Почитание Креста Христова
Крест Христов – это самый распространенный символ христианства.
Строгий – четырехконечный, ветвистый или узорный, выцарапанный на стене римских катакомб, венчающий купол храма, надетый на шею христианина, – он всегда говорит об одном и том же: о том, что две тысячи лет назад им, Крестом, была одержана победа над сатаной.
Но насколько правомочно почитать крест?.. Этот вопрос, всплывая иногда и будоража протестантов, звучит все реже, потому что даже в самых либеральных протестантских деноминациях находится место кресту. Крест появляется на кафедрах христиан-евангелистов, крест можно увидеть даже у баптистов – самых ярых борцов за безобразность веры.
Сегодня мы поговорим о Кресте Христовом и о его почитании.
Одной из заповедей Божиих, начертанных на скрижалях, была следующая, категорично гласящая: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой...» (Исх. 20. 4-5). Эта заповедь, по сути, является продолжением самой первой: «Я Господь Бог твой... да не будет у т
...
Читать дальше »
Просмотров:
708
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
05.08.2016
|
|
Можно ли не носить нательный крест?
Как это ни будет для кого-то удивительно - можно не носить. Вернее, носить - это важно, но нельзя сказать, что тот, кто не носит крест, становится еретиком и раскольником. Вся моя семья - носит нательный крест, но я не спрашиваю (как некоторые батюшки), пришедших на венчание или на исповедь: "А крест на шее есть?"
Нательные крест никогда не был обязательным атрибутом православного человека. Не верите? Спросите любого грека: можно ли не носить нательный крест? Он просто не поймет вопроса, потому что в Греции многие креста не носят, а носят те, кто хочет.
На Руси крест также носили по желанию. Вот сегодня, когда совершается Таинство Крещения, мы надеваем малышу (или взрослому) нательный крест. А знаете ли вы, что в Требнике (книге, в которой помещен чин Крещения) нет ни слова о нательном кресте?.. Надевать новокрещенному на шею крестик - это наша традиция, но Устав никак не подразумевает это.
...
Читать дальше »
Просмотров:
1025
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
05.08.2016
|
|
Крестное знамение
Крест – это внешний знак нашего спасения.
Это страшное орудие смерти, которое таинственным, непостижимым образом послужило к спасению человеческого рода.
Многие столетия крест, носимый на груди, напоминал христианину, что его путь жизни – путь крестоношения, путь уподобления Господу и Спасителю.
С крестами боролись во все времена, но наибольшей интенсивности эта борьба достигла в двадцатом веке в России.
За веру были истреблены миллионы людей, одних только священнослужителей было физически уничтожено 200 тысяч человек.
В обществе искусственно нагнеталась ненависть к Церкви, к ее служителям.
В 1922 году Ленин адресует членам Политбюро секретное письмо, в котором требует осуществить расправу над духовенством и верующими «с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления».
30 января 1923 года в присутствии наркомов Троцкого и Луначарского было инсценировано заседание политического трибунала для вынесения смертного приговора... Богу.
...
Читать дальше »
Просмотров:
805
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
05.08.2016
|
|
История нательного креста
Расскажу об истории ношения креста на груди (по–слав. грудь – перси), так называемого наперсного креста).
Спаситель был распят не на аккуратном, обструганном Кресте, который часто изображают на иконах или картинах. И на место казни, на Голгофу, Спаситель нес не такой Крест, как тот, который у нас часто изображают.
В то время вертикальные столбы были намертво вкопаны в месте казни, и осужденные на смерть несли лишь верхние перекладины, столбы, необструганные и грубые.
На Голгофе руки осужденных прибивали к горизонтальной перекладине, и затем эту перекладину подтягивали наверх и вкладывали в специальную ложбину. Затем прибивали осужденному на казнь ноги. Получался Т-образный крест. И уже над всем водружали табличку с описанием вины казненного. На таком кресте и был распят наш Спаситель.
В христианской символике такой грубый, исторически реальный крест претерпел стилизацию под давно известный символ Креста.
В первые века появляется немало крестов разной формы, но изменяющаяся форма креста не несла искажения сути: «Крест всякой формы есть истинный крест», – говорил преп.
