«Добрые дела» =всем нам, завтрашним старикам, посвящается= Где
– то, в начале 90-х, на святочной неделе наш неугомонный отец Нифонт
предложил нам, клирошанам, сделать доброе дело. Он так интригующе
посмотрел в нашу сторону, что я предположил: сейчас скажет дрова ему
порубить. Увы, рождённый ползать, не может воспарить в мыслях выше рубки
дров, или разгрузки кирпича. – У вас есть замечательная возможность
побывать в доме для престарелых и поздравить его обитателей с
Рождеством! Так что, настраивайтесь, в воскресенье после службы мы
выступаем перед ветеранами. Вот, чем мне всегда нравился отец
игумен, так это своей непредсказуемостью и безапелляционностью. Но у
всех на святочное воскресенье уже имелись свои планы, и менять их даже
на такое замечательное мероприятие, никому не хотелось. Народ задумался,
конечно, мы понимали, что батюшка предлагает хорошее дело, но… - А что,
если, - спасительная мысль озарила одну из наших девочек, - мы вместо
себя попросим выступить народный хор? Во-первых, среди них есть наши
прихожане, а, во-вторых, они никогда не отказываются выступать на новых
площадках. Отец Нифонт вздохнул и согласился. Я поехал вместе с ним. В
назначенный час мы уже входили в N-ский дом ветеранов. Дом показался
мне совсем неуютным и старым. Деревянные стены, выкрашенные серой
краской, маленькие окошки и сиротский запах кислой капусты, такой
привычный для общепита. Нас провели в небольшой зальчик, это было скорее
такое расширение в общем коридоре, какие обычно бывают в детских
садиках. В зальчике стояла ёлочка, украшенная самодельными игрушками. –
Вот, - зычно произнесла заведующая, указывая рукой на игрушки, -
творчество наших обитателей. Пока народники облачались в свои
костюмы и кокошники в зал стали подтягиваться творцы ёлочных украшений.
Здесь были и старички, и старушки. Я прикинул, где-то, человек
пятьдесят. Помню, смотрел по телевизору сюжет о таком доме, где на
встречу с артистами спешили радостные степенные обитатели в опрятных
одеждах с медалями и ветеранскими значками. Наши хозяева были одеты не
по-праздничному. Один дедушка, тот вообще сидел, завернувшись в старую
рыжую солдатскую шинель. Лица некоторых стариков явно свидетельствовали
об их тёмном прошлом, а, руки, исколотые наколками, это только
подтверждали. Сперва батюшка что-то говорил о святках, но говорит он
быстро, слова у него за мыслями не поспевают. Поэтому он их только
обозначает и спешить вслед новым. Когда его слушаешь, то складывается
впечатление, будто он читает вам конспект чьей-то лекции. Потом пели
народники, душевно пели под сопровождение баяна и двух балалаек.
Самодеятельные артисты раскланивались после каждой песни, но публика
сидела, словно не догадываясь, что артистов необходимо поддерживать,
если уж, не овациями, то, хотя бы вежливыми хлопками в ладоши. Народ
безмолвствовал, и от этого становилось не по себе, да ещё этот запах
капусты. Всё больше хотелось побыстрее уйти, но программа есть
программа. Кроме концерта, мы привезли с собой гуманитарку для самого
дома престарелых, ну, там, пару мешков крупы, соевое масло в
пятилитровых банках, сахар и что-то ещё. А непосредственно для того,
чтобы угостить ветеранов, и чтобы им запомнился наш праздничный концерт,
отец Нифонт расстарался и раздобыл через спонсоров три литра красной
икры. Прикупили мы десятка три белых батонов и сливочного масла. Тогда с
едой было трудно, бутерброды с красной икрой и для меня, человека
работающего, казались чем-то уже хорошо забытым, тем более для этих
стариков. Как только мы стали выкладывать здесь же на столе рядом с
ёлкой наши батоны, среди зрителей началось заметное оживление. Некоторые
даже встали в рост и как завороженные смотрели на еду. Ещё бы, думаю,
бутерброды с красной икрой, это вам даже не с селёдкой, молодчина
батюшка, такой дефицит раздобыл. Вдруг робкий голос: - Это всё для
нас? – Да, конечно, - отвечает одна из хористок, наша прихожанка. Она
уже взяла в руки нож, собираясь нарезать батоны, как вдруг старики сами
пошли к столу. Они протягивали руки к белому хлебу, и одновременно
