом уже только про
пистолет вспомнил. Да разве в таком деле пистолет поможет? Здесь
серебряные пули нужны. Слушаю его и начинаю понимать, что передо мной
сидит жертва моего диаконского искусства, тот самый «поросёнок», что
от страха захрюкал у меня под будкой. Так это, значит, я от него святой
водой спасался. И, что же получается? Старался, тренировался, а в
результате чуть было человека до инфаркта не довёл, да и по станции про
горку нехорошие слухи пошли. Хорошо, что есть Ушастый, существо
бессловесное, если что, всё на него свалим. Уже потом, во время
сорокоуста я пришёл к выводу, что и в большом храме, и в алтаре,
наглухо отделённым от всего остального пространства иконостасом, меня
не слышно. Мой низкий бас утонул, в зимних одеждах прихожан. И тогда по
наитию я стал возглашать ектеньи всё более и более высоким голосом. У
меня открылся тенор, и недурной. Более того, к концу сорокоуста я был
способен перейти уже чуть ли не на фальцет. Но, через какое-то
время меня снова стал занимать всё тот же вопрос: - а от высокого тенора
стёкла могут дрожать, или нет? Понятно, что во всём нужна тренировка. И
даже уже было подумывал начать, но велели готовиться к священнической
хиротонии. А для священника, дрожат ли стёкла во время его проповеди,
или нет – вопрос непринципиальный.
|