В арт-центре «квАРТира10» на Моховой состоялась встреча со схиархимандритом Гавриилом (Бунге). Немец, бывший монах-бенедиктинец, он с начала восьмидесятых годов живет отшельником в Альпах. В 2010 году перешел в Православие. Говорил отец Гавриил по-французски, переводил священник Димитрий Агеев.
В начале вечера отец Димитрий представил гостя:
Священник Димитрий Агеев: Добрый вечер! Я хотел бы представить отца Гавриила тем, кто еще не знаком с батюшкой. Отец Гавриил родился в 1940 году в Германии, в городе Кельн. Воспитывался в христианской семье и после учебы в университете, где изучал философию, он поступил в бенедиктинский монастырь и вскоре принял монашеский постриг. Прожил в монастыре 18 лет, а когда ему было 40, решил жить отшельником, уединенно, создал скит в швейцарских Альпах и живет там уже более тридцати лет.
Отец Гавриил специалист по творениям отцов неразделенной Церкви, прежде всего по Евагрию Понтийскому. Три года тому назад отец Гавриил присоединился к Православной Церкви, до этого он был католиком. С тех пор ежегодно старается бывать в Москве, где у него много друзей. Четыре книги отца Гавриила переведены на русский язык: «Скудельные сосуды. Практика личной молитвы по преданию святых отцов», «Духовное отцовство», «Вино дракона и хлеб ангельский» и «Другой Утешитель».
Тема нашей сегодняшней встречи: «Как может молиться современный человек». Для отца Гавриила молитва — это не какие-то научные изыскания. Вся его жизнь была посвящена молитве. Он просто будет делиться опытом. Если у вас будут какие-то вопросы, он сразу на них ответит. Я хотел бы только попросить, чтобы среди ваших вопросов не было вопросов о том, почему отец Гавриил принял Православие, почему он принял Православие в Русской Церкви. Он очень часто говорил об этом в своих интервью. Давайте все эти вопросы оставим в стороне. Спасибо большое!
Три духовных возраста
Схиархимандрит Гавриил (Бунге): Мы говорим сегодня о молитве. Безусловно, это самая важная тема в жизни христианина. Если мы внимательно изучаем творения святых отцов, то очень скоро заметим, что человек как личность — это прежде всего акт молитвы. Я обязательно вернусь к этому более подробно. Как все в нашей жизни, молитва претерпевает изменения: возрастает, изменяется, эволюционирует.
Мне хотелось бы, прежде всего, сказать о некоторых этапах духовной жизни. Я буду в первую очередь отталкиваться от учения Евагрия Понтийского, потому что я лучше всего знаю именно его творения.
Евагрий Понтийский — первый из отцов-пустынников, который постарался синтезировать учения о молитве других отцов и записал свое учение. Вы, наверное, знаете о том, что Евагрий был учеником, последователем Макария Великого, а Макарий был последователем Антония Великого.
Таким образом, можно говорить о том, что Евагрий — только третье поколение монашества. Он аккумулировал в себе тот опыт, который был накоплен другими поколениями. Благодаря своему блестящему философскому и богословскому образованию он смог доступно изложить учение о молитве, представить его на должном уровне. Евагрий был учеником, последователем Василия Великого, Григория Богослова и, как я уже сказал, Макария Великого. В его трудах мы находим, с одной стороны, отпечаток каппадокийского богословия, с другой стороны, опыт отцов пустынников.
Если объяснить просто, Евагрий сводит христианство к практике, богословию и житию. В практике это исполнение евангельских заповедей. Физическое состояние — это поклонение Богу через восхищение творениями Божьими на этой земле. Третье состояние — это понимание Бога, когда мы сразу видим Бога таким, какой Он есть. Это то, что мы сегодня называем мистицизм.
На современном языке мы могли бы говорить о трех различных возрастах. Потому что в жизни духовной, как и в физической, мы проживаем разные фазы, разные возрасты. Человек возрастает постепенно.
В отличие от жизни физической, в жизни духовной не происходит все автоматически, за детством не следует юность. Многие люди всю свою жизнь остаются на этой практике — на желании исполнять евангельские заповеди, живя только этим. Можно назвать это детством и юностью, и цель этого этапа, этого возраста духовной жизни — достигнуть при помощи благодати Божьей чистоты сердца.