смотрели нам в глаза, как та собака, которую приманили косточкой, она
хочет взять, но боится ответного удара. А их никто не бил, и поэтому они
сперва робко, а потом и совсем бойко, расхватали весь хлеб, что мы
привезли. Кто-то сразу откусывал по кусочку и ел, а те, что без зубов
взламывали корочку и доставали мякиш. – Что же вы делаете!? – закричала
наша хористка, - мы же хотели наделать вам бутербродов с икрой? На икру
и на масло эти люди даже не смотрели, но зато поняли, что хлеб у них
сейчас могут отобрать. Кто-то прятал его в одежде, а тот дед в
солдатской шинели сунул недоеденную булку под матрас и лёг на него. Наши
хористы стояли и смотрели, некоторые плакали. Когда мы уже садились в
наш пазик, из дверей интерната вышел солдатский дед, из кармана его
шинели торчал недоеденный батон: – Спасибо вам, миленькие. Я не
удержался от вопроса: - Отец, ты что всё в шинель кутаешься, и почему в
шинель, тебе одеть больше нечего? Старик распахнулся, и мы в ужасе
отпрянули, под шинелью ничего не было. Оказывается в этом доме, кроме
домашних стариков, доживали свой век и бывшие зеки, они всю жизнь
просидели по зонам, а состарившись, осели в N-ском доме. Уголовники,
сбившись в стаю, утвердили здесь свои порядки, отбирая у обитателей
интерната и ту малость, что доставалось им после администрации и
кухонных работников. Такая дедовщина, в полном смысле этого слова. Возвращаясь
домой, в этом же автобусе я познакомился и разговорился с Антониной
Петровной, одной из хористок. Слушал её и думал: какие они
замечательные, это поколение наших пап и мам. Пережили войну, голод,
страну возродили и никогда не опускали рук, всегда старались жить
коллективом. Собирались на праздники, любили ходить на демонстрации,
вернее на то, что следовало за прохождением в колоннах. Слушайте, им не
нужен был телевизор, они любили и умели петь за столом, могли
лестничной площадкой, или коммунальной квартирой встречать новый год. Антонина
с мужем много лет отработали на севере, заработали северные надбавки к
пенсии. Её сын, уже далеко не мальчик, недавно женился на москвичке, и у
неё наконец-то появился внук. Тоня с мужем Лёней жили хорошо, можно
сказать, душа в душу. Тоже характеристика, Лёня был большой любитель
выпить. Но что характерно, пил только тогда, когда сделает все дела по
дому и по хозяйству. У них с Антониной кроме квартиры в посёлке, был ещё
и дом в деревне с сорока сотками земли. Так вот, у Лёни всё должно было
быть разложено по местам, прибито, прикручено, и уже только после всех
дел он мог позволить себе «напиться в дым». Выпьет, и на боковую,
никогда не скандалил, не дрался, правильный был мужик. – Чтобы мы без
грибов, или каких там ягод остались? – потом уже после его кончины мне
Антонина рассказывала, - Да никогда. Всегда пойдёт пораньше, соберёт
грибочков. Я ещё сплю, а он уже картошки начистит, нажарит, не муж был, а
золото, таких сейчас уже нет. Одно угнетало мою собеседницу и
отравляло жизнь, это её болезнь. Страдала она и уже много лет, сахарным
диабетом. – Так порой захочется сладенького, настоящего, не заменителя
этого. Смотрю, как люди конфетки едят, слюнки текут, а уж как за торт
примутся, так хоть из-за стола беги. Когда сын с невесткой и внуком
приезжают, мы с Лёней всегда стол готовим. Я Наполеон пеку, и хоть
самой нельзя, а люблю смотреть, как люди моё печево едят. Хорошо, когда в
семье любят друг друга и живут чинно, а сегодня посмотрела, какая беда.
Как же страшно быть оставленной детьми и жить вот в таком доме,
пропахшем запахом кислой капусты. Не приведи Бог, чем так жить, лучше
поскорее помереть. Надеюсь, со мной такого не случится. Больше мы с
Петровной не виделись, женщина она была нецерковная, в храм не ходила.
Поэтому следующая наша встреча случилась только через несколько лет. К
тому времени я уже стал священником, служил у себя в деревне, и она к
нам пришла. Стоит, мнётся, словно, виновата в чём. - Батюшка, я тебя
помню, мы с тобой в N-ский дом для стариков ездили. А ты меня помнишь, я
Тоня, ещё про сына своего тебе рассказывала и про внучка Серёжку?
