Центром духовной жизни схиигумен Савва считал Причащение. Он убеждал
своих чад причащаться как можно чаще. Старец делал выписки из творений
праведного Иоанна Кронштадтского и других отцов о пользе частого причащения.
Он говорил, что диавол всеми силами старается отвести человека от Причастия.
Темная сила борет человека с правой и с левой стороны: с левой— явными
грехами: нерадением, леностию, осквернением души, фантазиями и помыслами,
отвращением к храмовой службе, раздражительностью, злопамятством, стыдом
исповедовать грехи перед священником, нечистыми сновидениями перед причастием
и так далее. Враг подходит к человеку и с правой стороны — через ложное
понимание благоговения перед святыней. Он внушает не только мирянам, но
и священникам и даже архиереям, что частое Причащение — это злоупотребление
Таинствами, признак духовной гордости; что от частого Причащения Тело
и Кровь Христовы могут стать привычными, как простая телесная пища; что
часто причащающийся человек не может достойно приготовиться к этому величайшему
из Таинств. Такие люди смотрят подозрительно на тех, кто причащается часто,
и считают частое Причащение каким-то новшеством в Церкви. Отец Савва говорил,
что лишить человека Причастия так же жестоко, как лишить грудного ребенка
молока матери. Опыт показывает, что люди, причащающиеся часто, ведут жизнь
в духовном плане более достойную, чем те, кто под предлогом благоговения
лишают себя святыни. На самом деле это не смирение, а диавольский обман.
В Причастии человек черпает силы для борьбы с грехом, а ему говорят: «Не
причащайся часто». Откуда же он возьмет эти силы? Когда указывают на то,
что в древности причащались часто, эти люди обычно отвечают: «Тогда был
другой духовный уровень». Но разве духовный уровень не зависел от частого
Причащения? Отец Савва редко отлучал грешников от Причастия. Он говорил:
«Исповедуйся, смири себя в своем сердце как самого недостойного и спеши
к Святой Чаше».
|