...
Читать дальше »
Просмотров:
825
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
05.08.2016
|
|
Беседы о Библии. Книга Бытия. Передача 6
Анна Павлович:
Здравствуйте, дорогие радиослушатели, в эфире радио «Град Петров» «Беседы о Библии». В студии протоиерей Александр Степанов. Здравствуйте, отец Александр!
Протоиерей Александр Степанов:
Здравствуйте, Аня!
А. П.:
И Анна Павлович. И я напоминаю, что в наших предыдущих беседах мы уже достаточно подробно говорили о сотворении мира, о сотворении человека, о двусоставности человеческой природы, о сотворении женщины. И вот, в последней нашей беседе мы остановились на подробном описании райского сада, о том, что, например, те названия рек, которые мы видим в библейском тексте, Тигр, Евфрат, мы видим и на современных картах тоже. И, соответственно, возникает вопрос, где же находился этот райский сад? И что с ним произошло после грехопадения? То есть либо он где-то в каких-то иных сферах находился, либо где-то здесь на земле, но в таком случае, где же он сейчас?
А. С.:
Конечно, райский сад находился на той самой земле, где мы с вами живем, и Бог поселяет первых людей, Адама и Еву, в совершенно конкретном, локализованном на земле месте, которое идентифицируется, как минимум, по названию двух рек, нам хорошо известных, Тигр и Евфрат. Там упоминается, правда, еще две реки, о происхождении которых есть разные, разумеется, мнения, Гихон и Фесон, вообще, это не такая частая ситуация, когда две реки текут параллельно.
...
Читать дальше »
Просмотров:
510
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
05.08.2016
|
|
Беседы о Библии. Книга Бытия. Передача 5
Анна Павлович:
Здравствуйте, дорогие радиослушатели, в эфире радио «Град Петров» «Беседы о Библии». Мы продолжаем цикл наших бесед о первых главах Библии, о сотворении мира, о сотворении человека и о грехопадении. В предыдущих передачах мы уже говорили о первой главе Библии, о сотворении мира и, наконец, о венце творения – о человеке. Мы подходим ко второй главе. Сотворен этот мир, сотворен человек, и Господь видит, что это хорошо весьма, но что же происходит во второй главе?
Протоиерей Александр Степанов:
Когда мы только начинали подходить к этому тексту, мы говорили о том, что в первых главах книги Бытия содержится два рассказа. Первая и вторая глава содержат как бы два варианта повествования об одном и том же. Один вариант мы рассмотрели, и мы говорили, что его особенностью является то, что это вариант хронологический, а второй вариант мы назвали антропоцентрическим, поскольку он говорит не о том, как в последовательности временной разворачивались события творения мира, а больше говорит о смысле, поэтому, собственно, человек в этом повествовании появляется практически сразу. И в 7-ом стихе второй главы мы читаем: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою».
Если наши слушатели внимательно нас слушали и помнят наши беседы, мы говорили о том, что п
...
Читать дальше »
Просмотров:
487
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
05.08.2016
|
|
Беседы о Библии. Книга Бытия. Передача 4
Анна Павлович:
Здравствуйте, дорогие радиослушатели, в эфире радио «Град Петров» «Беседы о Библии». В студии протоиерей Александр Степанов. Здравствуйте, отец Александр!
Протоиерей Александр Степанов:
Здравствуйте, Аня!
А. П.:
И Анна Павлович. Мы продолжаем цикл бесед о первых главах Библии: о сотворении мира, о сотворении человека и о грехопадении. На прошлых наших беседах мы говорили об особенностях языка Библии, об особенностях построения библейского текста, о различных подходах истолкования этого текста. В прошлой нашей передаче мы обратились непосредственно к тексту самой Библии и говорили о сотворении мира, о пяти днях творения. И подошли к шестому дню, когда был сотворен человек.
А. С.:
Я хочу напомнить нашим слушателям, что мы говорили о том, что мир без человека представляет собой заводную игрушку, какой-то механизм, которому Творец дает определенные законы действия, и эта игрушка крутится по этим законам, и, в общем, нет в этом мире никого, кто был бы, в каком-то смысле, собеседником Богу, который мог бы оценить, например, красоту, гармонию, доброту этого мира, когда Бог творит, Он все время подчеркивает: «И увидел Бог, что это хорошо», или по-славянски – «добро». И вот, Бог подходит, действительно, к тому моменту, когда создается некто, в каком-то смысле равный Ему, и вот это
...
