«Что делать?» Я не помню ни одного, из знакомых мне батюшек,
который в начале своего служения избежал бы соблазна отпустить длинные
волосы. Я тоже было попытался, но ко времени моего рукоположения,
растительность на голове уже настолько поредела, что, ужаснувшись
полученного результата, решил немедленно постричься. Стригусь я обычно у
одного и того же мастера. Он меня уже знает, и знает как стричь. Но в
тот день работал сменщик, а другой оказии у меня не было. Я объяснил
ему, чтобы бы мне хотелось видеть у себя на голове. В ответ он кивнул,
но стоило мне только расслабиться и отвлечься, как через несколько минут
в зеркале напротив я с ужасом увидел вовсе не своё отражение, а скорее
нашего замечательного боксёра Кости Дзю. Такой поворот событий
мог польстить кому угодно, но только не мне, обязанному по своему
положению иметь удлинённые волосы. И напрасно потом я обильно поливал
моющими средствами то немногое, что ещё оставалось у меня на голове.
Оказалось, что от увеличения количества израсходованного шампуня,
ускоренного роста волос не наблюдается. Мой друг отец Нафанаил,
словно специально выжидал, когда я опростоволосюсь, чтобы позвонить мне
и сообщить, что настоятель одного из старообрядческих приходов отец
Лаврентий приглашает нас вместе с ним посетить центр их митрополии в
Москве на Рогожской заставе. Скажу честно, мне давно хотелось там
побывать, но ехать специально времени не было. Понимая, что такую
возможность упускать никак нельзя, поскольку второй раз могут и не
пригласить, я немедленно согласился. – Настраивайся, через два дня мы за
тобою заедем. Мы, это понятно, сам отец игумен и Владимир Алексеевич,
наш местный краевед и историк любитель. Через два дня я ждал их
на условленном месте. Отец Нафанаил, болезненно грузный человек, в
машине сидел один: - Владимира Алексеевича захватим по дороге, - сообщил
он, и внимательно посмотрел на меня. – Кто это тебя, отец, так
оболванил? - Да, - вздохнул я в ответ и рассказал о том, как ходил в
парикмахерскую, и как не застал своего мастера и как...
Батюшка Нафанаил, если кто его ещё не знает, прекрасный знаток
отечественной истории и истории старообрядчества соответственно. Почему,
именно старообрядчества, наверно он и сам не сможет вам этого
объяснить, но интерес, тем не менее, есть. И это не просто интерес на
уровне дат и отдельных событий, это феноменальная память, вмещающая в
себя с факсимильной точностью содержимое множества страниц печатных
изданий на русском и церковно-славянском языках. Это и этнографические
зарисовки быта старообрядцев, их обычаев и традиций, это их литература,
как мемуарная, так и апологетическая, и ещё многое – многое другое. И
всё это было бы замечательно, и мы с полным правом могли бы гордиться
отцом игуменом, если бы не его навязчивые попытки поделиться с нами, его
друзьями и сослуживцами всей этой массой информации. Батюшка не может
удовлетвориться кратким ответом на тот или иной вопрос. Он начинает
думать, что собеседник чего-то не понимает, и его обязанность
растолковать последнему всю суть вопроса, разъясняя который он начинает
«плясать от печки». И эти долгие танцы отца игумена, кого угодно могут
свести с ума. Кого угодно, но только не добрейшего Владимира
Алексеевича, расположенного слушать батюшку часами. А, вот,
кстати, и он, стоит ждёт нас на автобусной остановке. Владимир
Алексеевич, юркнув в машину, стал просить благословения. Увидев меня,
он, как человек тактичный, сперва было промолчал, но потом, всё-таки, не
выдержал и съязвил: - Вас что, батюшка, в армию призывают? В ответ я
только махнул рукой. Потом мы ещё заезжали за отцом Лаврентием, и вот,
наконец, мы в столице. Для отца Лаврентия, человека уже
пожилого, Рогожская слобода – дом родной. В своё время мальчика сироту,
сына репрессированного священника взял на собственное попечение и
воспитание тогдашний старообрядческий митрополит. Потом мальчик вырастет
и станет одним из их самых уважаемых старообрядческих пастырей и
духовников. Вот такой человек привёз нас в Москву на экскурсию по их
святыням. Мы подошли ко входу в центральный храм. Внешне он,
пожалуй, ничем особенно и не выделяется из числа церковных сооружений