Это очень важный этап в духовной жизни, потому что невозможно достичь никаких других состояний, невозможно познать Бога, благодарить Бога, поклоняться Богу, не имея чистого сердца. Благодаря благодати Божьей, помощи Божьей, человек может достигнуть чистоты сердца. Следующим этапом будет такое милосердие, гостеприимство в своем сердце по отношению к Богу. Освобождение от страстей — это, конечно же, с одной стороны, следствие молитвенной практики, практики чистого сердца, и в то же время это начало милосердия христианского, которое есть наивысшая христианская добродетель.
Милосердие Божье — это дверь, которая открывается нам к познанию Бога, к восхищению Богом. Следовательно, к следующему этапу духовной жизни — к мудрости, к зрелому возрасту — человек не перешагивает автоматически. Это не происходит в обязательном порядке, так, как в физической жизни. Для того, чтобы человек смог познать Бога, необходимо, чтобы Господь ему открылся. Господь как Личность свободен в Своих действиях. Бог открывается человеку только тогда, когда считает, что человек достоин этого откровения.
Может, это покажется вам абстрактным, вы не согласитесь, и по вашим вопросам я пойму, что вы думаете немножко иначе. Мне кажется, что в жизни духовной очень важно видеть и знать дорогу. Не нужно думать, что в своей духовной жизни можно оставаться на таком этапе, когда просто читают молитвы, псалмы, и этого будет достаточно. Этим трем этапам, трем возрастам духовной жизни соответствует три разновидности молитвы. На первом этапе человек молится обычными молитвами, читает Псалтырь. Это замечательно. Но когда он призван подняться выше, когда он открывается творениям Божьим, начинает познавать Бога, и его молитва, которая до этого момента была просто молитвой прошения, становится молитвой благодарения, молитвой восхищения Богом. Человек благодарит Бога за все, что Он сделал.
И на вершине этого духовного восхождения происходит что-то необычное, таинственное, то, о чем невозможно говорить простыми словами и схемами, и Евагрий этого не делает как раз. Он говорит библейскими сюжетами, картинами, образами. Это очень символический язык, который необходимо дешифровать, чтобы понять. Даже если у вас получится дешифровать язык символов, на котором говорит Евагрий, понять его вы сможете только в том случае, если вы сами прошли этот путь.
Евагрий называет эту ступень диалогом с Богом без каких-либо посредников. Кто же эти посредники? Это творения, которые говорят о Боге, но не есть Сам Бог. Это наши идеи, которые мы выдаем за реальность того, что происходит. Это наше видение Бога, понимание Бога, но это не есть сам Бог. После этого происходит тайна, которую не описать человеческим языком, потому что это исключительно инициатива и желание Бога. То, что Евагрий называет наивысшей ступенью — это видение Бога, явление Бога, посещение Богом человека.
Вот эта высшая ступень молитвы, когда Господь как Личность, открывается человеку, являет себя человеку, пускает человека увидеть Себя таким, какой Он есть. Человек как бы находится в состоянии сна — когда мы спим, мы не знаем, что спим. Человек находится в таком состоянии, что он, с одной стороны, здесь, но, с другой стороны, не здесь. Он не может объяснить, что же происходит на самом деле.
Это, конечно же, не экстаз, не то, что человек покидает свое обычное состояние, теряет сознание. Это нечто другое. Мне хотелось бы закончить свое выступление словами кюре из Арса. Это французский священник XIX века, католический святой. Однажды он в своем приходе встретил старого человека, крестьянина, который сидел на лавке в храме и что-то делал, может, даже перебирал четки. Кюре его спросил: «Что ты тут делаешь?». Крестьянин ответил: «Я смотрю на Него, а Он смотрит на меня!». Вот и все! Это самая настоящая тайна!
Спасибо большое. Вам слово, если вы хотите что-то спросить или сказать.
Зачем нужны молитвословы?
Вопрос: Скажите, пожалуйста, можно ли молиться не каноническими, а собственными молитвами? Почему все молитвословы настаивают на канонических текстах?