Читать дальше »
Просмотров:
506
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
05.08.2016
|
|
Беседы о Библии. Книга Бытия. Передача 3
Анна Павлович:
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! В эфире радио «Град Петров» «Беседы о Библии». В студии протоиерей отец Александр Степанов. Здравствуйте, отец Александр…
Протоиерей Александр Степанов:
Здравствуйте, Аня.
А. П.:
…И Анна Павлович. Мы продолжаем наши беседы о первых главах Ветхого Завета, о сотворении мира и о грехопадении. Мы говорили о некоторых особенностях библейского текста, о принципах построения этого текста, об особенностях библейского языка и перешли к самому тексту, поговорили о первом дне творения, это стихи с первого по пятый. И вот сегодня мы продолжим и обратимся уже ко второму дню творения.
А. С.:
Итак, второй день творения тоже наверняка вызывает вопросы у любого читателя. Я напомню, что было бы очень хорошо, если бы наши слушатели имели перед глазами текст, так будет гораздо легче следить за нашими рассуждениями. Итак, шестой стих: «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды». Это довольно странно выглядит, что это за «твердь»? И какую воду от какой воды она отделяет?
Дело в том, что в еврейском тексте там, где мы читаем по-славянски «твердь», стоит слово, как ни странно, известное очень многим нашим слушателям, которые, во всяком случае, читали Евангелие. Еврейский язык мало кто знает, но вот э
...
Читать дальше »
Просмотров:
439
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
05.08.2016
|
|
– Оденьте девочке шапку.
– Матушка, молитесь спокойно…
– Нет, вы меня послушайте. Или оденьте шапку, или сейчас же выйдите из храма.
– Матушка, девочке можно находиться в храме без головного убора.
– А я говорю – нельзя!
– Я сам священник, что вы спорите.
– Ай-яй-яй… Сам священник, а такого не знает… Священник называется… Чему других-то научит, когда сам ничего не знает?..
Такой доброжелательный )) разговор состоялся два года назад в храме маленького российского городка, в котором я оказался волею случая.
Со мной была маленькая дочь, и она была без шапочки.
Вновь и вновь происходят подобные ситуации, и в них, наверное, попадали и некоторые наши читатели. На самом деле, а почему женщина надевает перед тем, как войти в храм, головной убор? И почему мужчины его, наоборот, снимают?
Давайте сегодня об этом поговорим.
...
Читать дальше »
Просмотров:
634
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
05.08.2016
|
|
Иеродиакон Макарий, гор. Иваново, 19 июня 2002 г.
Услышав, что я назвал программирование православной профессией, мой сын-студент отозвался в недоумении:
– Какая связь может быть между программированием и Православием?..
Я не дал ему сразу исчерпывающего ответа, только сказал, что и там, и здесь речь идет об истине. Но мы обязаны давать исчерпывающий ответ обо всем, что в наших силах, в особенности, когда спрашивает молодежь. Вот тогда я и написал для него заметку-ответ, а сегодня предлагаю его вашему вниманию.
Программировать компьютеры я начал больше тридцати лет назад, еще когда их называли ЭЦВМ, куда раньше, чем мой сын увидел свет солнца. Сначала это была учеба, потом некая интеллектуальная игра с участием серьезных, уважаемых людей (точное название которой – лженаука), потом работа, средство пропитания и даже материального процветания семьи. Потом семья была взорвана изнутри, и все это процветание с тяжким грохотом обвалилось мне на голову… С тех пор я перестал зарабатывать на хлеб программированием, но зато сумел увидеть и оценить в нем благородное ремесло, проявление творческого начала и средство развития души. Вероятно, то же самое может быть сказано о всяком истинном ремесле, – но я буду говорить о том, что знаю.
Итак, в чем связь между программиров
...
Читать дальше »
Просмотров:
471
|
Добавил:
Ривалдо
|
Дата:
05.08.2016
|
| |