той эпохи. Если бы мне не сказали, что этот храм строили специально для
старообрядцев, то я бы об этом ни за что не догадался. Классический
образчик архитектуры конца 18 столетия, но оказывается, что это только
наружная обманка. На самом деле, когда входишь внутрь строения,
оказываешься чуть ли не в 12 веке. И внешне он изначально планировался
быть таким же величественным и огромным, подобно древним кремлёвским
соборам, но власти этому тогда помешали. Перед входом в
Покровский собор наши хозяева, отцы Лаврентий и настоятель собора,
провели кратенький инструктаж. – Отцы, сейчас вы войдёте в храм, но мы
не знаем, как к вашему посещению отнесутся простые верующие
старообрядцы. Поэтому, просьба, по храму передвигаться рядом с нами,
если захотите перекреститься, то, пожалуйста, во избежание
недоразумений, креститесь или двумя перстами, - и он показал как, - или
вообще не креститесь. У старообрядцев, в отличие от вас, не принято
прикладываться ко всем иконам подряд. Если хотите приложиться, то
целуете только икону праздника, что находится на аналое, и чудотворный
образ Тихвинской иконы Божией Матери, а лучше, вообще, ничего не
целуйте. Я никогда ещё не заходил в старообрядческом храме, а
после такого инструктажа и вовсе пропало всякое желание, но отступать
уже было поздно. И мы двинулись в проход. В тот день, помню, в притворе,
на самом входе, отпевали усопшего. Как раз в это время родственники
прощались с покойным. Я благоразумно решил держаться поближе к отцу
Лаврентию, на всякий случай, мало ли что. Мы прошли вглубь храма, там
уже никого не было, и я смог спокойно без опаски рассмотреть его
внутреннее убранство. Меня поражали большущие старинные паникадила со
сменными свечами. У них долгие службы, а электричества в своих храмах
старообрядцы не признают, вот и приходится по нескольку раз за службу
менять свечи. Увидел я и купели для крещения младенцев. Их было
несколько, и все они были достойны того, чтобы выставляться где-нибудь в
историческом музее. Но особенно меня порадовали иконы. В местном ряду,
по обе стороны от царских врат находились два образа поразительной
красоты и гармонии. Указав на них, отец Лаврентий предположил, что если
эти иконы и не принадлежат кисти преподобного Андрея Рублёва, то вполне
возможно, что они написаны его непосредственными учениками. И ещё
удивляло обилие сюжетных икон на темы из Ветхого Завета, подобных
«Шестодневу». Сейчас вспоминаю, как я их рассматривал, как хотелось
задержаться возле них подольше, но нужно было спешить за группой.
По стенам вдоль храма в специальных ящиках находилось множество
мощевиков, но чьи это мощи, разобрать было невозможно. Такое обилие
святынь, интересных икон, захватило меня, и я, забыв все предостережения
отца настоятеля, стал креститься троеперстно и прикладываться к ним.
Мне казалось, что я на небесах, особенно, когда увидел огромное древнее
изображение Христа Спасителя, наверно ещё византийского письма. Образ
меня пленил, я стоял рядом с ним и не мог отойти. И, конечно же, снова и
снова нарушал технику нашей безопасности. Но потом пришёл в себя,
вспомнил, где нахожусь, и стал осматриваться вокруг. Моя группа уже ушла
далеко вперёд. Я остался один, и древлеправославные вполне могли,
воспользовавшись моментом, подкрасться ко мне и наподдать. Вижу,
действительно, в разных уголках храма стоят, или чем-то занимаются
несколько женщин. Они периодически и с интересом поглядывали в мою
сторону, но, как ни странно, никто из них не проявлял агрессивных
намерений. Более того, уже перед тем как покинуть храм мы
подошли к ним. Эти труженицы, совершая титанический труд, каждый раз
перед службой специальной мастикой натирают деревянные полы, положенные
поверху старых металлических плит. Женщины дружелюбно рассматривали нас с
отцом Нафанаилом. Их взгляды, вопреки ожиданиям, такие открытые и
добрые, поразили моего друга, и тот, расчувствовавшись, сказал им
несколько слов в благодарность за то, с какой любовью они относятся к
дому Божьему, и в какой чистоте его сохраняют. А они, поклонившись в
ответ, хором загалдели и стали просить не забывать их и снова приезжать.