Схиархимандрит Гавриил (Бунге): Молитвы, которые есть в молитвословах — некая школа молитвы. Конечно же, в начале молитвословов не было. У первых монахов была особая манера молиться. Этот опыт, к сожалению, утерян. Первые монахи молились так: они читали Псалтырь, после каждого псалма вставали, воздевали руки к небу и молились в безмолвии.
Знаете, много раз я встречался с людьми, которые пытались молиться точно так же: читали Псалтырь и после каждого псалма воздевали руки. И когда воздевали, терялись, не знали, что сказать. Оказывается, когда ты видишь перед собой текст, когда повторяешь его, это тебе во многом помогает сконцентрироваться на словах. Как только ты встаешь, у тебя словно отпадают костыли, на которые ты опираешься — ты чувствуешь себя потерянным из-за того, что не знаешь, что сказать самому. Поэтому молитвословы, канонические молитвы — помощь для нас, чтобы мы научились молитве, обращению к Богу.
Просто читать Псалтырь — это не значит уметь молиться. Псалтырь — путь к молитве. Необходимо научиться читать Псалтырь по-христиански. Молитвословы помогают человеку научиться именно христианской молитве. Христианская молитва очень христоцентрична. Псалтырь — книга ветхозаветная. Она, конечно, ведет к молитве, но канонические молитвы являются для нас именно христианской школой, которая учит нас молиться по-христиански. После того, как мы научимся молиться по-христиански — благодаря молитвослову, — мы сможем просто взять и читать Псалтырь, выбрать там строчку, которая трансформируется в наши собственные слова, станет для нас ступенью, от которой мы оттолкнемся и отправимся к молитве.
Как перейти от медитации к молитве?
Вопрос: Как правильно перейти к молитвенной практике, если опыт медитации, но нет опыта церковной жизни?
Схиархимандрит Гавриил (Бунге): Я недостаточно хорошо знаком с реалиями русской жизни, чтобы знать, насколько опыт восточной медитации вошел в практику повседневной жизни, насколько вы серьезно вы говорите о восточных медитациях, насколько серьезно понимаете, что это такое. Конечно же, нужно сказать, что медитация — это другая молитва. Медитация, как и молитва — выражение твоей веры. Поэтому и названия разные.
Есть люди, которые медитируют, а есть те, которые молятся. Христианин на всех этапах своей молитвы отдает себе отчет и понимает, что он перед Кем-то, в то время как в восточных религиях, где бог — существо безличностное, человек предоставлен сам себе и находится наедине с собой. Он как бы познает самого себя для того, чтобы понять свое отношение к абсолюту.
Христианин — это совсем другое. Христианин ищет прежде всего диалога без посредников с абсолютом, с высшей личностью, с Богом. Полагаю, тому, у кого в жизни был опыт медитации, нужно не перейти на другое состояние молитвы, а опуститься на самую землю, начать с самого простого — взять в руки обычный молитвослов и начать читать простые молитвы. Чтобы просто понять, что ты просто грешник и что для твоего спасения нужно милосердие Божье, ты не можешь спасти себя сам.
В постоянном шуме молиться невозможно
Вопрос: Добрый вечер, отец Гавриил. Я хотел бы, если можно, уточнить тему сегодняшней встречи, задать такой вопрос. Когда мы ставим вопрос так — может ли еще молиться современный человек? Предполагается, что для современного человека молитва является чем-то несвойственным, очень трудным. По вашему мнению, что именно в психологическом портрете современного человека является наиболее трудным для молитвенной жизни? С чем прежде всего современному человеку надо бороться и что побеждать в себе, чтобы молитвенная жизнь стала более нормальной, естественной?
Схиархимандрит Гавриил (Бунге): Я считаю, что современному человеку мешает молиться то, что он постоянно чем-то окружен. Он все время окружен шумом, все время окружен другими людьми. Прошу меня понять правильно, потому что я живу, как отшельник, я живу один. В постоянном шуме, который не прекращается, вы никогда не сможете молиться. Когда телевизор, интернет, мобильные телефоны работают у вас круглосуточно, вы не сможете молиться. У меня был такой опыт, когда я у себя в скиту установил телефон. Установил в своей келье такой большой аппарат с факсом и автоответчиком.