Батюшка, беда у меня, сыночек мой сгорел. Они с женой на даче у себя
гуляли, гостей было полно. Он выпил немного и пошёл в дом отдохнуть, а
дом деревянный. Он возьми да загорись, и сгорел мой родненький. И всё
это белым днём, говорят, дерево в момент занялось, ничего не могли
поделать. Меня с ними не было, я бы и в огонь пошла, но спасла. После
смерти сына Антонина стала нашей прихожанкой, старалась всё делать, как
положено, свечи ставит, чуть ли не на всех службах стоит,
исповедоваться начала, причащаться. – Мне нужно помочь сыночку моему,
ему там сейчас плохо. Раньше – то я за него не молилась, так сейчас
буду. И дома молитвы читаю, молюсь и засыпаю на коленях, ничего я в них
не понимаю, батюшка, но верю, что это ему помогает. Прошло ещё года
два и настало время уже Лёне уходить в лучший мир. Хотела она меня домой
к умирающему пригласить, да тот отказался: - Не ходил я в церковь, чего
ж мне в последние дни-то врать. Уж прожил без Бога, значит и прожил.
Особо-то я не грешил. Тебе, мать, не изменял, даже и в мыслях не было,
пить пил, но из дому никогда не тащил, пил только на калымные. Мне себя
упрекать особо не в чем, значит и Он, если есть, меня не упрекнёт.
Плачет Антонина: - Лёнь, где хоронить тебя станем, лечь-то, где думаешь?
Подумал старый сантехник и ответил: - Как где, Тоня? В Москве, на
Красной площади. Там давно уже для меня мавзолей построен, вы только Е
на Ё переправьте и хороните. - Последние минуты, батюшка, а ни какой
серьёзности, так со смешком и помер. Пока суетилась женщина с
похоронами, тело супруга продолжало лежать в деревенском доме. И, вот
словно рок, какой. В этот же день загорается соседский дом и горит, да
так, что всё трещит кругом. Между домами, аккурат посередине, стояла
большая ёлка. И эта ёлка вспыхнула, словно свеча, а от неё, она же
высоченная, огонь полетел на крышу. Видит Антонина такую беду, а
поделать ничего не может, не вытащить ей самой покойника из дому, нет
сил, и рядом никого. Что делать? Помогай Господи! Может сыночка своего
вспомнила, но взяла Неопалимую купину и встала между горящей сосной и
домом. Икону навстречу огню выставила и кричит: - Помоги, Господи, хоть
Лёню не в закрытом гробу хоронить! Одежда на ней от огня истлела и
рассыпалась, а икона и сама она не пострадали. Защитила дом от огня,
вымолила. С того дня не стало у Тони ни мужа, ни сына, Господь
потихоньку прибрал и других ровесников. Молодёжь, та не в счёт, молодым
старики не интересны. Одна только радость и осталась – внучёк,
Серёженька. Стала бабка просить невестку: - Ты давала бы мне его
иногда, ну, хоть на пару деньков. Я на него насмотрюсь, а потом тебе же в
Москву и отвезу. А соседям жалуется: - Поздний ребёнок, не нужен он
мамке, у неё уже самой внуки пошли. От мальчишки дорогими игрушками
откупается, даже в дневнике учителя пишут: - Мама, не нужно покупать
ребёнку такие дорогие телефоны, ему ваше внимание необходимо. Так кто же
о нём ещё, кроме бабки-то родной позаботится? Стала Антонина и в
Москву наведываться, пыталась помогать невестке в воспитании малолетнего
сына. Но что-то в их отношениях не заладилось, и та прекратила
принимать у себя свекровь, и даже потом, приезжая в наши места, навещая
друзей и знакомых, старалась не видеться с бабушкой. А маленький Серёжка
тайком от матери спешил к беззаветно любящей его старушке. Время
шло, мальчик подрастал, и его уже не стало так тянуть к бабушке, начался
период подражания старшим пацанам. Мальчику требовалось в воспитании
мужское начало, а отца у него не было. Вот и стал он тянуться к ребятам,
а те смеялись над его привязанностью к бабушке, мол, не по-мужски это. И
уже внучок стал сторониться бабу Тоню. А она страдала, звонила им на
московский телефон в надежде, что трубку поднимет мальчик и ей удастся,
если не поговорить, так хотя бы услышать его голос. Вот в эти самые
годы, не знаю, по всей ли стране, или только в нашей, забытой Богом
деревне, диабетикам прекратили бесплатную выдачу инсулина. Здесь-то
Антонина и присела со своей пенсией. А лекарство ещё и добыть нужно. В
такие-то годы побегай по аптекам, а это не аспирин, его в день по
нескольку раз колют. Стала она пенсию словно пасьянс раскладывать, а с
новыми расходами ничего не выходит, не пенсия, а тришкин кафтан. Мы,
узнав о её бедственном положении, предложили помощь, но женщина
отказалась: - У тебя, батюшка, церковь-то на себя не похожа, ни кровли
путной нет, ни дверей, стану я на себя крохи твои перетягивать. Не
сердись, но помощи твоей не возьму, не привыкла я быть людям в тягость. И
тут меня осенило: – Петровна, так у тебя же дом в деревне и земли сорок
соток, давай объявление о продаже, и денег тебе этих лет на двадцать
хватит. – Что ты, батюшка?! Эта земля ещё моей бабке принадлежала, мы
только благодаря ей в войну и выжили, а потом ещё и в 46-ом она нас
кормила, хоть и скудно, но никто из наших с голоду не пропал, не то, что
в городе. А ты говоришь, продай, это же моё всё, и дедки мои и бабки.