Мы выходим из бокового входа с южной стороны, и я слышу как отец
Лаврентий, обращаясь к настоятелю, удивляется: - Оказывается, мы с тобой
совершенно не знаем наших верующих. Я боялся, как бы чего не вышло, а
они, напротив, целовать их готовы. После экскурсии по храму отец
Лаврентий повёл нас в здание издательского отдела. Мы поднялись по
лестнице и вошли в большую захламлённую комнату с таким же большим
круглым столом посередине. Такие столы были в обычае в пятидесятые годы
прошлого столетия. На нём, как и везде по комнате, в самых разнообразных
сочетаниях валялись старые журналы и календари. Тогда же наш гид
представил нам, я уже не помню, то ли сотрудника, то ли заведующего
отделом. Двое мужей пошептались, и сотрудник немедленно исчез за дверью.
Интересное наблюдение, если женщины о чём-то шепчутся между
собой, то шептаться они могут о чём угодно, но если шепчутся мужики, то
тема шептания, как правило, всё одна и та же, независимо от
вероисповедания. Кстати, и в тот раз моя наблюдательность меня не
подвела. Вскоре сотрудник вернулся с сумкой, из которой выглядывало
горлышко бутылки. Скинув себя пальто, он широким жестом сбросил со стола
в угол пожелтевшую макулатуру и стал сервировать стол. Ловкими
движениями мужчина порезал хлеб, чесночную колбасу и открыл бутылку
коньяку. Отец Лаврентий ему помогал, а потом пригласил нас к столу.
- Дорогие мои, - взял он слово, - я не стал вам заранее ничего
сообщать, но сегодня у меня день рождения и я хочу отпраздновать его
здесь вместе с вами. Конечно, мы были тронуты его вниманием, и первый же
тост подняли за его здоровье и стоя спели нашему гиду «многая лета».
Весть о том, что в помещении издательского отдела, то есть в самом,
что нинаесть идейном центре старообрядчества сидят за столом никониане и
пьют водку, мгновенно разнеслась по всей слободе. И народ пошёл
дивиться на доселе невиданное чудо. Дверь в комнату то и дело
приоткрывалось, и в проходе возникал очередной бородач, а то и сразу
несколько, с интересом, выглядывающих из-за плеча друг у друга. Словно
эксперты они по-деловому рассматривали нас с отцом Нафанаилом: – Точно,
никониане, - раздавалось в коридоре, - Один хоть и бородатый, но больно
уж толстый, а другой, вообще, стриженый, как латинянин. Это уже про
меня. Я сидел, и не знал, куда от стыда деваться. Это, знаете, как во
сне, бывает, иногда, почему то видишь себя в одной майке, днём во дворе,
и обязательно вокруг тебя крутиться куча народу, а ты от стыда только и
мечтаешь поскорее проснуться. Неожиданно дверь широко
отворилась, и в комнату вошёл человек в подряснике. Он взял стул и
придвинул его ближе к столу, но так, что бы и за столом не сидеть, а в
то же время, и не отдельно. Он смотрел на нас, слушал застольные
разглагольствования отца Лаврентия и, видимо, гадал, во-первых, кто мы
такие, а, во-вторых, на каком основании мы здесь у них устроили
застолье. Человек стал осторожно задавать нам вопросы, предполагая, что
мы некая официальная делегация. Когда же он узнал, что мы просто
отмечаем день рождения нашего радушного хозяина, то поднялся и в
недоумении вышел. После него точно так же на стул поочерёдности садились
ещё двое, или трое, но, не смотря, на наши предложения, никто из них к
пище так и не притронулся. Может, где-то в келейной обстановке они бы к
нам и присоединились, но здесь, на виду у всей слободы, никто не
рискнул. Как же я в тот момент восхищался отцом Лаврентием.
После всех стул дознавателя занял чередной священник. Он, как и
остальные, к пище не притронулся. Потом, обращаясь ко мне, спросил: -
Скажите, вот вы, как современный представитель новообрядной церкви, как
вы оцениваете событии, приведшие к церковному расколу в 17 веке? Ваше
мнение, кто в этом виноват, и что вы предлагаете делать дальше?