Он не звонил постоянно, был молчаливым телефоном, но на нем была маленькая зеленая кнопочка, которая постоянно горит. Однажды я получил письмо от одной монахини, затворницы, которую я никогда жизни не видел. Она писала, что не обрела того, что искала в одинокой жизни, в затворничестве. Это была достойная христианка, в обычной жизни работала врачом, затем поступила в монастырь, очень строгий, и уже спустя какое-то время удалилась из монастыря для отшельничества.
Я подумал про себя, что должен признаться в том же самом. Я схватил этот аппарат двумя руками и выбросил его! Затем, конечно, я его поднял и поставил в другой домик.
Священник Димитрий Агеев: Отец Гавриил живет в скиту, где три домика. В одном живет он сам. В другом жил его собрат, который умер много лет назад. В третьем кухня, куда он приходит, чтобы поесть. Там же находится телефон.
Схиархимандрит Гавриил: С тех пор я его не вижу и не слышу. Я вернулся, сел на стул в своей келье, посмотрел вокруг и сказал: «Слава Богу, этого зеленого огонька нет!». Я, наконец, почувствовал, что я один. До этого чувствовал, что есть кто-то, какой-то шпион, который сидел рядом со мной. Мир поставил ногу в двери моей кельи. Наверное, вы поняли, что я хотел сказать. Мне бы хотелось его выключить. Необходимо остаться одному, встать перед иконами, читать молитвы, а еще лучше — читать их вслух. Если не получается, то нужно еще громче кричать, и вы поймете, что это работает.
Бог не исполняет наши капризы
Вопрос: Скажите, пожалуйста, почему одна молитва может быть услышана, а другая нет?
Схиархимандрит Гавриил: Почему Бог слышит одни молитвы, а другие не слышит? Потому что Бог не для того, чтобы исполнять наши капризы. Евагрий говорит: «Не проси никогда, чтобы исполнилась твоя воля. Я просил так часто. И когда наконец-то исполнялось то, чего я просил, это было совсем не то, чего я ожидал». Потому что Бог хочет для тебя блага, а ты для себя не всегда хочешь блага, а иногда хочешь совсем другого.
Поэтому главная молитва, первая молитва — дай мне узнать Твои пути, дай мне понять тот путь, который мой. Потому что то, что не соответствует воле Божьей — это не реальность, это наши иллюзии. Очень часто мы настаиваем на своих желаниях, мы просим о чем-то, но, на самом деле, либо это не хорошо, либо момент для этого не настал, либо это вообще не для нас. Тайна духовной жизни — это узнать волю Божью, исполнять волю Божью, поступать, как сын Божий.
Вопрос: Правильно ли я понял отца Гавриила, что лучше молиться дома одному, чем в Церкви, когда много народу?
Схиархимандрит Гавриил: Хорошо и то, и другое. Единству свое время. К примеру, если монах молится только в Церкви с другими монахами, но не молится в келье, то он не молится вообще! Он просто исполняет свое послушание, свои обязанности. Потому что когда монах, когда каждый из нас находится в Церкви, всегда есть рядом с нами тот, кто поет, кто молится, создается впечатление общей молитвы, а когда вы находитесь один на один в своей келье, своей квартире, то вы находитесь один на один с Богом. Это момент истины на самом деле.
Отец Гавриил, всегда ли вы чувствуете себя комфортно в одиночестве? Как можно избежать уныния в одиночестве?
Схиархимандрит Гавриил: Я избегаю уныния тем, что пишу книги на эту тему. Я избегаю уныния тем, что пишу об унынии. Побороть каждую из восьми страстей возможно, начав изучать, что же это такое, как с ними бороться, как их победить.
Вопрос: Когда мы молимся, просим Бога, то Бог нам отвечает. Как научиться слышать и следовать ответам Бога в жизни на молитвы? Ведь когда мы молимся, мы ответственны за каждое слово своей молитвы и должны так жить?