Продать легко, да что я тогда Серёжке оставлю, без земли, без корней
пропадёт мальчишка. Вспоминается, как приводила она его в
церковь. Стоит на службе, малыш рядышком, бабка светится. Один раз они к
нам на Рождественский праздник пришли, мальчик стихи рассказывал, а
потом развешивал на ёлку самодельные игрушки. – Весь день вчера клеили, -
умиляется Антонина, - такой мальчишка рукастый, ну весь в деда, ну
весь. Потом делится со мной: - Сегодня, мой самый счастливый день,
батюшка, я как воскресла. Постоянная борьба за выживание,
последовавшие одна за другой потери близких, одиночество и
нереализованная любовь к внуку, всё это высосало из неё последние силы. И
Петровна почувствовала, как приближается немощь. Стала она со мной
делиться своими страхами, как же дальше жить? – У меня, батюшка, только
два пути, или к невестке проситься, или идти в дом для престарелых.
Только туда я не пойду, - твёрдо решила женщина. Снова приближалось
Рождество, мы раскладываем по пакетам конфеты готовим подарки детям,
наряжаем ёлку. Тоня влетает в храм, глаза горят: - Батюшка! Радость-то
какая, мои звонили, обещали на праздник меня проведать, - плачет старый
человек. Внук говорит: - Бабушка, будем, как тогда, с тобой игрушки в
церковь на ёлку клеить. Так что готовьте подарок и моему Серёжке!
Батюшка, - трогает она меня за рукав, - а если они меня к себе позовут,
идти? На ёлку Антонина пришла, но только одна. Подходит ко мне, и
молча подаёт пакет, я его открываю, а там самодельные ёлочные украшения.
– Не приехали, всю ночь не ложилась, а под утро сама, вместо Серёжки,
стала игрушки на ёлку клеить. Я им звонила утром, невестка в трубку
зевает, говорит, забыла. И она, повернувшись, и оставив у меня в руках
игрушки, стала уходить. Потом остановилась: - Ты учишь, что, не
смотря на все трудности, нужно жить и терпеть. А зачем? Старику можно
жить, в какой нибудь Германии, а у нас ему нужно вовремя умереть. Ты
советуешь, в дом для престарелых? Мы были с тобой в N-ске, нельзя так
жить, батюшка, и даже не в хлебе здесь дело, мы с детства привыкли
недоедать. Я, просто, не вынесу этой пытки - всю оставшуюся жизнь клеить
ёлочные украшения для сиротской стариковской ёлки в доме интернате,
ведь на ту ёлку никогда не приводят детей. А ёлка без детей это всё
равно, что тот дед в шинели, вроде он и одет, а в тоже время, голый. Через несколько дней мне сказали, что Антонина умерла от диабетической комы. У неё дома не осталось ни одной ампулы инсулина. Мы
хоронили её и поминали своей общиной. Потом, уже, от людей, я узнал,
как Антонина вместо лекарства купила всё, и испекла свой любимый торт
Наполеон, как порезав на куски, угощала им соседей, а потом съела и
свою смертельную долю. Но я ничего не хочу знать, и не верю слухам. У
меня на руках свидетельство о смерти, и на нём чёрным по белому:
диабетическая кома. Я продолжаю поминать её, и каждый год, заходя к ней
на Радоницу, приветствую: - Петровна, Христос воскресе! И в ответ,
словно встречаясь с ней взглядом, слышу всё одни и те же слова, которые
она говорит мне уже много лет подряд: - Не суди меня, батюшка, не смогла
я так жить, сгорела без любви. А Серёжка уже вырос,приезжает к нам, и
даже в храм заходит, не часто, но бывает. Со стороны посмотришь,
хороший парень, обстоятельный, весь в деда. Такой бабкину землю не
продаст, и мать свою в сиротский дом не сошлёт. И очень хочется на это
надеяться.
|