Отец Нафанаил, до того мирно беседовавший с Владимиром Алексеевичем и
отцом Лаврентием встрепенулся. Он услышал вопрос, о котором мечтал во
все годы своего увлечения старообрядчеством. Ведь в нашей среде эта
тема, как правило, интересует немногих. И вдруг, собеседник сам, без
всякого принуждения, задаёт столь вожделенный вопрос. – А, позвольте
мне, уважаемый, кратенько изложить свою точку зрения, - дрожащим от
радости и нетерпения голосом, проговорил батюшка. И он её изложил. Это
был потрясающий монолог. Водопад из подробнейших сведений,
сопровождаемый нескончаемым числом цитат и ссылок на труды церковных
историков с обеих сторон, сплошной стеной низвергался на наши головы.
Вечерело, батюшка закончил, мы с Владимиром Алексеевичем, не
сговариваясь, дружно зааплодировали. Единственным недостатком доклада
было то, что никто из слушателей так и не понял, кто же на самом деле
был виноват. Поэтому после всеобщего минутного замешательства я
предложил толерантный тост за дружбу, и мир во всём мире, с чем все и
согласились. Я так увлёкся воспоминаниями о том блестящем
выступлении отца игумена, что совершенно упустил из виду, как отец
Лаврентий несколько раз выходил из-за стола, а потом, уже когда мы
уезжали, сообщил, что всё это время искал возможность представить нас
митрополиту Андриану. К сожалению, а это особенно понимаешь сегодня, по
прошествии нескольких лет, владыка Андриан не смог нас принять. Он был
болен, и в тот день его самочувствие резко ухудшилось, он вынужден был
лечь, а принимать нас, лёжа в постели, ему было неудобно. Так что, он
просил передать нам поклон, и прислал по экземпляру церковного
календаря. Через полгода, митрополит Андриан, до этого уже
перенесший два инфаркта и операцию на сердце, возглавит Великорецкий
крестный ход. День будет по-настоящему летним, и владыка, изнемогая от
жары, решит зайти охладиться в реку. Он войдёт в воду, и уже больше из
неё не выйдет. Из-за резкого перепада температур его сердце остановится.
Это случится день в день, и чуть ли не минута в минуту, только с
разницей в два года, после смерти дорогого мне человека. Замечательная
христианская кончина, первого, и самого молодого за всю историю их
иерархии, старообрядческого митрополита, заявившего о необходимости
налаживать отношения с внешним миром, в том числе и с нашей церковью.
Первому труднее всех, отсюда, видимо, и три инфаркта за полтора года.
Возвращаясь домой, мы по дороге подвезли одного священноинока,
который в благодарность, не смотря на позднее время, любезно открыл для
нас свой храм, позволив приложиться к старинным иконам. Вспоминаю
тогдашнюю с ним встречу, и тот разговор, так, совершенно обыкновенный,
ничего особенного. Если бы знать, что через несколько лет этот, как
оказалось, известный в своей среде монах женится на женщине с пятью
детьми и уедет жить к ней во Францию, то я обязательно бы рассмотрел его
получше. Прощаясь с нами, отец Лаврентий неожиданно
сказал: - Я хочу от всего сердца поблагодарить вас за эту поездку. Мы
удивились: - Что вы, батюшка, это нам должно благодарить вас за такую
замечательную экскурсию. Он сделал останавливающий жест рукой: – Отцы, я
старый человек, а Рогожская слобода мой дом, в котором я вырос. Со всей
ответственностью заявляю, что вы первые православные священники нового
обряда, которые, как друзья, были приняты в слободе. Я хотел провести
вас по Покровскому собору и накрыть стол там же, среди моих единоверцев и
друзей. Я хочу донести до вас, а через вас до всех остальных, что мы не
враги друг другу. Вот там за столом прозвучал вопрос, что делать
дальше? Нужно становиться мудрее, у нас не осталось времени на вражду. И
ещё… Было видно, что человек расчувствовался, хотел что-то
добавить, но не стал. Махнул рукой, и уже было пошёл, как вдруг, словно
что-то вспомнил остановился и посмотрел в мою сторону: - Отец Александр,
я тебя умоляю, не стригись ты так больше. Потом развернулся и с
присущей ему уверенностью, не оборачиваясь, зашагал к себе в дом.
|