Схиархимандрит Гавриил: Господь нам не открывает нам Свой ум на кусочках бумаги, в записочках. Его ответы пишутся в нашей жизни. Человек, который живет внимательно и пытается понять волю Божью, постепенно научается распознавать ответы Божьи, научается читать те ответы, которые выгравированы на протяжении всей нашей жизни.
Вопрос. Во многих книгах есть много разных молитв, прошений всяких о дожде и прочее. Вы сказали, что нужно просто молиться Богу и не просить ничего. У нас много пишут, что нужно помолиться святому такому-то от зубов… Может, просто надо молиться?
Схиархимандрит Гавриил: Конечно же, в молитвослове есть молитвы на всякий случай. Конечно же, мы все эти молитвы не используем одновременно всякий раз. Мы не молимся каждый раз о дожде. Есть молитвы, которыми необходимо молиться всегда, всякий день. Конечно же, начальные молитвы — «Царю Небесный», Отче наш, утреннее и вечернее правило. Конечно же, читая ежедневно утренние и вечерние молитвы, христианин может и должен выучить их наизусть, потому что это то сокровище, которое нужно всегда носить с собой.
Вопрос: Насколько православный человек может практиковать lectio divina? Не выйдет ли он за пределы православной духовной традиции? К какой стадии из тех трех, о которых вы говорили, вы бы отнесли эту практику? Или она может быть разной на каждой стадии?
Схиархимандрит Гавриил: Конечно же, молитвенное чтение Священного Писания — это православная традиция. Христиане во всех уровнях своего духовного возрастания это делали, делают и должны делать. Некоторые священники призывают более внимательно относиться к такому чтению Священного Писания, потому что такая единоличная попытка толкования Священного Писания допускает возможность уклонения, неправильного толкования прочитанного. Все еретики основываются на Священном Писании.
Для человека воцерковленного, который живет церковной жизнью, регулярно приступает к таинствам Церкви, исповедуется и причащается, такое чтение Священного писания никакой опасности не несет. Конечно, нужно сказать, что на разных этапах духовной жизни, человек совершенно по-разному прочитывает Священное Писание. Священное Писание неисчерпаемо. Вы можете читать Священное Писание всю жизнь и открывая его снова, понимаете, что читаете его словно в первый раз.
Вопрос: Вы знаете несколько языков, на каком языке вы предпочитаете молиться и почему?
Схиархимандрит Гавриил: Что касается чтения Псалтыри, то на разных языках читаю. В какой-то момент я понял, что недоволен существующими переводами. С тех пор, как живу в затворе, читаю по-гречески, потому что греческий язык — это язык первых отцов, это язык, на котором был написан Новый Завет.
Конечно же, перевод семидесяти толковников является для нашей Церкви основным, вообще греческий язык является базовым. Но для личной молитвы я пользуюсь родным языком, немецким.
Достаточно ли хорошо знать творения святых отцов, чтобы понять суть монашеской жизни? Кого из современных авторов отец Гавриил посоветует для чтения?
Схиархимандрит Гавриил: Скажу честно, я практически не читаю современных духовных авторов. Я в основном читаю творения первых святых отцов. Из современных, если можно назвать современным его, я бы посоветовал почитать Феофана Затворника, потому что это был уравновешенный человек в духовной жизни. Замечательный учитель молитвы и духовной жизни. Он также очень популярен и известен на Западе.
Вопрос: Вы сказали, что Бог открывается только достойным? Христос общался с грешниками и открывался им, они были достойны?
Схиархимандрит Гавриил: Евагрий в своей знаменитой книге о молитве, которую я постоянно цитирую сегодня, говорит, что нужно молиться не как фарисей, а как… Фарисей, конечно же, был человеком весьма достойным, но его гордость, самодостаточность были неприятны. Но смирение мытаря, который не дерзал поднять глаза свои и стучал себя в грудь, который стучал себя в грудь, стучал себя в сердце, потому что из сердца исходят все помыслы и страсти, плохие мысли. И это было в очах Божьих достойно.
Когда я говорю о том, что Бог открывается достойным, имею в виду, что Он открывается тем, кого Он считает достойными. Не тем, кого мы считаем достойными и не тем, кто сам себя считает достойным, а тем, кого именно Бог считает достойными. Очень часто Его мнение не совпадает с человеческим. У Евагрия не раз говорится о том, что Бог постоянно судит о достоинстве, что очень важно быть судимым Богом, быть в очах Божьих достойным. Каждый человек, когда смотрит на себя, как в зеркало, говорит, что он недостоин, осознает свои недостатки.
Мирянам доступны все ступени
Вопрос: Может ли мирянин достичь второй ступени молитвы, о которой вы говорили? Какие средства есть в его распоряжении?
Схиархимандрит Гавриил: Конечно же, каждый христианин может достичь любой ступени духовной жизни. Я уже рассказал вам, как кюре из Арса общался с крестьянином, который сидел в храме, общался с Богом, видел Бога и Бог видел его.
Если внимательно читать древние патерики, то мы увидим, что там очень часто говорится о мирянах, которые достигли высшей ступени церковной жизни. Если мы вспомним истории из патерика об Антонии Великом, который однажды услышал голос: «Иди Александрию, там есть кто-то, кто достиг гораздо большего, чем ты». Когда он пришел в Александрию, смотрел-смотрел вокруг и не мог понять, о ком ему говорил голос, кто же достиг большего, чем он.
Наконец, он спросил человека, что же в его жизни такого. Человек ему рассказал, что он ничего особенного в жизни не делал, он выполнял свою обычную работу, но в сердце своем постоянно вместе с ангелом пел «Святый Боже…».
Окружающие этого, естественно, не видели, потому что это было совершенно незаметно для людей вокруг. Это совершенно не должно быть видимо.
Вопрос: В современном мире много болезней и бед. И раньше их было много, но сейчас благодаря интернету об этом всем известно. Каждый день мы получаем десятки просьб за болящих, потерянных, пострадавших и так далее. Мы знаем о страданиях христиан на Ближнем Востоке. Невозможно молиться об этом беспрестанно. Как быть?
Схиархимандрит Гавриил: Наверное, нужно поступать так, как поступал добрый самарянин. Он, как мы помним из Евангелия, позаботился о том, кто был избит разбойниками и валялся на дороге. Священник прошел мимо, левит прошел мимо. Самарянин вовсе не искал того, кому помочь, он не искал, о ком бы позаботиться, он просто споткнулся о человека, увидел его и начал о нем заботиться. Нужно заботиться о тех больных и несчастных, которых мы видим перед собой.
Сердечная молитва — постоянная память о Боге
Вопрос: Есть ли способ не забывать о Боге при занятиях интеллектуальным трудом? Например, языками.
Схиархимандрит Гавриил: Мы говорили о том, что в каждом возрасте духовной жизни есть разные способы молитвы. Цель молитвы — это не сказать как можно больше слов. Цель — войти в молитвенное состояние. Это такое состояние, состояние духа, ума, при котором молитва не проявляется в каком-то выражении, а она постоянно присутствует в твоем сердце. Всякий раз, когда ты заканчиваешь какой-то интеллектуальный труд… Поскольку речь шла об изучении языка, то после того, как ты закончил занятие языком, как-то снова встряхнись, встань на землю и начни молиться обычным образом.
Говорят, что афонские старцы, монахи очень часто во сне молятся. Если подойти во время сна, то можно услышать, что даже во время сна они шепотом говорят молитву Иисусову. Просыпаясь они продолжают молиться. Таким образом, понятно, что дух этого человека находится постоянно в молитве. Независимо от того, чем человек занят, дух его всегда на одном уровне — в молитве. Конечно, для того, чтобы достичь такого состояния, необходимо прикладывать труд, постоянно молиться. Господь за это дает благодать такого духовного состояния. Что такое сердечная молитва? Это постоянная память о Боге.
Вопрос: На литургии большую часть занимает благодарение, евхаристия, значит ли это, что литургия изначально предназначена для людей, дошедших до второй ступени? Стоит ли побуждать себя к благодарению?
Схиархимандрит Гавриил: Конечно же, мы не можем себя побуждать к благодарению, но литургия включает в себя все. Есть молитвы прошения, есть молитвы благодарения. Самый пик в литургии, в момент эпиклезы — молитва о схождении Святого Духа на Дары. Так что в этом случае литургия включает в себя все молитвы. Мы знаем, что многие святые отцы и наши современники, святые отцы недавних времен, не могли служить евхаристический канон без слез.
Оставаться там, где Господь поставил
Вопрос: Нужны ли человеку-христианину его земные дела или надо стремиться только к обретению молитвы и стремлению к Богу, не заботясь о земном?
Схиархимандрит Гавриил: Каждый должен делать то, к чему его призывает Бог. Есть люди, которые вступают на монашеский путь в очень юном возрасте. Я недавно встретился с послушником, которому 16 лет. В то же время среди моих знакомых монахов и монахинь немало людей, у которых был опыт семейной жизни, есть дети, внуки, но они в какой-то момент почувствовали это призвание и оставили все, приняли монашество. Однажды я видел на Афоне среди монахов два поколения одной семьи — отца и сына. В одной из женских обителей я также встретил двух монахинь — мать и дочь. Каждый человек должен всегда оставаться на том месте, куда Господь его поставил, пока Бог его сам не призовет.
Вопрос: Нужно ли человеку искусство для самовыражения и самосовершенствования? Или христианину вообще ничего в искусстве земное не нужно? Живопись, архитектура, литература, дизайн — есть ли это выражение только слабостей человека?
Схиархимандрит Гавриил: Искусство значило и продолжает значить очень многое в жизни человека. Прежде всего, Церковь много почерпнула в искусстве и продолжает использовать искусство в своих целях. Это все очень хорошо видно в самой церкви, особенно во время литургии:. архитектура, иконография, живопись, пение, музыка. Это, как Евангелие, которое может читаться на разных языках, но содержание всегда одно и то же. Если вы спрашиваете моего совета, то я никогда не буду советовать христианину посвятить свою жизнь искусству ради самого искусства, чтобы только самовыражаться в искусстве. Но я не способен давать какие-то советы.
Первый этап — фундамент всей духовной жизни
Вопрос: Вы сказали, что каждая следующая ступень молитвы не исключает предыдущих, то есть молитва благодарения не исключает прошения. Как переход на последующую ступень влияет на предыдущие?
Схиархимандрит Гавриил: Вы совершенно правильно поняли. Как раз, говоря о возрастах молитвы, я не имею в виду этапы духовной жизни, потому что переход из одного этапа на другой не предполагает оставление предыдущего этапа. Первый возраст — именно исполнение заповедей евангельских — остается базой, фундаментом для всей духовной жизни.
Евагрий как раз для объяснения этого состояния цитирует апостола Павла, который был призван на небо и, достигнув состояния видения Бога, продолжал даже в таком состоянии подвергать свое тело глубокой аскезе. Он никогда не говорил, что это ему больше не нужно. Вот это состояние третьего возраста, высшего возраста духовной жизни, вовсе не означает, что это какое-то постоянное состояние человека, что в него однажды прибыл и в нем остаешься навсегда.
Завтра мне предстоит участвовать в конференции, посвященной наследию преподобного Исаака Сирина. Преподобный Исаак Сирин как раз выражает эту мысль. Бог посещает человека, как птица, которая посещает своих птенцов, опускаясь на них, чтобы их обогреть и укрыть. Один из святых отцов говорит, что когда такое случается, когда Бог тебя посещает, то перестань читать Псалтырь, забейся в угол, чтобы ничего не видеть и не слышать, уступи место действия Богу. Когда Господь отойдет, когда Господь уйдет, то продолжай молитву.
Вопрос: Батюшка, молитва требует больших усилий, как научиться чистосердечной молитве?
Схиархимандрит Гавриил: Чистосердечная молитва — это чистая молитва, это уже финал молитвенной практики, это то, к чему надо стремиться. Она достигается путем борьбы со страстями, путем отказа от чего-то очень личностного. Как сказал один из святых отцов: «Отдай кровь и прими дух». Я знаю людей, которые так поступили.
Подготовил Леонид Виноградов, фото Анны Гальпериной
|